Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 52. ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ





1. "Широкое" и "узкое" определения природы: природа как материальный мир и как биосфера.

2. Значение "стартовых" природных условий для развития культуры и цивилизации.

3. Основные этапы взаимодействия природы и общества:

а) появление человека разумного и "присваивающей" экономики;

б) переход к "производящей" экономике, активное вмешательство человека в природную среду, возникновение техногенных обществ;

в) промышленная революция, формирование идеи прогрессивного общественного развития;

г) нарастание глобального экологического конфликта, попытки согласования "стратегии природы" и "стратегии человека".

Методические рекомендации

Кроме определения природы в широком и узком смысле слова, в первом вопросе следует проследить эволюцию представлений о природе в мифологической, философской, религиозной и научной картинах мира.

При ответе на второй вопрос рассмотрите влияние географического положения, территории, климата, ландшафта, растительного и животного мира, водных артерий, полезных ископаемых, количества населения на развитие общества. Проследите, каким образом происходило формирование новых, опосредованных природой факторов общественного развития.

Раскрывая третий вопрос, покажите влияние на характер взаимодействия общества и природы как производственных переворотов, так и религиозных и философских идей. Этапы (б, в, г) можно рассматривать также как неолитическую, промышленную и научно-техническую революции.



 

 

Тема 53. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

1. Общество как развивающаяся система:

а) понятие "общество" в материалистической концепции;

б) идеалистические теории общественного развития;

в) органицистские и натуралистические подходы к историческому процессу.

2. Теория общественно-экономических формаций К. Маркса.

3. Цивилизационная концепция исторического развития.

4. Прогресс и регресс в общественном развитии.

Методические рекомендации

Отвечая на первый вопрос, подчеркните, что в зависимости от своей мировоззренческой позиции различные философы по-разному понимали общество, поэтому существовали разные концепции общественного развития. Раскройте основную суть, назовите авторов, укажите характерные черты этих концепций.

Рассмотрение второго вопроса начните с того, что, с точки зрения К. Маркса, развитие общественного организма определяет способ производства материальных благ. Исходя из этого, он разработал учение об общественно-экономической формации, под которой понималось неразрывное единство материальной и духовной сторон жизни общества на данном этапе его развития.

Раскрывая третий вопрос, укажите, что идея цивилизаций как доминанты исторического процесса была выдвинута Н.Я. Данилевским. Он исходил из того, что развитие общества осуществляется параллельно несколькими социально-историческими организмами (цивилизациями) на основе общности культуры. Укажите также авторов других теорий (О. Шпенглер, А. Тойнби, У. Ростоу и др.), выявите черты, наиболее характерные для указанного подхода к развитию истории.

Анализ четвертого вопроса начните с изложения двух вариантов решения вопроса о направленности человеческой истории: пессимистического (человеческая история движется по пути регресса) и оптимистического (в истории господствует прогресс). Назовите авторов указанных взглядов, отличительные черты этих теорий и их прогнозы на будущее.

 

 

Тема 54. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА

1. Понятие общества в философии и социологии.

2. Общество как саморазвивающаяся система.

3. Социальные действия и их смысл.

Методические рекомендации

Раскрывая эту тему, покажите, что философия формирует целостный взгляд на историю и исторический процесс, который не могут предложить частные науки об обществе.

Ответ на первый вопрос предполагает различение понятий "народ", "нация", "государство" от понятия "общество". Кроме этого, необходимо выявить специфику рассмотрения этого понятия в философии и социологии. В первом вопросе предстоит рассмотреть генезис общества и его развитие с различных философских позиций: материализма (исторический материализм К. Маркса), идеализма (абсолютный идеализм Г.Гегеля), теологии (Августин Аврелий). Необходимо также осветить противоположные подходы к пониманию критериев общественного развития – формационный (К.Маркс) и цивилизационный (Н.Данилевский, О.Шпенглер и др.). Подчеркните, что в зависимости от того, какой аспект общества или истории подлежит изучению, можно выбрать ту или иную философскую концепцию, но при этом не стоит забывать, что жизнь людей всегда богаче, чем любые теоретические конструкции, объясняющие ее. Дайте философское определение общества и раскройте его сущность.

При изложении второго вопроса обратите внимание на следующие источники саморазвития общества: противоречия природной и культурной организации человека и его сообществ; противоречия, связанные с общественными отношениями, возникающими в процессе трудовой деятельности человека.

Раскрывая третий вопрос, исходите из следующего положения: смысл социальных действий людей определяется их ценностями. Люди взаимодействуют во имя чего-то. Выберите наиболее интересные и плодотворные, на Ваш взгляд, философские концепции общества от античности до нашего времени.

 

 

Тема 55. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

1. Историософия как область философского знания: предмет и категории.

2. Обзор историософских концепций от древних до классических моделей.

3. Смысл истории и подходы к его интерпретации в постклассических историософских концепциях.

4. Проблема культуры и цивилизации.

5. Сущность, направленность и критерии исторического развития человечества.

Методические указания

История всегда привлекала внимание философов. Однако только в XVIII в. философия истории выделяется в самостоятельный раздел философии. Термин "философия истории" был введен Вольтером, а в трудах И. Гердера философия истории оформилась в особое направление исследований. К различным проблемам философии истории обращались Ш. Монтескье, Г. Гегель, К. Маркс, А. Тойнби, О. Шпенглер, К. Ясперс, М. Вебер, О. Конт, Н. Данилевский, П. Сорокин. Прежде всего, необходимо выяснить, что изучает философия истории. Несмотря на то что проблематика философии истории менялась с течением времени, основным признаком, отличающим ее от собственно исторических наук, является подход к истории с точки зрения философских принципов и категорий. Далее следует разобраться в том, каковы движущие силы исторического процесса, какие факторы придают направленность историческим изменениям, детерминируют историческое развитие, как этот вопрос решался в истории философии. Постарайтесь критически подойти к односторонности различных видов детерминации исторического процесса. Как решался философами вопрос о смысле и цели исторического процесса? Как Вы сами представляете решение этих вопросов? Проблема смысла истории сопряжена с другим важным для философии истории вопросом - об историческом прогрессе. Важно ответить и на вопрос: есть ли прогресс в истории и каковы его критерии? В заключение выясните, как представлено историческое развитие в современных теориях индустриального, постиндустриального и информационного общества?

В первом вопросе необходимо показать специфику историософии как философской дисциплины, выявить круг ее проблем и определить главные категории, которыми она оперирует (исторический процесс, функционирование, изменение, развитие, прогресс и т.д.).

Во втором вопросе проследите основные этапы становления философских представлений об историческом процессе. Начните с мифологических представлений о "мировом годе", затем перейдите к античной, христианской и исламской средневековой историософии, от них – к принципу обоснования историософских концепций в Новое время и в период классической рациональности.

Многообразие пришедших на смену классическим интерпретациям истории постклассических историософских парадигм (третий вопрос)можно распределить по направлениям в соответствии с каким-либо критерием: линейные и циклические; отстаивающие "принцип всемирной истории" и трактующие мировой процесс как совокупность оригинальных историй отдельных цивилизаций; признающие рациональность истории и утверждающие ведущую роль некоей иррациональной стихии. В соответствии с выбором критерия некоторые концепции могут быть "задействованы" в разных номинациях. Обратите особое внимание на анализ концепций истории, разработанных в "философии жизни", экзистенциализме, марксизме, учениях Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, О. Шпенглера, А. Тойнби, К. Ясперса.

В четвертом вопросе главное – выбор критериев различения указанных понятий. Необходимо коснуться истории проблемы, представить наиболее значительные концепции. Понятие "цивилизация" появилось в тесной связи с понятием "культура", поэтому при его анализе неизбежно их сопоставление как парных категорий.

Пятый вопрос предполагает выявление сущности понятия "историческое развитие человечества", его направлений (прогресс, регресс, одноуровневое развитие), критериев, по которым мы можем судить об этом.

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.