Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 33. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ РАЗВИТИЯ





1. Движение и развитие.

2. Законы развития.

3. Модели развития.

Методические рекомендации

Отвечая на первый вопрос, объясните, почему исторически первым возник термин "изменение". Обратите внимание на то, каким образом понятие "движение" связано с понятием "материя". Рассмотрите соотношение понятий "движение" и "покой". Покажите, почему развитие является особым видом движения. Охарактеризуйте развитие как необратимое, качественное изменение.

При раскрытии второго вопроса необходимо не только сформулировать основные законы развития, но и показать специфику их проявления в разных сферах природной и общественной жизни.

При анализе третьего вопроса рассмотрите основные концепции развития (модели диалектики), наиболее известными среди которых являются логико-гносеологическая, материалистическая, равновесная, а также сциентистская (натуралистская) модели.

Тема 34. УЧЕНИЕ О ДИАЛЕКТИКЕ

1. Диалектика как учение о саморазвитии мира.

2. Законы и категории диалектики.

Методические рекомендации

1. Раскрытие первого вопроса требует историко-философского подхода: необходимо вспомнить стихийную диалектику древних китайцев («даосизм») и античных греков (Гераклит) и проследить ее развитие у Г.Гегеля, К.Маркса, Ф.Энгельса, а затем следует обратиться к современному ее толкованию.

Далее необходимо выделить объективную и субъективную диалетику, а также противопоставить ей метафизику, объяснив свое понимание диалектики как учения и диалектики как метода.

2. Рассматривая данную проблему, необходимо показать, что в структуру диалектики входят как законы, так и основные категории, но прежде чем их изложить, постарайтесь понять и определить с философской точки зрения закон. Покажите, что основное содержание диалектической теории описывается тремя законами, которые Г. Гегель сформулировал по отношению к Абсолютному духу, а К. Маркс и Ф. Энгельс применили к материалистически понятым природе, обществу и человеческому мышлению.

«Ядро» диалектики составляет закон единства и борьбы противоположностей, который дает ответ на вопрос об источнике развития. Таким источником в диалектике считаются противоположные начала.

Второй закон диалектики – закон перехода количественных изменений в качественные – служит развитием и конкретизацией первого и дает ответ на вопрос о механизме развития.

Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания – выражает направленность развития. Согласно этому закону, развитие происходит по спирали, которая представляет собой цепь циклов.

Обратите внимание на то, что три закона составляют основную часть диалектики, однако полностью ее содержания не исчерпывают. Развития диалектическая теория содержит учение о методе и особой диалектической логике. Три закона диалектики составляют так называемую объективную диалектику, а учение о методе и логика – субъективную.

Далее перейдите к изложению регулятивной роли диалектики в общественной жизни, научном творчестве и других сферах бытия. А закончить контрольную работу следует рассмотрением основных функций диалектики.

 

 

Тема 35. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГНОСЕОЛОГИИ

1. Концепции познания в истории философии.

2. Предмет гносеологии.

3. Чувственное и рациональное познание: приоритет или паритет?

4. Формы иррационального познания.

5. Особенности, уровни и методы научного познания.

Методические рекомендации

Раскрывая содержание первого вопроса, приведите примеры различных познавательных позиций и раскройте их суть (агностицизм, скептицизм, познавательный оптимизм). Обратите внимание на многообразие концепций классической гносеологии: познание как "узнавание" или "припоминание", познание как "конструирование" реальности и познание как "воспроизведение", "отражение" действительности.

Второй вопрос предполагает краткую характеристику вопросов, которые изучает гносеология как область философского знания.

В третьем вопросе следует начать с существующих точек зрения на указанную проблему, а затем сделать вывод на основе изложенного материала.

Освещая четвертый вопрос, сконцентрируйте свое внимание на таких формах иррационального познания, как творчество и интуиция.

Чтобы ответить на пятый вопрос, проследите эволюцию научного познания в истории человеческого общества, изменение ее социальной роли, перспективы развития. Следует также охарактеризовать эмпирический и теоретический уровни исследования и определить методы каждого из них. Касаясь проблемы научного познания, необходимо указать на то, что они разделяются на частные, общенаучные и всеобщие (философские). Приведите примеры каждого типа данной классификации.

 

 

Тема 36. ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА

1. Диапазон философских направлений, исследующих возможность познания мира: оптимизм, скептицизм и агностицизм.

2. Объективные причины существования агностицизма и его практическое опровержение.

3. Релятивизм как источник скептической мысли. Позитивная и негативная роль скептицизма в процессе познания.

4. Гносеологический оптимизм и его аргументы в пользу принципиальной познаваемости мира.

Методические рекомендации

Для ответа на первый вопрос необходимо вначале дать определение познавательной деятельности, а затем охарактеризовать указанные направления, по-разному отвечающие на вопрос о возможности постижения истины.

При ответе на второй вопрос обратитесь к анализу таких факторов познавательной деятельности, как неизбежность ошибок и заблуждений, разную степень приближения к сути вещей, недостаточную обоснованность знания или некритическое усвоение опыта и т.п. Приведите примеры отрицания познаваемости мира в истории философии (Д. Юм, И. Кант, Дж. Беркли и др.) Подберите наиболее убедительные аргументы противников агностицизма.

Ответ на третий вопрос предполагает характеристику гносеологического релятивизма, связанного с невозможностью найти абсолютные основы познания, скепсисом по отношению к абсолютной истине. Покажите особенности познавательного скептицизма в учениях софистов, Дж. Беркли и Д. Юма, И. Канта, О. Шпенглера и др. Следует также подчеркнуть объективные причины скептицизма и его неоднозначную роль в познании.

Раскрывая четвертый вопрос, проанализируйте суть основных классических познавательных моделей: познания как "узнавания" или "припоминания" (Платон); воспроизведения или отражения (Демокрит, французский материализм XVIII в., марксизм); конструирования (Кант).

 

 

Тема 37. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

1. Научное познание: объективность, обоснованность и универсальность научных знаний.

2. Знание, истина, вера, мнение, знаки, символы.

Методические рекомендации

1. Важнейшим вопросом для теории познания является следующий: что такое знание, каково его строение и как оно возникает? Этому и должен быть посвящен первый вопрос. Здесь необходимо обратить внимание на то, что в научном знании в отличие от других форм знания (религия, искусство, мораль, право) критерий рационального осознания мира занимает центральное место, а понятие выступает как основная форма рационального познания.

2. В изучении второго вопроса главное состоит в раскрытии понятия "истина" и выяснении ее отличия от веры, мнения и вненаучного знания. В истории философии истина понимается как соответствие знаний предмету познания, а предмета познания – своему понятию. Здесь необходимо затронуть проблему критериев истины и роль заблуждений, веры, мнений в поисках истины. Обратите внимание на знаковую систему и смысловое содержание значений.

 

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.