|
Тема 29. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ОБЫТИИ1. Философские аспекты понимания бытия. 2. Античная философия о сущности бытия. 3. Трактовки бытия в средневековой философии. 4. Проблема бытия в Новое время. 5. Немецкий классический идеализм о бытии. 6. Проблематика бытия в позитивизме и неопозитивизме. 7. Современные философские концепции бытия. Методические рекомендации При ответе на первый вопрос покажите, что категория "бытие" является исходной в философском осмыслении окружающего мира. Отметьте, что это понятие, во-первых, констатирует не содержание явлений и предметов, а их наличие. Во-вторых, следует указать соотношение понятий "бытие", "существование" и "сущее". Обратите внимание на то, что учение о бытии является первым не только в плане генезиса философского знания, с него явно или неявно начинается любая философская концепция. Вопросы бытия обсуждаются в первом разделе философского знания, называемом онтология. Бытие как исходная, первичная характеристика мира является бедным понятием, которое наполняется конкретным содержанием во взаимодействии с другими философскими категориями. Сконцентрируйтесь на поисках первоначала (субстанции) бытия и идее единства мира, что и составляет содержание онтологии. Исходя из основного вопроса философии, необходимо различать материальную и духовную субстанции, что ведет к пониманию основных философских направлений – материализма и идеализма. Далее изложите свое представление о формах бытия, подтвердив это примерами. Покажите, что конкретизация проблемы бытия осуществляется с помощью следующих тем: един или множественен мир, изменчив он или неизменен, подчиняется ли изменение каким–то законам или осуществляется произвольно и т.п. При изложении последующих вопросов проследите историю проблемы бытия. Вам поможет обращение к творчеству Парменида, Гераклита, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита, Платона, Аристотеля (второй вопрос);реалистов и номиналистов, Фомы Аквинского (третий вопрос); Декарта, Спинозы, Лейбница (четвертый вопрос); Фихте, Шеллинга, Канта и Гегеля (пятый вопрос); философов марбургской школы, неогегельянцев,Карнапа, Рассела, Витгенштейна (шестой вопрос); Хайдеггера (седьмой вопрос). Постарайтесь выделить общее в поисках решения проблем бытия на том или ином этапе развития философской мысли. В данной теме следует показать понимание бытия как главной философской категории, рассмотрев при этом исторический аспект ее формирования. Проблема бытия была сформулирована в античной философии на самом первом этапе ее существования. Первые греческие натурфилософы стремились выявить предельные основы, первоначала мира, гарантирующие его стабильность. Покажите, что первоначала в античной натурфилософии представлялись в качестве стихий, но носили умопостигаемый характер. Помимо натуральности, вторым важным свойством первоначал была их безличность. В учении о первоначалах античные философы стремились обнаружить и философским способом оправдать мир, который был бы стабилен в своей необходимости и гарантировал бы стабильное существование человеку. После милетцев проблема бытия в иной, более абстрактной форме была поставлена элеатами. Далее, в первом вопросе рассмотрите изменение представлений о бытии в историко-философском процессе. Сделайте вывод о том, что современная философия отказывается от проблематики бытия без человека, вне человека, что на первый взгляд напоминает отказ от онтологической проблематики вообще. Однако в поисках основания реальности в человеке философия на самом деле, реабилитирует онтологическую проблематику, объединяя в единое целое онтологию и антропологию. Тема 30. ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА В ФИЛОСОФИИ 1. Становление принципа детерминизма в XVII – XVIII вв. Представления о многообразии взаимосвязей и взаимодействий всего существующего. 2. Разновидности детерминизма: понимание случайности, неизбежности, возможности предвидения грядущего. 3. Квантовая физика и преодоление классического детерминизма. 4. Индетерминизм и его формы. Методические указания Излагая первый вопрос, покажите, каким образом в философии и науке утверждалось представление о всеобщей взаимосвязи явлений бытия, какую роль в этом сыграли достижения физики, астрономии, математики. Раскройте особенности ранних форм детерминизма, сводящих причинную связь к механической причинности (П. Лаплас). Особо подчеркните понимание роли случайности и необходимости в этот период развития философской мысли. Ответ на второй вопрос предполагает не только анализ фатализма, волюнтаризма, феноменализма по указанным направлениям, но и рассуждения о свободе воли человека, ответственности за совершаемые им поступки. Третий вопрос предполагает размышления о главных причинах осознания ограниченности механистического детерминизма в начале ХХ века. Покажите также, что нового в понимание необходимых связей внесла синергетика. Приведите примеры современных определений причины, следствия, закономерности, связей и зависимостей, системности. Раскрывая четвертый вопрос, выясните объективные факторы возникновения и существования различных форм индетерминизма (окказионализма, витализма, неокантианства). Вам поможет обращение к материалам философских словарей или энциклопедий.
Тема 31. ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ В ФИЛОСОФИИ 1. Эволюция понятия "субстанция" в истории философской мысли. 2. Понятие "субстанция" в современной философии. 3. Субстанция, субстрат, материя, сознание, бытие: соотношение понятий. Методические рекомендации В первом вопросе необходимо проследить наполнение указанного понятия на протяжении развития философии. Приведите примеры материалистического и идеалистического решения проблемы субстанции в истории философской мысли. Раскрывая второй вопрос, необходимо иметь в виду противоречивость, двойственность понятия субстанции, выступающей как нечто неизменное, существующее само по себе и независимо от внешних влияний, и как первооснова, определяющая существование других вещей. Третий вопрос предполагает сравнительный анализ указанных понятий. Вначале дайте определения каждого из них, а затем найдите точки соприкосновения и отличия.
Тема 32. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ 1. Представления о пространстве и времени: обзор наиболее значительных научных и философских концепций от древности до современности. 2. Основные проблемы пространства и времени, стоящие перед философской мыслью. 3. Виды пространства и времени. Методические рекомендации При ответе на первый вопрос следует обратиться, прежде всего, к анализу субстанциональной и реляционной концепций пространства и времени, их вариациям в истории философии. Во втором вопросе имеются в виду следующие проблемы: объективного существования пространства и времени; выявления их структуры; взаимодействия и взаимосвязи пространства и времени; возможностей и способов их познания. Третий вопрос можно осветить, рассмотрев физическое и биологическое пространство и время как ритмы человеческой деятельности; социальные пространство и время (социальную структуру и ритм социальных трансформаций); исторические пространство и время (единство и многообразие исторического процесса, его стадиальность и направленность); пространство и время культуры (отношения человека с миром культуры, структуру мира культуры и культурных образцов).
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|