Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 47. ФИЛОСОФИЯ О СМЫСЛЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ





1. Смысл жизни и исторические типы философствования.

2. Проблема смысла человеческой жизни в современном обществе.

3. Влияние социально-исторических факторов на изменение смысложизненных ориентаций человека.

Методические указания

При рассмотрении первого вопроса необходимо выделить доминирующие способы решения проблемы в различные исторические периоды развития философской мысли. Безусловно, они должны дополняться конкретными примерами. В заключении, в качестве вывода, можно наметить общую тенденцию в эволюции указанной проблемы.

Отвечая на второй вопрос, исходите из того, что смысл жизни каждому человеку открывается по-разному.

Отметьте далее, что содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей. Скажите о том, что смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация) и будущее (проспекция).

Анализируя третий вопрос, подчеркните, что найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое – чаяния людей каждой данной эпохи. Также обратите внимание на то, что реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными среди которых являются: наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.

 

 

Тема 48. ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ

СВОБОДЫ

1. Основные философские позиции в решении проблемы свободы:

а) полное отрицание свободы выбора (фатализм);

б) абсолютизация свободы (волюнтаризм);

в) взаимосвязь свободы и ответственности;

г) свобода как познанная необходимость.

2. Разнообразие проявлений свободы в общественных отношениях: свобода внутренняя и внешняя, свобода воли, совести и т.д.

Методические рекомендации

При изложении первого вопроса сначала дайте определение свободы, познакомившись предварительно с материалами учебных и справочных философских изданий. Затем определите понятия фатализм, волюнтаризм, раскройте основное содержание этих философских позиций, назовите их основных представителей. Подчеркните, что фатализм и волюнтаризм – это два противоположных полюса в понимании сущности свободы. Далее обратите внимание на тесную взаимосвязь понятий "свобода" и "ответственность".

При анализе второго вопроса раскройте диалектику внешней и внутренней свободы в ее различных проявлениях: внутренняя свобода при внешней несвободе, внешняя свобода и внутренняя несвобода, сбалансированное сочетание внешней и внутренней свободы. Раскрывая понятие свободы воли, отметьте, что оно означает возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении каких-либо целей и задач личности. Подчеркните, что волевой акт имеет характер духовного явления и противоположен импульсивным стремлениям и влечениям человека. Далее, касаясь понятия свободы совести, покажите, что избрание той или иной системы ценностей (как религиозной, так и светской) является сугубо личностным выбором человека, за который он несет ответственность перед своей совестью.

 

 

Тема 49. ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ, СМЕРТИ И БЕССМЕРТИЯ

В ДУХОВНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

1. Отношение к жизни и смерти в истории общества.

2. Религиозные учения о потусторонней реальности и жизни после смерти.

3. Современная танатология: философские, естественнонаучные и психологические аспекты.

4. Феномен человеческого бессмертия.

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса следует отметить огромное влияние, которое оказывает отношение к жизни и смерти на качество жизни и смысл существования человека и общества в целом. Выделите основные этапы в истории человеческих представлений о жизни и смерти. Обратите внимание на то, что отношение к жизни и смерти изменяется в зависимости от уровня социокультурного развития общества и его системы духовно-нравственных ценностей.

Излагая второй вопрос, подчеркните тесную связь взглядов на жизнь и смерть с религиозными воззрениями, которая определяется исходным положением любой религии о наличии у человека души, продолжающей жить после смерти тела. Отметьте также, что в различных религиях мира существуют серьезные расхождения в понимании методов и сроков подготовки человека к загробной жизни.

Третий вопрос требует анализа различных аспектов танатологической проблематики, получивших освещение в современных философско-этических, естественнонаучных и психологических теориях. Обратите внимание на то, что достижения современной реаниматологии и психотерапии заставляют по-новому взглянуть на границы смерти и ее принципиальные характеристики, а также на глубинные проявления человеческой психики.

Раскрывая четвертый вопрос, подчеркните многозначность понятия "бессмертие". Выделите основные смыслы этого слова: биологический, творческий, теологический, натуралистический, чувственный и др.

 

 

Тема 50. ЦЕННОСТИ

1. Понятие "ценность".

2. Ценности и оценка.

3. Виды ценностей.

Методические рекомендации

Раскрывая первый вопрос, необходимо не только дать определение понятия "ценность", но и показать, что мир ценностей обусловлен развитием человеческого общества, характером культуры и цивилизации, а так же той философией, которую использует субъект.

При ответе на второй вопрос следует показать, что ценности можно измерять, т.е. оценивать: прекрасное– безобразное, хорошее – плохое, доброе – злое. Если исходить из понимания ценности как интерпретации, в которой субъект выражает свои предпочтения, то можно проанализировать, как происходит интерпретация, выработка ценности, ее оценка.

Сложную систему ценностей можно классифицировать по разным основаниям. Например, по форме бытия различаются предметные и идеальные, духовные, по субъекту – субъективно-личностные надиндивидуальные (групповые, национальные, классовые, общечеловеческие). При ответе на этот вопрос постарайтесь показать, каково соотношение разных видов ценностей, каково место надиндивидуальных и личностных ценностей в структуре личности.

 

Тема 51. МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

1. Понятие ценностей, ценностных ориентаций и отношений.

2. Проблема типологии ценностей.

3. Формирование ценностей как деятельность. Ценность и оценка.

4. Основополагающие ценности человеческого бытия.

Методические указания

Начать работу следует с четкого определения указанных в первом вопросе понятий. Возможны краткий исторический экскурс в философию и выявление общей эволюции понимания этих терминов. В современной философии есть раздел, отведенный исследованию ценностей,- аксиология (от греч. axios - ценный и logos - слово, понятие, учение). Для философского мировоззрения аксиологическая проблематика имеет фундаментальное значение. Оно обусловлено тем, что задачей философии является установление предельных оснований бытия и построение, исходя из их понимания, целостного мировидения, которое помогло бы выбрать общее направление жизни, указать ее главные цели. В решении этой задачи первостепенную важность имеет определение ценностных оснований человеческого бытия. Отсюда проистекает проясняющая сила ценностного подхода в философии. Для раскрытия первого вопроса следует дать определения понятий «ценность», «ценностная ориентация», «оценка», «идеал», «установка», «норма», «смысл жизни». Выявите природу ценностей, их роль в жизни человека и общества.

Аксиология накопила большой опыт классификации ценностей (цели и средства, положительные и отрицательные, материальные и духовные и др.) – это и должно стать содержанием второго вопроса. Во втором вопросе следует обратить внимание на то, как классифицируются ценности, назвать типы ценностных ориентаций, осветить вопрос об иерархии ценностей. Важно понять, какой мировоззренческий смысл имеют высшие ценности. Нужно при этом иметь в виду, что к высшим ценностям относятся социальные, нравственные, эстетические, религиозные идеалы и принципы, действующие в качестве духовных ориентиров человеческой - общественной и личной - жизни и деятельности. В следовании им, в их реализации люди ищут смысл своей жизни. Они поднимают человека над уровнем его повседневных материальных потребностей и интересов и тем самым возвышают его как социального субъекта, как субъекта культуры. Анализ ценностей в рамках философии культуры неизбежно наталкивается на проблему добра и зла, справедливости, совести и других моральных ценностей. Исследованию морали в философии посвящен специальный раздел – этика. Большую роль в жизни человека и общества играет религия, в которой приобщение к высшим ценностям достигается через отношение к Абсолюту-святыне. Попытайтесь кратко охарактеризовать роль религии, моральных и эстетических ценностей и искусства в жизни людей.

Третий вопрос предполагает анализ деятельности по формированию ценностей. Здесь необходимо выявить общее и особенное в понятиях "ценность" и "оценка".

Четвертый вопрос является одним из первостепенных для существования человечества в целом, так как от его трактовки большинство ученых ставит в зависимость решение глобальных проблем современности.

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.