Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 43. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ





1. Эволюция понятия "бессознательное" в истории философии: общие тенденции и направления.

2. Мозг, психика, сознание. Бессознательное как психический феномен, его структура.

3. Сознание, подсознание, бессознательное: соотношение понятий.

4. Роль бессознательных элементов психики в процессе познания.

Методические рекомендации

Освещение первого вопроса начните с предыстории проблемы бессознательного – учения Платона об анамнесисе – припоминании душой всеобщих истин, созерцавшихся ею до вселения в тело. В дальнейшем стремление осмыслить феномен бессознательного шло как по линии философии (Декарт, Лейбниц, Шеллинг и др.), так и по линии психологии (Бернгейм, Шарко, Жане и др.). Однако наиболее распространенные и влиятельные концепции бессознательного были созданы в ХХ в. З. Фрейдом и К.Г. Юнгом, на чем и следует остановиться подробнее.

Раскрывая второй вопрос, обратите внимание на эволюционно-биологическую предпосылку возникновения и развития сознания, дайте определение основным этапам на пути возникновения сознания. Объясните, почему сознание неотделимо от мозга и в чем суть психофизической проблемы. Покажите, что понятие "психика человека" шире понятия "сознание". Раскройте феномен бессознательного и приведите структурную концепцию психики, предложенную З. Фрейдом. Назовите формы и проявления бессознательного и дайте их трактовку в теории Фрейда и в современных психологических и философских концепциях.

При анализе третьего вопроса определите место каждого из предложенных понятий в психике человека. В философии существует большое количество концепций, которые отдают приоритет какому-либо из них. Постарайтесь найти "золотую середину" этого аспекта.

Четвертый вопрос предполагает анализ роли бессознательных явлений психики в процессе познания, например – интуиции.

 

Тема 44. ЯЗЫК КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА

1. Философская трактовка знаков и символов, их значения в жизни человека.

2. Предпосылки формирования человеческой речи.

3. Сущность языка и его функции.

4. Единство языка и мышления.

5. Искусственные и естественные языки: их возможности и пределы.

Методические рекомендации

Изложение первого вопроса начните с разграничения содержания понятий "язык" и "знак" и "символ", объясните, чем языковые знаки отличаются от неязыковых. Покажите, какое место занимает язык в системе знаковых структур.

При анализе второго вопроса раскройте природно-биологические и социальные предпосылки возникновения речи.

В третьем вопросе следует показать разнообразие функций языка: средство коммуникации на различных уровнях (от мышления до передачи информации), средство выражения работы мышления, опредмечивание и распредмечивание духовной культуры, передача социальной наследственности и др.

Рассматривая четвертый вопрос, необходимо иметь в виду, что мышление и язык связаны, но не тождественны друг другу: мыслительные процессы протекают порой намного быстрее, чем проговариваются слова, а при восприятии слов имеет место отставание мысли от слова.

Освещая пятый вопрос, назовите виды естественных и искусственных языков, дайте их определения, найдите общие признаки и отличия.

 

 

Тема 45. БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ

1. Специфика философского анализа проблемы человека.

2. Процесс видового становления человечества.

3. Проблема социального и биологического в человеке.

4. Сущность и существование человека.

Методические рекомендации

Освещая первый вопрос, отразите отличие философского подхода к анализу человека от других, частнонаучных подходов. Подчеркните особую актуальность этой проблемы в наше время.

Раскрывая второй вопрос, отметьте, что достоверных данных о ходе процесса антропосоциогенеза нет, существуют лишь гипотезы (концепции). Выделите их, раскройте основную суть, назовите наиболее ярких представителей. Какая из них, на Ваш взгляд, является самой достоверной?

При анализе третьего вопроса объясните, почему проблема соотношения биологического и социального занимает одно из центральных мест в понимании природы и сущности человека. Каких крайностей необходимо избегать при решении этой проблемы?

Отвечая на четвертый вопрос, подчеркните, что сущность человека необходимо рассматривать во взаимодействии с существованием. Первое означает его главное качество, второе – способы его жизнедеятельности, меняющиеся в зависимости от обстоятельств.

 

 

Тема 46. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ

1. Развитие понятия о человеке в истории философии.

2. Идеи происхождения человека. Эволюция жизни человека.

3. Человек, общество и природа.

Методические рекомендации

При изложении первого вопроса выделите основные периоды в истории философского исследования проблемы человека. При этом обратите внимание на то, что основные воззрения на природу человека не совпадают полностью с историко-философскими периодами. Вопрос о природе человека является предметом специального раздела философского знания – антропологии. Рассматривая данную тему необходимо показать, что природа человека в истории философской мысли рассматривалась по-разному: "Человек - мера всех вещей", "Человек - это творение Бога (его образ и подобие)", "высшее творение природы", "социальное существо" или "политическое животное" и т.д. Но при этом необходимо иметь в виду, что человек – многогранное существо и обойтись одним определением невозможно, так как понятие "человек" употребляется здесь в обобщенном смысле как человеческий род.

Следует отметить, что ни в античной, ни в средневековой философии, ни, тем более, в философии Нового времени и Просвещения человек не был проблемой, оставаясь лишь одной из возможных тем. Человек был мыслящей вещью, не представляющей никакой тайны. Антропологический поворот в философии связан с именем И. Канта. Вслед за И. Кантом, А. Шопенгауэр, С. Къеркегор, Ф. Ницше, а затем представители экзистенциальной философии (К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) и философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер), сконцентрировались на человеке, сделав его переживания, судьбу и свободу, смысл и цель существования предметом углубленной философской рефлексии.

Подчеркните, что, несмотря на неослабевающий интерес к антропологической проблематике на протяжении двух последних столетий, философский опыт о человеке не может быть завершен.

При ответе на второй вопрос изложите наиболее распространенные концепции происхождения человека, обратите внимание на исторический период, с которого антропологи начинают отсчет антропогенеза. Выделите основные этапы эволюции человека.

Раскрывая третий вопрос, покажите, что по мере развития человека и общества непосредственная зависимость человека от природы уменьшается. Но, с другой стороны, эмансипируясь от природы, человек оказывается неразрывно с ней связанным. История развития человечества – пример того, как постепенно менялись геохимические условия природного существования, поэтому историю общества невозможно изучать отдельно от эволюции окружающей природы.

Дайте определения таких понятий как «биосфера» и «ноосфера», в чем их суть? Покажите, что вмешательство в процессы протекающие в биосфере, ведет к разрушению условий человеческого существования.

Далее, обратите внимание на то, что общество, так же как и природа, является средой обитания человека, но при этом человек не растворяется в обществе, так же как он не растворяется в природе. Следствием же растворения личности во внешних социальных связях может стать отчуждение от собственной сущности, потеря идентичности, чувства реальности «я».

 

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.