|
Ландшафт – исторически сложившиеся в результате развития природы и деятельности человека комплекс рельефа, грунтовых пород, поверхностных и грунтовых вод, почв и растительности.
Согласно рекомендациям по ландшафтному проектированию:
-кривые в плане и продольном профиле следует совмещать, при этом кривые в плане должны быть на 100-150 метров длиннее кривых в продольном профиле; -следует избегать сопряжений концов кривых в плане с началом кривых в продольном профиле, расстояние между ними должно быть не менее 150 метров; -радиусы смежных кривых в плане должны различаться не более чем в 1,3 раза. Лекция 4 Тема: "Ландшафтное проектирование" Основные принципы ландшафтного проектирования Проектирование дорог в тщательной увязке с ландшафтом – ландшафтное проектирование дорог – включает несколько совместно решаемых задач: -плавное сочетание между собой элементов трассы для обеспечения удобства и безопасности движения автомобилей с высокими скоростями. Положение трассы как плавной пространственной линии; -ясность направления дороги на достаточно больших расстояниях, чтобы при движении водитель не встретился с неожиданными дорожными условиями, видимые участки дороги и придорожной полосы заблаговременно сигнализировали ему о последующем изменении направления; -отсутствие зрительных искажений отдельных участков в перспективе, обычно воспринимаемых водителями как необоснованно крутые изломы трассы; -гармоничное включение дороги и всех её элементов в ландшафт местности в целях лучшего раскрытия красоты природы, предотвращение нарушения дорогой закономерностей природного ландшафта, привлечение внимания к достопримечательным местам; -снижение вредного влияния дороги и движения автомобилей по ней на местное население, растительный и животный мир придорожной полосы; -дополнение и улучшение природного ландшафта в пределах полосы, обозреваемой с дороги, посадками деревьев и кустарников, планировочными и осушительными работами, созданием водоёмов, раскрытием или маскировкой его отдельных участков, оборудование мест для стоянки, обзора и отдыха, принятие мер против порчи придорожной полосы в процессе эксплуатации автомобильной дороги. Все элементы дорожного ландшафта – проезжая часть и земляное полотно, мосты, линейные здания, зелёные насаждения, оформление, обстановка пути – составляют единый архитектурный ансамбль, который должен обладать определённым единством архитектурного образа. Практика показывает, что при удачном решении указанных задач обычно достигается снижение стоимости строительства в связи с уменьшением объёмов земляных работ. Согласование дороги с ландшафтом должно основываться на внутренних закономерностях сочетания элементов ландшафта и их соотношения с размерами сооружений самой дороги – требование масштабности. В обоих случаях при согласовании элементов самой дороги, а также дороги с ландшафтом, гармония заключается в рациональном соотношении элементов, их согласованности, общей целостности. Увязка дорог с окружающим ландшафтом В первом приближении можно выделить следующие характерные ландшафты, отличающиеся по принципам трассирования автомобильных дорог: -равнинные – степной, заболоченных низменностей, лесисто-болотистый; -холмистые – пересечённая лесостепь, сильно холмистый, морённый, ландшафт речных долин; -горные – предгорья, морские побережья, долины горных рек, высокогорные перевальные участки. Трасса в равнинной местности Степной ландшафт. К степям относят более или менее ровные безлесные пространства, не заболоченные и не заливаемые полыми водами. Рельеф их расчленён незначительно, формы элементов плавные. Условия рельефа в степных районах не вносят существенных ограничений в план и профиль дороги. Для дорог типично расположение в невысоких насыпях, возвышение которых определяется средней многолетней высотой снегового покрова. При пологих откосах эти насыпи хорошо сливаются с прилегающей местностью. Отдельные участки высоких насыпей, например, у пересечений в разных уровнях, резко выделяются на открытом фоне местности и лишь в малой степени могут быть замаскированы декоративным озеленением. Поэтому пересечения по возможности следует приурочивать к лесным массивам, размещая съезды с минимальным ущербом для растительности. С технической стороны во многих случаях отсутствуют сколько-нибудь серьёзные препятствия проложению дороги прямыми участками протяжением до нескольких десятков километров. В открытой и равнинной местности прямые участки не встречают возражений и с эстетической стороны, так как в этом случае прямолинейность дороги не входит в конфликт с формами рельефа, а иногда, наоборот, даже соответствуют элементам сельскохозяйственного ландшафта с прямоугольниками полей или сеткой осушительных или оросительных каналов. Однако с развитием автомобильных перевозок было обнаружено, что на длинных прямых наблюдается повышенная аварийность, и тем большая, чем значительнее протяжение участка. Возрастание числа ДТП на длинных прямых связано с влиянием ряда факторов. Движение по длинным прямым в открытой равнинной местности с бедной однообразной придорожной ситуацией для водителей грузовых автомобилей сопряжено со снижением внимательности, часто переходящим в дремоту или сон. Отдельные водители легковых автомобилей теряют контроль над скоростью, значительно превышая безопасную. В ночное время на длинных прямых участках повышается опасность ослепления светом фар встречных автомобилей. Технические условия большинства стран ограничивают длину прямых участков величинами от 1 до 7 км. Прямой участок протяжением в несколько километров, расположенный, например, на пересечении долины реки, не будет восприниматься как однообразный и монотонный, если ему не предшествуют 10 – 15 км автомобильной дороги с большим числом кривых в холмистой местности. Изменение характера рельефа и новая придорожная ситуация, сосредотачивая на себе внимание водителя, компенсирует уменьшение числа дорожных факторов, ранее определявших его настороженность. В противоположность этому дорога в степи, состоящая из серии прямых по 2 – 3 км при малых углах поворота и больших радиусах кривых, будет вызывать утомление водителей, так как однообразие дорожных и ландшафтных условий не создаёт достаточного количества объектов внимания. Ограничение длины прямых участков ни в коем случае не должно выполняться формально без анализа местных условий. Извилистая дорога с кривыми малых радиусов в равнинной местности, всегда будет казаться водителям противоречащей природе и искусственно удлиненной. Поэтому желательно, чтобы причина поворотов была понятна для пользующихся дорогой. Специальному учёту подлежат понижения местности, над которыми в безветренные летние ночи систематически образуются туманы, ухудшающие видимость. Такие места в связи с их большой опасностью для движения дорога должна обходить или её следует прокладывать в насыпи или эстакадой. Допустимая длина прямых вставок всегда должна быть связана с окружающей местностью. Всякие выделяющиеся элементы ландшафта привлекают внимание и, нарушая однообразие дорожной обстановки, способствуют повышению сосредоточенности водителей. В связи с этим оправдывается направление дороги на хорошо заметный издалека ориентир, выделяющийся на общем фоне местности, – горы, высокие здания, промышленные сооружения. Ориентир привлекает своей конфигурацией и размещением, гармонирующим с ландшафтом. Длина таких прямых участков дорог может быть принята большей. Целесообразность изменения дороги в плане на крутых подъёмах после пересечения долин связана также с возникающим в этом случае зрительным обманом. Луч зрения водителя при спуске в долину направлен параллельно проезжей части. Поэтому предстоящий подъём представляется ему значительно более крутым, чем на самом деле. У водителя создаётся иллюзия, что он движется по горизонтальному участку и ему предстоит преодолеть подъём, крутизной, равной сумме уклонов обоих участков. Это часто приводит к чрезмерным скоростям в нижней части склонов, развиваемым водителями с намерением форсировать кажущиеся крутые подъёмы с использованием предварительного разгона.
Ландшафты заболоченных низменностей или орошаемых районов. По условиям рельефа эти ландшафты отличаются от степного большей ровностью и отсутствием глубоких оврагов или балок. Они характерны ярко выраженной организационной и созидательной деятельностью человека, превращающего системой ирригационных или мелиоративных каналов ранее неосвоенную пустынную территорию в плодородные сельскохозяйственные угодья. Каналы, расчленяющие территорию на сетку прямоугольников, обычно окаймлённых рядами деревьев, предопределяют положение дорог прямыми участками, по возможности совмещаемыми с направлением каналов. На дорогах низших категорий для экономии земельных площадей в углы поворота вписывают кривые минимально допустимых радиусов. Плоский характер рельефа и неблагоприятные геологические условия в связи с близкими к поверхности грунтовыми водами вызывают расположение дороги в насыпях.
Лесисто-болотистый ландшафт. Этот ландшафт с частично заболоченными лесами характерен для лесной зоны умеренного климата. Рельеф местности, как правило, равнинный с волнообразными, слабо выраженными возвышенностями и отдельными невысокими холмами. Долины ручьёв и рек извилистые, широкие и неглубокие, с пологими склонами. Пониженные места с необеспеченным стоком и водораздельные плато заболочены. Значительная часть площади покрыта лесами. Элементы ландшафта не создают существенных препятствий для трассирования. Из эстетических соображений в больших лесных массивах целесообразны периодические изменения направления дороги через 2 – 3 км, так как длинные прямые участки в лесах из однородных пород, особенно при постоянной ширине просеки, выглядят однообразными прямолинейными коридорами. Длинная прямая просека с геометрически правильными параллельными краями кажется особенно некрасивой при широкой полосе вырубки главным образом из-за голой поверхности полос боковых обрезов. Первоначальный вид широкой просеки значительно улучшаются при озеленении полосы отвода кустарниками и деревьями. Резкая прямолинейная граница просеки постоянной ширины некрасива. Желательно делать её волнистой и исправлять посадкой оторванных от общего массива древесных групп и устройством уширений – лужаек, на которых целесообразно располагать площадки отдыха. Особенно живописны опушки, когда в групповые посадки введены иные породы, чем составляющие основной массив (лиственные при хвойном лесе и наоборот). Лесисто-болотистый ландшафт богат интересными пейзажами, поэтому для повышения эстетики восприятия местности, возможно варьировать размерами групп посадок и расчисток для того, чтобы обеспечить необходимую обзорность при движении автомобиля. Следует учитывать, что для достаточного осмотра сложных видов, состоящих из нескольких объектов необходимо до 10 – 15 с.
Ландшафт лесостепи. Этот ландшафт характеризуется более развитыми формами рельефа, наличием долин водотоков: на севере – заросших балок, на юге – чаще всего действующих оврагов. Большая глубина оврагов (10 – 20 м), их крутые, почти вертикальные откосы, длина, достигающая нескольких километров, оказывает существенное влияние на выбор направления трассы. Балки имеют склоны более пологие и задернованные. Ширина и глубина их больше, чем у оврагов. Леса в лесостепной зоне расположены своеобразными островками. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|