|
Мнемические действия человекаВ.Д.Шадриков и его ученики выделили следующие мнемические действия, выступающие в качестве способов произвольного запоминания или организованного заучивания: • группировка - деление материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и так далее); • выделение опорных пунктов - фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы, примеры и так далее); • план - совокупность опорных пунктов; • классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков; • структурирование - установление взаимного расположения частей, составляющих целое; • схематизация - изображение или описание чего-либо в основных чертах; • аналогия - установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий; • мнемотехнические приемы - совокупность готовых, известных способов запоминания; • перекодирование - 'вербализация, или проговаривание, представление информации в образной форме; • достраивание запоминаемого материала и привнесения нового в запоминаемое - использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам, распределение по местам; • серийная организация материала - установление или построение различных последовательностей (распределение по объему, времени, упорядочение в пространстве); • ассоциации - установление связей по сходству, смежности или противоположности; • повторение - сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала. Тема 12 Мышление Мышление - познавательный психический процесс, с помощью которого происходит обобщенное и опосредованное отражение окружающей действительности. Общее понятие о мышлении. Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и открытия существенно нового. Мышление возникает на основе практической,деятельности человека из его чувственного опыта и далеко выходит за его пределы. Отечественная психология рассматривает мышление как процесс: • формирующийся в общественных условиях жизни; • проявляющийся сначала как развернутая предметная деятельность, переходящая в свернутые формы; • приобретающий характер внутренних умственных действий. Сущность мышления заключается в отражении: 1. Общих и существенных свойств предметов или явлений окружающей действительности в том числе и таких, которые непосредственно не воспринимаются. 2. Существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями. К опосредованному познанию человек прибегает в случаях когда: • непосредственное познание невозможно из-за несовершенства научных методов или отсутствия соответствующих анализаторов; • исключено непосредственное познание, хотя и возможно; • непосредственное познание нерационально. Обобщенность мышления обеспечивается тем, что человек отражает окружающий мир не только в образной форме, но и словесной. Физиологические основы мышления. В основе процесса мышления лежат временные нервные связи двух видов: первосигналъные и второсигнальные. Первосигнальные раздражители непосредственно связаны с ощущениями, восприятием окружающего мира. Мышление, главным образом, опирается на второсигнальные временные нервные связи, образующиеся с помощью слова и отражающие существенные отношения между предметами или явлениями. СЛОВО - "сигнал сигналов" (И.П.Павлов) является обобщенным раздражителем. Со словом вводится новый принцип нервной деятельности - анализирование и синтезирование этих новых обобщенных сигналов. Мышление человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни существовать вне языка, вне речи. Мышление происходит в речевой форме. Виды мышления.
Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. Наглядно-образное мышление - вид мышления характеризующийся опорой на представления и образы. В отличии от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа. Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Теоретическое мышление - это такой вид мышления, с помощью которого происходит познание законов и правил. Решение задачи при указанном типе мышления происходит с самого начала и до конца в уме с использованием готовых знаний. Теоретическое мышление подразделяется на два вида: • образное мышление материалом которого являются представления и образы предметов или явлений окружающей действительности; • понятийное мышление, опирающееся на знания человека, выраженные в понятиях, суждениях и умозаключениях. Эмпирическое мышление - это вид мышления, обеспечивающий подготовку физического преобразования действительности: постановку цели, создание плана, проекта, схемы. Оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. По мнению Б.М.Теплова, работа эмпирического мышления в основном направлено на разрешение частных конкретных задач... тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей. Также как и теоретическое, эмпирическое мышление подразделяется на два вида: • наглядно-действенное мышление - вид мышления, позволяющий осуществлять практическую преобразовательную деятельность человека с реальными предметами. Оно свойственно людям массовых рабочих профессий, занимающихся реальным производительным трудом; • наглядно-образное мышление - вид мышления, непосредственно связанный с восприятием человека окружающей действительности. Свойственно детям дошкольного и младшего школьного возраста, а также представителям "операторных" профессий, руководителям разного ранга. Творческое мышление - это мышление, которое позволяет человеку порождать новые творческие идеи в условиях свободы от всякой критики, внешних и внутренних запретов. Творческое мышление характеризуется следующими особенностями: • получением результатов, которые раньше никто не получал; • возможностью действовать различными путями, не зная, какой из них может привести к желаемому результату; • априорной (предварительной) неизвестностью способов, с помощью которых этот результат может быть достигнут; • отсутствием достаточного опыта решения подобных задач; • необходимостью действовать самостоятельно и без подсказки. Критическое мышление - это вид мышления по своему функциональному назначению противоположное творческому. Критическое мышление требует строгости к себе и другим в отборе и оценке выдвигаемых идей. В основе различия между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением лежат три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень осознанности (осознанный или неосознанный). В этой связи: Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека, в то время как интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Невербальное мышление (наглядное) - мышление, которое основывается на видении или представлении предметов, составляющих содержание решаемой задачи. Вербальное мышление опирается прежде всего на отвлеченные знаковые структуры, в частности, на слово. Люди, с невербальным мышлением испытывают значительные трудности даже при решении простых задач, представленных в знаковой форме. Обладателям же вербального мышления нелегко даются задачи, требующие оперирования наглядными образами. Мыслительные операции В процессе решения мыслительной задачи человек использует различные мыслительные операции: • анализ - расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики; • синтез - мысленный переход от частей к целому; • сравнение - установление сходства или различия между объектами; • обобщение - мысленное объединение предметов или явлений по их общим и существенным признакам; • абстрагирование - отвлечение от несущественного на основе выделения и сохранения существенных свойств и связей предметов или явлений; • конкретизация - переход от общего к единичному, соответствующему этому общему. Логические формы мышления Существуют три основные логические формы мышления. Понятие. Понятие - это логическая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные признаки, свойства предметов или явлении окружающей действительности. Понятие можно рассматривать как знание существенного, общего в предметах и явлениях действительности. В понятиях кристаллизуются знания о предметах и явлениях действительности в обобщенном и отвлеченном виде. В этом отношении понятия существенно отличается от представления. Представление - это образ конкретного предмета. Представление конкретно, образно, наглядно. Понятие - это отвлеченная мысль о предмете. Понятие обладает обобщенным, абстрактным, ненаглядным характером. Понятие более высокая и всесторонняя форма познания, оно значительно шире, полнее отражает действительность, чем представление. Суждение. Суждение - это логическая форма мышления, в которой отражаются связи между предметами или явлениями действительности или между их свойствами и признаками Суждения содержат в себе утверждение или отрицание какого-либо положения. Суждения могут быть истинными или ложными. Истинность суждений в конечном итоге проверяется практикой. Суждения образуются двумя основными способами: • непосредственно - когда в суждении выражается то, что воспринимается; • опосредованно - путем рассуждений, являющихся формой опосредованного познания действительности. 12.5.3 Умозаключение. Умозаключение - логическая форма мышления, с помощью которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, приходит к новым общим или частным выводам, к новым суждениям. В процессе осуществления мыслительной деятельности человек использует два вида умозаключений: индукцию - способ рассуждений от частных суждений к общему дедукцию - способ рассуждений от общих суждений к частным. Типичным примером умозаключения является доказательство математической теоремы. ![]() ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|