|
Познавательная деятельность человекаСтр 1 из 7Следующая ⇒ Познавательная деятельность человека Тема 9. Ощущение Ощущение - это познавательный психический процесс, с помощью которого происходит отражение отдельных свойств предметов или явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Физиологические основы ощущений Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему рецептор, Анализатор состоит из трех отделов: • периферического отдела (рецептора), являющегося специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс; • афферентных (центростремительных) и эфферентных( центробежных) нервов - проводящих путей, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным; • подкорковых и корковых отделов (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по центростремительному нерву достигает центральной части анализатора. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, возникает ответ организма на раздражение и мы ощущаем свет, звук, вкус или другие качества раздражителя. 1-рецептор; 2-центральное звено; 3-эффектор; 4- афферентный нервный путь; 5- эфферентный нервный путь; 6-7 - канал обратной связи: 1-4-2 - схема анализатора; 1-4-2-5-3 - схема рефлекторной дуги; 1-4-2-5-3-6-7 - схема рефлекторного кольца. Классификация ощущений По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы: • экстероцептивные, отражающие свойства предметов или явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела: • интероцептивные, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов. • проприоцептивные - рецепторы расположены в мышцах и связках: они дают информацию о движении и положении нашего тела в пространстве. Экстероцептивные ощущения делятся в свою очередь на контактные и дистантные: • Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами (осязательные и вкусовой рецепторы). • Дистантные рецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленных объектов (зрительный, слуховой. обонятельные рецепторы). В состав осязания входят, наряду с тактильными ощущениями (ощущение прикосновения) входят температурные, регулирующие процесс терморегуляции и теплообмена между организмом и окружающей средой. Большую роль в жизни человека занимают вибрационные ощущения, ощущения равновесия и ускорения, болевые, мышечно-суставные, статико-динамические. Общие свойства ощущений Качество - это основная особенность дднного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Интенсивность - количественная характеристика ощущения определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Длительность - временная характеристика, определяющаяся временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на органы чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время - так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Латентный период различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений он составляет 130 мс. для болевых - 370 мс, а для вкусовых - всего 50 мс. Пространственная локализация раздражителя - свойство ощущения, дающее человеку сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. Закономерности ощущений Пороги ощущений. Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Так, мы не ощущаем отдельных пылинок, опускающихся на поверхность нашего тела. Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов чувств. Чем слабее раздражители, вызывающие ощущения (малая величина абсолютного порога), тем выше способность органов чувств реагировать на эти воздействия. Средние значения абсолютных порогов возникновения ощущений для разных органов чувств человека
Существует понятие относительной или разностной чувствительности - чувствительности к изменению раздражителя. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется дифференциальным порогом или порогом различения, Это значит, что отношение добавочного раздражителя к основному является величиной постоянной. Чем больше величина первоначального раздражителя, тем больше должна быть и прибавка к ней, чтобы вызвать ощущение изменения величины раздражителя. Для зрительного анализатора это отношение составляет 0,001; для слухового - 0.1; для тактильного - 0,3. Адаптация.
Изменение чувствительности анализатора, зависящее от условий среды называется адаптацией органов чувств к окружающим условиям. Так. чувствительность глаза при переходе из яркой освещенности к темной увеличивается в 200000 раз. Известны также слуховая. температурная, вкусовая и другие виды адаптации. Тема 10 Восприятие. Восприятие - это познавательный психический процесс отражения действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей. Классификация восприятия
Свойства восприятия Предметность - свойство, проявляющееся в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности. Мы воспринимаем что-то или кого-то. Восприятие связывает субъекта с предметным миром. Целостность - свойство, выражающееся в том, что образы восприятия представляют собой законченные, предметно оформленные структуры. Целостность предмета определяется его функциональным назначением в деятельности или жизни человека. Осмысленность - свойство, фиксирующее связь восприятия с мышлением; это восприятие, сопряженное с осмыслением, с осознанием предмета или явления. В восприятие субъективного мира включены знания, прошлый опыт, мыслительные операции субъекта. Структурность - свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений. Например, определенная мелодия, воспроизведенная на разных инструментах, воспринимается как одна и та же. Константность - относительное постоянство воспринимаемой формы, величины и цвета предмета, независимо от значительных изменений условий восприятия. Благодаря этому свойству мы узнаем предметы в различной обстановке. Избирательность - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, обусловленное особенностями субъекта восприятия, его опытом, потребностями, мотивами и так далее. Восприятие - эта сложная познавательная деятельность. Она включает в себя систему перцептивных действий и операций человека, в ходе которых он производит отбор необходимых и важных признаков в самом предмете, а затем сличает с ними формируемый образ. Восприятие включает такие действия, как различение, опознание, измерение, контроль, оценка и т.д. Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимает не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость: восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией «восприятие зависит от прошлого опыта человека (опыт с перекошенными комнатами АЭймса или с призмой, переворачивающей изображение окружающих предметов на 180 градусов): • содержимое восприятия определяется поставленной задачей и мотивами его деятельности (цель - услышать в оркестре отдельный звук); • восприятие зависит от установки на восприятие (Хлестаков в "Ревизоре"); • на восприятие влияет эмоциональное состояние человека. Сложные формы восприятия 10.4.1 Восприятие пространства - отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся. Важную роль в восприятии пространства выполняет двигательный анализатор, с помощью которого устанавливается взаимодействие между различными анализаторами. К специальным механизмам пространственной ориентировки относят нервные связи между обоими полушариями в анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, бинауральный слух, бимануальное осязание, дириническое обоняние и так далее. При восприятии формы предмета происходит взаимодействие зрительного, тактильного и кингстезического анализаторов. Восприятие величины предмета определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя, что осуществляется с помощью двух механизмов: • аккомодации - изменении преломляющей способности хрусталика глаза путем изменения его кривизны; • конвергенции - способности глаза сводить зрительные оси на фиксируемом объекте. Угол конвергенции используется как своеобразный дальномер. Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется благодаря бинокулярному зрению путем создания стереоскопического эффекта. В процессе восприятия пространства обнаруживаются различные зрительные иллюзии: (иллюзия стрелы, иллюзия железнодорожных путей, иллюзия веера, иллюзия концентрических окружностей и другие). Зрительные иллюзии были обнаружены и у животных с целью маскировки (мимикрия, деформирующий рисунок). 10.4.2 Восприятие времени - это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. В восприятии времени участвуют прежде всего кинестезический и слуховой анализаторы. Важную роль в восприятии времени играет восприятие ритма. Слуховые ощущения отражают временные особенности действующего раздражителя: его продолжительность, ритмический характер и т.п. И.М.Сеченов назвал слух измерителем времени, а слуховую память - памятью времени. Восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний. Обычно время, заполненное интересной, глубоко мотивированной деятельностью. кажется короче, чем время, проведенное в безделии. Однако, время, проведенное в безделии и скуке, может казаться короче, когда о нем вспоминают. Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмоиионального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные - субъективно несколько растягивают временные промежутки. 10.4.3 Восприятие движения - отражение изменения положения, которые объекты.занимают в пространстве. Важную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестезический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление. С помощью зрения человек получает информацию о движении объектов двумя способами: • фиксированный взором, когда глаз остается относительно неподвижным, движущийся объект вызывает на сетчатке быстро перемещающиеся изображения, однако мы воспринимаем объект не как серию изображений, каждое из которых представляет объект в несколько ином положении, а как один и тот же объект, находящийся в состоянии движения; • прослеживание взором за движущимся объектом. При этом изображение движущегося объекта остается более или менее неподвижным относительно сетчатки, однако человек все-таки видит движение объекта. Различают движения действительные и кажущиеся. Кажущееся движение окружающих предметов ощущает утомленный человек или находящийся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Восприятие движения возможно и с помощью слухового анализатора. При этом слышимая громкость звука усиливается при приближении к нам источника звука и ослабевает при его удалении. Тема 11. Память. Помять - это познавательный психический процесс, посредством которого происходит запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его жизненного опыта. В памяти различают такие основные процессы как: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. 11.1 Физиологические основы памяти (психологические теории памяти) В настоящее время в науке нет единой и законченной теории памяти. К двум давним уровням изучения механизмов и закономерностей памяти - психологическому и нейрофизиологическому - сейчас добавился третий - биохимический. Формируется также кибернетический подход к изучению памяти. Химические теории памяти. Сторонники химических теорий памяти считают, что специфические химические изменения, происходящие в нервных клетках под воздействием внешних раздражителей, лежат в основе механизмов процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов. Имеются в виду различные перегруппировки белковых молекул нейронов, молекул нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) считается носителем генетической, наследственной памяти. Рибонуклеиновая кислота (РНК) - основой онтогенетической. индивидуальной памяти. В опытах шведского биохимика Хидена установлено, что раздражение нервной клетки увеличивает в ней содержание РНК и оставляет длительные биохимические следы, сообщающие ей способность резонировать на повторное действие знакомых раздражителей. Классификация видов памяти
П.П.Блонский выделил 4 вида памяти в зависимости от особенностей материала запоминания: • двигательная - это память на различные движения и их системы, позволяющие формировать практические навыки; • образная - память, посредством которой обрабатывается информация от различных анализаторов. Соответственно выделяют зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память; • эмоциональная - память на чувства; • словесно-логическая - специфически человеческая память, содержанием которой являются мысли человека, воплощенные в различные языковые формы. Выделяют два вида памяти в зависимости от характера и целей деятельности человека: • непроизвольная - память, в которой отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить; • произвольная - память, в которой такая цель стоит. По способу запоминания выделяется: • механическая - память, при которой отсутствует опора на понимание; • смысловая - память, основанная на обобщенных и специализированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов или явлений окружающего мира. По продолжительности запоминания и сохранения выделяется: • кратковременная - память на несколько секунд (до 5 сек.) в случае однократного восприятия запоминаемого материала: • долговременная - память, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения: • оперативная - память, обслуживающая непосредственно осуществляемую человеком деятельность. Процессы памяти К процессам памяти относят запоминание (закрепление), воспроизведение (актуализацию, возобновление), а так же забывание и сохранение. Запоминание Запоминание - это процесс памяти в результате, которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Существуют различные формы процесса запоминания: • кратковременное запоминание - такое запоминание, которое осуществляется в таких временных рамках деятельности человека с материалом, в которых возможно применение лишь автоматизированных способов его обработки: • долговременное запоминание - это такое запоминание, которое позволяет человеку сохранять информацию, имеющую стратегическое, а не тактическое значение для достижения жизненно важных целей деятельности личности: • непроизвольное запоминание - это запоминание без специально поставленной цели что-либо запомнить. Непроизвольно запоминается то, что -вызывает активную умственную работу; • произвольное запоминание (заучивание) - это запоминание, являющееся продуктом специальных мнемических действий. Эффективность произвольного запоминания определяется: • мотивами, побуждающими запомнить; • использованием рациональных приемов запоминания; • пониманием заучиваемого материала. Воспроизведение. Воспроизведение - процесс памяти, е результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики пу тем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Существуют различные виды процесса воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание. • узнавание - это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Узнавание бывает разным по степени своей определенности, четкости и полноты. Оно может осуществляться как произвольный или как непроизвольный процесс. • собственно воспроизведение - это процесс, который в отличие от узнавания, осуществляется без повторного восприятия того объ екта, который воспроизводится. Направление и содержание воспроизводимых образов и мыслей определяется теми ассоциациями, которые образовались в прошлом опыте человека. Воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным. • припоминание - это такой вид воспроизведения, к которому прибегает человек в случае необходимости преодолеть значительные трудности на пути вспоминания. Успешность припоминания зависит от того, какие используются приемы припоминания: составление плана припоминаемого мате риала, активное вызывание в себе образов соответствующих объектов, намеренное вызывание опосредствующих ассоциаций, которые обходным путем ведут к воспроизведению того, что нужно. Сохранение. Сохранение представляют собой одну из сторон единого процесса долговременного удержания воспринятой информации. Сохранение - это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающей переработку материала. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим (проявляющимся в оперативной памяти) и статическим (проявляющимся в долговременной памяти). При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается переработке, реконструкции. Реконструкция проявляется в различных формах: • в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями; • в изменении последовательности материала; • в обобщении материала. Проведенные исследования позволяют выделить три существенные особенности, отличающие мнемическую переработку материала индивидуального опыта в процессе его сохранения от его мыслительной обработки. 1. Память - это непрерывный, никогда не прекращающийся процесс "самоорганизации" индивидуального опыта человека. 2. Память - это бессознательный процесс, не поддающийся самонаблюдению непосредственно и открывающийся субъекту только через свои "продукты". Управлять процессами памяти можно только с помощью произвольных мыслительных действий. 3. В отличие от мышления память соответствует не целевым установкам деятельности, а смысловым отношениям опыта, смысловым образованиям человека, его жизненным ценностям. Забывание. Забывание - это процесс утраты человеком возможности долговременного удержания с последующим воспроизведением воспринятой информации. Для долговременной памяти свойственно забывание: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и полезной информации. Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее: • отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности называется проактивным торможением; • отрицательное влияние следующей за запоминание деятельности называется ретроактивным торможением. Тема 12 Мышление Мышление - познавательный психический процесс, с помощью которого происходит обобщенное и опосредованное отражение окружающей действительности. Общее понятие о мышлении. Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и открытия существенно нового. Мышление возникает на основе практической,деятельности человека из его чувственного опыта и далеко выходит за его пределы. Отечественная психология рассматривает мышление как процесс: • формирующийся в общественных условиях жизни; • проявляющийся сначала как развернутая предметная деятельность, переходящая в свернутые формы; • приобретающий характер внутренних умственных действий. Сущность мышления заключается в отражении: 1. Общих и существенных свойств предметов или явлений окружающей действительности в том числе и таких, которые непосредственно не воспринимаются. 2. Существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями. К опосредованному познанию человек прибегает в случаях когда: • непосредственное познание невозможно из-за несовершенства научных методов или отсутствия соответствующих анализаторов; • исключено непосредственное познание, хотя и возможно; • непосредственное познание нерационально. Обобщенность мышления обеспечивается тем, что человек отражает окружающий мир не только в образной форме, но и словесной. Виды мышления.
Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. Наглядно-образное мышление - вид мышления характеризующийся опорой на представления и образы. В отличии от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа. Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Теоретическое мышление - это такой вид мышления, с помощью которого происходит познание законов и правил. Решение задачи при указанном типе мышления происходит с самого начала и до конца в уме с использованием готовых знаний. Теоретическое мышление подразделяется на два вида: • образное мышление материалом которого являются представления и образы предметов или явлений окружающей действительности; • понятийное мышление, опирающееся на знания человека, выраженные в понятиях, суждениях и умозаключениях. Эмпирическое мышление - это вид мышления, обеспечивающий подготовку физического преобразования действительности: постановку цели, создание плана, проекта, схемы. Оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. По мнению Б.М.Теплова, работа эмпирического мышления в основном направлено на разрешение частных конкретных задач... тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей. Также как и теоретическое, эмпирическое мышление подразделяется на два вида: • наглядно-действенное мышление - вид мышления, позволяющий осуществлять практическую преобразовательную деятельность человека с реальными предметами. Оно свойственно людям массовых рабочих профессий, занимающихся реальным производительным трудом; • наглядно-образное мышление - вид мышления, непосредственно связанный с восприятием человека окружающей действительности. Свойственно детям дошкольного и младшего школьного возраста, а также представителям "операторных" профессий, руководителям разного ранга. Творческое мышление - это мышление, которое позволяет человеку порождать новые творческие идеи в условиях свободы от всякой критики, внешних и внутренних запретов. Творческое мышление характеризуется следующими особенностями: • получением результатов, которые раньше никто не получал; • возможностью действовать различными путями, не зная, какой из них может привести к желаемому результату; • априорной (предварительной) неизвестностью способов, с помощью которых этот результат может быть достигнут; • отсутствием достаточного опыта решения подобных задач; • необходимостью действовать самостоятельно и без подсказки. Критическое мышление - это вид мышления по своему функциональному назначению противоположное творческому. Критическое мышление требует строгости к себе и другим в отборе и оценке выдвигаемых идей. В основе различия между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением лежат три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень осознанности (осознанный или неосознанный). В этой связи: Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека, в то время как интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Невербальное мышление (наглядное) - мышление, которое основывается на видении или представлении предметов, составляющих содержание решаемой задачи. Вербальное мышление опирается прежде всего на отвлеченные знаковые структуры, в частности, на слово. Люди, с невербальным мышлением испытывают значительные трудности даже при решении простых задач, представленных в знаковой форме. Обладателям же вербального мышления нелегко даются задачи, требующие оперирования наглядными образами. Мыслительные операции В процессе решения мыслительной задачи человек использует различные мыслительные операции: • анализ - расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики; • синтез - мысленный переход от частей к целому; • сравнение - установление сходства или различия между объектами; • обобщение - мысленное объединение предметов или явлений по их общим и существенным признакам; • абстрагирование - отвлечение от несущественного на основе выделения и сохранения существенных свойств и связей предметов или явлений; • конкретизация - переход от общего к единичному, соответствующему этому общему. Логические формы мышления Существуют три основные логические формы мышления. Понятие. Понятие - это логическая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные признаки, свойства предметов или явлении окружающей действительности. Понятие можно рассматривать как знание существенного, общего в предметах и явлениях действительности. В понятиях кристаллизуются знания о предметах и явлениях действительности в обобщенном и отвлеченном виде. В этом отношении понятия существенно отличается от представления. Представление - это образ конкретного предмета. Представление конкретно, образно, наглядно. Понятие - это отвлеченная мысль о предмете. Понятие обладает обобщенным, абстрактным, ненаглядным характером. Понятие более высокая и всесторонняя форма познания, оно значительно шире, полнее отражает действительность, чем представление. Суждение. Суждение - это логическая форма мышления, в которой отражаются связи между предметами или явлениями действительности или между их свойствами и признаками Суждения содержат в себе утверждение или отрицание какого-либо положения. Суждения могут быть истинными или ложными. Истинность суждений в конечном итоге проверяется практикой. Суждения образуются двумя основными способами: • непосредственно - когда в суждении выражается то, что воспринимается; • опосредованно - путем рассуждений, являющихся формой опосредованного познания действительности. 12.5.3 Умозаключение. Умозаключение - логическая форма мышления, с помощью которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, приходит к новым общим или частным выводам, к новым суждениям. В процессе осуществления мыслительной деятельности человек использует два вида умозаключений: индукцию - способ рассуждений от частных суждений к общему дедукцию - способ рассуждений от общих суждений к частным. Типичным примером умозаключения является доказательство математической теоремы. Творческих задач. Движущей силой процесса мышления являются возникающие противоречия между целью и средствами. Решение задачи, разрешение проблемной ситуации осуществляется в общих чертах по следующей схеме: 1. Осознание проблемной ситуации 2. Постановка задачи 3. Ограничение зоны поиска 4. Построение гипотезы 5. Проверка гипотезы 6. Рефлексия действий и результатов. Проблемная ситуация всегда возникает как некое препятствие, разрыв в деятельности. • Первый этап разрешения проблемы - осознание проблемной ситуации. • На втором этапе происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу. • На третьем этапе происходит ограничение зоны поиска на основе представлений о типе задачи, исходя из предшествующего опыта. • На четвертом - появляется гипотеза как предположение о способах решения задачи. • Пятый этап - реализация гипотезы. • Шестой этап - проверка гипотезы. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения. Ход и результат решения задачи существенно различны при эмпирическом и теоретическом мышлении. При эмпирическом мышлении, когда человек строит способ решения только данной, конкретной задачи, содержание соответствующей задачи отражается в частной форме. При теоретическом мышлении, когда человек находит общий способ решения всех задач того класса, к которому относится предложенная задача, содержание соответствующего класса задач отражается в общей форме. 12.7 Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека Различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления, наиболее существенными из которых являются широта и глубина, самостоятельность и критичность, гибкость и быстрота ума. Эти качества мышления, или качества ума, становятся своеобразными свойствами личности. Широта ума выражается, с одной стороны, в широкой познавательной деятельности человека, охватывающей различные области д ![]() ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|