Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Познавательная деятельность человека





Познавательная деятельность человека

Тема 9. Ощущение

Ощущение - это познавательный психический процесс, с помо­щью которого происходит отражение отдельных свойств предметов или явлений окружающего мира, а также внутрен­них состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Физиологические основы ощущений

Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер. Физиологиче­ской основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему рецептор,

Анализатор состоит из трех отделов:

периферического отдела (рецептора), являющегося специаль­ным трансформатором внешней энергии в нервный процесс;

афферентных (центростремительных) и эфферентных( цен­тробежных) нервов - проводящих путей, соединяющих пе­риферический отдел анализатора с центральным;

подкорковых и корковых отделов (мозговой конец) анализа­тора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анали­затора как целого.

Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецеп­тором. От рецептора этот процесс по центростремительному нерву достигает центральной части анализатора. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, возникает ответ организма на раздражение и мы ощущаем свет, звук, вкус или другие качества раз­дражителя.

1-рецептор; 2-центральное звено; 3-эффектор; 4- афферентный нервный путь; 5- эфферентный нервный путь; 6-7 - канал обратной связи: 1-4-2 - схема анализатора; 1-4-2-5-3 - схема рефлек­торной дуги; 1-4-2-5-3-6-7 - схема рефлекторного кольца.

Классификация ощущений

По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы:

• экстероцептивные, отражающие свойства предметов или яв­лений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела:

• интероцептивные, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов.

• проприоцептивные - рецепторы расположены в мышцах и связках: они дают информацию о движении и положении нашего тела в пространстве.

Экстероцептивные ощущения делятся в свою очередь на кон­тактные и дистантные:

• Контактные рецепторы передают раздражение при непосред­ственном контакте с воздействующими на них объектами (осязательные и вкусовой рецепторы).

• Дистантные рецепторы реагируют на раздражения, исходя­щие от удаленных объектов

(зрительный, слуховой. обоня­тельные рецепторы).

В состав осязания входят, наряду с тактильными ощущениями (ощущение прикосновения) входят температурные, регулирующие процесс терморегуляции и теплообмена между организмом и окру­жающей средой. Большую роль в жизни человека занимают вибра­ционные ощущения, ощущения равновесия и ускорения, болевые, мышечно-суставные, статико-динамические.

Общие свойства ощущений

Качество - это основная особенность дднного ощущения, от­личающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений.

Интенсивность - количественная характеристика ощущения определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность - временная характеристика, определяющаяся временем действия раздражителя и его интенсивностью.

При воздействии раздражителя на органы чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время - так называемый ла­тентный (скрытый) период ощущения. Латентный период различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений он состав­ляет 130 мс. для болевых - 370 мс, а для вкусовых - всего 50 мс.

Пространственная локализация раздражителя - свойство ощу­щения, дающее человеку сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.

Закономерности ощущений

Пороги ощущений.

Минимальная величина раздражителя, при которой впервые воз­никает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения.

Так, мы не ощущаем отдельных пылинок, опускающихся на поверх­ность нашего тела.

Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чув­ствительность органов чувств.

Чем слабее раздражители, вызывающие ощущения (малая ве­личина абсолютного порога), тем выше способность органов чувств реагировать на эти воздействия.

Средние значения абсолютных порогов возникновения ощущений для разных органов чувств человека

Органы чувств Величина абсолютного порога ощущения,представленная в виде условий, при которых возникает едва заметное ощущение данной модальности
Зрение   Способность воспринимать ясной темной ночью пламя свечи на расстоянии до 4,8 км от глаза
Слух Различение тиканий ручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 метров
Вкус   Ощущение присутствия одной чайной ложки сахара в растворе, содержащем 8 литров воды
Запах Ощущение наличия духов при лишь одной их капле в помещении, состоящем из 6 комнат
Осязание Ощущение движения воздуха, производимого паданием крыла мухи на поверхность кожи с высоты около 1 см

 

Существует понятие относительной или разностной чувстви­тельности - чувствительности к изменению раздражителя.

Минимальное различие между двумя раздражителями, вызы­вающее едва заметное различие ощущений, называется диффе­ренциальным порогом или порогом различения,

Это значит, что отношение добавочного раздражителя к ос­новному является величиной постоянной. Чем больше величина пер­воначального раздражителя, тем больше должна быть и прибавка к ней, чтобы вызвать ощущение изменения величины раздражителя. Для зрительного анализатора это отношение составляет 0,001; для слухового - 0.1; для тактильного - 0,3.

Адаптация.

 

Изменение чувствительности анализатора, зависящее от усло­вий среды называется адаптацией органов чувств к окружаю­щим условиям.

Так. чувствительность глаза при переходе из яркой освещенно­сти к темной увеличивается в 200000 раз. Известны также слуховая. температурная, вкусовая и другие виды адаптации.

Тема 10 Восприятие.

Восприятие - это познавательный психический процесс отражения действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Классификация восприятия

Основание для классификации восприятия Виды восприятия
Особенности воспринимаемого объекта Восприятие предметов, речи, человека человеком
Преобладание анализатора Зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, тактильное
Форма существования материи Восприятие пространства, времени и движения
Продолжительность перцептивного процесса Симультанное – одномоментное Сукцессивное – развернутое во времени
Наличие цели восприятия Непроизвольное – непреднамеренное Произвольное – преднамеренное

 

Свойства восприятия

Предметность - свойство, проявляющееся в отнесенности об­разов восприятия к определенным предметам или явлениям объек­тивной действительности. Мы воспринимаем что-то или кого-то. Восприятие связывает субъекта с предметным миром.

Целостность - свойство, выражающееся в том, что образы восприятия представляют собой законченные, предметно оформлен­ные структуры. Целостность предмета определяется его функцио­нальным назначением в деятельности или жизни человека.

Осмысленность - свойство, фиксирующее связь восприятия с мышлением; это восприятие, сопряженное с осмыслением, с осозна­нием предмета или явления. В восприятие субъективного мира включены знания, прошлый опыт, мыслительные операции субъекта.

Структурность - свойство, позволяющее воспринимать пред­меты в совокупности их устойчивых связей и отношений. Например, определенная мелодия, воспроизведенная на разных инструментах, воспринимается как одна и та же.

Константность - относительное постоянство воспринимаемой формы, величины и цвета предмета, независимо от значительных изменений условий восприятия. Благодаря этому свойству мы узнаем предметы в различной обстановке.

Избирательность - преимущественное выделение одних объек­тов по сравнению с другими, обусловленное особенностями субъекта восприятия, его опытом, потребностями, мотивами и так далее.

Восприятие - эта сложная познавательная деятельность. Она

включает в себя систему перцептивных действий и операций человека, в ходе которых он производит отбор необходимых и важных при­знаков в самом предмете, а затем сличает с ними формируемый об­раз.

Восприятие включает такие действия, как различение, опозна­ние, измерение, контроль, оценка и т.д.

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимает не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности че­ловека.

Зависимость: восприятия от содержания психической жизни че­ловека, от особенностей его личности, называется апперцепцией

«восприятие зависит от прошлого опыта человека (опыт с переко­шенными комнатами АЭймса или с призмой, переворачиваю­щей изображение окружающих предметов на 180 градусов):

• содержимое восприятия определяется поставленной задачей и мотивами его деятельности (цель - услышать в оркестре отдель­ный звук);

• восприятие зависит от установки на восприятие (Хлестаков в "Ревизоре");

• на восприятие влияет эмоциональное состояние человека.

Сложные формы восприятия

10.4.1 Восприятие пространства - отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, вели­чины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся.

Важную роль в восприятии пространства выполняет двигательный анализатор, с помощью которого устанавливается взаимо­действие между различными анализаторами. К специальным меха­низмам пространственной ориентировки относят нервные связи меж­ду обоими полушариями в анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, бинауральный слух, бимануальное осязание, дириническое обо­няние и так далее.

При восприятии формы предмета происходит взаимодействие зрительного, тактильного и кингстезического анализаторов.

Восприятие величины предмета определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя, что осуществляется с помощью двух механизмов:

аккомодации - изменении преломляющей способности хруста­лика глаза путем изменения его кривизны;

конвергенции - способности глаза сводить зрительные оси на фиксируемом объекте. Угол конвергенции используется как своеобразный дальномер.

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется благодаря бинокулярному зрению путем создания стереоскопическо­го эффекта.

В процессе восприятия пространства обнаруживаются различные зрительные иллюзии: (иллюзия стрелы, иллюзия же­лезнодорожных путей, иллюзия веера, иллюзия концентрических окружностей и другие).

Зрительные иллюзии были обнаружены и у животных с целью мас­кировки (мимикрия, деформирующий рисунок).

10.4.2 Восприятие времени - это отражение объективной дли­тельности, скорости и последовательности явлений действи­тельности. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. В восприятии времени уча­ствуют прежде всего кинестезический и слуховой анализаторы.

Важную роль в восприятии времени играет восприятие ритма.

Слуховые ощущения отражают временные особенности дейст­вующего раздражителя: его продолжительность, ритмический харак­тер и т.п. И.М.Сеченов назвал слух измерителем времени, а слуховую память - памятью времени.

Восприятие продолжительных периодов времени в значитель­ной степени определяется характером переживаний. Обычно время, заполненное интересной, глубоко мотивированной деятельностью. кажется короче, чем время, проведенное в безделии. Однако, время, проведенное в безделии и скуке, может казаться короче, когда о нем вспоминают.

Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмоиионального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстро­го течения времени, отрицательные - субъективно несколько растя­гивают временные промежутки.

10.4.3 Восприятие движения - отражение изменения положения, которые объекты.занимают в пространстве. Важную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестезический анализаторы. Параметрами движения объекта являются ско­рость, ускорение и направление.

С помощью зрения человек получает информацию о движении объ­ектов двумя способами:

фиксированный взором, когда глаз остается относительно непод­вижным, движущийся объект вызывает на сетчатке быстро пе­ремещающиеся изображения, однако мы воспринимаем объект не как серию изображений, каждое из которых представляет объект в несколько ином положении, а как один и тот же объ­ект, находящийся в состоянии движения;

прослеживание взором за движущимся объектом. При этом изо­бражение движущегося объекта остается более или менее непод­вижным относительно сетчатки, однако человек все-таки видит движение объекта.

Различают движения действительные и кажущиеся. Кажущееся движение окружающих предметов ощущает утомленный человек или находящийся в состоянии алкогольного или наркотического опьяне­ния.

Восприятие движения возможно и с помощью слухового ана­лизатора. При этом слышимая громкость звука усиливается при приближении к нам источника звука и ослабевает при его удалении.

Тема 11. Память.

Помять - это познавательный психический процесс, посредст­вом которого происходит запоминание, сохранение и после­дующее воспроизведение человеком его жизненного опыта.

В памяти различают такие основные процессы как: запомина­ние, сохранение, воспроизведение и забывание.

11.1 Физиологические основы памяти (психоло­гические теории памяти)

В настоящее время в науке нет единой и законченной теории памяти. К двум давним уровням изучения механизмов и закономер­ностей памяти - психологическому и нейрофизиологическому - сей­час добавился третий - биохимический. Формируется также киберне­тический подход к изучению памяти.

Химические теории памяти.

Сторонники химических теорий памяти считают, что специ­фические химические изменения, происходящие в нервных клетках под воздействием внешних раздражителей, лежат в основе механиз­мов процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов. Имеются в виду различные перегруппировки белковых молекул ней­ронов, молекул нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая ки­слота (ДНК) считается носителем генетической, наследственной па­мяти. Рибонуклеиновая кислота (РНК) - основой онтогенетиче­ской. индивидуальной памяти. В опытах шведского биохимика Хидена установлено, что раздражение нервной клетки увеличивает в ней содержание РНК и оставляет длительные биохимические следы, сообщающие ей способность резонировать на повторное действие знакомых раздражителей.

Классификация видов памяти

Основание для классификации видов памяти Виды памяти
Особенности материала запоминания Двигательная, образная, эмоциональная, словесно-логическая
Хар-р и цель деятельности Непроизвольная произвольная
Способ запоминания Механическая и смысловая
Продолжительность запоминания и сохранения Кратковременная, долговременная, оперативная

 

П.П.Блонский выделил 4 вида памяти в зависимости от осо­бенностей материала запоминания:

• двигательная - это память на различные движения и их сис­темы, позволяющие формировать практические навыки;

• образная - память, посредством которой обрабатывается ин­формация от различных анализаторов. Соответственно выделяют зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память;

эмоциональная - память на чувства;

словесно-логическая - специфически человеческая память, со­держанием которой являются мысли человека, воплощенные в различные языковые формы.

Выделяют два вида памяти в зависимости от характера и целей дея­тельности человека:

непроизвольная - память, в которой отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить;

произвольная - память, в которой такая цель стоит.

По способу запоминания выделяется:

• механическая - память, при которой отсутствует опора на по­нимание;

• смысловая - память, основанная на обобщенных и специали­зированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов или явлений окружающего мира.

По продолжительности запоминания и сохранения выделяется:

• кратковременная - память на несколько секунд (до 5 сек.) в слу­чае однократного восприятия запоминаемого материала:

• долговременная - память, для которой характерно длительное

сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения:

• оперативная - память, обслуживающая непосредственно осуще­ствляемую человеком деятельность.

Процессы памяти

К процессам памяти относят запоминание (закрепление), вос­произведение (актуализацию, возобновление), а так же забывание и сохранение.

Запоминание

Запоминание - это процесс памяти в результате, которого про­исходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

Существуют различные формы процесса запоминания:

кратковременное запоминание - такое запоминание, которое осуществляется в таких временных рамках деятельности че­ловека с материалом, в которых возможно применение лишь автоматизированных способов его обработки:

долговременное запоминание - это такое запоминание, кото­рое позволяет человеку сохранять информацию, имеющую стратегическое, а не тактическое значение для достижения жизненно важных целей деятельности личности:

непроизвольное запоминание - это запоминание без специаль­но поставленной цели что-либо запомнить. Непроизвольно запоминается то, что -вызывает активную умственную рабо­ту;

произвольное запоминание (заучивание) - это запоминание, яв­ляющееся продуктом специальных мнемических действий.

Эффективность произвольного запоминания определяется:

мотивами, побуждающими запомнить;

• использованием рациональных приемов запоминания;

пониманием заучиваемого материала.

Воспроизведение.

Воспроизведение - процесс памяти, е результате которого про­исходит актуализация закрепленного ранее содержания психики пу тем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оператив­ную.

Существуют различные виды процесса воспроизведения: узна­вание, собственно воспроизведение и припоминание.

• узнавание - это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Узнавание бывает разным по степени своей определенности, четкости и полноты. Оно может осущест­вляться как произвольный или как непроизвольный процесс.

• собственно воспроизведение - это процесс, который в отличие от узнавания, осуществляется без повторного восприятия того объ­ екта, который воспроизводится. Направление и содержание вос­производимых образов и мыслей определяется теми ассоциа­циями, которые образовались в прошлом опыте человека. Вос­произведение может быть произвольным и непроизвольным.

• припоминание - это такой вид воспроизведения, к которому прибегает человек в случае необходимости преодолеть значи­тельные трудности на пути вспоминания.

Успешность припоминания зависит от того, какие используют­ся приемы припоминания: составление плана припоминаемого мате­ риала, активное вызывание в себе образов соответствующих объек­тов, намеренное вызывание опосредствующих ассоциаций, которые обходным путем ведут к воспроизведению того, что нужно.

Сохранение.

Сохранение представляют собой одну из сторон единого процес­са долговременного удержания воспринятой информации.

Сохранение - это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвое­ния, включающей переработку материала.

Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим (проявляющимся в оперативной памяти) и статическим (проявляющимся в долговременной памяти). При динамическом со­хранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается переработке, реконструкции.

Реконструкция проявляется в различных формах:

в исчезновении некоторых деталей и замене их другими де­талями;

• в изменении последовательности материала;

• в обобщении материала.

Проведенные исследования позволяют выделить три сущест­венные особенности, отличающие мнемическую переработку мате­риала индивидуального опыта в процессе его сохранения от его мыс­лительной обработки.

1. Память - это непрерывный, никогда не прекращающийся процесс "самоорганизации" индивидуального опыта челове­ка.

2. Память - это бессознательный процесс, не поддающийся самонаблюдению непосредственно и открывающийся субъ­екту только через свои "продукты". Управлять процессами памяти можно только с помощью произвольных мыслитель­ных действий.

3. В отличие от мышления память соответствует не целевым установкам деятельности, а смысловым отношениям опыта, смысловым образованиям человека, его жизненным ценно­стям.

Забывание.

Забывание - это процесс утраты человеком возможности дол­говременного удержания с последующим воспроизведением восприня­той информации.

Для долговременной памяти свойственно забывание: забывает­ся все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и полезной информации.

Забывание в значительной степени зависит от характера дея­тельности, непосредственно предшествующей запоминанию и проис­ходящей после нее:

• отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности называется проактивным торможением;

• отрицательное влияние следующей за запоминание дея­тельности называется ретроактивным торможением.

Тема 12 Мышление

Мышление - познавательный психический процесс, с помощью ко­торого происходит обобщенное и опосредованное отражение окружающей действительности.

Общее понятие о мышлении.

Мышление - это социально обусловленный, неразрывно свя­занный с речью психический процесс поиска и открытия существен­но нового. Мышление возникает на основе практической,деятельно­сти человека из его чувственного опыта и далеко выходит за его пре­делы.

Отечественная психология рассматривает мышление как про­цесс:

• формирующийся в общественных условиях жизни;

• проявляющийся сначала как развернутая предметная деятель­ность, переходящая в свернутые формы;

• приобретающий характер внутренних умственных действий.

Сущность мышления заключается в отражении:

1. Общих и существенных свойств предметов или явлений окру­жающей действительности в том числе и таких, которые непо­средственно не воспринимаются.

2. Существенных отношений и закономерных связей между предме­тами и явлениями.

К опосредованному познанию человек прибегает в случаях когда:

• непосредственное познание невозможно из-за несовершенства научных методов или отсутствия соответствующих анализато­ров;

• исключено непосредственное познание, хотя и возможно;

• непосредственное познание нерационально.

Обобщенность мышления обеспечивается тем, что человек от­ражает окружающий мир не только в образной форме, но и словесной.

Виды мышления.

Основание для выделения вида мышления Виды мышления
Генезис мышления Наглядно-действенное Наглядно-образное Словесно-логическое
Тип познания Теоретическое Эмпирическое
Функции мышления Творческое Критическое
Степень рефлекции Интуитивное Аналитическое (логическое)
Средства действия Вербальное невербальное

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опираю­щийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преоб­разование ситуации в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление - вид мышления характеризую­щийся опорой на представления и образы.

В отличии от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляе­мый при помощи логических операций с понятиями.

Теоретическое мышление - это такой вид мышления, с помо­щью которого происходит познание законов и правил. Решение за­дачи при указанном типе мышления происходит с самого начала и до конца в уме с использованием готовых знаний. Теоретическое мышление подразделяется на два вида:

• образное мышление материалом которого являются пред­ставления и образы предметов или явлений окружающей действительности;

• понятийное мышление, опирающееся на знания человека, выраженные в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Эмпирическое мышление - это вид мышления, обеспечивающий подготовку физического преобразования действительности: поста­новку цели, создание плана, проекта, схемы. Оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. По мнению Б.М.Теплова, ра­бота эмпирического мышления в основном направлено на разреше­ние частных конкретных задач... тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономер­ностей. Также как и теоретическое, эмпирическое мышление под­разделяется на два вида:

наглядно-действенное мышление - вид мышления, позво­ляющий осуществлять практическую преобразовательную деятельность человека с реальными предметами. Оно свойст­венно людям массовых рабочих профессий, занимающихся реальным производительным трудом;

наглядно-образное мышление - вид мышления, непосредст­венно связанный с восприятием человека окружающей дей­ствительности. Свойственно детям дошкольного и младшего школьного возраста, а также представителям "операторных" профессий, руководителям разного ранга.

Творческое мышление - это мышление, которое позволяет че­ловеку порождать новые творческие идеи в условиях свободы от вся­кой критики, внешних и внутренних запретов.

Творческое мышление характеризуется следующими особенностями:

получением результатов, которые раньше никто не получал;

• возможностью действовать различными путями, не зная, ка­кой из них может привести к желаемому результату;

• априорной (предварительной) неизвестностью способов, с помощью которых этот результат может быть достигнут;

• отсутствием достаточного опыта решения подобных задач;

• необходимостью действовать самостоятельно и без подсказ­ки.

Критическое мышление - это вид мышления по своему функ­циональному назначению противоположное творческому. Критиче­ское мышление требует строгости к себе и другим в отборе и оценке выдвигаемых идей.

В основе различия между интуитивным и аналитическим (логи­ческим) мышлением лежат три признака: временной (время протека­ния процесса), структурный (членение на этапы), уровень осознанно­сти (осознанный или неосознанный).

В этой связи:

Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека, в то время как интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выра­женных этапов, является минимально осознанным.

Невербальное мышление (наглядное) - мышление, которое осно­вывается на видении или представлении предметов, составляющих содержание решаемой задачи.

Вербальное мышление опирается прежде всего на отвлеченные знаковые структуры, в частности, на слово.

Люди, с невербальным мышлением испытывают значительные трудности даже при решении простых задач, представленных в зна­ковой форме. Обладателям же вербального мышления нелегко да­ются задачи, требующие оперирования наглядными образами.

Мыслительные операции

В процессе решения мыслительной задачи человек использует различные мыслительные операции:

• анализ - расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики;

• синтез - мысленный переход от частей к целому;

• сравнение - установление сходства или различия между объ­ектами;

• обобщение - мысленное объединение предметов или явлений по их общим и существенным признакам;

• абстрагирование - отвлечение от несущественного на основе выделения и сохранения существенных свойств и связей предметов или явлений;

• конкретизация - переход от общего к единичному, соответ­ствующему этому общему.

Логические формы мышления

Существуют три основные логические формы мышления.

Понятие.

Понятие - это логическая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные признаки, свойства предметов или явлении ок­ружающей действительности.

Понятие можно рассматривать как знание существенного, об­щего в предметах и явлениях действительности. В понятиях кристал­лизуются знания о предметах и явлениях действительности в обоб­щенном и отвлеченном виде. В этом отношении понятия существен­но отличается от представления.

Представление - это образ конкретного предмета. Пред­ставление конкретно, образно, наглядно.

Понятие - это отвлеченная мысль о предмете. Понятие обладает обобщенным, абстрактным, ненаглядным характером.

Понятие более высокая и всесторонняя форма познания, оно значительно шире, полнее отражает действительность, чем представ­ление.

Суждение.

Суждение - это логическая форма мышления, в которой от­ражаются связи между предметами или явлениями действительно­сти или между их свойствами и признаками

Суждения содержат в себе утверждение или отрицание какого-либо положения. Суждения могут быть истинными или ложными. Истинность суждений в конечном итоге проверяется практикой.

Суждения образуются двумя основными способами:

непосредственно - когда в суждении выражается то, что восприни­мается;

опосредованно - путем рассуждений, являющихся формой опосре­дованного познания действительности.

12.5.3 Умозаключение.

Умозаключение - логическая форма мышления, с помощью ко­торой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, при­ходит к новым общим или частным выводам, к новым суждениям.

В процессе осуществления мыслительной деятельности человек использует два вида умозаключений:

индукцию - способ рассуждений от частных суждений к общему дедукцию - способ рассуждений от общих суждений к частным. Типичным примером умозаключения является доказательство мате­матической теоремы.

Творческих задач.

Движущей силой процесса мышления являются возникающие противоречия между целью и средствами. Решение задачи, разреше­ние проблемной ситуации осуществляется в общих чертах по сле­дующей схеме:

1. Осознание проблемной ситуации

2. Постановка задачи

3. Ограничение зоны поиска

4. Построение гипотезы

5. Проверка гипотезы

6. Рефлексия действий и результатов.

Проблемная ситуация всегда возникает как некое препятствие, раз­рыв в деятельности.

Первый этап разрешения проблемы - осознание проблемной ситуации.

На втором этапе происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу.

На третьем этапе происходит ограничение зоны поиска на основе представлений о типе задачи, исходя из предшест­вующего опыта.

На четвертом - появляется гипотеза как предположение о способах решения задачи.

Пятый этап - реализация гипотезы.

Шестой этап - проверка гипотезы.

Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реа­лизация решения. Ход и результат решения задачи существенно раз­личны при эмпирическом и теоретическом мышлении.

При эмпирическом мышлении, когда человек строит способ ре­шения только данной, конкретной задачи, содержание соответст­вующей задачи отражается в частной форме.

При теоретическом мышлении, когда человек находит общий способ решения всех задач того класса, к которому относится пред­ложенная задача, содержание соответствующего класса задач отра­жается в общей форме.

12.7 Индивидуальные особенности мыслитель­ной деятельности человека

Различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления, наиболее существенными из которых являются широта и глубина, самостоятельность и критичность, гибкость и быстрота ума. Эти качества мышления, или каче­ства ума, становятся своеобразными свойствами личности.

Широта ума выражается, с одной стороны, в широкой позна­вательной деятельности человека, охватывающей различные области д







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.