Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Связь воображения с действительностью





Воображение тесно связано с действительностью

Существует четыре формы связи образов воображения с дейст­вительностью.

Первая форма -всякий образ воображения всегда строится из элементов, взятых издействительности и содержащихся в прежнем опыте человека (Змей-Горыныч). Одним из самых важных законов воображения является следующее:

творческая деятельность воображения находится в прямой за­висимости от богатства и разнообразия прежнего опыта чело­века. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.

Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека.

Вторая форма - между сложными явлениями действительно­сти и готовыми продуктами воображения существует тесная связь. Благодаря такой связи человек может расширять свой опыт, приоб­ретать знания о далеком прошлом человечества (образ Великой Французской революции, Куликовская битва). Эта связи возможна только благодаря чужому или социальному опыту.

Третья форма - существует тесная эмоциональная связь меж­ду образами воображения и реальностью. Существует закон двойно­го выражения чувств: Всякое чувство имеет не только внешнее, те­лесное выражение, но и выражение внутреннее, сказывающееся на подборе мыслей, образов, впечатлений.

«Пуганная ворона куста боится». Горе и траур - черный цвет, радость - светлый тон, восстание - красный и так далее.

Четвертая форма - построения фантазии - есть нечто сущест­венно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее ка­кому-нибудь реально существующему предмету. Однако, принявши материальное воплощение, сделавшись вещью, это "кристаллизованное" воображение начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи (любое техническое реше­ние, машина или орудие труда).

 

Воображение тесно связано с мышлением:

воображение и мышление возникают в проблемной ситуа­ции;

• оба процесса мотивируются потребностями личности;

• оба процесса работают с моделью мира;

• оба процесса позволяют предвидеть будущее. Однако, между воображением и мышлением существуют отличия:

• воображение включается на той стадии проблемной ситуа­ции, которая отличается значительной неопределенностью, исходные данные с трудом поддаются анализу;

• результатом воображения является образ, а результатом мышления - понятие;

• в основе воображения лежит возможность выбора образа, в то время как, в основе мышления - возможность новой ком­бинации понятий;

• воображение позволяет перепрыгнуть через этапы мышления и предвидеть этапы мышления.

 

Тема 14 Внимание

Внимание - это сосредоточенность сознания человека на объек­тах, имеющих для него определенную значимость.

Внимание является динамической стороной всех познава­тельных, психических процессов, характеризует условия протекания любого познавательного психического процесса.

Внимание выполняет следующие функции:

1. активизирует нужные и тормозит ненужные в данный мо­мент психологические и физиологические процессы;

2. способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации;

3. обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте.

Физиологические основы внимания

С точки зрения учения И.П.Павлова, раздражители, сигналы, поступающие в мозг, вызывают ориентировочно-исследовательскую реакцию, рефлекс "что такое?" При этом человек или животное го­товятся к неожиданностям, становятся внимательными к тому, от чего можно ждать этих неожиданностей.

Концентрация психической деятельности в определенном на­правлении и одновременное отвлечение от всего остального достига­ется благодаря закону взаимной индукции нервных процессов возбуж­дения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. Возникшее возбуждение в одном месте вызывает торможение в дру­гом.

В коре головного мозга, находящемся в состоянии оптималь­ного возбуждения, создаются наиболее благоприятные условия, обеспечивающие наилучшее протекание познавательной и творче­ской деятельности, ее продуктивности.

Очаг оптимального возбуждения в коре головного мозга человека или животного называется доминантой.

Принцип доминанты выдвинут замечательным русским физиологом Алексеем Алексеевичем Ухтомским: «Пока доминанта в душе ярка и жива, она держит в своей власти поле душевной жизни».

Виды внимания

Основание для выделения видов внимания Виды внимания
Объект сосредоточения внимания Сенсорное (зрительное, слуховое и др.) Интеллектуальное Моторное
Наличие волевого компонента Непроизвольное Произвольное Послепроизвольное

Непроизвольное внимание - это такой вид внимания, которое возникает без всякого намерения и без заранее поставленной цели. Психическая деятельность человека происходит как бы сама по себе, без волевых усилий личности.

Непроизвольное внимание вызывают особенности действую­щих на человека раздражителей. К таким особенностям относятся:

- сила раздражителя (сильный звук, яркий свет);

- новизна, необычность раздражителя;

- подвижность предмета, а также начало или прекращение дей­ствия раздражителя.

Непроизвольное внимание возникает в зависимости от состоя-ния самого человека, связано с его настроением, переживи:шями, ожиданиями, потребностями, интересами и отношением к тому, что воздействует на него(скажи, на что ты обращаешь свое внимание, и я скажу, кто ты).

Произвольное внимание - это внимание, которое возникает вследствие сознательно поставленной цели, в результате применения волевого усилия.

Сохранение, устойчивого, произвольного внимания зависит от ряда условий:

• - осознание долга и обязанности в выполнении данной дея­тельности;

• - отчетливое понимание цели и задачи выполняемой дея­тельности;

• - устойчивость интереса к выполняемой деятельности; • - благоприятные привычные условия работы. Послепроизволькое внимание - это внимание, которое соеди­няет в себе некоторые черты произвольного и непроизвольного внимания, возникает после произвольного внимания на основе интереса к предмету или явлению.

Свойства внимания

Объем внимания - это количество объектов, которые воспри­нимаются человеком одновременно с достаточной ясностью. Объем внимания зависит от нескольких причин:

• от особенностей воспринимаемых объектов (не связан­ные между собой предметы воспринимаются числом от 3 до 5, а связанные - от 12 до 14);

• от опыта и практической деятельности человека;

• от поставленной задачи.

Распределение внимания - это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними.

Сосредоточенность внимания - это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего ос­тального.

Устойчивость внимания - это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности.

Колебание внимания - это периодическое отвлечение и ослаб­ление внимания к данному объекту или деятельности.

Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой в связи с переходом от одной деятельности к дру­гой и с постановкой новой задачи.

При утомлении и однообразной работе переключение внима­ния является полезным и необходимым.

Определенным недостатком внимания, часто дающем себя знать при обучении в школе, является рассеянность. Различают два вида рассеянности.

Первый вид рассеянности - это непреднамеренная, непроиз­вольная отвлекаемость от основной деятельности. Человек ни на чем не может сосредоточиться, все время отвлекается, даже интересная деятельность иногда прерывается из-за неустойчивости внимания. Подобная рассеянность - результат плохого воспитания.

Второй вид рассеянности - это следствие чрезмерной сосредо­точенности человека на работе, когда он. кроме своей работы, ниче­го не замечает и порой не отдает себе отчета в окружающих событи­ ях. Такой вид рассеянности характерен людям, увлеченным работой, охваченным сильными переживаниями, и у людям, не умеющим распределять внимание или не обладающим способностью переключе­ния внимания.

14.4 Условия воспитания внимания у школьни­ков.

Внимание развивается не в результате отдельных мероприятий, не путем применения отдельных приемов, а всей системой учебной и воспитательной работы школы. Для этого необходимо соблюдать следующие условия:

1. Ребенок всегда в любой деятельности, при выполнении любой работы должен быть внимательным, всегда работать только внимательно

2. Школьника следует приучать работать в любых условиях, при­учать не отвлекаться на посторонние раздражители, тренировать внимание.

3. Учить ребенка быть внимательным как на уроке, так и во внеуроч­ной деятельности.

4. Воспитывать привычку быть внимательным, чтобы вниматель­ность стала привычной формой поведения. Для этого необходимо:

• создавать интерес к учебной работе, помня, что непосредст­венный интерес воспитывает непроизвольное внимание, а интерес к результатам деятельности, более далекий интерес воспитывает произвольное внимание;

• создавать условия для активной, самостоятельной и -творче­ской работы учащихся. Работа должна быть посильной для детей, иметь ясно поставленную цель, ученик должен обла­дать умением выполнить задание;

• воспитывать у ученика умение заставить себя быть внима­тельным, делать внимание послушным, учить преодолевать трудности и быть наиболее внимательным в нужный момент;

• воспитывать чувство ответственности - непременно сделать намеченное, добиться поставленной цели, разобраться в том, что непонятно;

• воспитывать внимание через наблюдательность. Учить на­блюдать на уроке, доме, в природе;

• учителю необходимо знать особенности и своего внимания -сильные и слабые его стороны;

• организовать коллектив класса так, чтобы весь класс работал внимательно, осуждал тех, кто отвлекается и работает нев­нимательно.

 

Раздел 5







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.