|
Связь воображения с действительностьюВоображение тесно связано с действительностью Существует четыре формы связи образов воображения с действительностью. Первая форма -всякий образ воображения всегда строится из элементов, взятых издействительности и содержащихся в прежнем опыте человека (Змей-Горыныч). Одним из самых важных законов воображения является следующее: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека. Вторая форма - между сложными явлениями действительности и готовыми продуктами воображения существует тесная связь. Благодаря такой связи человек может расширять свой опыт, приобретать знания о далеком прошлом человечества (образ Великой Французской революции, Куликовская битва). Эта связи возможна только благодаря чужому или социальному опыту. Третья форма - существует тесная эмоциональная связь между образами воображения и реальностью. Существует закон двойного выражения чувств: Всякое чувство имеет не только внешнее, телесное выражение, но и выражение внутреннее, сказывающееся на подборе мыслей, образов, впечатлений. «Пуганная ворона куста боится». Горе и траур - черный цвет, радость - светлый тон, восстание - красный и так далее. Четвертая форма - построения фантазии - есть нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету. Однако, принявши материальное воплощение, сделавшись вещью, это "кристаллизованное" воображение начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи (любое техническое решение, машина или орудие труда).
Воображение тесно связано с мышлением: • воображение и мышление возникают в проблемной ситуации; • оба процесса мотивируются потребностями личности; • оба процесса работают с моделью мира; • оба процесса позволяют предвидеть будущее. Однако, между воображением и мышлением существуют отличия: • воображение включается на той стадии проблемной ситуации, которая отличается значительной неопределенностью, исходные данные с трудом поддаются анализу; • результатом воображения является образ, а результатом мышления - понятие; • в основе воображения лежит возможность выбора образа, в то время как, в основе мышления - возможность новой комбинации понятий; • воображение позволяет перепрыгнуть через этапы мышления и предвидеть этапы мышления.
Тема 14 Внимание Внимание - это сосредоточенность сознания человека на объектах, имеющих для него определенную значимость. Внимание является динамической стороной всех познавательных, психических процессов, характеризует условия протекания любого познавательного психического процесса. Внимание выполняет следующие функции: 1. активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы; 2. способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации; 3. обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте. Физиологические основы внимания С точки зрения учения И.П.Павлова, раздражители, сигналы, поступающие в мозг, вызывают ориентировочно-исследовательскую реакцию, рефлекс "что такое?" При этом человек или животное готовятся к неожиданностям, становятся внимательными к тому, от чего можно ждать этих неожиданностей. Концентрация психической деятельности в определенном направлении и одновременное отвлечение от всего остального достигается благодаря закону взаимной индукции нервных процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. Возникшее возбуждение в одном месте вызывает торможение в другом. В коре головного мозга, находящемся в состоянии оптимального возбуждения, создаются наиболее благоприятные условия, обеспечивающие наилучшее протекание познавательной и творческой деятельности, ее продуктивности. Очаг оптимального возбуждения в коре головного мозга человека или животного называется доминантой. Принцип доминанты выдвинут замечательным русским физиологом Алексеем Алексеевичем Ухтомским: «Пока доминанта в душе ярка и жива, она держит в своей власти поле душевной жизни». Виды внимания
Непроизвольное внимание - это такой вид внимания, которое возникает без всякого намерения и без заранее поставленной цели. Психическая деятельность человека происходит как бы сама по себе, без волевых усилий личности. Непроизвольное внимание вызывают особенности действующих на человека раздражителей. К таким особенностям относятся: - сила раздражителя (сильный звук, яркий свет); - новизна, необычность раздражителя; - подвижность предмета, а также начало или прекращение действия раздражителя. Непроизвольное внимание возникает в зависимости от состоя-ния самого человека, связано с его настроением, переживи:шями, ожиданиями, потребностями, интересами и отношением к тому, что воздействует на него(скажи, на что ты обращаешь свое внимание, и я скажу, кто ты). Произвольное внимание - это внимание, которое возникает вследствие сознательно поставленной цели, в результате применения волевого усилия. Сохранение, устойчивого, произвольного внимания зависит от ряда условий: • - осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности; • - отчетливое понимание цели и задачи выполняемой деятельности; • - устойчивость интереса к выполняемой деятельности; • - благоприятные привычные условия работы. Послепроизволькое внимание - это внимание, которое соединяет в себе некоторые черты произвольного и непроизвольного внимания, возникает после произвольного внимания на основе интереса к предмету или явлению. Свойства внимания Объем внимания - это количество объектов, которые воспринимаются человеком одновременно с достаточной ясностью. Объем внимания зависит от нескольких причин: • от особенностей воспринимаемых объектов (не связанные между собой предметы воспринимаются числом от 3 до 5, а связанные - от 12 до 14); • от опыта и практической деятельности человека; • от поставленной задачи. Распределение внимания - это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Сосредоточенность внимания - это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Устойчивость внимания - это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности. Колебание внимания - это периодическое отвлечение и ослабление внимания к данному объекту или деятельности. Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой в связи с переходом от одной деятельности к другой и с постановкой новой задачи. При утомлении и однообразной работе переключение внимания является полезным и необходимым. Определенным недостатком внимания, часто дающем себя знать при обучении в школе, является рассеянность. Различают два вида рассеянности. Первый вид рассеянности - это непреднамеренная, непроизвольная отвлекаемость от основной деятельности. Человек ни на чем не может сосредоточиться, все время отвлекается, даже интересная деятельность иногда прерывается из-за неустойчивости внимания. Подобная рассеянность - результат плохого воспитания. Второй вид рассеянности - это следствие чрезмерной сосредоточенности человека на работе, когда он. кроме своей работы, ничего не замечает и порой не отдает себе отчета в окружающих событи ях. Такой вид рассеянности характерен людям, увлеченным работой, охваченным сильными переживаниями, и у людям, не умеющим распределять внимание или не обладающим способностью переключения внимания. 14.4 Условия воспитания внимания у школьников. Внимание развивается не в результате отдельных мероприятий, не путем применения отдельных приемов, а всей системой учебной и воспитательной работы школы. Для этого необходимо соблюдать следующие условия: 1. Ребенок всегда в любой деятельности, при выполнении любой работы должен быть внимательным, всегда работать только внимательно 2. Школьника следует приучать работать в любых условиях, приучать не отвлекаться на посторонние раздражители, тренировать внимание. 3. Учить ребенка быть внимательным как на уроке, так и во внеурочной деятельности. 4. Воспитывать привычку быть внимательным, чтобы внимательность стала привычной формой поведения. Для этого необходимо: • создавать интерес к учебной работе, помня, что непосредственный интерес воспитывает непроизвольное внимание, а интерес к результатам деятельности, более далекий интерес воспитывает произвольное внимание; • создавать условия для активной, самостоятельной и -творческой работы учащихся. Работа должна быть посильной для детей, иметь ясно поставленную цель, ученик должен обладать умением выполнить задание; • воспитывать у ученика умение заставить себя быть внимательным, делать внимание послушным, учить преодолевать трудности и быть наиболее внимательным в нужный момент; • воспитывать чувство ответственности - непременно сделать намеченное, добиться поставленной цели, разобраться в том, что непонятно; • воспитывать внимание через наблюдательность. Учить наблюдать на уроке, доме, в природе; • учителю необходимо знать особенности и своего внимания -сильные и слабые его стороны; • организовать коллектив класса так, чтобы весь класс работал внимательно, осуждал тех, кто отвлекается и работает невнимательно.
Раздел 5 ![]() ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|