|
Ассоциативные теории памяти.Самое большое распространение получили ассоциативные тео рии памяти. Предметы и явления окружающего мира запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом, по выражению И.М.Сеченова «группами или рядами». Воспроизведение одних из них влечёт за собой воспроизводство других, что обуславливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные нервные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения. В психологии эти связи рассматривались как ассоциации: Существуют следующие виды ассоциаций: ассоциации по смежности - являются отражением пространственно-временных отношений предметов и явлений: ассоциации по сходству - являются отражением сходства предметов или явлений окружающей действительности; ассоциации по контрасту - являются отражением противоположности в окружающих человека предметах или явления; ассоциации по каузальности - являются отражением причинно-следственных отношений предметов и явлений. Создателями ассоциативных теорий памяти являются Аристотель, Юм, Д.Джеймс, И.М.Сеченов, И.П.Павлов. Нейрофизиологические теории памяти. Исследования, проводимые в русле нейрофизиологических теорий памяти, позволили выдвинуть гипотезу о двухступенчатом характере процесса запоминания. Суть ее состоит в следующем. На первой стадии ( непосредственно после воздействия раздражителя) в мозгу происходит кратковременная электорохимическая реакция, вызывающая обратимые физиологические изменения в клетках. Вторая стадия, возникающая на основе первой, - это собственно биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ (протеинов). Первая стадия длится секунды или минуты и ее считают физиологическим механизмом кратковременного запоминания. Вторая стадия, приводящая к необратимым химическим изменениям в клетках, считается механизмом долговременной памяти. Химические теории памяти. Сторонники химических теорий памяти считают, что специфические химические изменения, происходящие в нервных клетках под воздействием внешних раздражителей, лежат в основе механизмов процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов. Имеются в виду различные перегруппировки белковых молекул нейронов, молекул нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) считается носителем генетической, наследственной памяти. Рибонуклеиновая кислота (РНК) - основой онтогенетической. индивидуальной памяти. В опытах шведского биохимика Хидена установлено, что раздражение нервной клетки увеличивает в ней содержание РНК и оставляет длительные биохимические следы, сообщающие ей способность резонировать на повторное действие знакомых раздражителей. Классификация видов памяти
П.П.Блонский выделил 4 вида памяти в зависимости от особенностей материала запоминания: • двигательная - это память на различные движения и их системы, позволяющие формировать практические навыки; • образная - память, посредством которой обрабатывается информация от различных анализаторов. Соответственно выделяют зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память; • эмоциональная - память на чувства; • словесно-логическая - специфически человеческая память, содержанием которой являются мысли человека, воплощенные в различные языковые формы. Выделяют два вида памяти в зависимости от характера и целей деятельности человека: • непроизвольная - память, в которой отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить; • произвольная - память, в которой такая цель стоит. По способу запоминания выделяется: • механическая - память, при которой отсутствует опора на понимание; • смысловая - память, основанная на обобщенных и специализированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов или явлений окружающего мира. По продолжительности запоминания и сохранения выделяется: • кратковременная - память на несколько секунд (до 5 сек.) в случае однократного восприятия запоминаемого материала: • долговременная - память, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения: • оперативная - память, обслуживающая непосредственно осуществляемую человеком деятельность. Процессы памяти К процессам памяти относят запоминание (закрепление), воспроизведение (актуализацию, возобновление), а так же забывание и сохранение. Запоминание Запоминание - это процесс памяти в результате, которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Существуют различные формы процесса запоминания: • кратковременное запоминание - такое запоминание, которое осуществляется в таких временных рамках деятельности человека с материалом, в которых возможно применение лишь автоматизированных способов его обработки: • долговременное запоминание - это такое запоминание, которое позволяет человеку сохранять информацию, имеющую стратегическое, а не тактическое значение для достижения жизненно важных целей деятельности личности: • непроизвольное запоминание - это запоминание без специально поставленной цели что-либо запомнить. Непроизвольно запоминается то, что -вызывает активную умственную работу; • произвольное запоминание (заучивание) - это запоминание, являющееся продуктом специальных мнемических действий. Эффективность произвольного запоминания определяется: • мотивами, побуждающими запомнить; • использованием рациональных приемов запоминания; • пониманием заучиваемого материала. Воспроизведение. Воспроизведение - процесс памяти, е результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики пу тем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Существуют различные виды процесса воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание. • узнавание - это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Узнавание бывает разным по степени своей определенности, четкости и полноты. Оно может осуществляться как произвольный или как непроизвольный процесс. • собственно воспроизведение - это процесс, который в отличие от узнавания, осуществляется без повторного восприятия того объ екта, который воспроизводится. Направление и содержание воспроизводимых образов и мыслей определяется теми ассоциациями, которые образовались в прошлом опыте человека. Воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным. • припоминание - это такой вид воспроизведения, к которому прибегает человек в случае необходимости преодолеть значительные трудности на пути вспоминания. Успешность припоминания зависит от того, какие используются приемы припоминания: составление плана припоминаемого мате риала, активное вызывание в себе образов соответствующих объектов, намеренное вызывание опосредствующих ассоциаций, которые обходным путем ведут к воспроизведению того, что нужно. Сохранение. Сохранение представляют собой одну из сторон единого процесса долговременного удержания воспринятой информации. Сохранение - это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающей переработку материала. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим (проявляющимся в оперативной памяти) и статическим (проявляющимся в долговременной памяти). При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается переработке, реконструкции. Реконструкция проявляется в различных формах: • в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями; • в изменении последовательности материала; • в обобщении материала. Проведенные исследования позволяют выделить три существенные особенности, отличающие мнемическую переработку материала индивидуального опыта в процессе его сохранения от его мыслительной обработки. 1. Память - это непрерывный, никогда не прекращающийся процесс "самоорганизации" индивидуального опыта человека. 2. Память - это бессознательный процесс, не поддающийся самонаблюдению непосредственно и открывающийся субъекту только через свои "продукты". Управлять процессами памяти можно только с помощью произвольных мыслительных действий. 3. В отличие от мышления память соответствует не целевым установкам деятельности, а смысловым отношениям опыта, смысловым образованиям человека, его жизненным ценностям. Забывание. Забывание - это процесс утраты человеком возможности долговременного удержания с последующим воспроизведением воспринятой информации. Для долговременной памяти свойственно забывание: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и полезной информации. Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее: • отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности называется проактивным торможением; • отрицательное влияние следующей за запоминание деятельности называется ретроактивным торможением. ![]() ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|