Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мышление как процесс решения задачи





Любая задача имеет объективную (предметную) и субъектив­ную (психологическую) структуру. Объективно задача включает в себя: 1) набор определенных условий; 2) требование, которое нужно достичь. С психологической точки зрения требованию задачи соответствует субъективно поставленная цель, а условием - средства ее достижения.

Следовательно, решение задачи есть процесс достижения по­ставленной цели, поиск необходимых для этого средств в данных ус­ловиях.

Для психологического анализа процесса решения задачи важно знание о наличии или отсутствии в прошлом опыте человека гото­вых средств достижения цели. Если такие средства есть, то ситуация не будет для субъекта проблемной и ее решение фактически сведется к использованию сформированного мыслительного действия, к вос­производству готового знания. В психологии такое мышление назы-

Только при отсутствии готовых средств достижения цели воз­никает необходимость их поиска, создания. Этот процесс требует продуктивного, творческого мышления. Задача с поставленной це­лью и отсутствием средств ее достижения называется творческой.

Подлинное мышление можно определить как процесс решения

Творческих задач.

Движущей силой процесса мышления являются возникающие противоречия между целью и средствами. Решение задачи, разреше­ние проблемной ситуации осуществляется в общих чертах по сле­дующей схеме:

1. Осознание проблемной ситуации

2. Постановка задачи

3. Ограничение зоны поиска

4. Построение гипотезы

5. Проверка гипотезы

6. Рефлексия действий и результатов.

Проблемная ситуация всегда возникает как некое препятствие, раз­рыв в деятельности.

Первый этап разрешения проблемы - осознание проблемной ситуации.

На втором этапе происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу.

На третьем этапе происходит ограничение зоны поиска на основе представлений о типе задачи, исходя из предшест­вующего опыта.

На четвертом - появляется гипотеза как предположение о способах решения задачи.

Пятый этап - реализация гипотезы.

Шестой этап - проверка гипотезы.

Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реа­лизация решения. Ход и результат решения задачи существенно раз­личны при эмпирическом и теоретическом мышлении.

При эмпирическом мышлении, когда человек строит способ ре­шения только данной, конкретной задачи, содержание соответст­вующей задачи отражается в частной форме.

При теоретическом мышлении, когда человек находит общий способ решения всех задач того класса, к которому относится пред­ложенная задача, содержание соответствующего класса задач отра­жается в общей форме.

12.7 Индивидуальные особенности мыслитель­ной деятельности человека

Различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления, наиболее существенными из которых являются широта и глубина, самостоятельность и критичность, гибкость и быстрота ума. Эти качества мышления, или каче­ства ума, становятся своеобразными свойствами личности.

Широта ума выражается, с одной стороны, в широкой позна­вательной деятельности человека, охватывающей различные области действительности, а с другой - характеризуется всесторонним и творческим подходом к изучаемым вопросам науки и практики, ос­новывается на всесторонних и глубоких знаниях.

Глубина ума выражается в умении проникнуть в сущность сложнейших вопросов жизни, умении увидеть вопрос, проблему там, где у других людей вопросы не возникают; увидеть сложность там, где иные ее не усматривают. Глубокому уму свойственна потреб­ность понять причины возникновения явления и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие, находить правильные пути и способы познания окружающей действительности.

Самостоятельность мышления характеризуется умением чело­века выдвигать новые задачи и находить нужные решения и ответы, не прибегая к частой помощи других людей. Люди самостоятельного ума сознательно усваивают и творчески применяют опыт и знания других людей.

Критичность ума характеризуется умением человека объектив­но оценивать свои и чужие мысли, тщательно доказывать и всесто­ронне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критиче­ский ум - это прежде всего дисциплинированный ум, строгий и от­ветственный ум, ничего не принимающий на веру.

Гибкость ума характеризуется легкостью, свободой мысли при выборе способа решения новых задач, умением в случае необходи­мости быстро переключаться с одного способа решения задачи на другой. У людей с негибким умом отсутствуют, эти качества. Их мысль инертна (неподвижна), скована, они с трудом переключаются на новый способ доказательства, новый способ решения мыслитель­ной задачи.

Быстрота ума - это способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и немедленно принять пра­вильное решение. Находчивые и сообразительные люди - люди с быстрым умом. От быстроты ума следует отличать, торопливость мысли. Человек с таким качеством ума характеризуется своеобразной ленью ума отсутствием привычки к длительной и упорной работе. Для ленивого ума самое блаженное и приятное состояние - помень­ше думать, а если необходимость думать и возникает, то человек с таким умом стремиться быстрее прекратить это занятие.

Мышление и речь.

12.8.1 Функции речи.

Как было уже сказано, мышление осуществляется в речевой форме. Речь, таким образом, выполняет важную функцию - является средством мышления.

Наряду с этой, существует еще одна важнейшая функция -речь является средством общения между людьми. Общаясь друг с другом, люди употребляют слова и пользуются грамматическими правилами того или иного языка (русского, английского, и т.д.). Язык - систе­ма словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми.

Речь - это процесс использования языка в целях общения людей.

Язык и речь неразрывно связаны, представляют собой единство. Это единство выражается в том, что исторически язык любого народа создавался и развивался в процессе речевого, общения людей.

Речь связана со всеми психическими процессами. Она, как ука­зывалось, является необходимой основой человеческого мышления. Если возникшую в ходе, исследования задачу мы выражаем в словес­ной форме, проговариваем ее, это помогает нам при в ocnpиятuu и наблюдении. Речевое проговаривание материала помогает организа­ции процесса запоминания. Речь содействует успешному протеканию волевых процессов. Ясно поставленная и сформулированная задача облегчает человеку волевое действие и помогает планировать дея­тельность в целом.

Человек с помощью, слов выражает свои чувства, а также мо­жет вызывать чувства у других людей. Интонационные оттенки речи помогают людям передавать свои чувства друг другу. Речь тем са­мым выполняет еще одну важную функцию - является средством вы­ражения чувств и эмоций человека.

Виды речи

По своим особенностям и функциональному назначению раз­личают речь внешнюю и внутреннюю.

• Внешняя речь - речь, используемая как средство общения и выра­жения эмоций и чувств человека. Внешняя речь бывает устная и письменная.

• Устная речь - это обычная звуковая разговорная речь, ко­торой мы пользуемся при непосредственном общении с дру­гими людьми. В зависимости от конкретных условий общения устная речи приобретает форму либо диалогической, ли­бо монологической речи.

• Диалогическая речь - речь, протекающая в форме бе­седы, разговора между двумя или несколькими участ­никами. Диалогическая речь, как правило, не имеет яр­ко выраженного преднамеренного характера, заранее разработанного плана, отличается сравнительной сжа­тостью.

• Монологическая речь - речь, используемая в разных устных и письменных выступлениях. К монологиче­ским формам речи относятся лекции, доклады, выступ­ления на собраниях, объявления, приказы и многие другие устные и письменные сообщения. Монологиче­ская речь более трудная, сложная и напряженная форма речи.

• Письменная речь - речь, осуществляемая с помощью графи­ческих изображений, письменных знаков (букв), обозначаю­щих звуки устной речи. Отсутствие непосредственного кон­такта между пишущим и читающим создает трудности в по­строении письменной речи. Письменная речь более разверну­тая и связная, чем любая форма устной речи.

• Внутренняя речь - речь, используемая в процессе мышления - речь по себя.Внутренняя речь имеет сокращенный, свернутый харак­тер. Это объясняется тем, что предмет собственной мысли вполне ясен и поэтому не требует от человека развернутых словесных формулировок. Мысль, недостаточно оформленная во внешней речи, не может быть отчетливо выражена и во внешней речи.

Тема 13 Воображение

Воображение - это познавательный психический процесс отражения окружающей действительности посредством созда­ния новых образов из образов- восприятия и образов- пред­ставления, полученных в предшествующем опыте человека.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.