|
Мышление как процесс решения задачиЛюбая задача имеет объективную (предметную) и субъективную (психологическую) структуру. Объективно задача включает в себя: 1) набор определенных условий; 2) требование, которое нужно достичь. С психологической точки зрения требованию задачи соответствует субъективно поставленная цель, а условием - средства ее достижения. Следовательно, решение задачи есть процесс достижения поставленной цели, поиск необходимых для этого средств в данных условиях. Для психологического анализа процесса решения задачи важно знание о наличии или отсутствии в прошлом опыте человека готовых средств достижения цели. Если такие средства есть, то ситуация не будет для субъекта проблемной и ее решение фактически сведется к использованию сформированного мыслительного действия, к воспроизводству готового знания. В психологии такое мышление назы- Только при отсутствии готовых средств достижения цели возникает необходимость их поиска, создания. Этот процесс требует продуктивного, творческого мышления. Задача с поставленной целью и отсутствием средств ее достижения называется творческой. Подлинное мышление можно определить как процесс решения Творческих задач. Движущей силой процесса мышления являются возникающие противоречия между целью и средствами. Решение задачи, разрешение проблемной ситуации осуществляется в общих чертах по следующей схеме: 1. Осознание проблемной ситуации 2. Постановка задачи 3. Ограничение зоны поиска 4. Построение гипотезы 5. Проверка гипотезы 6. Рефлексия действий и результатов. Проблемная ситуация всегда возникает как некое препятствие, разрыв в деятельности. • Первый этап разрешения проблемы - осознание проблемной ситуации. • На втором этапе происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу. • На третьем этапе происходит ограничение зоны поиска на основе представлений о типе задачи, исходя из предшествующего опыта. • На четвертом - появляется гипотеза как предположение о способах решения задачи. • Пятый этап - реализация гипотезы. • Шестой этап - проверка гипотезы. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения. Ход и результат решения задачи существенно различны при эмпирическом и теоретическом мышлении. При эмпирическом мышлении, когда человек строит способ решения только данной, конкретной задачи, содержание соответствующей задачи отражается в частной форме. При теоретическом мышлении, когда человек находит общий способ решения всех задач того класса, к которому относится предложенная задача, содержание соответствующего класса задач отражается в общей форме. 12.7 Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека Различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления, наиболее существенными из которых являются широта и глубина, самостоятельность и критичность, гибкость и быстрота ума. Эти качества мышления, или качества ума, становятся своеобразными свойствами личности. Широта ума выражается, с одной стороны, в широкой познавательной деятельности человека, охватывающей различные области действительности, а с другой - характеризуется всесторонним и творческим подходом к изучаемым вопросам науки и практики, основывается на всесторонних и глубоких знаниях. Глубина ума выражается в умении проникнуть в сущность сложнейших вопросов жизни, умении увидеть вопрос, проблему там, где у других людей вопросы не возникают; увидеть сложность там, где иные ее не усматривают. Глубокому уму свойственна потребность понять причины возникновения явления и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие, находить правильные пути и способы познания окружающей действительности. Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения и ответы, не прибегая к частой помощи других людей. Люди самостоятельного ума сознательно усваивают и творчески применяют опыт и знания других людей. Критичность ума характеризуется умением человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно доказывать и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критический ум - это прежде всего дисциплинированный ум, строгий и ответственный ум, ничего не принимающий на веру. Гибкость ума характеризуется легкостью, свободой мысли при выборе способа решения новых задач, умением в случае необходимости быстро переключаться с одного способа решения задачи на другой. У людей с негибким умом отсутствуют, эти качества. Их мысль инертна (неподвижна), скована, они с трудом переключаются на новый способ доказательства, новый способ решения мыслительной задачи. Быстрота ума - это способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и немедленно принять правильное решение. Находчивые и сообразительные люди - люди с быстрым умом. От быстроты ума следует отличать, торопливость мысли. Человек с таким качеством ума характеризуется своеобразной ленью ума отсутствием привычки к длительной и упорной работе. Для ленивого ума самое блаженное и приятное состояние - поменьше думать, а если необходимость думать и возникает, то человек с таким умом стремиться быстрее прекратить это занятие. Мышление и речь. 12.8.1 Функции речи. Как было уже сказано, мышление осуществляется в речевой форме. Речь, таким образом, выполняет важную функцию - является средством мышления. Наряду с этой, существует еще одна важнейшая функция -речь является средством общения между людьми. Общаясь друг с другом, люди употребляют слова и пользуются грамматическими правилами того или иного языка (русского, английского, и т.д.). Язык - система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь - это процесс использования языка в целях общения людей. Язык и речь неразрывно связаны, представляют собой единство. Это единство выражается в том, что исторически язык любого народа создавался и развивался в процессе речевого, общения людей. Речь связана со всеми психическими процессами. Она, как указывалось, является необходимой основой человеческого мышления. Если возникшую в ходе, исследования задачу мы выражаем в словесной форме, проговариваем ее, это помогает нам при в ocnpиятuu и наблюдении. Речевое проговаривание материала помогает организации процесса запоминания. Речь содействует успешному протеканию волевых процессов. Ясно поставленная и сформулированная задача облегчает человеку волевое действие и помогает планировать деятельность в целом. Человек с помощью, слов выражает свои чувства, а также может вызывать чувства у других людей. Интонационные оттенки речи помогают людям передавать свои чувства друг другу. Речь тем самым выполняет еще одну важную функцию - является средством выражения чувств и эмоций человека. Виды речи По своим особенностям и функциональному назначению различают речь внешнюю и внутреннюю. • Внешняя речь - речь, используемая как средство общения и выражения эмоций и чувств человека. Внешняя речь бывает устная и письменная. • Устная речь - это обычная звуковая разговорная речь, которой мы пользуемся при непосредственном общении с другими людьми. В зависимости от конкретных условий общения устная речи приобретает форму либо диалогической, либо монологической речи. • Диалогическая речь - речь, протекающая в форме беседы, разговора между двумя или несколькими участниками. Диалогическая речь, как правило, не имеет ярко выраженного преднамеренного характера, заранее разработанного плана, отличается сравнительной сжатостью. • Монологическая речь - речь, используемая в разных устных и письменных выступлениях. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады, выступления на собраниях, объявления, приказы и многие другие устные и письменные сообщения. Монологическая речь более трудная, сложная и напряженная форма речи. • Письменная речь - речь, осуществляемая с помощью графических изображений, письменных знаков (букв), обозначающих звуки устной речи. Отсутствие непосредственного контакта между пишущим и читающим создает трудности в построении письменной речи. Письменная речь более развернутая и связная, чем любая форма устной речи. • Внутренняя речь - речь, используемая в процессе мышления - речь по себя.Внутренняя речь имеет сокращенный, свернутый характер. Это объясняется тем, что предмет собственной мысли вполне ясен и поэтому не требует от человека развернутых словесных формулировок. Мысль, недостаточно оформленная во внешней речи, не может быть отчетливо выражена и во внешней речи. Тема 13 Воображение Воображение - это познавательный психический процесс отражения окружающей действительности посредством создания новых образов из образов- восприятия и образов- представления, полученных в предшествующем опыте человека. ![]() ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|