Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общее понятие о воображении.





Образ-восприятия - это конечный продукт процесса воспри­ятия.

Образ-представления - это конечный продукт процесса пред­ставления - процесса преднамеренного и произвольного создания обобщенного наглядного образа и мысленного манипулирования им при решении различного рода задач. Другими словами, образ-представления - это образ предметов или явлений реальной дейст­вительности, которые в данный момент не воспринимаются челове­ком, но которые воспринимались ранее.

В основе всякого представления всегда лежит воспроизведение прошлых ощущений и восприятий.

Образ-представления - это воспроизведенный образ предметов или явлений реальной действительности.

По мнению Сеченова представления по своим нервным механизмам отличается от восприятия лишь разницей в возбудителях.

Для восприятия возбудителем являются предметы внешней действительности, которые человек видит, слышит, ося­зает и так далее.

Для представления возбудителем является слово или мысль о предмете или явлении.

Отличие образов-представлений от образов-восприятий:

• образы-представления бледнее образов-восприятия (только у некоторых людей наоборот);

у образов-представления часто отсутствуют детали:

образы-представления не являются устойчивыми и неизменяю­щимися образами предмета;

• образ-представления более статичен, он или неподвижен, или с ним совершают манипулирования.

Образы воображения могут быть четырех типов:

• представление того, что существует в действительно­сти, но что раньше человеком не воспринималось;

• представление исторического прошлого;

• представление того, что будет в будущем;

• представление того, что никогда не было в действи­тельности.

Физиологические основы воображения

Физиологической основой процесса воображения является об­разование новых сочетаний из уже сложившихся нервных временных связей в коре головного мозга человека.

В процессе воображения складывается взаимосвязь первой и второй сигнальных систем, так как образы воображения вызываются речевыми сигналами, словами и осознаются эти образы также в ре­чевой форме.

Воображение - это некоторый отход от реальной действитель­ности, но источник воображения всегда лежит в объективной реаль­ности, во внешнем мире.

Фантастические образы всегда состоят из элементов реального мира.

Виды воображения

Существуют различные виды воображения.

При непроизвольном воображении новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей, вле­чений, установок

Основание для выделения видов воображения Виды воображения
Степень субъективного контроля Непроизвольное (пассивное) Произвольное (активное)
Степень уникальности образа Воссоздающее Творческое
Особенности предмета представления Визуальное Абстрактно-логическое
Модальный признак Зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное, вкусовое, органическое
Отношение к неосуществимому будущему Фантазии
Отношение к возможному будущему Мечта
Форма существования материи Представление пространства Представление времени

Такое воображение работает, как правило, тогда, когда человек спит, находится в дремотном состоянии, в грезах, в состоянии "бездумного" отдыха и тому подобное.

Произвольное воображение представляет собой процесс пред­намеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Для него характерно осознание не только цели, но и мотивов деятельности, ради чего человек дол­жен продуцировать новые образы. Произвольное воображение раз­деляется на воссоздающее и творческое.

Воссоздающее воображение характеризуется тем, что в его про­цессе создаются субъективно новые образы, новые для данного чело­века, а объективно они уже существуют, воплощены в определенных предметах культуры. Воссоздание образа может происходить на основе словесного описания, восприятия изображений в виде картин, схем, карт, чертежей, мысленных иди материальных моделей.

Творческое воображение - это самостоятельное создание но­вых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах дея­тельности. Творческое воображение - продуцирование оригиналь­ного образа без опоры на готовое описание или условное изображе­ние. Этот вид воображения играет важную роль во всех вицах твор­ческой деятельности людей.

Визуальное воображение - это такое воображение, за которым стоит конкретный визуальный образ.

Абстрактно-логическое воображение - такой вид воображе­ния, за которым стоят абстрактные понятия, а также логические, соотношения.

Оперирование образами-представлениями осуществляется во времени и пространстве. В связи с этим выделяют представление времени и представление пространства. Образ-представление времени - это продукт такого представления, который можно насыщать де­талями, обобщать или схематизировать, изменять яркость, дифференцированность.

Образ-представление пространства - это такой образ, с которым можно совершать следующие операции: мысленное вращение, мас­штабное преобразование, перемещение объектов, комбинирование составных частей, изменение пространственной ориентации, прира­щение, группировку, разбиение и другие.

Мечта - особая форма воображения. Мечта всегда направле­на в будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретной личности. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организо­вывать свое поведение для его осуществления. Образы, созданные в мечте, отличаются ярким, живым, конкретным характером и в то же время - эмоциональной насыщенностью, привлекательностью для субъекта.

Фантазия - это такой вид воображения, в котором отсутству ет связь желаемого будущего с настоящим. В этом случае мечта из стимула действия может превратиться в заместителя действия и пе­реродиться в мечтательность, в фантазию.

Приемы воображения

Комбинирование - сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинаци­ях. Комбинирование - это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.

Агглютинация - создание новых образов на основе "склеивания" представлений, соединения несоединяемых в реально­сти качеств, свойств, частей предметов (русалка, избушка на курьих ножках, Кентавр). Агглютинация проявляется не только в искусстве, но и в технике: троллейбус, аэросани, танк-амфибия созданы этим способом.

Гиперболизация - преувеличение или преуменьшение предме­тов, их частей и качеств (мальчик-с-пальчик, Дюймовочка, ковер-самолет, семинильные сапоги и другие).

Типизация - выделение существенного в однородных явлениях и воплощение его в каком-либо конкретном образе.

Акцентирование - выделение определенной части предмета или части тела животного или человека с последующим изменением по величине (карикатуры, дружеские шаржи).







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.