|
Классификация эмоций и чувств. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 В современной психологической науке нет определенной классификации эмоций и чувств человека, что объясняется огромным многообразием эмоциональных явлений. Тем не менее с некоторыми из их мы познакомимся. Вильгельм Вундт предложил характеризовать эмоции по трем направлениям: / - удовольствие - неудовольствие; 2 - напряжение - разряжение; 3 - возбуждение - торможение. Любая эмоция человека может быть «разложена» по трем направлениям, то есть представлена как сумма трех этих эмоциональных состояний, выраженных с определенной интенсивностью. Современный американский исследователь эмоций К.Изард считает ряд эмоций фундаментальными, а все остальные - производными К фундаментальным относятся: 1) интерес-волнение; 2) радость; 3) удивление; 4) горе-страдание; 5) гнев-ярость; 6) отвращение-омерзение; 7) презрение-пренебрежение; 8) страх-ужас; 9) стыд-застенчивость; 10) вина-раскаяние. Интересную классификацию эмоций и способов их опознания предложил советский психолог Б.И.Додонов. Он выделил: 1 альтруистические эмоции, которые возникают на основании потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям (сорадование - «чувство нежности или умиления», «чувство преданности», «чувство жалости и участия»); 2 коммуникативные эмоции, возникающие на основе потребности в общении (желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, «чувство симпатии», «чувство признательности и благодарности»); 3 глорические эмоции (от латинского gloria - слава) связаны с потребностью в самоутверждении, в славе. Глорические эмоции проявляются в стремлении завоевать признания, почет, в «чувстве уязвленного самолюбия и желания взять реванш», «чувстве превосходства». 4 праксические эмоции вызываются той деятельностью, которой занят человек, ее успешностью или неуспешностью. Для этих эмоций характерны такие переживания, как «желание добиться успеха в работе», «чувство напряжения, увлеченности, захваченное™ работой, любование результатами своего труда», «чувство приятной усталости, удовлетворения от того, что дело сделано, что день прожит не зря»; 5 пугнические эмоции (от латинского pugna - борьба), в основе которых лежит потребность в преодолении опасности, интерес к борьбе. Эти эмоции проявляются как «жажда острых ощущений», «упоение опасностью, риском», «решительность, спортивная злость»; 6 романтические эмоции, в основе которых лежит стремление ко всему необычному, необыкновенному. Эти эмоции переживаются как «стремление к необычайному, неизведанному», «ожидание чего-то необыкновенного и очень хорошего, светлого чуда», «манящее чувство дали». 7 гностические эмоции (от греческого gaosis - знание)связаны с познавательной деятельностью личности. Это своеобразные интеллектуальные эмоции: «стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления», «чувство удивления или недоумения», «чувство догадки, близости решения». 8 эстетические эмоции, которые возникают под влиянием произведений искусства, созерцания природы. Они включают «жажду красоты», «чувство светлой грусти и задумчивости, поэтически-созерцательное состояние и другие». 9 гедонистические эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. Это «наслаждение приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца и так далее», «сладкая лень», «чувство веселья». 10 акизитивные эмоции (от франц acguisition - приобретение), которое связано с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них. Признаками наличия таких эмоций может быть «стремление нечто многократно приобретать, накапливать, коллекционировать», «радость по случаю увеличения своих накоплений». Наряду с этими существуют и другие классификации эмоций. Так, можно различать эмоции: • по «знаку» (плюс - минус) • переживания приятные или неприятные); • по характеру потребности, которая лежит в основе переживания - биологическая или духовная: • по их влиянию на деятельность человека - либо активизируют (стенические:эмоции), либо тормозят (астенические); • по степени выраженности - от легкого «нравится» до страстной любви и так далее. Формы переживания эмоций К эмоциональным процессам или формам переживания эмоций относятся: аффекты, собственно эмоции, настроения, страсти, стрессы, чувства. Аффект - сильное и относительно, кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств и сопровождаемое заторможенностью сознательной деятельности, проявляется в нарушении сознательного контроля человека за поведением. Аффект часто сопровождается феноменом так называемого «суженного сознания», при котором оно целиком становится ареф лексивньш и поглощается породившими аффект обстоятельствами и навязанными действиями. Нарушения сознания могут привести впоследствии к невозможности человека вспомнить отдельные моменты вызвавшего этот аффект события и ход его протекания. Конкретные эмоции (собственно эмоции), в отличие от аффектов, представляют собой более длительные и менее интенсивные эмоциональные состояния. Эмоции имеют ситуативный характер, то есть выражают оценочное отношение человека к наличной или возможной ситуации, к своей деятельности и к своим действиям. Собственно эмоции имеют идедмоторный характер - они способны предвосхищать ситуации и события, которые еще реально не наступили, а возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Эмоции всегда предметны: мы восторгаемся или печалимся обязательно кем-то или чем-то. Предмет эмоций может быть не только реальным, но и идеальным, воображаемым. Настроения - устойчивые эмоциональные состояния, относительно слабо выраженные. Настроения придают эмоциональную окраску всему поведению человека, выражается в строе всех его проявлений. С.Л.Рубинштейн выделил две основные черты, которые отличают настроения от всех остальных эмоциональных состояний: во - первых, они не предметны, а личностны, то есть когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему просто радостно; во - вторых, настроение не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние. Страсть - сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное состояние. Страсть выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Ввиду того, что страсть собирает, поглощает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной, но она может быть и великой. Стресс - форма эмоционального переживания, возникающего в экстремальной жизненной ситуации, требующей от человека мобилизации нервно-психических сил. Он появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и тому подобное. Ганс Селье - основатель учения о стрессах, считает, что стресс в своем развитии проходит три стадии: 1) «реакцию тревоги», во время которой мобилизируются защитные силы организма; 2) «стадию сопротивления», отражающую полную адаптацию к стрессору; 3) «стадию истощения», которая следует неизбежно, если стрессор достаточно силен и воздействует на человека продолжительное время, Чувство - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности; оно отличается относительной устойчивостью и постоянством. Чувства человека возникают как обобщение эмоций - становление и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений. Чувства человека всегда предметны. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих ситуативное значение предметов в конкретно сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие постоянную мотивационную значимость. Несовпадение ситуативных и устойчивых эмоциональных переживаний называется амбивалентностью чувств. Высшие чувства человека Выделяют нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства у человека. Нравственные (этические) чувства выражают отношение человека к другим людям, к Родине, к семье, к самому себе. К моральным чувствам относятся любовь, гуманизм, патриотизм, отзывчивость, справедливость, достоинство, стыд и другие. Высшей формой нравственных чувств является любовь к добру. Этические чувства регулируют поведение человека. Высшим нравственным регулятором поведения человека является совесть. Интеллектуальные (познавательные) чувства порождаются познавательным отношением человека к миру. К интеллектуальным чувствам относятся интерес, любознательность, ощущение тайны, удивление. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине, которое становится огромной движущей силой, способствующей глубокому проникновению в тайны бытия. Эстетические чувства позволяют человеку руководствоваться при восприятии явлений окружающей действительности понятиями прекрасного. Эстетические чувства проявляются в любви к красоте, в художественных оценках и вкусах. Тема 16 Воля человека
Общее понятие о воле. Человек как активное, деятельное существо не только отражает, воспринимает окружающий мир, не только как-то относится к нему, реагирует на его влияние, но и сам воздействует на окружающий мир, преобразовывая его в своих целях в соответствии со своими потребностями. Человек регулирует и контролирует свою деятельность, управляет своим поведением, преследуя при этом определенные цели, которые он более или менее ясно и четко осознает. В этом случае мы имеем дело с особого рода активностью человека, которая называется воля. Существуют различные определения этого психического явления. С некоторыми из них мы познакомимся. В этом определении подчеркивается «деятельностная, природа воли человека, обращается внимание на то, что это особая форма активности личности, особый вид организации ее поведения, которая определяется поставленной ею самой целью. Существует два вида трудностей, препятствии - внешние и внутренние. Внешние - объективные препятствия и трудности, внешние помехи. К ним относится время, пространство, противодействие других людей. Внутренние - субъективные препятствия и трудности, зависящие от человека. Это - стойкое нежелание человека делать то, что нужно, наличие противоречивых побуждений, пассивность человека, нежелательное настроение, привычка действовать необдуманно, лень, чувство страха и так далее. Функции воли. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной и в них себя проявляет. Побудительная функция обеспечивается активностью человека. В отличие от реактивности, когда действие обуславливается предшествующей ситуацией, активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний человека, обнаруживающихся в момент самого действия. Тормозная функция воли, выступающая ъ единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Личность способна тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют ее мировоззрению, идеалам и убеждениям. Регулирование поведения было бы невозможным без торможения. Побуждения человека к действиям образуют определенную упорядоченную систему - иерархию мотивов - от потребностей в пище, одежде, укрытия от жары и холода до высших побуждений. связанных с переживанием нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств. В том случае, если во имя высших мотивов тормозятся и сдерживаются низшие, в тем числе жизненно важные, это происходит за счет проявления воли. ![]() ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|