Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Классификация эмоций и чувств.





В современной психологической науке нет определенной клас­сификации эмоций и чувств человека, что объясняется огромным многообразием эмоциональных явлений. Тем не менее с некоторыми из их мы познакомимся.

Вильгельм Вундт предложил характеризовать эмоции по трем направлениям:

/ - удовольствие - неудовольствие;

2 - напряжение - разряжение;

3 - возбуждение - торможение.

Любая эмоция человека может быть «разложена» по трем на­правлениям, то есть представлена как сумма трех этих эмоциональ­ных состояний, выраженных с определенной интенсивностью.

Современный американский исследователь эмоций К.Изард считает ряд эмоций фундаментальными, а все остальные - произ­водными

К фундаментальным относятся: 1) интерес-волнение; 2) ра­дость; 3) удивление; 4) горе-страдание; 5) гнев-ярость; 6) отвраще­ние-омерзение; 7) презрение-пренебрежение; 8) страх-ужас; 9) стыд-застенчивость; 10) вина-раскаяние.

Интересную классификацию эмоций и способов их опознания предложил советский психолог Б.И.Додонов. Он выделил:

1 альтруистические эмоции, которые возникают на основании потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям (сорадование - «чувство нежности или умиления», «чувство предан­ности», «чувство жалости и участия»);

2 коммуникативные эмоции, возникающие на основе потребно­сти в общении (желание общаться, делиться мыслями и пережива­ниями, «чувство симпатии», «чувство признательности и благодар­ности»);

3 глорические эмоции (от латинского gloria - слава) связаны с потребностью в самоутверждении, в славе. Глорические эмоции про­являются в стремлении завоевать признания, почет, в «чувстве уяз­вленного самолюбия и желания взять реванш», «чувстве превосход­ства».

4 праксические эмоции вызываются той деятельностью, которой занят человек, ее успешностью или неуспешностью. Для этих эмоций характерны такие переживания, как «желание добиться успеха в ра­боте», «чувство напряжения, увлеченности, захваченное™ работой, любование результатами своего труда», «чувство приятной устало­сти, удовлетворения от того, что дело сделано, что день прожит не зря»;

5 пугнические эмоции (от латинского pugna - борьба), в основе которых лежит потребность в преодолении опасности, интерес к борьбе. Эти эмоции проявляются как «жажда острых ощущений», «упоение опасностью, риском», «решительность, спортивная злость»;

6 романтические эмоции, в основе которых лежит стремление ко всему необычному, необыкновенному. Эти эмоции переживаются как «стремление к необычайному, неизведанному», «ожидание чего-то необыкновенного и очень хорошего, светлого чуда», «манящее чувство дали».

7 гностические эмоции (от греческого gaosis - знание)связаны с познавательной деятельностью личности. Это своеобразные интел­лектуальные эмоции: «стремление нечто понять, проникнуть в сущ­ность явления», «чувство удивления или недоумения», «чувство до­гадки, близости решения».

8 эстетические эмоции, которые возникают под влиянием про­изведений искусства, созерцания природы. Они включают «жажду красоты», «чувство светлой грусти и задумчивости, поэтически-созерцательное состояние и другие».

9 гедонистические эмоции, связанные с удовлетворением по­требности в телесном и душевном комфорте. Это «наслаждение при­ятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца и так далее», «сладкая лень», «чувство веселья».

10 акизитивные эмоции (от франц acguisition - приобретение), которое связано с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них. Призна­ками наличия таких эмоций может быть «стремление нечто много­кратно приобретать, накапливать, коллекционировать», «радость по случаю увеличения своих накоплений».

Наряду с этими существуют и другие классификации эмоций. Так, можно различать эмоции:

по «знаку» (плюс - минус) • переживания приятные или не­приятные);

по характеру потребности, которая лежит в основе пережи­вания - биологическая или духовная:

по их влиянию на деятельность человека - либо активизиру­ют (стенические:эмоции), либо тормозят (астенические);

по степени выраженности - от легкого «нравится» до стра­стной любви и так далее.

Формы переживания эмоций

К эмоциональным процессам или формам переживания эмо­ций относятся: аффекты, собственно эмоции, настроения, страсти, стрессы, чувства.

Аффект - сильное и относительно, кратковременное эмоцио­нальное состояние, связанное с резким изменением важных для чело­века жизненных обстоятельств и сопровождаемое заторможенностью сознательной деятельности, проявляется в нарушении сознательного контроля человека за поведением.

Аффект часто сопровождается феноменом так называемого «суженного сознания», при котором оно целиком становится ареф лексивньш и поглощается породившими аффект обстоятельствами и навязанными действиями. Нарушения сознания могут привести впо­следствии к невозможности человека вспомнить отдельные моменты вызвавшего этот аффект события и ход его протекания.

Конкретные эмоции (собственно эмоции), в отличие от аффек­тов, представляют собой более длительные и менее интенсивные эмо­циональные состояния. Эмоции имеют ситуативный характер, то есть выражают оценочное отношение человека к наличной или возмож­ной ситуации, к своей деятельности и к своим действиям. Собствен­но эмоции имеют идедмоторный характер - они способны предвос­хищать ситуации и события, которые еще реально не наступили, а возникают в связи с представлениями о пережитых или воображае­мых ситуациях. Эмоции всегда предметны: мы восторгаемся или пе­чалимся обязательно кем-то или чем-то. Предмет эмоций может быть не только реальным, но и идеальным, воображаемым.

Настроения - устойчивые эмоциональные состояния, относительно слабо выраженные. Настроения придают эмоциональную ок­раску всему поведению человека, выражается в строе всех его прояв­лений. С.Л.Рубинштейн выделил две основные черты, которые отли­чают настроения от всех остальных эмоциональных состояний:

во - первых, они не предметны, а личностны, то есть когда у че­ловека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему просто радостно;

во - вторых, настроение не специальное переживание, приуро­ченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.

Страсть - сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмо­циональное состояние. Страсть выражается в сосредоточенности, со­бранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Вви­ду того, что страсть собирает, поглощает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной, но она может быть и великой.

Стресс - форма эмоционального переживания, возникающего в экстремальной жизненной ситуации, требующей от человека мобили­зации нервно-психических сил. Он появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и тому подобное. Ганс Селье - основатель учения о стрессах, считает, что стресс в своем развитии проходит три ста­дии: 1) «реакцию тревоги», во время которой мобилизируются за­щитные силы организма; 2) «стадию сопротивления», отражающую полную адаптацию к стрессору; 3) «стадию истощения», которая следует неизбежно, если стрессор достаточно силен и воздействует на человека продолжительное время,

Чувство - одна из основных форм переживания человеком сво­его отношения к предметам и явлениям действительности; оно отли­чается относительной устойчивостью и постоянством. Чувства че­ловека возникают как обобщение эмоций - становление и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отно­шений. Чувства человека всегда предметны. В отличие от ситуатив­ных эмоций и аффектов, отражающих ситуативное значение предме­тов в конкретно сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие постоянную мотивационную значимость. Несовпадение си­туативных и устойчивых эмоциональных переживаний называется амбивалентностью чувств.

Высшие чувства человека

Выделяют нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства у человека.

Нравственные (этические) чувства выражают отношение че­ловека к другим людям, к Родине, к семье, к самому себе. К мораль­ным чувствам относятся любовь, гуманизм, патриотизм, отзывчи­вость, справедливость, достоинство, стыд и другие. Высшей формой нравственных чувств является любовь к добру. Этические чувства ре­гулируют поведение человека. Высшим нравственным регулятором поведения человека является совесть.

Интеллектуальные (познавательные) чувства порождаются познавательным отношением человека к миру. К интеллектуальным чувствам относятся интерес, любознательность, ощущение тайны, удивление. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине, которое становится огромной движущей си­лой, способствующей глубокому проникновению в тайны бытия.

Эстетические чувства позволяют человеку руководствоваться при восприятии явлений окружающей действительности понятиями прекрасного. Эстетические чувства проявляются в любви к красоте, в художественных оценках и вкусах.

Тема 16 Воля человека

 

Общее понятие о воле.

Человек как активное, деятельное существо не только отража­ет, воспринимает окружающий мир, не только как-то относится к нему, реагирует на его влияние, но и сам воздействует на окружаю­щий мир, преобразовывая его в своих целях в соответствии со своими потребностями.

Человек регулирует и контролирует свою деятельность, управ­ляет своим поведением, преследуя при этом определенные цели, ко­торые он более или менее ясно и четко осознает.

В этом случае мы имеем дело с особого рода активностью чело­века, которая называется воля.

Существуют различные определения этого психического явле­ния. С некоторыми из них мы познакомимся.

В этом опре­делении подчерки­вается «деятельностная, природа воли человека, обращается внимание на то, что это особая форма активности личности, особый вид организации ее по­ведения, которая определяется поставленной ею самой целью.

Существует два вида трудностей, препятствии - внешние и внутренние.

Внешние - объективные препятствия и трудности, внешние помехи. К ним относится время, пространство, противодействие других людей.

Внутренние - субъективные препятствия и трудности, завися­щие от человека. Это - стойкое нежелание человека делать то, что нужно, наличие противоречивых побуждений, пассивность человека, нежелательное настроение, привычка действовать необдуманно, лень, чувство страха и так далее.

Функции воли.

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной и в них себя проявляет.

Побудительная функция обеспечивается активностью челове­ка. В отличие от реактивности, когда действие обуславливается предшествующей ситуацией, активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний человека, обнаруживающихся в момент самого действия.

Тормозная функция воли, выступающая ъ единстве с побуди­тельной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных про­явлений активности. Личность способна тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют ее миро­воззрению, идеалам и убеждениям. Регулирование поведения было бы невозможным без торможения.

Побуждения человека к действиям образуют определенную упорядоченную систему - иерархию мотивов - от потребностей в пище, одежде, укрытия от жары и холода до высших побуждений. связанных с переживанием нравственных, эстетических и интеллек­туальных чувств. В том случае, если во имя высших мотивов тормо­зятся и сдерживаются низшие, в тем числе жизненно важные, это происходит за счет проявления воли.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.