Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Б) Исторические типы мировоззрения





В истории человечества существовали следующие типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.

Миф– это образное, синкретическое (слитное, нераздельное) отношение к действительности. Мифологическое мировоззрение – это своеобразное видение мира, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реально существующим, идеальное с реальным, невозможное с возможным, желаемое с действительным. Мифологическое мировоззрение в каждом природном явлении видит духовную сторону, причем природное и духовное слитны.

Характерные черты мифологического мировоззрения:

· слияние с природой

· слияние с обществом

· образное мышление

· отсутствие рефлексии (рефлексия – размышление над своими размышлениями)

Религия – это фантастическое отражение действительности в сознании человека. Религиозное мировоззрение продолжает олицетворение сил природы (в виде Богов). Религиозное мировоззрение дает действительность на два мира: сверхъестественный и естественный. В религиозном мировоззрении осуществляется разделение знания и веры. Знание имеет дело с естественным миром, вера – со сверхъестественным. Религиозное мировоззрение, исходящее из веры в сверхъестественное, утверждающее первенство сверхъестественного, духовного начала над естественным бытием, является по своей сути догматическим, требующим неукоснительного признания и исполнения религиозным догм. Религия аппелирует к чувствам людей, для эффективного воздействия на их мировоззрение создает систему культовых обрядов, использует искусство.

Характерные черты религиозного мировоззрения:

· наличие религиозной веры

· наличие религиозного культа



· образность мышления

· попытка рефлексии

Философия– это система мировоззренческих представлений о мире в целом и отношение человека к этому миру. Философское мировоззрение складывается, когда человек хочет понять, что собой представляет мир, кто он сам, как жить, какими принципами руководствоваться в понимании окружающей действительности, в устройстве общества и своей жизни. Философское мировоззрение представляет собой синтез наиболее общих взглядов на природу, общество, человека.

Характерные черты философского мировоззрения:

· поиск субстанции, т.е. сущности, лежащей в основе явления

· наличие рефлексии

· теоретический характер философского знания

Структура философского знания

Основные философские проблемы сводятся к трем вопросам:

1. что есть мир?

2. что есть человек?

3. каково отношение человека к миру?

Структура философии построена так, что отвечает на эти вопросы и включает в себя следующие направления:

 

 

Ø онтология - наука о бытие

Ø антропология – наука о человеке

Ø аксиология – наука о ценностях

Ø праксиология – наука о деятельности, практике

Ø гносеология – наука о познании

Ø этика – наука о поведении человека

Ø эстетика – наука о прекрасном

 

Функции философии

Функции философии:

1. Мировоззренческая функция – абстрактно-теоретическое и понятийное объяснение мира с точки зрения научного или псевдонаучного взгляда. Мировоззренческая функция - философия изучает и формирует мировоззрение. Основное мировоззренческое деление связано с ответом на основной вопрос философии: «Что первично - материя или сознание (первая сторона) и познаваем ли мир? (вторая сторона)»

2. Аксиологическая функция – философия изучает и формирует ценности.

3. Методологическая функция – философия изучает и формирует методы познания. Это совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

4. Коммуникативная функция – философия объединяет знания конкретных наук и создает единую картину мира.

5. Гносеологическая функция – раскрывает саму природу познавательных отношений человека к миру.

6. Преобразовательная функция – вырабатывает практические меры и управленческие решения; мобилизует людей к их выполнению.

7. Прогностически-эвристическая функция – строит гипотезу об общих тенденциях развития мира и материи; проектирует будущие научные исследования.

8. Гуманитарная функция – жизнеутверждающая роль индивида в обществе; способствует формированию гуманитарных ценностей.

9. Критическая функция – подвергает все сомнению, выступает против догматизма.

Философия и наука

При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется три аспекта его интерпретации:

1) является ли философия наукой;

2) взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;

3) соотноше­ние философии и вненаучного знания.

Первый аспект. По мнению некоторых философов, нельзя отрицать научного характера философии вообще как одного из мощ­ных потоков развития человеческого знания и культуры. И если к ней подходить не только со стороны конкретных концепций, а рассмотреть с позиции истории, то можно об­наружить преемственность в развитии философского зна­ния, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики».

Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами входят в содержание науки. Не случайно многие крупные ученые в области конкретных наук являются и видней­шими представителями философии. Достаточно назвать имена Пифагора, Аристотеля, Д. Бруно, Коперника, Р. Декарта, К. Маркса, З. Фрейда, Рассела и многих других. У философии имеется свой специфический язык и свой категориальный аппарат. Она осуществляет научный поиск и уже поэтому имеет научный характер. К этому надо добавить лишь одно уточнение, — когда она опирается на систему научного знания.

Второй аспект — взаимодействие философии и частных (конкретных) наук. Естественно, что современная филосо­фия уже не может претендовать на роль науки наук, вклю­чать в себя все знания. Конкретные науки имеют собствен­ный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Философия же делает предме­том своего анализа обобщения частных наук, т.е. она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня — выявление бо­лее общих закономерностей и тенденций. Основным мето­дом философии при этом выступает теоретическое мышле­ние, опирающееся на достижения частных наук, конечно, в том случае, если сама философия претендует на научность. Крупнейшие открытия в конкретных науках способствовали и интенсивному развитию философии. Достаточно указать на огромное влияние, которое оказали успехи естествозна­ния в Новое время, в конце XIX — начале XX вв. на разви­тие философского знания. При этом надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению научно-философских выводов как реалисти­ческой философии, так и той философской ветви, которая представляет иррационалистические спекуляции.

Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие, причем опять-таки как положительное, так и отрицательное. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия естественнонаучного характера. Ее влияние осуществляется через философскую методоло­гию и философское мировоззрение, которое, так или иначе, воздействует на первоначальные позиции ученого, его от­ношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, евгеники, генной ин­женерии и т.п.). Взаимозависимость философии и частных наук хорошо выразил И. В. Гёте. «От физика, — писал он, — нельзя требовать, чтобы он был философом; но... он должен быть знаком с работой философа, чтобы доводить феноме­ны вплоть до философской области. От философа нельзя требовать, чтобы он был физиком, и тем не менее его воз­действие на область физики и необходимо, и желательно. Для этого ему не нужны частности, нужно лишь понимание тех конечных пунктов, где эти частности сходятся».

Третий аспект — философия и вненаучное зна­ние. При этом вненаучное знание мы разделим, с известной долей условности, на заблуждения, связанные с исследо­ваниями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, и паранауку (антинауку, псевдонауку, «альтернатив­ную науку»), куда входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т.д.

Говоря о соотношении философии и «заблуждающегося разума», следует рассматривать последний в качестве момента развития научного знания и философии. Причем с исторической точки зрения этот момент является необходимым в силу самого характера процесса познания, и он свойствен любой науке. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений.

Отношение философии и паранауки. Отметим, что не­которые авторы, особенно это касается представителей и приверженцев концепции «постмодернизма», призывают не пользовать любые учения, вплоть до мистики, суеверий, магии, астрологии и т.д., лишь бы они оказывали терапев­тическое воздействие на современное больное общество и индивидов. Они полагают, что статус научного миропони­мания в современном обществе не выше, чем любого функ­ционального мифа, и выступают, по существу, за беспре­дельный мировоззренческий плюрализм. Однако подобная позиция абсолютной нейтральности научного мировоззре­ния к псевдонауке ведет к интеллектуальному анархизму. Более того, при таком подходе научного сообщества к псев­донауке, который ширится в современном мире, мы можем уже достаточно скоро оказаться свидетелями победы суеве­рия над научным мировоззрением.

Необходимо отметить, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества и индивида. Это происходит потому, что паранаука действи­тельно выполняет некоторую психо- и интеллектуально-те­рапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности. Ведь в трудную минуту всегда легче обра­титься к Богу, астрологу, колдуну и т.д., чем к разуму и на­учному мировоззрению, ибо упование на трансцендентные силы связано лишь с верой и ожиданием свыше какого-то блага. А это освобождает индивида от необходимости делать свой собственный, порой трудный, выбор и от ответствен­ности за положение дел и сравнительно легко обеспечивает душевный комфорт. Между тем строгие научные выводы, обращенные к разуму и совести личности, мало кому прино­сят счастье и душевное спокойствие, ибо возлагают ответст­венность за поступки на самого человека.

Что же касается рационалистической и научной фило­софии, то ее статус, общекультурное значение и просвети­тельская функция несовместимы с теми псевдонаучными бессмыслицами, которые непрерывно об­рушиваются на голову современного человека. Это требу­ет от представителей данной философии более активного распространения научного миропонимания. И дело тут не в каких-то мировоззренческих амбициях, а в том, что игнори­рование научного миропонимания может повлечь за собой опасные социальные последствия. Эта опасность возрастает во много раз, когда наблюдается союз политической власти и паранауки. Примерами тут могут служить и инквизиция, и религиозный фанатизм, и фундаментализм, и фашизм, и, лысенковщина, гонения на кибернетику, генетику и т.д. Поэтому современ­ное научное и культурно-интеллектуальное сообщество не должно смотреть на засилье псевдонауки со снисходитель­ной усмешкой, ибо оно в таком случае улыбается своей собственной нравственной ущербности.

Основной вопрос философии

У основного вопроса философии 2 стороны:

- вопрос о первичности возникновения мира;

- вопрос о познаваемости.

 

Вопрос о познаваемости (гносеологическое отношение):

 

Вопрос о первичности возникновения мира(онтологическое (генетическое) отношение):

Основные понятия

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. отрицание знания) - учение, отрицающее полностью возможность познания объективного мира.

АКСИОЛОГИЯ (от греч. учение о ценностях) - раздел философских знаний, в котором исследуется учение о природе ценностей, их месте в ре­альном мире и о структуре ценностей.

АТРИБУТ (от лат. наделять) - существенное и неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может существовать.

БЫТИЕ (от лат. есть, существовать) - философская категория, обозначающая все то, что существует как таковое - действительность, реальность, которая является предметом особого раздела философии - онтологии; охватывает материальные и духовные явления.

ГЕНЕЗИС (от греч. происхождение) - процесс зарождения и развития явления, приводящий к определенному состоянию.

ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. учение о познании) - раздел философии, в котором исследуется природа познания, его возможности, отношения знания к реальности, выясняются условия достоверности познания и истинности, определяются методы и формы познавательного процесса.

ДИАЛЕКТИКА (от греч. искусство вести беседу) – первоначально это понятие, обозначающее искусство аргументации, смысл которого интерпретировали по-своему, исходя из своих позиций, представители различных философских школ и направлений: Сократ рассматривал ее как искусство вести беседу; Платон - как высшую науку, метод познания идей; для софистов диалектика была интеллектуальным оружием в борьбе за существование; в средние века диалектика - обычная школьная логика; для Канта - псевдофилософствование, названное им «диалектической иллюзией»; для Гегеля - движение человеческого мышления, которое протекает по своим законам; для марксистской философии диалектика - внутренняя закономерность, в основе которой лежит идея о саморазвитии явления в результате взаимопроникновения противоположных начал, заключенных в нем.

ДОГМАТИЗМ (от греч. мнение) - способ рассмотрения теоретических и политических проблем, когда рассматривается мир и человеческое познание в статическом состоянии, поэтому теоретические формулы являются для него неизменными догмами. Он оперирует абстрактными формулами, оторванными от конкретной действительности, теориями без проверки их практикой.

ДУАЛИЗМ (от лат. двойственный) - философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал - духа и материи, идеального и материального.

ИДЕАЛИЗМ (от греч. идея) - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, духовное первично, а материя, природа, физическое вторично. Идеализм противостоит материализму в решении основного вопроса философии. Философский термин «идеализм» не следует смешивать с употребляемым в обыденном языке, в повседневных рассуждениях словом «идеалист», которое происходит от слова «идеал» и обозначающее бескорыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей. Различают две главные формы идеализма: объективный и субъективный.

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. вещественный) - философское направление, противоположное идеализму в решении основного вопроса философии. Философский материализм утверждает первичность материального и вто-ричность духовного, идеального, что означает извечность и несотворимость мира, бесконечность его во времени и пространстве. Материализм не отвергает духовные явления и ценности, но рассматривает их как свойства и отношения, определяемые материальной субстанцией на высших уровнях ее развития.

МЕТАФИЗИКА (от греч. после физики):

1) философский метод, противоположный диалектике, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статической и умозрительной картины мира;

2) особая философская дисциплина - онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных форм;

3) философия как учение о всеобщем, о начале всего существующего.

МЕТОД (от греч. путь к чему-либо) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. Различают методы познания и методы практики. Среди методов познания выделяют вненаучные и научные, которые, в свою очередь делятся па эмпирические и теоретические.

МЕТОДОЛОГИЯ (от греч. учение о методе):

1) область знаний, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически преобразующей деятельности;

2) совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – совокупность идей, взглядов, представлений, определяющих направление человеческой деятельности и отношение к миру.

МИФ (от греч. предание) - характерная прежде всего для ранних стадий развития человеческого общества особая форма осознания мира человеком посредством чувственно-образных представлений о небывалых существах, явлениях и процессах.

МОНИЗМ– способ рассмотрения многообразия явлений мира, исходящий из одного начала (субстанции).

ОНТОЛОГИЯ ( от греч. учение о бытии) – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ – вопрос об отношении мышления к бытию, сознания – к природе и познаваемости мира.

СКЕПТИЦИЗМ(от греч. исследующий) - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно, сомнения в надежности истины. Скептики либо сомневаются в возможности полного познания действительности, либо останавливаются на его отрицательном результате. Последовательный скептицизм смыкается с агностицизмом и нигилизмом, но «мыслящий» скептицизм в определенном смысле способствует преодолению заблуждений и достижению истины (античный скептицизм).

СУБСТАНЦИЯ (от лат. сущность) - в обыденном понимании является синонимом материи, вещества, а в философском понимании - нечто неизменное, в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом.

ФЕНОМЕН (от греч. являющееся) - явление, данное человеку в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, который является его сутью и основой, и достигаемое разумом.

ФИЛОСОФИЯ (от греч. любить мудрость) - форма духовно-теоретического осмысления действительности и места в ней человека. Теоретическое сформулированная система самых общих взглядов на мир, на место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру.

 

 

 

 

Тема 2 «Античная философия»

1. Раннегреческая натурфилософия. Онтологизм древнегреческой философии

2. Философия человека: софисты и Сократ

3.Платон и Аристотель, как систематизаторы древнегреческой философии

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.