Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СВЕТСКОГО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ТРАДИЦИЯХ ПРАВОСЛАВИЯ





 

Аннотация. В статье рассматриваются парадигмы светского духовно-нравственного воспитания и духовно-нравственного воспитания в традициях православия. Указывается, что в нашем обществе часто обсуждается тема необходимости духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основании культурного наследия православия.

Abstract. In the article the paradigms of society spiritually-moral education and spiritually-moral education are examined in traditions of православ'я. Specified, that in our society often the theme of necessity of spiritually-moral education of rising generation comes into question on the basis of cultural heritage of Orthodoxy.

Ключевые слова: парадигма, духовно-нравственное воспитание и духовно-нравственного воспитание, традиции Православия.

Keywords: paradigm, spiritually-moral educations and spiritually-moral education, traditions of Orthodoxy.

 

Происходящие в последние два десятилетия в стране процессы изменили многое не только в экономике и политике, но и в обыденной жизни каждого человека, в отношениях между людьми, в понимании того, что сегодня есть жизненный успех, какие цели надо перед собой ставить и какими средствами для достижения этих целей можно пользоваться.

«Безысходность», «дегуманизация», «бездуховность», «техницизм», «дисгармония», «нарушение целостности», «дезадаптация», «отчуждение», «утрата человеческого в человеке» и т.д.» – такими смысловыми концептами описывается сегодня кризисная реальность мировоззрения [1, с. 37].

Утеря обществом и его гражданами нравственных норм, эрозия морали, достигающей критической точки – ведет к духовному перерождению и деградации общества, а точнее к его вырождению.

Самый яркий пример этому – так называемое украинское государство. Проблема современного образования в том, что, утратив прежние чёткие мировоззренческие ориентиры, оно потеряло во многом и задачу мировоззренческого воспитания (самоопределения) личности. Вряд ли можно уповать на то, что любая существующая парадигма в образовании естественным образом способствует этому процессу.

Мировоззренческая парадигма – это общемировоззренческие представления о природе и о пространственно-временных характеристиках сущего, о причинно-следственных связях явлений и вещей, о человеке и его способностях, ценностных отношениях к Богу, миру, социуму, самому себе и другому, свойственные определенной эпохе

В более узком значении мировоззренческая парадигма образования – система научных установок, подходов, ценностей, в основании которых лежит представление о мировоззренческом самоопределении личности как основной цели образования.

Главным критерием отбора содержания образования являются вечные духовные ценности, которые задают высший смысл всей иерархии ценностей. Вся система других ценностей вне их духовно-нравственных основ лишается объединяющего начала. Образование при этом утрачивает целостный и системный характер. Это касается не только в гуманитарной, но и естественнонаучной составляющей образования.

В традиционной русской педагогике обучение наукам было лишь составной частью образовательного процесса. Перед отечественными педагогами стояла и стоит задача – вернуть уму человека способность отличать добро от зла, истину от лжи. Для этого, прежде всего, нужно научить студентов и школьников вере, а потом – другим наукам (Н.В. Маслов).

Христианство облагородило мир и дало ему правильное направление во всех сферах деятельности. Россия – как никакая другая страна – явила миру тысячи святых, то есть тех людей, которые являются нравственным образцом для всех поколений, живущих на земле.

В нашем обществе часто обсуждается тема необходимости духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основании культурного наследия православия.

Духовно-нравственное воспитание – один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.

Но в настоящее время актуальной становится другая тема – как это сделать практически. Ведь не секрет, что практически никто, даже люди, исповедующие атеизм, не возражают против того, что подрастающее поколение должно воспитываться духовным и нравственным.

В рамках материалистически-светского понимания образованным, духовно-нравственным, воспитанным считается человек, который получил необходимые в жизни систематизированные знания, умения и навыки (то есть, получил образование), усвоил основные положительные принципы, ценностные ориентации, морально-этические нормы, существующие в обществе, и принял их как руководящие принципы в собственной жизни.

Как определяется духовность в православии? Одно из основных положений православия – это существование в человеке бессмертной составляющей — души. Она может быть в различном состоянии – здоровой, наполненной жертвенной любовью к людям и всему миру, полной энергии, жажды жизни, деятельности, направленной ко благу; душа может быть и бессильной, изъеденной пороком, наполненной озлобленностью и унынием. Это – два противоположных полюса состояния души, жизни.

Очевидно, что состояние души влияет на земную жизнь человека, его социальное поведение, отношение к миру, физическое здоровье и т. д. Достигается чистота, одухотворенность души посредством жизни в рамках духовных законов, положенных Богом в основу мироздания, что позволяет человеку не ранить свою душу. Кроме этого, через молитву, доброделание, участие в Таинствах, богослужениях человек приобщается Божественной энергии – благодати Святого Духа, действием которой очищается, одухотворяется, просветляются душа и совесть, взращиваются высшие нравственные качества.

Таким образом, с позиций православия духовным можно назвать человека, в котором действием Божественной энергии – благодати – душа достигла достаточной чистоты и силы.

Человек сотворен по образу Божию, и этот образ в каждом человеке неуничтожим, какую бы порочную жизнь человек ни вел. То есть, те нравственные качества, которые стараются родители и педагоги воспитать в ребенке, в нем уже изначально заложены. Задача воспитателя, а с возрастанием и самого человека — раскрыть в себе эти качества. В этом и есть цель христианского воспитания: получив образ Божий по сотворению, раскрыть его в себе (получить «образование»), что достигается христианским образом жизни. Коренное отличие воспитания мирского от духовного в том, что в первом случае морально-этические нормы усваиваются как данные извне образцы поведения, поэтому в некоторых случаях могут достаточно легко меняться, а во втором – раскрываются, взращиваются уже заложенные в душе человека нравственные принципы. И в этом случае человек, конечно, может изменить свои нравственные установки, но, чтобы это сделать, такому человеку нужно переступить через самого себя. Чего не хватает в приведенном ранее светском определении духовно-нравственного человека? Не хватает души. Состояние души определяет духовность и нравственность человека.

С точки зрения субъектов воспитания, для успешности процесса воспитания необходимо взаимодействие Церкви, государства и общества. В России Церковь и государство на протяжении веков ревностно заботились о духовном совершенствовании народа, ступень за ступенью вели его к надлежащему исполнению нравственного закона.

22.01.2015 года в рамках III Рождественских Парламентских встреч в Госдуме обсудили духовно-нравственное воспитание в российской школе.

В дискуссии приняли участие депутаты Государственной Думы, ученые, священнослужители, представители общественности и СМИ. Вел заседание председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов, который заявил что "в истории нашей страны православие, образование, государственность всегда шли рука об руку", выразил удивление заявлениями, что Украина сейчас делает свой "цивилизационный" выбор, подчеркнув, что "мы сделали свой цивилизационный выбор давно", и провел экскурс в историю принятия христианства на Руси. Напомнил, что "доли процента культурного наследия Киевской Руси до нас дошли лишь благодаря монастырям", где они бережно сохранялись.

Сейчас, по мнению председателя Комитета по образованию, "вопросы, связанные с воспитанием и духовностью снова выходят на первый план", потому что, получая знания в школе, современные дети в храмах и музеях "чувствуют себя иностранцами".

Вся нынешняя педагогическая наука и воспитание молодежи должна быть направлена на осознание универсальности десяти заповедей и взаимосвязь духовности и нравственности.

 

Литература

1. Абрахматова Г. А. Мировоззренческие парадигмы образования (социально-философский анализ): автореферат… к-та филос. наук: 09.00.01: Республика Казахстан Алматы, 2010.

2. Валицкая А. П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. – 1997. №3. – С.15–19.

3. Гессен С.И. Мировоззрение и образование // Педагогика российского зарубежья. – М., 1995, С. 91–113.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.