Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Бердникова О. А., Голицына Т. Н.,





Воронежский государственный университет

 

(г. Воронеж, Россия)

Основы духовно-нравственной культуры в дисциплинах филологического цикла (из опыта работы филологического факультета Воронежского государственного университета)

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые вопросы преподавания основ духовно-нравственной культуры в дисциплинах филологического цикла. Даются конкретные формы учебной и воспитательной работы из опыта работы филологического факультета Воронежского государственного университета.

Annotation. The article is devoted to the problem of moral imperative of Christianity in philological studies. There are some knew forms of spiritual education that we have on philological faculty in Voronezh State University.

Ключевые слова: христианские ценности, отечественная духовная традиция, филологическое образование, Воронежский государственный университет.

Key words: the Christian valuables, domestic spiritual tradition, philological studies, Voronezh State University.

Многие ученые отмечают в наши дни утрату обществом нравственных ориентиров, кризис современной культуры, агрессивно поглощаемой массовой книжной продукцией, и эти процессы могут привести к смене традиционной для подавляющего большинства граждан России христианской аксиологической парадигмы. Данные различных опросов уже свидетельствуют о том, что современные молодые люди просто не понимают значения слов «духовность», «нравственность», «мораль», «совесть», «жалость», «милосердие», на которых базируется русская литературное сознание.

Вот почему так значимо в наши дни само понятие «духовно-нравственная культура», противостоящее «массовой культуре», оказывающей растлевающее влияние на сознание современного человека. В высшей школе основы духовно-нравственной культуры (при отсутствии «духовно-нравственной культуры» как отдельного предмета) более всего могут быть преподаны в спектре филологических дисциплин, прежде всего, русской литературы и русского языка. Филологическая наука на сегодняшний день выработала уже достаточно солидную методологическую основу для выявления духовно-нравственного спектра проблем в художественном произведении [1].



Литература является в наше время ареной острой духовной борьбы. Ведь от того, что читают и смотрят люди рубежа XX и XXI веков и как интерпретируются классические и современные произведения во многом зависит духовно-нравственное состояние общества в целом и отдельного человека в частности. Осталась ли верна современная русская литература своему «религиозному призванию» [4], сохраняется ли в новой литературе действие православной духовной традиции, понимаемой как «осмысление христианской сущности человека и православной картины мира в литературе, имеющее трансисторический характер» [3, c. 254]?

Вполне положительный ответ на этот вопрос дает современная духовная поэзия, которая в высшей степени отражает основную – православную – черту русской культуры и русского просвещения – «нравственность внутреннего состояния мыслящего духа» (И.В.Киреевский). Лирика обладает способностью нести собственно духовное содержание: вступает в силу исконная близость религии и поэзии: «В поэтическом творчестве и поэтическом вдохновении скрывается глубокий сакраментальный смысл, подлинное ощущение духовной связи поэта с иным, потусторонним миром» [5, c.118].

Большой отклик находит у современной молодежи духовная поэзия. На семинарах по современной поэзии, как правило, половина студентов из большого числа предлагаемых для анализа текстов разных поэтов выбирает духовные стихотворения. На филологическом факультете Воронежского государственного университета проходят вечера поэзии убитого в Оптиной Пустыне иеромонаха Василия (Рослякова). Пишутся магистерские и кандидатские диссертации по творчеству московского поэта Александра Солодовникова, по поэзии К.Р. (великого князя Константина Романова), замечательного духовного поэта архиепископа Иоанна Сан-Францисского (князя Шаховского).

Воронежские филологи изучают и пропагандируют духовную поэзию воронежского священника, протоиерея Геннадия Заридзе, автора книги духовных кантов «Странник» (2011), выдержавшей за три года несколько переизданий. О.Геннадий является духовным куратором православного образовательного центра при филологическом факультете ВГУ, где осуществляется проект «Беседы на православные темы». Духовные канты о. Геннадия Заридзе (а он как поэт, автор музыки и исполнитель записал уже 17 дисков) учат тому, как «обреченно одиноким» «развернуться всем сердцем к Богу» и тем самым «стать самим собой», то есть неустанно духовно развиваться, растить в сердце любовь к Богу и любовь к людям. Песни отца Геннадия – это порыв души к Богу, чаяние Благодати, жажда, чтобы произошло рождение веры, смысла жизни, чтобы в «твоей душе Христос Воскрес»:

Рожденье весны предваряет зима,

Рожденье любви предваряют печали,

Рождением света развеяна тьма,

Рождение жизни мы в церкви встречали.

 

Рождение сердца подарит любовь,

Рожденье души – в осмыслении Бога,

Рожденье ума – от смиренных шагов,

Когда благодать не нарушит тревога.

 

С рождением веры – откроется путь,

С рождением смысла – приходит свобода,

Рождение духа поможет шагнуть

В небесную тишь твоего небосвода [«Рождение», 6, с. 72].

 

В рамках центра реализуется и проект «Духовные писатели России»: читаются лекции о наследии преподобного Иустина (Поповича) – автора замечательного труда «Философия и религия Ф.М.Достоевского». Сами студенты готовят презентации книг православной тематики ко Дню православной книги, который ежегодно проводится на факультете. Так студенты получают представление о том, что есть собственно духовно-нравственная культура в ее прямом значении.

На филологическом факультете ВГУ изучаются и произведения, принадлежащие заметному течению современной литературы – православной прозы. Это произведения, написанные светскими авторами на сугубо религиозную тематику, и так называемая священническая литература, то есть произведения, созданные священниками и монахами. Среди новых православных писателей есть уже достаточно известные и полюбившие читателям авторы: Владимир Крупин, Виктор Лихачев, Юлия Вознесенская, Станислав Сенькин, протоиерей Николай Агафонов, прот. Артемий Владимиров, прот. Николай Блохин, мон. Варнава (Санин), архимандрит Тихон (Шевкунов), прот. Андрей Ткачев, свящ. Ярослав Шипов, прот. Андрей Ткачев, мон. Василий (Росляков) и другие. Современными становятся для нас книги возвращенных писателей В.А. Никифорова-Волгина, Б. Ширяева.

Лучшая православная проза занимает вполне достойное место в новейшем литературном процессе и восполняет потребность читателя в позитивной картине мира, желание находить в современных книгах и фильмах не только ужас и разрушение, а свет и радость, красоту и созидание. Необычайна по нынешним временам популярность книги архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» и другие рассказы» (2011), изданная миллионным тиражам. Этот феномен дает убедительный ответ на мучивший журналистов и критиков вопрос: а читатель-то, уже привыкший к легкой и лишенной серьезной проблематики массовой продукции, хочет ли читать что-то духовно осмысленное? Небольшие и простые рассказы о поразительном действии Божественного Промысла в жизни человека оказались интересны и верующим, и неверующим, и, как говорится, соневающимся. Успех написанного монахом бестселлера оказался сопоставим с подобным же феноменальным успехом фильма Павла Лунгина «Остров» в 2006 году, и это крайне обнадеживающие факты современной культурной жизни, свидетельствующие об острой потребности в такого рода произведениях и пока еще неутраченной обществом способности адекватно воспринимать духовные смыслы. В этих произведениях открыто заявлена православная система ценностей, они погружают читателей в духовную реальность и убеждают в ее реальном существовании. Они настроены на соработничество с читателем и зрителем, поскольку оказались способными показать то, что художественно изобразить крайне трудно — пути к «правильному устроению духовной жизни» (свят. Тихон Задонский).

Однако православная проза — столь же неоднородное явление, как и проза светская. В этом отношении весьма показательна судьба тех книг, которые продолжили начатую архимандритом Тихоном (Шевкуновым) так называемую зеленую серию издательства Сретенского монастыря. Почему книги «"Небесный огонь" и другие рассказы» Олеси Николаевой (2012 г.), «"Райские хутора" и другие рассказы» священника Ярослава Шипова (2013 г.)., а также книга протоиерея Андрея Ткачева «"Страна чудес" и другие рассказы»(2013) уже не получили такого читательского резонанса, как «Несвятые святые...»? Это профессионально написанные книги, содержащие занимательные и поучительные истории, в них сохранен принцип автобиографизма, придающий им высокую степень достоверности, однако в них уже нет той предельной авторской искренности и доверительности, той личностной интонации, которые столь привлекательны в книге архимандрита Тихона.

Сериальный феномен православной прозы впервые стал предметом изучения в магистерской диссертации, защищенной на филологическом факультете. Сам факт защиты подобных работ является способом рекламы произведений, представляющих духовно-нравственную систему ценностей.

Святейший Патриарх Московский и всея РусиКирилл в лекции на тожественной церемонии по случаю присужденияему степени почетного доктора Воронежского государственного университета сказал: «Но можно строить свою жизнь по-другому: с самого начала определить свои ценности, исходя из них — свои цели, исходя из целей — действия. Вот эта парадигма: «ценности — цели — действия». Если мы вырываем из этой триады хоть одно звено, рушится логика жизни. Невозможно определить цели вне ценностной системы координат. Невозможно достигать целей, бездействуя. Другими словами, ценности, цели и действия есть триада, в границах которых и развивается человеческая личность»[2, с.4]. Филологическое образование может и должно формировать духовно-нравственную доминанту молодого человека как основу личностного начала.

Литература

1. Аверинцев С.С. Религия и литература / С.С.Аверинцев. – Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1981. – 140 с.; Игумен Киприан (Ященко) Православное воспитание. – М.: Благотворительный фонд «Покровъ», 2012. –336с.; Кошемчук Т.А. Русская литература в православном контексте. – СПб.: Наука, 2009.– 278 с.; Протоиерей Евгений Шестун. Православная педагогика: учебное пособие. – М.: Изд-во «Про-Пресс», 2002.– 575 с.; Тарасов Б.Н. Человек и история в русской религиозной философии и классической литературе. Сборник статей.– М.: «Кругъ», 2008. – 936с.; Троицкий В.Ю. Духовность слова: Слово в филологическом образовании и воспитании / В.Ю. Троицкий. – М.: ИТРК, 2001. – 184 с.

2. «Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в Воронежском государственном университете 18 сентября 2011 г.» // Воронежский университет. – 29 сентября 2011 года. – № 12 (2513).

3. Есаулов И.А Духовная традиция в русской литературе // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

4. Лосская-Семон М.В. О религиозном призвании русской литературы // Русская литература. – 1995. – №1.

5. Митрополит Анастасий (Грибановский). Пушкин и его отношение к религии и Православной Церкви //А.С.Пушкин: путь к Православию. Изд. второе, испр.и доп.– М.: Изд-во «Отчий дом», 1999. – С.114-182.

6. Протоиерей Геннадий Заридзе. Странник. Духовные канты (под гитару). - Воронеж: Издатель О.Ю. Алейников, 2011.

 


 

УДК 37.01

 

Берсенева Т. В.,

заместитель директора

МОУ Центр дополнительного образования

для детей «Истоки»

 

(г. Волгоград, Россия)

Соловцова И. А.,

доктор педагогических наук, профессор,
профессор кафедры педагогики
ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный

социально-педагогический университет»

 

(г. Волгоград, Россия)

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.