Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЧЕЛОВЕКА





Аннотация. Автором статьи предлагается рассматривать в качестве источников, на которых базируется формирующаяся система ценностных ориентация следующие составляющие: особенности генетически заданного уникального внутреннего мира ребенка, феномен привязанности между матерью и младенцем, дихотомию личностных конструктов, а также саморефлексию и диалогичность самосознания. Подробнее анализируются три последних компонента.

Annotation. The author proposes to consider as sources that underpin the emerging system of value orientation of the following components: a genetically specified features unique inner world of the child, the phenomenon of attachment between mother and infant, the dichotomy of personal constructs, as well as self-reflection and dialogism consciousness. More recent analyses three components.

Ключевые слова: ценностные ориентации, внутренний мир, привязанность, дихотомия личностных конструктов, самосознание, саморефлексия, диалогичность.

Key words: value orientation, inner peace, affection, the dichotomy of personal constructs, self-awareness, self-reflection, dialogism.

Выбор личностью жизненных ориентиров, понимание Мира и своей позиции в нем зависит от той системы ценностей, которой оказывается привержен человек. Многие выдающиеся зарубежные и отечественные психологи говорили об этом: А.Адлер, С.Л.Рубинштейн, В.Франкл, К.Д.Абульханова-Славская, Д.А.Леонтьев. Этот список можно было бы еще долго продолжать. Для нас важно, что авторы, изучающие эту проблему, чаще всего поднимают вопросы структуры ценностных ориентаций, их роли в системе мотивационно-потребностной сферы человека, исследуют появлении в ней духовно-нравственных ориентиров как важнейшей направляющей всей жизни человека, однако при этом менее раскрытой оказывается проблема истоков, основ формирования ценностных ориентаций личности. Нам эта проблема представляется особенно важной, так как понимание момента зарождения интересующих нас образований позволило бы качественнее осуществлять процесс воспитания ребенка в желаемом обществу гуманистическом направлении.

Цель статьи – выяснить, когда и как с психологической точки зрения происходит осознание и принятие ребенком ценностей окружающего мира. В основе нашей гипотезы лежит несколько идей.

Во-первых, только появившийся на свет малыш представляет собой уникального, неповторимого человека, со своим, отличным от других внутренним миром, которым будут определяться не только особенности восприятия и понимания окружающей действительности, но и особенности складывающихся отношений с ней и особенности реагирования на нее. Если общающиеся с ребенком взрослые не понимают и не учитывают уникальности этого мира, то многие из их самых благих воспитательных воздействий могут потерпеть существенное фиаско.

Во-вторых, формирование в будущем ценностных ориентаций зависит от привязанности между матерью и ребенком Этот феномен описан в работах Дж. Боулби и М. Эйнсворт.[1]. В-третьих, объясняя интересующее нас образование, следует опираться на идеи Дж.Келли о дихотомии личностных конструктов, с помощью которых люди познают окружающий мир [2], в-четвертых, необходимо еще и учитывать работу самосознания личности как устойчиво-динамической саморефлексирующей структуры, выстраиваемой в процессе внутреннего диалога.

Мы сознательно пропускаем первое из выделенных условий, так как оно требует отдельного специального разговора, которому мы посвятим следующую статью.

Нам представляется, что фундамент системы ценностных ориентаций закладывается в личности еще до того, как маленький человек овладеет способностью к осознанию. Важнейшей предпосылкой для начала этого процесса является формирование привязанности между матерью и ребенком. Привязанность – это глубокая, не осознаваемая маленьким человеком связь между ним и взрослым. Связь, окрашенная сильными и яркими положительными эмоциями. Она позволяет ребенку чувствовать себя защищенным не только от превратностей мира, но и от неблагополучия в своем собственном теле. Укрепляет в нем уверенность в том, что в любую минуту к нему придут на помощь и поэтому можно без страха заниматься исследованием окружающего мира. Привязанность начинает формироваться с момента появления новорожденного на свет, в процессе активного положительного тактильного и вербального общения взрослого с маленьким человечком. Эта связь будет иметь для малыша исключительное значение в его первых ориентациях по отношению к предметам и взаимодействующим с ним людям. Свое отношение к ним меленький человек сформирует, опираясь на чувства и переживания матери, связанные с этими вещами. Он примет то, что с радостью принимает мать и отвергнет то, чего она сторонится. Так, уже на досознательном уровне происходит закладка системы ценностей человека. Впоследствии, становясь взрослым, человек также будет ориентироваться, выбирая для себя ценность, на оценки значимых людей, особенно тех, с кем он установит тесную эмоциональную связь, кто для него будет особенно авторитетен и близок. Наши исследования показывают, что если привязанность с матерью претерпела в детстве какие-то негативные метаморфозы, или не была достаточно стойкой, это может приводить к нарушениям в отношениях человека с Миром и к дегуманизации системы его ценностей.

Но не только качество эмоциональной связи с людьми участвует в процессе строительства ценностных ориентиров. Исследуя мир предметов и людей, знакомясь с тем, как все устроено, человек структурирует этот мир внутри себя, согласно своим представлениям о смыслах и значимости этих предметов и людей. В свою очередь, субъективные представления о смыслах и значимости складываются не только на базе объективных знаний о мире, но и, что также чрезвычайно важно – вследствие очень рано сформировавшихся и формирующихся в течение всей жизни дихотомий, таких как «добро»/«зло», «любовь»/«ненависть», «труд»/«разрушение», «красота»/«безобразие», «свобода»/ «ответственность» и т.д. Наши исследования показывают, что наиболее важными для закладки гуманистических ценностей являются четко выраженные дихотомии, оформившиеся еще в предсознании: «добро»/«зло», «любовь»/«ненависть», «труд»/«разрушение». Если же отношение к этим дихотомиям пр выходе в сознание человека оказывается размытым и сама дихотомия не вырисовывается или субъективно меняется на какую-то другую, это, как правило, приводит к дегуманизации ценностей.

Две выделенные нами особенности внутреннего мира человека лежат и в основе формирования его самосознания, определяют начало процесса актуализации самости, являются фундаментом ценностной системы личности. Дальнейшее структурирование и усложнение этой системы будет зависеть уже от способностей к саморефлексированию, а также от качества и полноты диалогичности его самосознания [3].

Для иллюстрации всего сказанного приведем некоторые данные из проведенного нами эксперимента.

В группу испытуемых входило 93 человека, от 16 до 87 лет, преимущественно все же зрелого возраста (средний показатель возраста – 35 лет). Испытуемые разного пола, разных профессий, разного социального положения.

Для диагностики была выбрана следующая батарея методик: методика выявления психологических защит Келлермана-Плутчика, предложенная нами методика диагностики ценностных ориентаций, тест ЦТО (адаптированный к целям нашего исследования) на выявление эмоциональных предпочтений респондентов. Понятия, которые мы отобрали для методики ЦТО, включали в себя ряд дихотомий, а также основные объекты и явления окружающего Мира, с которыми человек в процессе жизни вступает в систему значимых отношений. Для проверки ценностно-ориентировочной сферы испытуемых мы использовали набор из 15 различных жизненных credo, таких как: «Торопитесь делать добро» или «Деньги позволяют быть хозяином жизни» - которые респонденты должны были проранжировать по степени значимости для себя.

В ходе проведенной диагностики были получены следующие результаты.

1.Подтвердился дихотомический характер переживаний нашими респондентами «добра» и «зла». «Добро» оказалось на полюсе переживаний, имеющих положительное значение для большей части испытуемых, «зло» – на полюсе отвергаемых, окрашенных негативом эмоций. Вокруг этих полюсов структурировались в сложной иерархической системе различные объекты, явления, состояния, ситуации окружающего мира. Конечно, структура этих смысловых и ценностных связей у каждого респондента была своя, не похожая на структуры других людей, однако, проведенный корреляционный анализ показателей позволил выявить некую общекультурную, характерную для данной выборки систему ценностно-смысловых ориентиров. В этой системе «добро» имело положительную корреляцию с «семьей» (V = 0,278 при p< 0,01) и «пользой» (V = 0,213), а отрицательную – с материальными ценностями (V = -0,221).

Таким образом, самой значимой ценностью для молодежи на сегодня в нашей выборке являлась семья, что подтверждалось и ранее проведенными подобного рода исследованиями. Интересно, что полюс «зла» имел значительно больше корреляций. Из них положительные с «болью» (V = 0,432 при p< 0,01), «ссорой» (V = 0,250), «недругами» (V = 0,514), «нищетой» (V = 0,319), а отрицательные – с «мамой» (V = - 0,285), «семьей» (V = - 0,248) и «ответственностью». Как видим, обобщенное культурологическое представление о «зле» оказалось значительно дифференцированнее «добра», при этом большая часть испытуемых связывала его с различными недружелюбными силами, что почти однозначно у всех респондентов вызывало и переживание боли.

Полученные данные свидетельствуют о том, что понятие «зла» с понятиями «мамы» и «семьи» имело обратную связь. То есть там, где испытуемые выражали положительное отношение к маме и семье, там они демонстрировали меньше зла, и обратно: там же, где зло принималось респондентами, мама и семья – отвергались. Интересно еще и то, что снижение в сознании человека значимости зла приводило к повышению у него чувства ответственности за происходящее вокруг. По всей вероятности, формирование такого свойства как ответственность происходит эффективнее, если растущий человек находится в окружении добрых и любовных отношений между близкими людьми, деструктивные же и агрессивные отношения разрушают это качество.

Таким образом, в результате диагностики было обнаружено, что зло эмоционально гораздо более дифференцированно связано в психике людей с целым рядом важных объектов окружающего мира. Вероятно, это объясняется также еще и особенностями нашей воспитательной системы, в которой злу, тому, что не хорошо, уделяется гораздо больше внимания. Отсюда запреты взрослых чаще фиксируются в сознании ребенка. Он будет стараться не совершать не желаемых близкими действий, контролировать себя, только если его ожидания любви и ласки за эти усилия будут подкрепляться взрослыми. А вот у понятия «добро» таких дифференцированных связей нет. Вместе с тем оно оказалось более полно, более четко связано с душевной и духовной значимостью семейных уз, в нем больше нашими респондентами видится практической пользы, и оно явно противопоставляется материальным ценностям мира. Добро сильнее, значимее и ближе к человеческому естеству.

2. Анализ ранжирования жизненных credo показал, что на первом месте, по мнению большинства опрошенных, оказалось суждение – «Семья – это главное» (средний показатель = 11,65), на втором – «Торопитесь делать добро!», на третьем - «Главное в жизни – это Я» (9,76). Последние места соответственно заняли сентенции: «Работа не волк, в лес не убежит» (3,72), «Главное сохранять свою национальную принадлежность» (4,34), «Если каждый будет стремиться жить богато, всем будет лучше» (5,24).

Как видим, основу ценностных ориентаций наших респондентов действительно составляет ценность семьи. Напомним, что понятие «семья» по методике ЦТО связано положительными корреляциями с понятиями «добро» и «мама». А это лишний раз подтверждает правильность сделанного вывода.

Высказывание «Торопитесь делать добро!» тоже положительно коррелирует с понятием «семья» (0,264) и дает большую обратную корреляцию с «материальным ценностям» (- 0,314). Таким образом, противопоставление полюса «добра» с его духовной составляющей меркантильным материальным потребностям вновь находит отражение в результатах диагностики наших испытуемых.

Показательным оказался и высокий средний балл эгоцентрической ценности Я. Эта ценность положительно коррелирует с «истиной» (0,254). (Примечательно, что по результатам диагностики методики ЦТО само понятие «Я» положительно коррелирует с «делом, профессией» (0,245) и таким механизмом психологической защиты как «реактивное образование» (0,233). Все эти корреляции говорят о сложности представленности в сознании наших респондентов ценности собственного «Я», о ее достаточно высокой значимости для них, но вместе с тем и ее высокой травматичностью, а значит – необходимостью защиты своего «Я».

Достаточно иллюстративным в нашем исследовании оказалось и отношение к своей национальной принадлежности наших респондентов. Оно не только не вошло в систему их значимых ценностей, но и не имело вообще никаких корреляционных связей – ни с какими бы то ни было категориями методики ЦТО ни с показателями других использованных в эксперименте методик. Такая оценка данной сентенции указывает на незначительность роли национальной принадлежности в системном представлении о себе, в целостной системе собственных ценностных ориентиров. В условиях жизни в многонациональном государстве это следует признать нормальным и даже необходимым для процесса адекватной и полноценной самореализации человека в атмосфере многонациональных связей. То есть показатель гуменной направленности целостной системы ценностных ориентаций человека.

Таким образом, ценностно-ориентационная иерархическая система наших испытуемых базируется в основном на ценности семьи, которая определяется в дихотомии «добра и зла» на полюсе «добра». Добавим еще один важный факт: высказывание «Главное оставаться всегда в согласии со своей совестью» имело по результатам нашего исследования большое количество выборов (средний балл = 9,17) и положительно коррелировало с «совестью», «добром» и «другом», что достаточно красноречиво свидетельствует о ярко выраженной духовно-нравственной ориентации наших респондентов в ситуациях осуществления жизненных выборов.

3. Полученная в ходе исследования ценностно-смысловая картина значимых ориентиров современных людей является некой общей схемой, которая отражает культурологические установки нашего общества. Эти установки с разной степенью приближения отражаются в сознании конкретных индивидов. Анализ смысловых схем отдельных индивидов показывает, что у тех испытуемых, у которых нарушается дихотомия «добра и зла» при восприятии окружающего мира и чаще в основу структурирования кладутся какие-либо другие дихотомии, например, «Я - люди», у этих людей индивидуальная система смыслов начинает сильнее «отклоняться» от общего гуманистически направленного вектора, у них чаще наблюдаются деформации поведения и личности в целом.

Сделаем общий вывод. Сложная система ценностных ориентаций человека оформляется в его сознании на базе ряда важных психических образований, возникающих в процессе контактов ребенка с миром и людьми, а именно: привязанность матери и малыша, качество и специфика дихотомического структурирования окружающий действительности индивидом и способность к саморефлексии и диалогичности самосознания взрослеющей личности.

 

Литература

1. Боулби Дж. Привязанность. – СП: 2003..

2. Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. - СПб.: Речь, 2000.

3. Бажутина С.Б.Некоторые особенности диалогичности самосознания //Психологія діалогу і світ людини. Збірник наукових праць \ За ред. С.Д. Масименко, Г.В. Дьяконова.- Т. 3.- Кіровоград: 2013.- 236 с., С. 66-73.

 

 

УДК 37.034

Бахмач А. С.,

аспирант кафедры дошкольного и начального образования ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко», заведующая КДОУ ясли-сада «Ромашка» села Веселая Тарасовка Лутугинского района Луганской Народной Республики

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.