|
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И НАРОДА В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО МИРА(методология тео, христо и кордоцентризма)
Проблема воспитания человека, а значит и народов, во все века и тысячелетия была, есть и остается приоритетной и доминантной задачей для всего человеческого социума. Любые глобальные и системные кризисы, техногенные катастрофы, войны, политические и экономические противостояния, экологические проблемы – это все, в конечном счете, последствия неправильного воспитания человека. И если Евангелие гласит, что мир лежит во зле, значит, наличествуют категорические сбои в системе образования, воспитания, обучения. Видимо в мире, не та педагогика в системе образования используется, не тот человек и не под ту конечную цель воспитывается. Поиск педагогической истины может быть эффективно осуществлен только в пространстве Библейского исповедования. Человек создан Богом-Троицей по смысловым лекалам Образа Личностного Логоса, Второй Божественной Ипостаси, которая в будущем воплотится в образ зримого Богочеловека – Сына Божия – Иисуса Христа. Итак, человеку исходно дан Образ Божий (свобода, творчество-креативность, любовь, совесть) и задан сверхсмысл, как личностная сверхзадача – сотворить лично в себе из Образа – подобие Божие. Но случилось одно вероятностно-невероятное событие (как одна из функций дарованной свободы) – ГРЕХОПАДЕНИЕ. При нем и произошло удвоение человеческой сущности: по своей Божественной предзаданности человек так и остался духовно-внутренним. Но, обретя кожаные ризы, как наказание Божие, стал человеком душевно-внешним (субъектом внешней, целеполагающей и целереализующей деятельности по преобразованию внешнего мира). Этот код душевно-внешнего и падшего человека стал доминантным в дальнейшем развитии всего человечества. Он изначально реализовался через братоубийцу Каина, создавшего цивилизацию, в которой осуществилась идея секуляризованного, безбожного антропоцентризма, эгоизма и корпоративного группоцентризма. И до сегодняшнего дня, образно говоря, человеком в социуме возводятся без Бога и вопреки Ему, очередные Вавилонские башни, которые реализуют совершенно обратный результат задуманному. Не хочет внешний человек, в своем горделивом порыве, услышать слова Иисуса Христа, который утверждал, что без Него (Иисуса Христа) ничего доброго сделать невозможно. Но эти слова не может услышать падший человек. Они предназначены внутреннему человеку. А он находится в «метафизической коме», ибо внешний его собрат, практически полностью перекрыл доступ духовного «кислорода». Задача по его одухотворению как раз и состоит в том, чтобы вывести из этого коматозного состояния путем воспитания внутреннего человека средствами сакральной педагогики святости, основанной на духовном основании Евангельской любви. Весь исторический период человеческого становления, система образования у всех народов, в основном, занималась воспитанием внешнего человека, чтобы он мог осуществить свою земную жизнь в мире дольнем, мечтая о светлом будущем. Но эту недостижимую мечту, связанную с желанием гедонизма и эвдемонизма, к сожалению, обрывает индивидуально приходящая смерть. Любая система воспитания в любом образовательном комплексе обязательно имеет «Вход» (в который входит субъект воспитания с определенным набором личностно-психологических, ценностных и интеллектуальных характеристик). Проходя процесс воспитания и на этапе его завершения, он оказывается на ступени «Выход» (обладая зафиксированным комплексом прирощенных качеств). Но эти личностные качества должны соотноситься с избранным системой образования реальным личностным идеалом, воспетым культурой данного социума. Личностный идеал является императивом (законом) воспитания. Воспитание, в отличие от обучения, обязательно требует личностного идеала. Цивилизация щедро раздавала народам личностные идеалы, как государственный заказ государственным системам образования. В СССР, например, таким личностным идеалом выступал облик В.Ульянова (Ленина). «Я себя под Лениным чищу, чтобы плыть в революцию дальше» - напутствовал поэт октябрьского переворота молодые поколения страны советов. Но вот прошло почти сто лет и мы наблюдаем по всей Украине явление, названное «Ленинопад», когда монументы, казалось бы немеркнущего вождя, повсеместно и с ожесточением низвергаются со своих постаментов. Такова скорбная судьба всех человеческих идеалов, как в социуме, так и в педагогике. На их место устанавливаются другие антиподы. Для послемайданной Украины – это облик Степана Бандеры. Но и его идеализированная судьба, рано или поздно, по законам истории, обязательно повторит судьбу Ильича. Ведь Гитлер тоже был личностным идеалом для педагогики фашистской Германии. Но Нюрнбергский судебный процесс четко определил его место на свалке истории. Грехоподобный человеческий «идеал» будет штамповать грех во всех воспитанниках дальнейших поколений. Слепой, ведущий слепых, и их, и себя обязательно заведет с конечным обрушением в пропасть. Для внутреннего человека личностным идеалом для нашего социума, нашего народа, нашей православной веры является нетленный (вечный) образ Иисуса Христа.
Этот образ воспет и проходит красной нитью не только через всю Книгу Книг – Библию, но и через всю восточно-славянскую культуру и архитектонику Русского мира. Ведь синоним для понятия «русский» всегда было, есть и будет понятие «православный». Этот нетленный Образ является основанием для воспитательных процессов на всех этапах воспитания человека от пренатального периода до предельных сроков зрелости и старости (геронтология). От этапа к этапу жизненного утверждения образ Иисуса Христа в человеке будет все более и более утверждаться. Этой проблемой должна заниматься сакральная педагогика святости, которую в культурологическом плане можно обозначить как человековедение ко Христу (HomoChristagogia).
Человековедение ко Христу, как духовно-нравственное воспитание, эффективно может осуществляться только в пространстве Духовно-нравственной культуры. Эта культура (почитание, благоговение перед нетварным светом преображенного Христа) сопрягает и сопрягается с тремя центрированными пространствами: Тео (Троица) – Христо – кордоцентризма (человеческое сердце). Духовно-нравственная культура есть путеводительница к Храму, к высшим святыням (акмео – вершина) и сокровищам Святого Духа. Евангелие напоминает каждому из нас: «где сокровища ваши, там и сердце будет ваше». Вся высшая, лучшая, классическая культура Росси всегда была вектором, указывающим на Иисуса Христа и Храм, как тело Христово. В заключительных кадрах фильма «Покаяние» (Т.Абуладзе) зрелая женщина, прошедшая трагические испытания в жизни, просит указать дорогу к храму. Это очень символично и очень важно. Именно культура должна каждому человеку указать этот путь. Но этого мало, это только начальная часть духовного воспроизводства человека. Нужно не только найти путь, пройти по нему и войти в храм в поисках Божией истины. Главное – каким ты выйдешь из храма? Воспринял ли ты Божью истину? Воспринял ли ты Бога и ощутил ли Его в своем сердце? Понесешь ли ты Его Свет в мир культуры, чтобы к этому свету потянулись другие люди? Ведь понятие культуры в смысловом плане связано еще и с процессом возделывания. Возделыванием не столько земли, сколько возделывания своей души. Именно душа, ее изменение, совершенствование (метанойя) есть предмет и цель действия культуры. Важно поднять и сублимировать душу в процессах катарсиса до уровня духа. И тогда сбудется на практике призыв преподобного Серафима Саровского, обращенного и к педагогами, и к деятелям культуры: «Стяжай Дух Святый и тысячи вокруг тебя спасутся». Если более детально исследовать схему о Христоцентризме, то можно увидеть, что в архитектонике этого духовного пространства работает закон, который определяет тяготение подобного к подобному. По пути ко Христу, на траектории ά и ώ, верующие приближаются друг к другу не только усилием своей человеческой воли, но и по благодати Божией. И, во-вторых, чем ближе ко Христу, тем субъекты этого движения приближаются все ближе и ближе друг к другу. Вот откуда возникает соборность, вот откуда рождается народ, сограждане которого имеют все основания называть себя братьями и сестрами. Из вышесказанного можно сделать вывод, что духовно нравственная культура является важнейшим системным, аксиологическим, мировоззренческим, нравственным и педагогическим средством по формированию личности человека, обретающей подобие Божие в процессе духовно-нравственного воспитания. А личность – это и есть обожение человека. Понимание важности обретения личности было не только в нашей, но и в Западноевропейской культуре. Например, И.Ф. фон Гёте в «Фаусте» писал: «Высшим счастьем смертных/ Да будет – личность!». Это есть то состояние, о котором говорит ап. Павел: «уже не я живу, а живет во мне Христос». Чтобы Его (Христа) обрести, нужна православная культура и Храм Божий, что уже было в истории Русского мира. Нам просто нужно к этому состоянию вернуться в новых исторических реалиях XXI века. А для этого нужно духовно очнуться и прозреть очами сердца.
Астрединов И. Н.,
директор ООО «ВОИР», представитель ФГБУ Центр мониторинга и развития инфокоммуникационных технологий Федерального Агентства связи РФ, член Общества Православных ученых (председатель Протоиерей Геннадий Заридзе, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы, г. Воронеж), член Координационного Совета по инвестициям, инновациям и экономическому развитию Технологической Платформы «Экономическое развитие Республики Крым в 21 веке»
(Россия)
Доклад
ПРИВЕТСТВИЕ ВСЕХ ЧЛЕНОВ Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|