Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ – ШАГ НА ПУТИ К МИРУ





Аннотация. В статье Алехиной Г.В. «Развитие культуры межконфессионального общения – шаг на пути к миру», рассматривается развитие культуры межконфессионального общения студентов – будущей элиты государства, что будет способствовать бесконфликтному решению религиозных и социальных противоречий в социуме и формированию гражданского общества.

Abstract. The article Alekhine, G. V. "Development of a culture of interfaith dialogue – a step towards peace", discusses the development of a culture of inter-confessional communication of the students – future elite of the state that will facilitate a smooth solution of religious and social contradictions in society and the formation of civil society

Ключевые слова: культура межконфессионального общения, духовность, студенческая середа.

Keywords: culture, interfaith dialogue, spirituality, student surrounds around.

Культура отношений между представителями различных вероисповеданий в настоящее время является важной проблемой, определяющей как современное состояние, так и будущее мира. На фоне вопиющих событий современного исторического периода (война на территории Донбасса, агрессия запрещенной организации ИГИЛ, волна беженцев из арабских стран в Западную Европу, циничные карикатуры французского журнала «Шарли Эбдо»), можно констатировать, что развитие культуры межконфессионального общения является черезвычайно актуальной.

Проблема формирования культуры межконфессионального общения сложна и многогранна. Мы изучили различные подходы к этому вопросу: философский, социологический, социально-психологический, педагогический. Общетеоретические основы национальных, межнациональныхи межконфессиональных отношений изложены в трудах Р.Г.Абдулатипова, Э.А.Баграмова, Ю.В.Бромлея, М.С.Джунусова, Л.М.Дробижевой, М.Н. Кузьмина и др. Пути, средства и факторы формирования культуры межнационального и межконфессионального общения у людей разных возрастов были рассмотрены Е.П.Белозерцевым, Т.Ю.Бурмистровой, Л.М.Дробижевой, В.И.Журавлевым, М.Г.Казакиной, К.Д.Радиной, И.И.Серовой и др. Однако, эти подходы, в большей степени, касаются межнациональных отношений и лишь отчасти затрагивают вопросы веры.

Территория Донбасса, находясь на пересечении разных культурных миров, в том числе и религиозных, сформировалась как поликонфессиональная. На сегодняшний день религиозная палтра Донбасса представлена множеством различных конфессий, деноминаций, направлений, церквей. Формирование полноценного поликонфессионального общества, организованного на принципах толерантности, веротерпимости, взаимопонимания – одна из ключевых задач построения молодого государства.

Подготовка молодежи к жизни в условиях поликонфессионального социума, формирование умений общаться и работать с людьми разных вероисповеданий является потребностью сегодняшнего дня. Задачей высшей школы является необходимость формирования личности, готовой к активной творческой деятельности в поликультурной среде, которая сохраняет свою общекультурную идентичность, стремится к пониманию иных культур, уважает другие культурно-этнические общности, умеет жить в мире и согласии с представителями разлных национальностей, расс, верований.

Следовательно, современное общество требует значительного повышения качества подготовки специалистов, будущих учителей, которые в свою очередь, будут воспитывать подрастающее поколение.

Одним из главных путей разрешения поставленной задачи является формирование культуры межконфессионального общения у студенческой молодежи. Это обусловлено многонациональным составом студенческих коллективов, с одной стороны, и влиянием их религиозных взглядов - с другой. Поэтому будущих учителей необходимо приобщать к ценностям мировой культуры и культуре своего народа, воспитывать их в духе взаимоуважения и взаимопомощи, бережного отношения к религиозным убеждениям людей, равенства и равноправия всех религий на основе приоритета общечеловеческих ценностей.

Студенческая среда - это одна из наиболее интенсивных зон межконфессиональных контактов, а высшее учебное заведение является наиболее значительным средоточием студенческой жизня. Именно здесь молодые люди получают навыки социального общения, знакомятся с общественной деятельностью, находят возможности для развития своих способностей и талантов. В вузе человек формируется как личность с при сущими ей нормами поведения, идеалами, ценностными ориентирами.

Период профессиональной подготовки является наиболее благоприятным для формирования важных интеллектуально-эмоциональных психических функций личности, индивидуального стиля деятельности. Обучение в вузе связано с интенсивным развитием у студентов духовных общечеловеческих ценностей, формированием убеждений и мировоззренческих позиций.

Совместная учеба и жизнь в поликонфессиональном коллективе, постоянное общение его членов, с одной стороны, создает обстановку, способствующую формированию у молодежи уважения к людям различных вероисповеданий, к их культурам, с другой – возможно межличностное неприятие и непонимание. Согласимся с утверждением Курачева, что в юношеском возрасте межконфессиональное восприятие достаточно актуализировано. Показательным фактором является то, что периоду юности свойственно противопоставление себя «чужим», вообще любой альтернативе, поэтому межгрупповые антагонизмы в молодежной среде проявляются наиболее рельефно, создавая условия для социальных конфликтов [2].

Приходится констатировать, что среди молодежи значительно расширились националистические, профашистские настроения, разные формы дискриминации [5]. Это связано с тем, что в студенческом возрасте проблема этничной идентификации является одной из основных. Одним из проявлений дискриминации среди молодежи является оскорбительное поведение, унижающее человека другой национальности, веры, культуры, неуважительное отношение к ним под. влиянием негативних стереотипов и предубеждений».

Согласимся с утверждением Большакова, который пишет: «Вера в Бога, в Добро, Любовь, Красоту, Свободу есть всегда чья-то вера. Каждый человек (или каждый конкретный социум) знает и ценит своего Бога, свое Добро, свою Красоту, свою Свободу. И чем сильнее и страстнее эта вера, тем она обычно и нетерпимее. Тем больше она в оппозиции к другой вере и к неверию, тем она требовательнее, тем больше может превращать ценности своей веры в их противоположность для других. И тогда моя свобода оборачивается чьим-то рабством, мое Добро Злом для кого-то. И если бы только в мыслях и чувствах, но ведь и в действиях [1].

Такое непринятие происходит потому, что студенты не знакомы с культурными традициями своих соседей, не знают сути их религии, под влиянием которой сложился определенный стереотип поведения. Молодежь часто не имеет нужной информации об истории, культуре, обычаях, традициях других народов, в том числе соседей по региону. Согласно утверждения Д.В.Пивоварова: «Глубокое усвоение национальной и мировой культуры невозможно без свободного погружения в ее религиозные основания. Чтобы понять и прочувствовать духовную субстанцию того или иного народа недостаточно тщательно изучить их материальное существование, важно также проникнуть в сущность их религии» [4].

Знание может помочь становлению культуры, знание ценно для обогащения культуры. Но только если оно одухотворено. Если оно не формально, не чрезмерно рационализовано [1 ].

Большаков выделяет два уровня веры: на первом уровне любая религиозная вера прежде всего полезна, удобна, выгодна для человека. Она необходима для комфортности его жизни, престижна в его кругу, может способствовать его успеху. Но в тех случаях, когда религиозные предписания начнут мешать его делам, его комфортному бытию, они легко могут быть отринуты, проигнорированы. Бог, религиозные святыни, заповеди для человека, находящегося на этом уровне культуры, выступают в качестве значимостей в определенных смыслах и до определенного предела. …На втором уровне религиозная вера выступает как раз в ее самоценности. Человек испытывает потребность в Боге, вере в него, безотносительно к жизненным благам. Он искренне верует. Бог для него – действительно высшая ценность, а религиозные ценности – приоритетны в отношении ко всем другим. Религиозная вера во всех ее проявлениях выступает как нормальное бытие. Вера, жизнь в вере, ощущаются и осознаются как естественная норма. Религиозные заповеди, предписания воспринимаются в качестве обязательных для выполнения, ибо это ведет к спасению души, которое более ценно, чем удовольствия или практический успех [1]

Одним из основных направлений в решении проблем развития культуры межконфессионального общения может стать увеличение роли социо-гуманитарных дисциплин (в частности, религиеведения) в образовательных программах. Именно эти дисциплины способны ярко продемонстрировать и объяснить специфику отличий, лежащих в области межконфессиональных различий. Для успеха межконфессионального диалога, конечно, необходимо знание не только своей веры и культуры, но и сопредельных культур и традиций, верований и обычаев. Показ неповторимой сущности разнообразных религий и демонстрация того, что их представители не могут думать и чувствовать абсолютно одинаково, могут во многом способствовать повышению межконфессиональной терпимости (толерантности). При этом особое место имеет не только теоретическая подготовка, но и практические контакты между представителями различных конфессий, как в процессе обучения так и в бытовых условиях за пределами вуза, где межконфессиональное общение оказывается зачастую даже более ярким.

Именно культура межконфессионального общения способна перевести правовые и идейно-нравственные нормы, регулирующие межконфессиональные отношения, на уровень личного восприятия, внутренних установок, привычек, практического поведения будущих учителей в сфере межконфессионального общения.

Культура межконфессионального общения способна помогать бесконфликтному решению религиозных и социальных противоречий в обществе и способствовать формированию гражданського общества, консолидации народа вокруг ценностей демократии, гарантии прав человека и гражданина с важной составляющей – правом на свободу совести и вероисповедания.

Несмотря на то, что в повседневной жизни религиозность многих студентов не актуализирована, они проявляют довольно живой интерес к различным религиозным вопросам. Всё это повышает ответственность университетского образования, поскольку именно в результате таких контактов у многих студентов закрепляются стереотипы межконфессионального восприятия и поведения, которые они пронесут через всю жизнь. А оформившееся в студенческой среде негативное восприятие той или иной религии или исключительность своей, могут привести к конфликтам на религиозной почве. Ведь носителем негативных установок в межконфессиональном взаимодействии может стать будущая интеллектуальная элита, которая в дальнейшем определит жизнь в XXI веке [3].

 

Литература

1. Большаков В.П. Культура как форма человечности. Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000. – 92 с.

2. Курачёв Д. Г. Перцептивная сторона межконфессионального общения молодежи. — Уфа: Гилем, 2004. — 376 с.

3. Кусарбаев Р. И. Формирование культуры межнационального взаимодействия у студентов высших учебных заведений. Дисс.... канд. пед. наук. Москва, 2001. – 320 с.

4. Пивоваров Д.В. Философия религии. Курс лекций. Часть первая. Интернет ресурс ua.booksee.org›book/527923

5. Пилягина Людмила Петровна Принцип толерантности: как ему следовать в воспитании и обучении детей.Интернет ресурс articles/526405/

 


 

УДК 34.01

Алонцева Д. В.,

доцент кафедры теории государства и
права и конституционного права

Елецкого государственного университета

имени И. А. Бунина

 

(г. Елец, Россия)

 

Ишанова М. В.,

доцент кафедры теории государства и
права и конституционного права

Елецкого государственного университета

имени И. А. Бунина

 

(г. Елец, Россия)







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.