Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







С. Н. Булгаков и П. А. Столыпин





о национальном вопросе:

Перекрестки мнений

Аннотация. В статье анализируются представления выдающегося русского философа, богослова, экономиста, правоведа, крупного общественного деятеля Сергея Николаевича Булгакова и министра внутренних дел, председателя Совета министров Петра Аркадьевича Столыпина о значении и перспективах разрешения национального вопроса в России. Особое внимание уделено идее «Великой России», ее теоретическому обоснованию.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the views of prominent Russian philosopher, theologian, economist, lawyer, major public figure Sergei Bulgakov and the Minister of internal Affairs, the Chairman of the Council of Ministers Pyotr Stolypin about the value and prospects of resolution of the national question in Russia. Special attention is paid to the idea of “Great Russia”, its theoretical justification.

Ключевые слова: С.Н. Булгаков; П.А. Столыпин; национальный вопрос; «Великая Россия»; самодержавие; русский народ.

Keywords: S. N. Bulgakov; P. A. Stolypin; the national question; “Great Russia”; autocracy; Russian people.

Имена Сергея Николаевича Булгакова и Петра Аркадьевича Столыпина оказались в заглавии данной статьи неслучайно. С.Н. Булгаков, философ, правовед, был избран депутатом II Государственной думы как беспартийный «христианский социалист». Он был лично знаком с П.А. Столыпиным; во время своей работы в Думе симпатизировал взглядам политика, был впечатлен его смелостью и силой слова. С.Н. Булгаковым вместе с другими общественными деятелями вел переговоры с П.А. Столыпиным о возможности продолжения работы второй Думы [8, с. 245-247]. Отзывы о своем участии в работе народного представительства мыслитель изложил в двух статьях [3, 5], впоследствии возвращался к этому вопросу в автобиографических заметках [1]. «Я сохранил веру, что он (Столыпин) любит Россию, и, в конце концов, не солжет» [1, с. 52], – писал С.Н. Булгаков.

Характеризуя проблемы современного ему российского общества, С.Н. Булгаков отмечал, что оно не могло достичь «духовного равновесия в своем национальном самочувствии» [4, с. 542]. По мнению философа, интеллигенции был присущ рационалистический космополитизм, в то время как «правящие сферы» и руководящие партии характеризовал воинствующей национализм. Там, где было бы необходимо продемонстрировать стремление к национальному самоопределению и самосознанию (например, в вопросах культуры), общество увлекалось космополитическими или западническими настроениями. Напротив, в сфере государственности и политики, где давно нужно было выходить на путь свободы и равноправия народностей, избирался путь реакционного национализма [4, с. 542].

В качестве одного из ярких примеров С.Н. Булгаков приводил законопроект по финляндскому вопросу, вызвавший дискуссию в Государственной думе [9]. Философ полагал, что сама история направляла выбрать путь, ведущий к подъему культурного патриотизма и ослаблению политического национализма. Он не отрицал, что русская народность должна была сохранить особое положение, быть «державной в русском государстве». Вместе с тем признание прав русского народа не означало умаления положения всех других. С.Н. Булгаков писал о высоких задачах, для которых «призван наш великий народ», несмотря на все возникающие трудности. «Пусть это будет положение первого среди политически равноправных и свободных народностей, соединенных общей государственностью, общим домом», - писал С.Н. Булгаков. Ему виделся порочный круг: национализмом уничтожается патриотизм и косвенно поддерживается космополитизм, а в этом последнем, в свою очередь, находит духовную опору воинствующий национализм. С.Н. Булгаков отмечал определенные признаки улучшения ситуации, а именно, пробуждение национального самосознания. Однако, слабость культурной традиции, по мнению мыслителя, приводила к тому, что позитивным изменениям приходилось прокладывать себе дорогу среди «предубеждений, воспитанных нашим официальным национализмом и космополитическими или западническими предрассудками» [4, с. 543].

В Российской империи начала XX в. национальный вопрос можно было смело отнести к числу «перезревших». П.А. Столыпин, как политик и премьер-министр, не только предлагал пути по его разрешению, но ожидал поддержки со стороны народного представительства. Он призывал помнить о стоящих перед Россией национальных задачах и защищать ее державные права. П.А. Столыпин в своих выступлениях (в том числе и по финляндскому вопросу) отстаивал интересы русского народа. Премьер-министр не был крайним националистом, не говорил о притеснении представителей других национальностей, он подчеркивал особую историческую роль «государствообразующего» русского народа. Именно на окраинах государство должно было последовательно проводить свои интересы, дабы не допустить возникновения угрозы для территориальной целостности и единства [10].

В своей речи в III Государственной думе 21 мая 1910 г. П.А. Столыпин обращал внимание на весьма опасный призрак, нечто худшее, чем вражда и ненависть, - презрение к родине. Презрение, по его мнению, чувствовалось в угрозе пассивного сопротивления со стороны представителей национальных окраин, презрение чувствовалось, к сожалению, и со стороны той части российского общества, которая не верит ни в право, ни в силу русского народа. П.А. Столыпин призывал депутатов: стряхните с себя «этот злой сон и, олицетворяя собою Россию, спрошенную Царем в деле, равного которому вы еще не вершили, докажите, что в России выше всего право, опирающееся на всенародную силу» [10, с. 265-266].

По мнению П.А. Столыпина, проводимые реформы для того, чтобы быть жизненными, должны были черпать силу в русских национальных началах. Царская власть являлась важнейшим из этих начал. По мысли политика, историческая самодержавная власть и свободная воля Монарха являлись «драгоценнейшим достоянием русской государственности, так как единственно эта Власть и эта Воля, создав существующие установления и охраняя их, призвана, в минуты потрясений и опасности для государства, к спасению России и обращению ее на путь порядка и исторической правды» [10, с. 130].

Следует отметить, что выступления П.А.Столыпина не только производили особое впечатление на представителей общественности. Идеи, высказанные премьер-министром, получили в дальнейшем развитие в трудах отечественных правоведов и философов. Широко известна фраза П.А. Столыпина «нам нужна Великая Россия!» [10, с. 122]. Пожалуй, первым использовал лозунг П.А. Столыпина П.Б. Струве [11], вслед за ним о необходимости национального подъема, возрождении страны, которая станет действительно «Великой Россией» написал в своей статье «Две Цусимы» С.Н. Булгаков [2].

Мыслитель писал о «мистическом чувстве любви к царю», о «стихийном чувстве русского народа, на котором строилась русская государственность» [1, с. 54]. Постепенно у С.Н. Булгакова возникла идея о нерушимой связи России, русского народа и монархии. «Неудача самодержавия, – писал он, – есть неудача России и гибель царства есть гибель и России» [1, с. 46]; «без царя, – Россия – не Россия» [1, с. 44].

С.Н. Булгаков, выступая с трибуны Государственной думы, отмечал, что монархия должна поднять свой престиж, что России требуется власть, которая обладает моральным авторитетом. Он считал, что «Россия нуждается в том, чтобы быть выдвинутой на путь права» [7]. Те запросы, которые делались Государственной думой, характеризовал как «руку помощи, которую народное представительство протягивает власти для того, чтобы найти общую почву, для того, чтобы власть могла войти в соприкосновение с народом, могла заслужить доверие народа, доверие, необходимое для отечества» [7]. С.Н. Булгаков призывал правительство быть не только сильным и мужественным, но быть «правительством христианским», воплотить в право все требования христианской морали [6].

Характеризуя политику правительства, С.Н. Булгаков отнюдь не упрекал П.А. Столыпина в том, что он вступил на путь «реакционного национализма». Высказанные им мысли о «державной русской народности» были созвучны представлениям П.А. Столыпина. Премьер-министр неоднократно, выступая и перед Государственной думой, и перед Государственным советом высказывался в защиту интересов русской государственности и русского народа. Однако, в своих подходах к разрешению национального вопроса философ и политик разошлись.

В Государственной думе С.Н. Булгаков стремился выражать свою позицию как член народного представительства, а не как член какой-нибудь партии. Государственная Дума явилась для него «обличением лжи революции», поколебала былой интерес к политической и общественной деятельности. Однако отношение к национальному вопросу, форме государственного устройства России и к царю осталось прежним.

Литература

1. Булгаков С.Н. Агония / Булгаков С.Н. Автобиографические заметки. Дневники. Статьи. Орел, 1998. С. 43-64.

2. Булгаков С.Н. Две Цусимы // Слово. 19 марта 1909 г.

3. Булгаков С.Н. Из думских впечатлений. Прения о военно-полевых судах // Век. 1907. № 12.

4. Булгаков С.Н. Размышления о национальности // Булгаков С.Н. Два града: исследования о природе общественных идеалов. М.: Астрель, 2008. С. 524-543.

5. Булгаков С.Н. Церковный вопрос в Государственной думе // Век. 1907. № 10.

6. Государственная дума. Второй созыв. Стенографический отчет. СПб.: Государственная типография, 1907. Т. 1. Стб. 399.

7. Государственная дума. Второй созыв. Стенографический отчет. СПб.: Государственная типография, 1907. Т. 2. Стб. 752.

8. Маклаков В. А. Вторая Государственная дума, Париж, 1942.

9. Собрание узаконений. 1910. 21 июня. Отд. I. Ст. 1097.

10. Столыпин Петр Аркадьевич. Нам нужна великая Россия. Самые знаменитые речи и письма. - Москва: АСТ, 2013.

11. Струве П.Б. Великая Россия (Из размышлений о проблеме русского могущества) // Русская мысль. 1908. № 1.

 


УДК 37

Астрединов И. Н.,

директор ООО «ВОИР»,

представитель ФГБУ Центр мониторинга и развития инфокоммуникационных технологий Федерального Агентства связи Российской Федерации, член Общества Православных ученых, член Координационного Совета по инвестициям, инновациям и экономическому развитию Технологической Платформы

«Экономическое развитие Республики Крым в 21 веке»

(г. Воронеж, Россия)

ПАРАДИГМЫ







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.