|
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ
Аннотация. В статье перечислены традиционные духовно-нравственные ценности, без которых воспитание молодежи не представляется возможнымна каждом этапе развития общества, и в особенности на современном его этапе. Средствамиприобщениямолодого поколения к духовно-нравственным ценностям являются: родной язык, устное народное творчество и художественная литература, музыка, изобразительное искусство, отечественная истории и традиции, православная культура. Abstract. The article provides an overview of the traditional spiritual and moral values that make the upbringing and the formation of the young people consistent at every stage of the society development and especially at its contemporary stage. The means engrafting the young people with the spiritual and moral values are as follows: the mother tongue, folk verbal works and fine literature, music, Art, national History and traditions, Orthodox culture. Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, традиционные ценности, духовно-нравственная культура, средства духовно-нравственного воспитания. Key words: moral and spiritual values, traditional values, moral and spiritual culture, the means of moral and spiritual upbringing.
Проблема приобщения студенческой молодежи к духовно-нравственным ценностямстоит очень остро в современном обществе. Для решения данной проблемы следует конкретно определить духовно-нравственные ценности, а также раскрыть средства их формирования. На основе генезиса представлений о нравственных ценностях в отечественной педагогике, анализа существующих в современной науке классификаций ценностей, результатов собственного опыта работы мы установили совокупность ценностей, перспективных для формирования у современной молодежи. Стержневой ценностью выступает сам Человек (его жизнь, здоровье, благополучие), связанными с ней и служащими на благо человека, являются Любовь (жертвенная и деятельная)к людям, Добро, Мир, Свобода, Истина, Совесть, Семья, Труд, Отечество, Вера [3]. Однако обращает на себя внимание тот факт, что данные духовно-нравственные ценности, имеющие неизменное значение во все времена, содержательно трактовались по-разному в зависимости от доминировавшего мировоззрения. И, следовательно, по-разному закладывались у молодого поколения и, соответственно, по-разному проявлялись в их поведении и деятельности. На наш взгляд, выше перечисленные ценности следует толковать в православном контексте, поскольку наши духовные традиции определяются именно Православием.Так, профессор В.Ю.Троицкий подмечает: «Верит человек или не верит, это одно; но если он культурный человек, он должен понимать, что Православие – лоно, в котором выросла вся наша культура…» [6, С.266-267]. Наша отечественная культура вырастала на системе ценностей запечатленных в Православии – честь, верность, соборность, служение, самоотверженность, любовь. Поэтому, и патриотизм средневековой Руси понимался не только как любовь к своему Отечеству, готовность умереть, защищая свою Родину, но и преданность Православию, готовность погибнуть за христианскую веру. Также следует ответить на вопрос: что будет выступатьсредствами приобщения молодого поколенияк духовно-нравственным ценностям? На наш взгляд, это можно сделать посредством изучения следующих компонентов культуры. ü Родной язык. Важно учить молодых людей вслушиваться в слово, понимать его смысл и этимологию (например, слова «счастье», «Родина», «Отечество», «человек», «совесть», «милосердие» и др.).Не менее важно научить молодежь бережно относиться к слову, не допускать использование ненормативной лексики. Также необходимо учить грамотно высказывать свои мысли, правильно говорить на родном языке. Утверждение человека как личности происходит с помощью речи. Как отмечает В.Ю. Троицкий, человек, лишённый слова, перестаёт существовать как человек, теряет все человеческие качества. Таким образом, слово является орудием общения и мысли, ключевым средством духовно-нравственного бытия, средоточием умственного, чувственного и духовного исторического опыта поколений (в том числе нравственного опыта) [6]. Важно отметить, что состояние обыденной речи, уровень и качество освоения языка на 90% определяет нравственное состояние общества. Обратим внимание, например, на то, что в нашем обществе крайне редко стали звучать слова «правда», «честно», «истина». Слова «честно» - «нечестно» сегодня можно лишь услышать от детей, которые играют в игры с правилами и порой нарушают их. Взрослые люди, решая взрослые проблемы, употребляют иные слова: «приоритетно» – «неприоритетно», «перспективно» – «неперспективно», «актуально» - «неактуально», «эффективно» – «неэффективно», «выгодно» – «невыгодно», «успешно» – «неуспешно»… Русский народ с древности стоял за Правду, за истину. Одним из памятников древнерусской литературы был свод законов, который получил название «Русская Правда» (XI век). Е.А. Яковлева отмечает, что слово «правда» понималось как то, что «от Бога», «Божья правда». Истина же находится в человеческом обществе, на Земле. Жить по правде, поступать по правде, говорить правду – цель православного человека (отсюда и слово – праведник) [7]. ü Устное народное творчество и художественная литература. Глубокий смысл духовно-нравственных ценностей заложен в пословицах: Одна у человека мать, одна у него и родина. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Вся семья вместе, так и душа на месте. Всякое уменье трудом дается. На практике мы столкнулись с тем, что современная студенческая молодежь порой не видит скрытого смысла, трактуя пословицы (например:«За морем теплее, а у нас светлее». «Каждая мышка в свою норку тащит корку». И т.п.) буквально. Это видимо происходит благодаря общему «упрощению» жизни, мысли, отношений между людьми. Очевидно, что люди, которые ведут «упрощенный» образ жизни, не будут вдумываться в глубинный смысл народной мудрости, запечатленной в пословице, былине, сказании. Им перечисленные жанры не интересны и не понятны, поэтому они ищут себе альтернативу «попроще». Русская художественная литература имеет прекрасный потенциал воспитания духовно-нравственных ценностей (верность, жертвенная любовь, честность, преданность и др.). ü Изобразительное искусство. Особенно полезным, на наш взгляд, для приобщения молодежи к духовно-нравственным ценностям будет знакомство с произведениями древнерусской живописи, полотнами художников, отражающих красоту родных пейзажей, теплоту семейных отношений, рисующих образ человека мудрого, трудолюбивого, честного, заботливого. Древнерусская живопись представлена преимущественно иконой. Произведения Дионисия, Андрея Рублева, Феофана Грека имеют мировую известность. Язык иконы особенный, его нужно учить понимать. Святые отцы называли икону Евангелием для неграмотных. Благодаря иконе древнерусский человек постигал Дух Христов, приобщался православной духовности. Знакомя молодых людей с иконой, следует обращать их внимание на некоторые характерные особенности: - икона не знает измерений и имеет обратную перспективу; - каноническая икона не имеет случайных деталей или украшений; - мир иконы открывается как видение вечности; - в иконе передается не лицо, а лик, не фигура, а образ; - главная задача иконы – показать реальность мира духовного; - икона воздействует на ум и интуицию, в отличие от картины, которая воздействует на чувства и эмоции[5]. Красоту пейзажей нам являют В.Поленов, И.Левитан, И.Шишкин, А.Саврасов, С.Андрияка, Г.Мясоедов, И.Ендогуров, П.Брюллов, С.Жуковский, Ф.Васильев и многие другие художники. Чудесно представлен человек на картинах у В.Маковского, М.Нестерова, В.Тропинина, В.Боровиковского, И.Крамского, А.Лактеонова и др. История России отражена на полотнах В.Васнецова, М.Нестерова, И.Никитина, П.Рыженко и др. ü Музыка. Профессор Московской Консерватории В.В. Медушевский замечает, что музыка – это язык нашего сердца, не язык эмоций, как сейчас модно стало думать, а язык таких глубин нашей личности, которые не в силах рассказать с помощью речи. Надо учить юное поколение понимать язык музыки (преимущественно народной, классической, духовной).Иногда можно слышать от коллег: «Молодежь не любит классическую музыку и не слушает ее». Не любят, потому что не понимают. Не слушают потому, что она предлагает задуматься, а не развлечься. Вот он – труд души, к которому следует приобщать молодое поколение. ü Отечественная истории и традиции. Важно молодым людям повествовать о знаменательных событиях (например, победы в войнах, открытия мирового значения и т.п.) и судьбах известных людей (князей, царей, ученых, врачей, учителей, художников, писателей, воинов и др.).С народными традициями удобно знакомить посредством специально организованных праздников и мероприятий. К традициям своего народа – приобщать, с традициями других братских народов – знакомить. ü Православная культура. В настоящее время предоставляется возможность изучать православную культуру в вузе. Но здесь возникает проблема - какому педагогу доверить вести этотпредмет, формировать представления у студентов о православной культуре? Преподавателям, ведущим данный курс, православную культуру нельзя знать поверхностно, иначе будет опасность сведения глубинного смысла христианства к внешней форме. Теперь практически перед каждым педагогом будет стоять проблема – изучать, в первую очередь, самому православную культуру, чтобы до воспитанников донести смысл духовно-нравственных ценностей запечатленных в отечественной культуре, или довольствоваться тем, что кое-что все же знаешь. Таким образом, приобщая молодежь к родной культуре и трактуя суть духовно-нравственных ценностей в православном контексте, считаем возможным улучшить нравственный облик современного российского общества.
Литература 1. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе. / И.В.Метлик, И.А.Галицкая, А.В.Ситников. Под ред. д.п.н., И.В.Метлика. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2012. – C. 44-45. 2. Космачева Н.В. Компетентное управление процессом духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях современного обрвзования// Подготовка студентов к овладению профессиональными компетенциями по обучению, воспитанию и развитию дошкольников и младших школьников: монография / под. ред. Г.С.Вяликовой. – Коломна: МГОСГИ, 2015. – С. 156-169. 3. Космачева Н.В. Проблема выбора и формирования нравственных ценностей в российской педагогике // Защита отечества и ценности патриотизма в русской культуре, истории и современном воспитании: отв.ред. О.В. Розина. – М.: Наука и Слово, 2012. – С.415-424. 4. Космачева Н.В. Проблема формирования духовно-нравственных ценностей у молодежи на современном этапе // Православный ученый в современном мире. Духовно-нравственная культура и цели российского образования: новации, преемственность, мировоззренческие парадигмы: Материалы III междун.науч.-практ.конфер., 16 окт. 2014 г., Свято-Сергиева лавра. – Т.2. – Воронеж: ИСТОКИ, 2014. – С. 162. 5. Розина О.В. Духовные основы русской культуры. Книга 3. – М.: Наука и Слово, 2009. – 224 с.:ил. – (Духовные основы русской культуры [Комплект]: пособие для учителей: в 3 кн. Со словарем и DVDдиском). 6. Троицкий В.Ю. Слово и культура. 30 статей о слове, словесности, образовании, воспитании и культуре. – М.: Издание Свято-Алексиевской Пустыни, 2010. – 440 с. 7. Яковлева Е.А. Русский менталитет: «правда» или ложь? Электронный ресурс - http://soborrusbash.narod.ru/pravda_loj.htm.
УДК 371.134:811.111 (076) Мацько Д. С., кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской и восточной филологии ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко»
(г. Луганск, Луганская Народная Республика) Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|