|
РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ СОРАБОТНИЧЕСТВА ПЕДАГОГА И РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКААннотация. В статье рассматривается роль технологий педагогического взаимодействия в соработничестве педагога и родителей, поскольку данный симбиоз иллюстрирует сочетание современных и традиционных подходов в воспитании и формировании духовно-нравственных ценностей школьника. Annotation. In the article is discussed the role of technology cooperation in pedagogical interaction of the teacher and parents, as this symbiotic combination illustrates modern approaches of child-rearing that uses traditional ways to create spiritual and moral values of a student. Ключевые слова: соработничество педагога и родителей, педагогическая инноватика, духовно-нравственное воспитание, технологии педагогического взаимодействия. Keywords: educational innovation, teachers and parents co-working, spirituality, morality, pedagogical interaction technologies.
Правильно обучать юношество – это значит раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания), подобно тому как из почек деревьев вырастают листья, цветы, плоды. Я.-А.Коменский Учение о соработничестве (синергии) существовало всегда, но подробно было сформулировано в традиции молчальников (монахов-подвижников, совершающих безмолвную Иисусову молитву) – сердцевине православной духовности. Особая роль в этом принадлежит Григорию Паламе, учившему о соединении Божественной энергии и энергии человеческой. Впервые понятие соработничество употребляется в Новом Завете: в Первом Послании к Коринфянам Павел говорит: «Мы соработники (συνεργοί) Бога» (1 Кор. 3, 9). В современных условиях высшей профессиональной системы образования Луганской Народной Республики, когда вектор педагогики направлен к духовно-нравственному воспитанию, технологии взаимодействия стали одними из приоритетных направлений педагогической инноватики. Это значит, что процесс обучения не может сводиться только к получению ветхих академических знаний. Он должен быть организован, как конвейер по изготовлению сложного продукта – образованного и высоконравственного педагога. Вокруг этого конвейера должна быть сформирована полная инфраструктура, в которой преподаватель и студенты полноценно запускают «системный механизм соработничества, способствующий формированию нового внутреннего человека» [1, с. 3]. Таким образом, для нас система педагогического соработничества рассматривается как творческий синергетический процесс между обеими сторонами учебно-воспитательного процесса, либо педагогом и учеником, либо между педагогами, либо между педагогами и родителями. В числе наиболее известных и популярных сегодня примеров соработничества можно назвать теории: проблемного обучения (С. И. Архангельский, Д. Дьюи, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов); программируемого обучения (Ч. Купысевич, Н. Ф. Талызина); развивающего обучения (В. В. Давидов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин); контекстного обучения (А. А. Вербицкий); личностно-деятельного и личностно-ориентированого обучения (И. А. Зимняя, И. С. Якиманская) и другие. Причины современных мировых и национальных катастроф ученые и практики находят все-таки в качестве воспитания и образования человека: «Нынешние затруднения человечества коренятся в недостатках самого человека» [1, с. 3]. Философы и педагоги, осмысливая эти причины, вызванные отставанием духовной культуры общества от темпов развития науки, высоких технологий, отмечают, в частности, острую потребность в исследовании образования, основанного на принципах доверия, взаимопонимания и соработничества. Подобная образовательная деятельность при этом, во многом определяется готовностью педагогов и второй стороной образовательного процесса (ученик, студент, родители и т.д.) участвовать в учебном диалоге. Важнейшим условием становления лица, которое владеет искусством диалога как конструктивного спора, ответственного за актуализацию своей индивидуальности, которая владеет современными способами прироста знаний, являются технологии педагогического взаимодействия – «совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; они есть организационно-методическим инструментарием педагогического процесса» [3, с. 7]; это «содержательная техника реализации учебного процесса» [3, с. 2]; это «описание процесса достижения планируемых результатов обучения» [3, с. 9]; это «искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния» [3, с. 127] и др. По нашему мнению, технология педагогического взаимодействия – это концептуальное понятие инноватики, которое определяет методический инструментарий системы профессионального образования через функционально-ролевые и личностные поведенческие субъектно-субъектные отношения. Понятие «технология педагогического взаимодействия» может быть представлено тремя аспектами: 1) научным (изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы); 2) процессуально-описательным (алгоритм процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения); 3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Цель нашего исследования – найти в современных педагогических условиях правильный вектор соработничества педагогов и родителей как основных субъектов воспитательного процесса, на основной объект – воспитываемого школьника. В современных условиях, вместо возвращения к традиционной культуре, являющейся основой духовно-нравственных ценностей для большинства населения страны, средствами массовой информации насаждается псевдокультура, признающая ценность денег, удовольствий и развлечений. По данным социологов, в семьях, где происходит смена традиционных нравственных установок, наблюдается деформация или нейтрализация ценностных ориентиров детей. Иногда мнения родителей по вопросам образования детей не совпадают с мнением учителей, что приводит к развитию у ребёнка лицемерия. Многие родители, не прочитав ни одной книги по педагогике, считают себя в этой области специалистами. Часто они впадают в крайности: воспитывают ребёнка слишком авторитарно или слишком демократично. Авторитаризм в воспитании часто игнорирует индивидуальные особенности ребёнка, проявление инициативы, подавляет самостоятельность человека. Процесс гуманного воспитания характеризуется более свободным выражением любви и привязанности к детям со стороны родителей, увеличением роли психологических методов воздействия и отказом от физических наказаний. Взаимосвязь педагога и родителей в решении социально-педагогической проблемы может быть определена в результате исследования психолого-педагогических особенностей детей, так как главным внешним влиянием для учащегося младшего возраста являются его родители и классный руководитель. Ребёнок приходит в школу, чтобы активно исследовать новое, задавать вопросы, удивляться. Принятие морали родителей иногда сменяется принятием морали учителя. Но для этого учитель должен обладать авторитетом у школьников, не подменять, а дополнять родителей, взаимодействовать с ними по всем образовательным проблемам. Любовь к детям, педагогический такт, как центральные личностные качества родителя и профессиональной готовности учителя, – это основные принципы духовно-нравственного образования школьников в совместной работе школы и семьи. В результате нашего исследования удалось выявить основной вектор совместной работы педагога и родителей в духовно-нравственном образовании школьника: общение и совместная деятельность с учителем и семьёй; обучение основам православной культуры и другим школьным предметам, выделяя нравственную составляющую каждого урока; посильный общественно-полезный труд; участие в паломнических и познавательных экскурсиях вместе с родителями; благотворительность. Такие мероприятия объединяют педагога и родителей, благотворно влияют на духовно-нравственное развитие детей. Подключение родителей к внеурочной деятельности школьников является не только способом более глубокого познания ими детей, но и стимулом самообразования самих родителей. Особую важность в воспитании школьника приобретает совершенствование взаимодействия педагога и родителей путем повышения педагогической культуры с помощью специальных лекций и семинаров, на которых они овладевают знаниями о методах, средствах, духовно-нравственного воспитания детей, оценивают влияние средств массовой информации на формирование их духовно-нравственных ценностей и возможности традиционной (искусства, фольклора) и православной культуры в процессе духовно-нравственного образования детей. Наиболее эффективной формой совместной работы школы и семьи являются индивидуальные и групповые беседы учителей с родителями. Одна из форм – групповая дискуссия, которая проводится под руководством учителя как коллективное обсуждение наиболее острых вопросов семейного воспитания с привлечением всех участников образовательного процесса. Работа учителя с родителями становится более продуктивной, если объектом его наблюдения и изучения будут типичные ошибки родителей в духовно-нравственном воспитании. Понимание их причин, поиск путей их исправления способствуют установлению контакта учителя с родителями, помогут справиться с трудностями воспитания детей в семье, направить школьников на духовно-нравственное развитие. В дискуссиях с родителями нужно обсуждать возможности применения разных способов поощрений и наказаний, адекватность наказания проступку и возрасту ребенка, прогнозировать развитие их отношений с ребенком после применения того или иного вида поощрения или наказания, анализировать и оценивать духовно-нравственное воспитание детей. Мы провели опрос 25 родителей, дети которых посещают младшие классы республиканских школ. Вопросы касались духовно-нравственного воспитания и внедрения технологий педагогического взаимодействия, напр.: 1) На ваш взгляд, должны ли родители принимать участие в проведении внеклассных мероприятий с духовно-нравственным вектором; 2) Как вы относитесь к проведению дискуссий среди родителей по поводу духовно-нравственного воспитания; 3) Считаете ли вы необходимым введение в школьный курс основ православной культуры? В результате опроса родители высказали удовлетворённость введением основ православной культуры в учебный процесс (75%), хотели бы продолжить участие в дискуссиях 84% участников опроса, за необходимость духовно-нравственного образования школьников и активного соработничества учителя и родителей высказались 100% респондентов. Таким образом, мы определили основные направления технологий педагогического взаимодействия школы и семьи с целью духовно-нравственного образования учащихся: повышение уровня педагогической культуры, формирование у них знаний об особенностей духовно-нравственного образования детей; совместная внеурочная деятельность школы и семьи по духовно-нравственному развитию школьников: экскурсии, походы, благотворительность, субботники и т.д., создание комфортной морально-психологической обстановки в школе и семье; овладение стилем взаимного доверия и уважения родителей, педагогов, учащихся; знание внутреннего мира ребенка, его переживаний, духовных и нравственных установок. Не подлежит сомнению то, что перед семьей и школой стоят общие цели и единые задачи: формирование личности ребенка, его духовно-нравственное развитие. Осуществление этих задач возможно лишь в тесном контакте учителей и родителей, их полноправном соработничестве в условиях взаимопонимания и взаимопомощи. Успех внедрения технологий педагогического взаимодействия во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы на духовно-нравственное образование детей с учетом психологических и возрастных особенностей школьников.
1. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. – 240 с. 2. Зелинский К.В. Нравственное воспитание школьников: философские, психологические и педагогические истоки: науч.-метод. пособие / К.В. Зелинский; под ред. Т.В. Черниковой. – М.: Глобус, 2009. – 112 с. 3. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов, преподавателей школ. – М.: ИЭОПГКО, 2006. – 144 с. 4. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1999. – 485 с.
УДК 37.034
Кирмач Г. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко», директор духовно-просветительского центра имени святого преподобного Нестора Летописца
(г. Луганск, Луганская Народная Республика)
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Аннотация. В статье рассмотрены вопросы формирования духовно-нравственных качеств личности студента в учебно-воспитательном процессе. Рассмотрена цель духовного и нравственного воспитания. Проанализирован духовно-нравственный потенциал гуманитарных предметов. Abstract. In this article the questions of the forming of spiritual and moral qualities of student’s personality in the process of education are examined. The aim of spiritual and moral education is researched. The spiritual and moral potential of humanities is analysed. Ключевые слова: духовное воспитание, нравственное воспитание, гуманитарные дисциплины, сензитивный возраст. Keywords: spiritualeducation, moral education, humanities, sensitive age. Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, в том числе в сфере образования, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившему в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усиление криминогенности общества, рост преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация сложилась в подростковой и молодежной сфере. Ослабление внимания государства и общества к целенаправленному формированию общественного сознания, к вопросам воспитания, к школе в целом привело к изменению психологии учащихся. Исследователи отмечают в их среде такие тенденции, как нарастание индивидуализма, противопоставление себя другим людям. Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, идет усиление процесса индивидуализации, отчуждения. Материальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях подрастающего поколения, культура и образование отодвигаются на периферию их ценностных ориентаций. Проблемы воспитания актуализируются еще и потому, что система отечественного образования все больше испытывала на себе влияние западных подходов к воспитанию. Онтологические различия западных и отечественных теорий духовно-нравственного воспитания заключаются в том, что в западных теориях, начиная с Нового времени, подчеркивается и акцентируется самозначимость индивидуума.Провозглашая человека высшей ценностью «Человек – есть мера всех вещей», гуманисты обоготворяют самого человека. Фактически, для духовной жизни это означает, что человек осознал себя Богом и уверовал в самого себя. Последовательное обожествление человека в его природном существе неуклонно приводит к аморфизму, т.е. человек – неограниченный самодержец – суть есть хозяин и над своей моралью. Как говорит блаженный Августин: «Когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен диаволу». Таким образом, потеряв Бога как высшую нравственную ценность, человек начинает искать свои собственные ориентиры в жизни. Появляются понятия «нравственный натурализм», «нравственный релятивизм», когда каждый живет по норме своих собственных желаний и представлений о должном. На вопрос что делать? Дают ответ: «делай что хочешь». Современный человек все больше скатывается к пониманию того, что истин нет вообще, плюрализм мыслей, есть альфа и омега нового мышления. Все изменяется – верхнее и нижнее, важное и второстепенное, истинное и ложное, чистое и грязное: все уравнивается, ничто не свято. В этой ситуации любой автор может приравнять ко Христу любого религиозного лидера или знаменитую личность. В результате чего, разрушается нравственная опора для морального поведения. Помимо влияния западных концепций, процесс воспитания в высшей школе стал во многом формальным, лишенным глубокого содержания. Воспитательная функция учебных дисциплин реализовывалась зачастую только на бумаге, их содержательная часть не просеивалась через призму того, что полезного они несут для становления личности студента. Образовательные процессы были ориентированы преимущественно на развитие интеллектуальных способностей обучаемых, а формирование духовно-нравственных качеств, сводилось, в лучшем случае, к знанию о них. Что является целью духовно-нравственного воспитания? С поиска ответа на данный вопрос мы начнем более глубоко понимать, на что мы должны акцентировать своё педагогическое внимание в учебно-воспитательном процессе, чтобы добиться поставленной цели. Цель духовно-нравственного воспитания –становление собственно человеческого качества в человеке.Духовность – это то, что возвышает личность над физиологическими потребностями, этическим расчетом, рациональной рефлексией, то, что относится к высшей способности души человека, что заложено в основание его личности. Духовность – это то самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность. Если духовность характеризует высшие, «вертикальные» устремления личности, то нравственность – сфера ее «горизонтальных» устремлений: отношений с людьми и обществом. Исходя из этого, мы рассматриваем духовно-нравственное воспитание как процесс организованного целенаправленного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер. Только в условиях согласованного многофакторного взаимодействия можно успешно решать задачи духовно-нравственного становления личности. Интерес и отзывчивость студентов к духовно-нравственной проблематике объясняется их возрастными особенностями. Формирование духовно-нравственной сферы личности особенно значимо для юношеского возраста. Именно в этот период проблемы самоопределения, самореализации, самосовершенствования, поиск идеала, потребность в творческом выражении, в осознанном отношении к миру выступают основными жизненными потребностями. Юношеский возраст является сензитивным для реализации целей мировоззренческого развития и воспитания личности (работы Л.И.Божович, Л.С.Выготского, К.М.Гуревича, И.В.Дубровиной, Г.Е.Залесского, В.В.Зеньковского, А.Н.Леонтьева, Н.А.Меньчинской, В.И.Слободчикова, Т.В.Снегиревой, Д.И.Фельдштейна, В.И.Шубина, Д.Б.Эльконина, Э.Эриксона и др.). Именно для периода поздней юности и ранней взрослости характерен поиск смысла жизни. Этот возраст уникален также по своим возможностям вхождения в мир культуры, когда юноша имеет не только интеллектуальную, но и физическую возможность много читать, путешествовать, посещать музеи, как бы заряжаясь энергией на всю жизнь. Если этот шанс упускается, часто в дальнейшем бывает невозможным такое свежее, интенсивное и свободное приобщение к культуре. Все это свидетельствует о наличии предпосылок для формирования духовно-нравственной сферы личности именно в этом возрасте. Исходя из поставленной цели, мы будем рассматривать образование не как изучение комплекса предметов, а как развитие личности предметами. Для этого необходима гармонизации всех учебных дисциплин, которые читаются в высшей школе, в вопросах духовно-нравственного воспитания.Особенно большим воспитательным потенциалом обладают гуманитарные дисциплины. Они позволяет сформировать у учащихся собственное отношение к событиям и явлениям, обеспечивает личностное постижение вырабатываемых обществом целей, ценностей, идей, принципов. Изучая данные предметы, школьники, студенты, получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и духовных качествах, присущих нашим предкам. Не может быть полноценного развития личности там, где сокращается гуманитарное образование. Ю.М. Лотман отмечал: «Гуманитарные науки существуют для того, чтобы обеспечить человечеству непрерывную этическую память, без которой оно немыслимо, без которой оно не выживет» [1; 230 ]. Особую роль в этом процессе призвана сыграть отечественная история, которая осуществляет преемственность между прошлым и настоящим, выявляя значение вечных ценностей для современной жизни. Используя исторические примеры, она закладывает основы духовной ориентации и нравственного поведения студенческой молодёжи. В самые трудные периоды жизни нашей страны именно приверженность традициям и историческая память давала духовно-нравственные импульсы для воспитания подрастающих поколений. Использование материала истории в духовно-нравственном воспитании старшеклассников может иметь различные аспекты. Это, прежде всего, рассмотрение исторических тем сквозь призму нравственной проблематики. Это также различные виды самостоятельной работы по предмету, когда у студентов углубляется интерес к историческим личностям, их нравственным и духовным качествам. Считаю необходимым, изучая историю, принимать во внимание её православное христианское осмысление (предание), а не какое-то иное? Мне могут возразить. И только? На это можно ответить, что принимать во внимание православное христианское осмысление истории в школе вовсе не означает, что надо не принимать во внимание другие осмысления. Эти другие осмысления, в латентном или фрагментарном виде, кстати, фактически включены в государственные образовательные стандарты. Они-то как раз изучаются в той или иной форме – коммунистическое осмысление, либеральное и др. В гораздо меньшей мере представляется студентам как раз православное христианское осмысление истории. Но, очевидно, что историю данного народа, общества, если мы осознаем свою связь с ним, надо изучать, прежде всего, в соответствии с исторически принятым в данном народе и обществе мировоззрением. Поэтому при изучении истории Отчества важнейшее значение имеет раскрытие смысла исторического процесса именно с позиций традиционной духовной культуры нашего народа. Отблеск духовно-нравственных ценностей, безусловно, вобрала в себя классическая литература и искусство. Роль искусства, особенно искусства классического, заключается в том, что оно пробуждает чувства, учит мыслить образами, ставить себя на место другого человека. Оно учит переживать, сочувствовать, жалеть, прощать, учит пониманию и любви, преклонению перед святыней – то есть всему тому, без чего невозможно само понятие «духовно-нравственное воспитание». Образы и образцы классического искусства, безусловно, вобрали в себя многие духовно-нравственные представления и понятия. С помощью лучших образцов культуры и искусства знание, воплощенное в образе, обретает черты законченности, переживается молодым человеком и входит в его сердце и сознание, становясь неотъемлемой частью его личности. Классическое искусство помогает ощутить искренность чувств и правдивость мысли, без чего невозможно развитие самосознания, расширение «объема» души. Возьмем, к примеру, вузовский курс литературы. Данный курс многофункционален по своим целям и задачам: в нём звучат голоса писателей, исторических эпох. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики. Но самое главное – проблема души человека, духа целого народа. Классическая литература с её эстетикой, культурой эмоций и чувств, не должна пройти мимо молодого человека. Основным принципом подбора изучаемых литературных произведений является принцип морального утверждения. Знакомство с литературным произведением должно вселять в студентов оптимизм, воспитывать человеколюбие, любовь к Родине, свободолюбие, твердые нравственные ориентиры. При анализе литературных персонажей необходимо акцентировать внимание студентов на такие качества героев, как доброта, способность к сопереживанию, пониманию другого человека. Как писал К.Д. Ушинский, что целью духовно-нравственного воспитания является «превращение сердца эгоистического в сердце всескорбящее». Вообще учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. А между тем, человек воспринимает мир, понимает мир и относится к нему сквозь призму своих переживаний. Таким образом, учебно-воспитательный процесс высшей школы позволяет организовать работу со студентами по духовно-нравственному воспитанию через использование воспитательного потенциала гуманитарных предметов. Литература 1. Лотман, Ю. М. Воспитание души: воспоминания, беседы, интервью, в мире пушкинской поэзии (сценарий), беседы о рус.культуре (телевиз. лекции) / Ю. М. Лотман. – Санкт-Петербург: Искусство-СПб., 2003. – 622 с. УДК 37.8 Коган И. М., кандидат психологических наук, православный психолог, эксперт в области психологии
(Мюнхенский университет)
(г. Мюнхен, Германия)
СЛОВО
Аннотация. В статье описано влияние различных слов на человека. На примере героев Ф.М. Достоевского показано целительное и разрушительное действие слова и анти-слова. Обозначен критерий различения слов. Описаны разные типы слов в трактовке М.М. Бахтина. Показана психологическая основа суесловия и его негативное влияние на личность. Abstract. The article describes the impact of words on people. On the example of the heroes of F. M. Dostoevsky shows the healing and destructive action words and anti-words. The designated criterion for distinguishing between words. Describes the different types of words in the interpretation of M. M. Bakhtin. Shows a psychological basis to sunlove and its negative impact on the individual. Ключевые слова: Слово, анти-слово, суесловие, проникновенное слово, внутренний человек, Ф. М. Достоевский, М. М. Бахтин. Keywords: Word, anti-word, Suslova, heartfelt word, inner man, Fyodor Dostoevsky, Mikhail Bakhtin.
Сила воздействия слова на человека хорошо известна всем из собственного опыта. Слово может задать импульс, привести в движение, может исцелить, поддержать, вселить надежду, восстановить и вдохновить, а может, наоборот, придавить, сломать, убить. Отчего слово обладает такой мощью, такой силой воздействия? Слово носитель смысла, мысли, в нём выражается интенция мысли, чувства, их энергия. Слово — это оформленная энергия, обладающая силой воздействия. Слово, подобно человеку — материальный носитель духовного, энергия которого может быть либо созидающая, либо разрушающая: Энергия зла (дух зла) оформляется в злом слове, энергия добра (дух любви) - в добром слове. Действие разных слов, на двух полюсах разное: на одном полюсе - слово жизнеутверждающее светлое, сильное, чистое, на другом — разрушительное, смертоносное. Есть слова, лишенные смысла — пустые, используемые всуе (суете). Суесловие лишено всякого смысла и потому не благотворно. Не без участия пёстрого потока информации слово перестало восприниматься серьёзно и укоренилась привычка не придавать значения словам. Происходит потеря ценности слова. Суть девальвации слова видится в отчуждении смысла от слова. Раздвоение внутри самого слова, выхолащивание смысла превращает слово в оболочку, в фантик без конфеты. Лишенное смысла слово, завладев вниманием человека, лишает его времени, сил, смысла и как воронка затягивает человека, что неявным образом может ослаблять духовный, интегрирующий потенциал человека. Выхолощенное, суетное, безжизненное, ненужное, не к месту и не ко времени сказанное слово неявным, косвенным образом становится анти-словом, тем словом, которое поддерживает негативные, теневые стороны человека. Дар слова — это дар духовного общения, которое по-разному влияет на внутренний мир человека — его убеждения, установки, чувства, мировоззрение, определяющие действия, поступки и жизнь человека. В нутренний мир человека имеет ещё и особую глубину: это «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» [1 Петр 3, 4] потребности которого — мир, радость, любовь, сострадание, свет, чистота. Зло состоит в порабощении внутреннего человека внешним, в забвении его интересов и потребностей. Часто внутренний человек не осознаётся. Он может быть вытеснен, не развит. «В патологических условиях...место внутреннего человека занимает чужая и чуждая личность, факт, известный под названием одержимости». [6, с. 236] Когда внутренний человек руководит жизнью человека (действиями, мыслями, чувствами) — слово становиться действием — тогда человек становится цельной, зрелой личностью. Внутренний человек описывается как образ Божий, духовное Я, дух, ум, энергетика которого облечена в слово или внутренний Логос, как семя заложенный в человека. «Логос – (греч. logos) – термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово»... когда говорят о Логосе, имеют в виду наиболее глубинную, устойчивую и существенную структуру бытия, наиболее существенные закономерности развития мира» [7]. Христианин сочетает в себе действие «трансцендентного Логоса и имманентного, врождённого Логоса» [6 с. 251]. Пробраться к своему Логосу трудно из-за препятствий, стоящих на пути к нему. Внутренний Логос соответствует Логосу абсолютной истины. Препятствием становится всё то, что этой истине не соответствует, противоречит. Например, искажённое мировоззрение, эгоистичные желания и установки, действия и чувства, использование дара слова напрасно (всуе), в отрыве от его предназначения (суесловие), мёртвые и гнилые слова, раздражающие, отравляющие своим ядом жизнь человека, толкающие на преступление. Без признания факта этих препятствий и покаяния как отказа от «своего», без обращения к Логосу трансцендентному, пробиться к своему внутреннему Логосу, этой «частице Божества», невозможно. Но «кто сумел … дойти до Логоса в сердце, тот открывает в себе неисчерпаемый источник силы и жизни...» (Там же с. 253). М.М. Бахтин, на примере творчества Достоевского, выделяет разные типы слов, в зависимости от личности говорящего, по разному влияющие на слушателей. Например, это слова с лазейкой, имеющие скрытую установку на то, чтобы быть признанными другими (исповедь Ипполита в романе «Идиот», который хотел застрелиться, чтобы Аглая прочла его исповедь, его слово – не завершённое, не знающее точки опоры). Также это слово, в котором нет живого, личного тона, акцента, нарочитое и сдержанно-презрительное (Ставрогин, Версилов): «говорить, отвернувшись от слушателя» [1, с. 205]. Однако, есть слова, способные благотворно действовать на человека, исцелять и укреплять его. М.М. Бахтин, изучая творчество Достоевского как автора, для которого характерно с ерьёзное отношение к другому самосознанию как к свободному и самостоятельному, как автора, позволяющего героям жить и действовать по логике своего развития, делает следующее открытие: он выявляет так называемое — проникновенное слово. «Мышкин — уже носитель проникновенного слова, т. е. такого слова, которое способно активно и уверенно вмешиваться во внутренний диалог другого человека, помогая ему создавать свой собственный голос. Но это проникновенное слово, призыв к одному из голосов другого, как истинному, – по замыслу Достоевского – у Мышкина никогда не бывает решающим. Оно лишено какой-то последней уверенности и властности» <...> им руководит скорее боязнь своего собственного слова (в отношении к другому), чем боязнь чужого слова. Он боится своих подозрений и предположений» [1, с. 198–199]. Каким же должно быть проникновенное слово по замыслу Достоевского? «По замыслу, оно должно быть <...>, не расколотым словом, словом без оглядки, без лазейки, без внутренней полемики» [1, с. 210]. Алёша Карамазов, старец Зосима – носители таких слов. Ниже будет приведен пример слова Алёши, обращённое к брату Ивану. Это проникновенное слово – тихое, проникнутое глубоким пониманием внутренней борьбы личности в её поисках и терзаниях, не давящее, не напористое, но оно твёрдое, уверенное, лишённое нерешительности и расколотости. Дар слова призван к возрождению жизни внутреннего человека — всех его добрых намерений, чувств, установок, действий. Живое человеческое слово – это слово, которое соответствует внутреннему Логосу, или хотя бы, приближается к полноте соответствия ему. Если слово не содержит обращённости к Логосу, тогда – это мёртвое, отравленное слово. Или оно – пустое, в нём либо просто отсутствует энергия любви, либо даже присутствует негативная, разрушительная сила. Живое человеческое слово способно восстановить и возродить в человеке созидательную силу любви, поддержать его дух. Слова иного рода разрушительным образом действуют на человека. Таких слов очень много в современном мире и информационном пространстве. В информационной войне слово, образ – это оружие, фактор негативного разрушительного воздействия на душу человека. В качестве примера действия такого рода отрицательного слова (анти-слова) на человека, можно взять героев Ф.М. Достовского: Ивана Карамазова и Смердякова. Разговор, произошедший между героями поражает способом сообщения, за которым кроется преступление. Основой этого разговора послужило духовное сродство лакея Смердякова с Иваном Карамазовым, проявившееся в некой фамильярности общения. Смердяков подлое (и вместе с этим страдающее) существо, Иван – бунтует против Бога. Конкретно же их объединяет ненависть к отцу Карамазову. Смердяков учуял это в Иване, поскольку ему нужен идейный покровитель злого намерения, сочувствующий и тем соучаствующий, т. к. полностью принять на себя ответственность за убийство Фёдора Карамазова Смердяков не может. Разговор, происходящий между Иваном и Смердяковым, который состоялся незадолго до убийства полон намёков и недоговорённостей. В нём отсутствуют слова, которые могли бы прямо указывать на замыслы персонажей. Однако последствия разговора свидетельствуют о контексте, который содержит в себе разрушительную интенцию их взаимодействия. Смердяков, замыслив убийство отца Карамазова, нуждается в «покровительстве» Ивана. Однако Ивану трудно на это согласится: в нём идёт внутренняя борьба. Понимая это, Смердяков даёт Ивану фору — он намёками предлагает ему уехать в то время, когда будет совершено преступление, дабы отвести от Ивана подозрения, дать ему алиби, застраховать. Иван, конечно, понимает подлость ходов Смердякова и всё же соблазняется этим предложением. Он уезжает (хотя не собирался), чем отводит от себя подозрение и молчаливо соглашается на преступление. Они взаимно, но косвенно, не открыто, поддерживают намерения друг друга. Иван своим согласием подталкивает Смердякова на преступление. «...- Я уеду, а у вас вот что произойдёт» [3, c. 351]. Разрушительное действие слов проявляется в последующем состоянии людей их произнесших и их воспринявших. Иван уезжает, но «...на душу его сошёл вдруг такой мрак, а в сердце заныла такая скорбь, какой никогда он не ощущал прежде во всю жизнь... – Я подлец! – прошептал он про себя» [3, c.359]. Что следует из этого разговора все знают. Прест<
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|