Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Физической культуры как средство духовного воспитания





Аннотация. Рассмотрены потенциальные возможности эстетики физической культуры и спорта как средства духовного воспитания человека. Проиллюстрировано, что наряду с искусством физическая культура является богатым источником эстетических переживаний и духовного развития личности. Проанализировано влияние эстетики физической культуры на духовный мир человека - мир эмоций, эстетических вкусов, духовно-культурных ценностей.

Abstract. Potential possibilities of physical culture and sport aesthetics are considered in the capacity of means of human spiritual education. It is illustrated that physical culture is a rich source of aesthetic experience and spiritual personality development along with art. The influence of physical training aesthetics on the human spiritual world ─ the world of emotions, aesthetic tastes, spiritual and cultural values is analysed.

Ключевые слова: духовное воспитание, эстетика, физическая культура, духовное развитие.

Keywords: spiritual education, aesthetics, physical culture, spiritual development.

Формирование высокодуховной личности является важным и необходимым условием построения государства, приоритетной перспективой современности, основанной на принципах гуманизма, ориентированных на общечеловеческие и духовные ценности. На современном этапе общество обеспокоено девальвацией духовных ценностей в молодежной среде, поэтому необходимо на государственном уровне принимать основные программные ориентиры относительно духовного воспитания молодого поколения. Как считает К. Ушинский, «воспитание охватывает человека всего целиком, каким он есть, со всеми его … особенностями, – его тело, душу и разум» [4, с. 5]. Однако каким должно быть воспитание, чтобы человек приближался к духовно-моральному идеалу? Философы Древней Греции выдвинули вечно живую идею калокагатии – всестороннего, гармоничного воспитания человека – прекрасного духом и телом.

Современные философы и педагоги считают, что на данном этапе воспитание переживает ситуацию «потери культуры» – «эффективное развитие отечественного образования невозможно без поднятия воспитания к его гуманитарной составляющей, поскольку интерес к физическому миру в ущерб миру духовному приводит к моральной деградации общества и личности» [2, с. 5]. Процесс воспитания необходимо рассматривать как процесс окультуривания человека, который на основе принятия общечеловеческих ценностей и всемирной культуры способен на создание своего самобытного, неповторимого культурного образа, который является существенным дополнением к общему духовно-культурному портрету человечества [3, с. 18]. Именно окультуривание человека способствует развитию его духовности: «Всякая культура является культурой духа; всякая культура имеет духовную основу – она является продуктом творческой работы духа над естественными стихиями» [1, с. 279]. Эстетика физической культуры является одним из эффективных путей одухотворения личности. Она направлена на воспитание душевности, сердечности, любви, формирует и организует сферу чувственного восприятия человеком окружающего мира, эффективно влияет на воспитание морально-волевых качеств, эстетику поступков и поведение. Не может быть духовной личность, которая не способна воспринимать красоту движений, чувствовать эстетические переживания, которые воспитывают прекрасного и гуманного человека с богатым внутренним миром. Об актуальности проблемы, затронутой автором, свидетельствует внимание историков, педагогов, социологов, философов, культурологов. Так, например, некоторые ученые, исследуя историю эстетики, рассматривали ее не только как философскую рефлексию, но и как воплощение духовности и представлений о прекрасном в искусстве и в самом человеке (А. Лосев, М. Овсянников). В современной философской литературе также отображена проблема эстетических ценностей и их роль в развитии духовности личности (Е. Громов, А. Донченко, Н. Киященко, А. Комарова). Ряд научных работ посвящен отдельным аспектам взаимосвязи духовного и физического, физического и эстетического воспитания (И. Николайчук, Т. Ротерс, М. Сараф, Л. Столович, А. Френкин, Г. Шевченко).

Вместе с тем, анализ литературных источников свидетельствует, что, несмотря на значительный интерес к рассматриваемой проблематике, потенциал эстетики физической культуры и спорта не раскрыт в полной мере как средство духовного воспитания молодёжи и формирования духовности личности.

В связи с изложенным выше, цель данной статьи заключается в том, чтобы рассмотреть эстетику физической культуры и спорта в совокупности характеристик, отображенных в исторических, эстетических, педагогических, философских, психологических источниках, в литературе по теории и методике физического воспитания и проанализировать их возможности выступить факторами духовного развития личности. Эстетическое отношение к миру объединяет все духовные силы человека: ощущения, эмоции, интеллект, волю, воображение, то есть является целостным чувственно-образным и идейно-эмоциональным отношением, духовно утверждающим человека в действительности. Духовность – это то конечное, наивысшее, к чему стремится человек, это гармоничное согласование внутреннего мира человека, души и духа, которое позволяет делать свободный выбор смысла идеала, это восхождение к высшим ценностям, объединение «Я-образа» с образом мира [6, с. 115]. Одной из истинных человеческих потребностей является потребность в красоте как естественное стремление человека к гармонии, целостности, равновесию и порядку. О том, что это именно жизненная потребность человека, говорят результаты исследований антропологов, которые установили, что на определенной стадии развития человеческого мозга ему просто необходимы были эстетические впечатления и переживания, которые способствовали формированию у человека целостного восприятия мира и себя самого.

Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности, её совершенствование и духовное развитие.

Физическая культура, как и культура в целом – продукт творческой деятельности общества. На каждом историческом этапе она изменяется в зависимости от возможностей, которые предоставляются для ее развития той или другой общественной формацией, и в то же время наследует непреходящие культурные ценности, созданные человечеством на предыдущих этапах (научные знания о закономерностях физического совершенствования человека, средствах и методах физического воспитания, произведениях искусства, которые отображают эстетические ценности физической культуры и спорта и т. д.). Наряду со своей ролью в физическом совершенствовании человека физическая культура оказывает значительное воздействие и на духовный мир человека – мир эмоций, эстетических вкусов, этических и мировоззренческих представлений.Физическая культура предоставляет богатейший материал для творчества во всех видах искусства, которое является главной формой отображения прекрасного в природе и обществе: в живописи, скульптуре, музыке, графике, архитектуре, литературе. В этом заключается естественная неразрывная связь физической культуры с культурой нашего общества.

Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом, это многогранное общественное явление, которое имеет самостоятельное общекультурное, педагогическое, эстетическое, престижное и другие значения. В процессе своего исторического развития он занял главное место, как в физической, так и в духовной культуре общества. Физическая культура и спорт наряду с живописью, скульптурой, музыкой и балетом понемногу убеждают людей, что человеческое совершенство – одна из самых важных ценностей жизни. Привлекательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических и психических сил предоставляют широкие возможности для индивидуально направленного воспитания духовных черт и качеств человека [5, с. 316]. Ценность спорта, его культурная функция заключается также в том, что он является одним из важных средств формирования эстетических вкусов личности, удовлетворения её духовных запросов. Наряду с искусством физическая культура и спорт – потенциально богатый источник эстетических переживаний, как для исполнителя, так и для зрителя. Эстетические чувства ведут к обогащению духовного мира человека, познанию сущностного содержания феномена культуры в сочетании с миром ценностей. В этом и заключается специфика физической культуры и спорта и их сравнения с искусством. Они не просто влияют на воспитание человека, а совершенствуют способность видеть, чувственно созерцать, подходить к действительности с позиций высших потребностей духовного развития личности. Выдающийся художник Михаил Врубель видел задачу искусства в том, чтобы «… величественными образами будить человеческую душу от мелочей повседневности». По нашему мнению, это высказывание можно смело отнести и к эстетическим возможностям физической культуры и спорта.Таким образом, эстетические возможности физической культуры можно определить как совокупность достижений общества и важнейшее средство формирования человека как личности, не только целеустремленного физического, но и духовного его совершенствования. Занятие физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на эстетическое сознание, гармоничное развитие, внешний вид, красоту движений, они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют формирование эстетических вкусов, морально-этических норм поведения, расширение мировоззрения и всестороннее развитие личности, которые характеризуют духовный мир человека. Во время эстетического восприятия физической культуры и спорта возникают определенные эмоции, которые способствуют формированию эмоциональной сферы человека, совершенствование которой свидетельствует о его духовном богатстве.

Перспектива дальнейших исследований в данном направлении заключается в изучении потенциала эстетики физической культуры, её возможностей и влияния на духовное развитие личности.

Литература

1. Бердяев Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. – Ленинград, 1991. – 370 с.

2. Войтыла К. Основания этики / К. Войтыла // Вопросы философии. – 1991. – № 1. – С. 20-60.

3. Духовно-культурні цінності виховання Людини: монографія / Г. П. Шевченко, Т. Л. Антоненко, О. С. Бєлих, Є. А. Зеленов, І. М. Карпенко, О. Є. Крсек, С. С. Рашидова, С. Ф. Рашидов, Н. В. Фунтікова, О. О. Шайкіна. – Луганськ: Вид-во «НОУЛІДЖ», 2013. – 332 с.

4. Ушинський К. Д. Про сімейне виховання / К. Д. Ушинський. – К.: Радянська школа, 1974. – 150 с.

5. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие [для студ. высш. учеб. заведений] / Ж. Холодов, В. Кузнецов; 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.

6. Шевченко Г. П. Система духовно-нравственного развития учащейся молодежи / Г. П. Шевченко // Педагогика. – 2008. – № 9. – С. 114-120.


УДК 37.373

Ефимова И. В.,

директор Луганской православной гимназии

имени святой мученицы Татианы,

руководитель духовно-просветительской группы

духовно-просветительского центра имени святого преподобного Нестора Летописца при ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный

университет имени Тараса Шевченко»

(г. Луганск, Луганская Народная Республика)

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.