|
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования гуманистических ценностей будущих учителей начальных классов. Раскрывается сущность гуманистических ценностей как неотъемлемой составляющей профессиональной культуры педагога. Автор выявляет особенности организации проблемного изучения литературы Англии в контексте подготовки гуманистически ориентированной личности будущего учителя. Abstract. The article deals with the problem of humanistic values of future teachers of primary school. The crux of humanistic values as an indispensable part of teachers’ professional culture is revealed. The author reveals the features of the problem study of English Literature as a means of training future teachers as human oriented professionals. Ключевые слова: будущий учитель начальных классов, гуманистические ценности, дискуссия, диспут, литература Англии, проблемный вопрос, проблемное изучение. Key words: discussion, dispute, English Literature, future teachers of primary school, humanistic values, literature, problem question, problem study.
Будущее нации в значительной степени зависит от того, какие приоритеты и ценности выберет для себя молодое поколение. Важная роль в этом процессе принадлежит учителю. Подчёркивая роль педагога в формировании гуманистических ценностей молодёжи, Н. Д. Никандров указывает, что в документе, подготовленном Шотландским Консультативным Советом по вопросам учебных программ, подчёркивается: «Когда мы воспитываем, мы передаём ценности» [7, с. 7]. Одной из главных задач профессиональной подготовки будущего учителя выступает формирование у него гуманистических ценностей и гуманистического мировоззрения. Так, Н. А. Асташова считает гуманизм «стержневым вектором духовной направленности», поскольку осознание приоритета развития внутреннего мира человека предусматривает аксиологизацию всей системы подготовки учителя. [1, с. 79]. По мнению З. А. Демченко, сущностной характеристикой педагогической деятельности учителя является её гуманистическая направленность на человека как высшую ценность [2, с. 8]. Успешность человеческой деятельности не в последнюю очередь зависит от осознания конечной цели. Другими словами, формирование гуманистических ценностей требует от педагога чёткого понимания, в чём заключаются эти ценности. На наш взгляд, определению сущности гуманистических ценностей будет способствовать анализ базовых категорий понятия, коими выступают категория «гуманность» и категория «ценность». В психолого-педагогической литературе «гуманность» трактуется как совокупность нравственно-психологических качеств, которая выражает одну из наиболее важных черт направленности личности – направленности на отношение к человеку как к наивысшей ценности [8]. Диаметрально противоположной является ситуация с определением содержания категории «ценность». Следует сказать, что существует, по меньшей мере, два подхода к определению ценности. Часть исследователей считают, что ценность может иметь положительную или отрицательную направленность в зависимости от отношения субъекта к предмету (объекту). В частности, О. Г. Дробницкий уверен, что «… любая ценность имеет смысл только в сравнении со своим антиподом: хорошее называется хорошим, потому что есть плохое» [3, с. 36]. В свою очередь представители другой группы считают, что ценности по своей природе и общественному значению не могут иметь никакого отрицательного содержания. Так, В. П. Тугаринов подчёркивает, что «… сказать «антиценности» – означает признать за «отрицательными ценностями» достоинство ценностей, что является абсолютно неправильным» [9, с. 9]. Как видим, имея различные взгляды на природу ценности, учёные выделяют самый главный сущностный признак категории «ценность» – значимость ценностей. Таким образом, под гуманистическими ценностями понимаем совокупность значимых идей, норм, принципов и идеалов общественной и индивидуальной деятельности, которые определяют поведение человека и призваны формировать осознанное, сопереживающее и исключительно положительное отношение личности к окружающей действительности. В одной из наших предыдущих публикаций мы подчеркивали, что литература несёт мощный гуманистический воспитательный потенциал, проявляющийся в следующих признаках литературного произведения: а) эмоциональная окрашенность (способность пробудить у читателя эмоциональный отклик); б) эстетическая направленность (способность ориентировать читателя на следование этическим принципам и эстетическим идеалам); в) социальная значимость (отражение в литературном произведении социально значимых проблем) [5, с. 342 – 343]. На наш взгляд, актуализация гуманистического ценностного потенциала литературного произведения осуществляется в сфере реального, в сфере идеального и сфере деятельности [Там же]. Работу по формированию личности, ориентированной на гуманистические ценности, целесообразно начинать ёще в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сенситивным. Следовательно, особая миссия в решении данной задачи возлагается на учителей младших классов. Студенты специальности «Начальное образование и английский язык» изучают дисциплину «Детская английская литература», наличие которой в учебном плане продиктовано не только необходимостью ознакомить студентов с базовыми теоретическими положениями в области литературоведения и особенностями английской литературы, но и сформировать у будущих учителей стойкой ориентации на гуманистические идеалы и принципы. Реализация заложенного в литературном произведении гуманистического воспитательного потенциала зависит от личности преподавателя и методов (приёмов) работы с художественным произведением, которые он использует. На наш взгляд, «присвоение» студентами гуманистических ценностей возможно в ситуации, когда студенты выступают не реципиентами готового знания, а его продуцентами. Считаем, что проблемное изучение литературы способствует установлению взаимодействия студентов и преподавателя как исследователей гуманистических ценностей (их сущности, особенностей функционирования в социуме и т.д.). В проблемном обучении предмет познания выступает конечной целью совместного поиска студентов и преподавателей. Как замечает В. И. Загвязинский, «… проблемное обучение используется только на материале, допускающем наличие неоднозначных, иногда альтернативных подходов, оценок, трактовок» [4, с. 88]. Ключевым элементом проблемного изучения ценностной нагрузки литературного произведения является проблемный вопрос. При постановке проблемного вопроса, на наш взгляд, необходимо исходить из следующих ключевых позиций: 1) проблемный вопрос должен содержать гуманистическую ценностную нагрузку литературного произведения; 2) проблемный вопрос должен быть актуален и интересен молодёжи (например, «В чём смысл истинной дружбы?» по сказке О. Уайльда «Преданный друг»); 3) проблемный вопрос должен быть ёмким, охватывать широкий круг материала (произведений); 4) проблемный вопрос требует аргументации студентами собственной позиции по проблеме, которая обсуждается; 5) проблемный вопрос должен нести в себе определённую ценностную дилемму (например, «Нужно ли быть добрым и помогать окружающим, если положительный герой нередко гибнет?» по сказкам О. Уайльда «Счастливый принц», «Соловей и Роза», «Преданный друг»). Формами реализации проблемного изучения литературы в учебно-воспитательном процессе высшей школы выступают дискуссия и диспут. Процесс организации и проведения дискуссии представлен следующими этапами: 1) подготовительный (определение темы и цели дискуссии); 2) основной (сопоставление точек зрения участников на проблему); 3) завершающий (оценка результативности дискуссии). На наш взгляд, организация дискуссии требует выполнения ряда правил, а именно: а) тема дискуссии должна быть актуальной и интересной студенческой молодёжи (например, «Доброта спасёт мир?»); б) выбор темы должен быть исключительной прерогативой студентов (например, при изучении сказок О. Уайльда студентам были предложены следующие темы для дискуссии: «Доброта спасёт мир?», «За любовь жизнь отдам…»); в) необходимо ознакомить студентов с особенностями эпохи, повлиявшими на позицию автора (например, до обсуждения произведения Д. Дефо «Робинзон Крузо» преподаватель разъяснил студентам подоплёку отношения Робинзона к испанцам); г) уважительное отношение участников дискуссии друг к другу. Диспут предусматривает столкновение разных (иногда диаметрально противоположных) взглядов на проблему. Как справедливо замечает Н. И. Волошина, «… специфической особенностью диспута является полемика как метод решения поставленных перед участниками задач» [6, с. 166]. На наш взгляд, организация диспуту характеризуется рядом специфических признаков, к которым относим следующие признаки: 1) тема диспута должна быть дискуссионной и даже противоречивой, чтобы побудить студентов к полемизированию (например, «Любовь или расчёт: что важнее?» по сказке О. Уайльда «Соловей и Роза»); б) проведение диспута предусматривает определение позиции студентов по обсуждаемой проблеме и деление студентов на две группы: сторонников (supporters) и критиков (critics). Будущее зависит от ценностных ориентиров каждого отдельного человека. Воспитание гуманистически ориентированной личности возложено на учителя. Следовательно, одной из ключевых задач профессиональной подготовки выступает формирование гуманистических ценностей будущих учителей. Особую актуальность эта задача приобретает в процессе подготовки учителей начальных классов, поскольку именно в дошкольном / младшем школьном возрасте закладываются нравственные ориентиры личности. Литература обладает величайшим гуманистическим воспитательным потенциалом, поскольку в художественных произведениях можно найти ответы на вопросы о том, каким образом можно гармонизировать общественные и межличностные отношения. Будущие учителя начальной школы имеют возможность почерпнуть нравственные идеалы из художественных произведений английских авторов в рамках изучения курса «Детская английская литература». Одним из способов формирования гуманистических ценностей будущих педагогов выступает проблемное изучение литературы. К преимуществам проблемного изучения литературы в формировании гуманистических ценностей учителей начальных классов следует, на наш взгляд, отнести следующие: 1) во время проблемного изучения литературы знания не подаются в готовом виде, а являются результатом активной поисковой работы студентов и преподавателя, что способствует «присвоению» знаний; 2) проблемное изучение гуманистической ценностной нагрузки литературного произведения требует от студентов аргументации своей позиции; 3) в процессе проблемного изучения литературы студенты учатся внимательно и уважительно относиться к оппонентам.
Литература 1. Асташова Н. А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей / Надежда Александровна Асташова. – М.: Моск. психол.-пед. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 272. 2. Демченко З. А. Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности у будущего учителя: автореф. дис… на соискание науч. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.08 “Теория и методика профессионального образования” / З. А. Демченко. – Петрозаводск, 2006. – 28 с. 3. Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия / Олег Григорьевич Дробницкий. – М.: Политиздат, 1967. – 351 с. 4. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Владимир Ильич Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с. 5. Мацько Д. С. Використання літератури у формуванні орієнтації майбутніх учителів на гуманістичні цінності / Д. С. Мацько // Теоретико-методичні проблеми виховання дітей та учнівської молоді: зб. наук. пр. – К., 2006. – Вип. 9. – Кн. 2. – 440 с. – С. 339 – 345. 6. Наукові основи методики літератури: навч.-метод. посібник / за ред. проф. член-кор. АПН України Н. Й. Волошиної. – К.: Ленвіт, 2002. – 344 с. 7. Никандров Н. Д. Ценности как основа целей воспитания / Н. Д. Никандров // Педагогика. – 1998. – № 3. – С. 3 – 10. 8. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак. ун-тов / Раиса Викторовна Овчарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с. 9. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме / Василий Петрович Тугаринов. – Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1968. – 124 с. УДК 791.43.071.2:929 Михайлова О. Н., Институт культуры и искусств ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко»
(г. Луганск, Луганская Народная Республика)
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|