Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ





Аннотация: В статье раскрываются ценностные аспекты и особенности формирования духовной культуры современной молодежи, определены факторы, обеспечивающие процесс развития духовно-эстетической культуры студентов.

Annotation. In the article is revealed value espects and particular qualities of formation spritual culture modern young people and sertain factories which are providing a process of spritual and aesthetic cultures of students.

Ключевые слова: духовная культура, духовно-эстетические ценности, эстетическое сознание, картина мира.

Key words: spritual culture, spritual and aesthetic values, aesthetic сonsciousness, world-image.

 

Необходимость духовного возрождения общества как никогда остро встала в начале третьего тысячелетия, поскольку глобальные изменения затронули все сферы жизни: экономику, политику, социальные институты, духовные отношения. История показывает, что легче и быстрее восстановить материальные ценности, чем накапливать духовные. Пожалуй, нет ни одного педагога, которого не беспокоили бы проблемы духовно-нравственного становления современной молодежи. Уж слишком тяжкие испытания выпали на их долю. И как не вспомнить высказывание древних: «Не дай Бог жить в эпоху перемен». Постоянно меняющиеся условия жизни вынуждают молодых людей приспосабливаться к новым реалиям, вести постоянный поиск новых форм идентичности, вырабатывать свою жизненную позицию, создавать свой духовный мир.

Молодежь как субъект социальных отношений на современном этапе переосмысления духовных ценностей имеет свою специфику и особенности. Среди них наиболее важной сущностной характеристикой является культурная социализация, профессиональное и гражданское становление. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что в период студенческой юности происходит активное утверждение социальной сущности личности, меняется ее место и роль в обществе, она вступает в новые отношения со взрослым миром моральных ценностей. Формирование духовной культуры молодежи имеет решающее значение для жизни не только молодого поколения, но и всего общества в целом. Стойкие духовные ориентации – это необходимое условие адаптации юношества в сложном современном мире и выработки собственной жизненной стратегии. Духовная культура определяет возможности осознания происходящего, диалогового общения социальных групп, снижения вероятности манипулирования молодежью деструктивными силами.

Период юности – это период самоутверждения в собственных глазах и глазах окружающих: резко проявляется реакция эмансипации, происходит поиск собственной ролевой идентичности, референтной группы для самоутверждения. На наших глазах создана новая молодежная субкультура со своим языком, нормами и правилами поведения и со своей псевдоэстетической культурой. Для того, чтобы помочь молодым людям не оказаться в объятиях сомнительной полукриминальной культуры, педагогам необходимо помочь увидеть подлинную красоту в природе и искусстве, чтобы противопоставить временным ничтожным увлечениям ценности вечные и непреходящие.

Проблематика формирования духовной культуры студенческой молодежи находится на стыке смежных областей гуманитарного знания: педагогики, психологии, философии, социологии, культурологии. Педагогический аспект формирования духовно-нравственных ценностей раскрыт в исследованиях В. Андреева, Е. Бондаревской, З. Васильевой, Т. Власовой, Л. Зорина, В. Караковского, И. Марьенко, Н. Никандрова, З. Равкина, P. Роговой, В. Серикова, В. Сластенина, Е. Шиянова, Н. Щурковой и др.

Начало XXI века характеризуется переоценкой духовно-эстетических ценностей, новой волной развития массовой культуры. По данным исследований Института художественного образования и культурологии РАО, искусство позволяет человеку в дополнение стать культурным, претворяя эти предпосылки в саму жизнь [2]. К сожалению, современной молодежи не хватает способности к полноценному восприятию искусства и природы. «Картина мира» современного молодого человека отличается тем, что значительно усилилась степень быстроты действий, социальных изменений на уровне индивидуальных контактов, на скорость которых молодежь ориентирована всем социокультурным устройством общества. У молодого человека формируется так называемое «клиповое мышление», рассчитанное на быструю смену «картинки».

Следует отметить, что молодежная субкультура почувствовала влияние западного понятия «no problem», которое требует от человека не духовной работы над собой, а скорости действий. Именно современная культура вместо катарсиса, очищения, переживаний, духовной работы, предлагает молодежи разновидности допингов: им приходится решать проблемы без анализа их сути, поскольку сама жизнь учит воспринимать все по принципу психического допинга, отказа от переживаний, самоанализа, духовного развития.

Подобный подход имеет негативные последствия. Бездумность, безответственность, стремление к так называемой «легкой жизни» навязывается молодежи и современной поп-культурой, и всеми средствами массовой информации, включая Интернет. Виртуальное пространство, с одной стороны, расширяет возможности раскрытия способностей, самореализации, а с другой стороны, неопределенность жизненных ценностей очень часто приводит молодежь к сайтам с сомнительной сексуальной и псевдо-эстетической информацией, негативно отражаясь на духовно-эстетическом развитии личности. Как показывают исследования, в процессе общения с компьютером личность ставит себя в центр виртуальной, а не классической картины мир, а увлечения компьютерными играми приводят к психическим и социальным изменениям в развитии.

Современный темп жизни настолько высок, что у человека не остается времени на созерцание природы, восприятие ее красоты. Мероприятия по благоустройству, как правило, направлены на уборку территории, а не на создание обстановки гармонии и красоты того микромира, где происходит жизнь молодого человека. Однообразие окружающей обстановки часто приводит к психическим перенапряжениям, эмоциональным расстройствам, которые проявляются в агрессивном или угнетенном состоянии личности, в неустойчивом, а порой неадекватном поведении.

В современных условиях важную роль должно играть эстетическое воспитание, в первую очередь, средствами природы и искусства, именно оно может служить фактором духовного становления личности. Целенаправленная, психологически грамотная работа по формированию духовно-эстетической личности должна быть направлена на то, чтобы юная душа была способна переживать катарсис, стремилась к духовному поиску путем глубокого постижения красоты и гармонии мира, которое развивает эстетические способности, дает потенциал для духовно-творческого развития.

О воспитательных функциях красоты спорили многие теоретики, но сама красота природы остается неизменной, ее не смогли разрушить ни современная технократическая цивилизация, ни любая идеология. Безусловно, субъективно отношение человека к красоте природы, но эта красота существует сама по себе, т.е. объективно. Природа – естественное эстетическое окружение человека. Она объективно обладает эстетическими качествами благодаря тому, что возникла и развивается именно по «законам красоты», имеющим всеобщий, универсальный характер. К этим законам следует отнести, прежде всего, меру и целесообразность, производными от которых (чаще всего – формой их проявления) является красота, гармония, пропорция, ритм, симметрия, упорядоченность и др.

Момент сопереживания красоты природы вместе с признанными мастерами мирового искусства поможет молодежи осознать эстетическую ценность объектов окружающего мира, выработать критерии эмоционально-эстетической оценки действительности. Художественное восприятие окружающего мира в значительной степени зависит от эстетических установок личности, знания основ эстетической теории и наличия собственного эстетического опыта. Задача воспитателя состоит в том, чтобы развивать художественно-эстетическое восприятие мира, сократить дистанцию между внутренним миром личности и эстетическим богатством природы.

Эстетические эмоции отражают уровень и характер духовной жизни человека. Эстетические переживания влияют на поведение личности и формируют мировоззрение. Художественно-эстетическое восприятие мира – это труд души, творчество, связанное с душевным напряжением. Восприятие красоты окружающего мира способствует развитию духовного мира личности и творческих возможностей.

Умение видеть, понимать и чувствовать красоту во все времена и эпохи смягчало души и нравы. Очень важно помнить, что юношеский возраст является периодом жизни, когда индивид становится готовым не только к самопознанию, но и к более глубокому познанию окружающего мира. Очень важно, чтобы в этом отношении к окружающему миру проросли зерна красоты. Сбудется ли пророчество Федора Достоевского о том, что красота спасет мир? Красота должна спасти души молодежи от деградации, от эстетической глухоты, от морального уродства.

Природа, ее красота помогают лучше осознать такое сложное и многогранное понятие, как свобода личности. Очень важно, чтобы в юношеском возрасте человек осознал значение творческой свободы, свободы самовыражения и самореализации, которая не подавляет свободу других, а напротив, позволяет постичь душу и стремления другого человека. Свобода восприятия красоты, сопереживания, сотворчества, помогает человеку в выработке личностной позиции, индивидуального эстетического отношения к миру, помогает осознать и почувствовать аромат, вкус духовно-творческой жизни.

Эстетическое воспитание все больше, к сожалению, уходит из массовой школы, а значит, красота уходит из жизни молодежи. Если молодой человек не верит в чудо красоты, он обкрадывает себя. Мы глубоко убеждены в том, что без системы духовно-эстетического воспитания средствами природы не может быть целостной системы духовно-эстетического воспитания в принципе. Поэтому поставили себе задачу создать такую систему духовно-эстетического воспитания, которая бы помогла молодежи углубиться в природу, научиться черпать из этого незамутненного источника возвышенные чувства, нравственные принципы, а главное – оптимизм, веру в собственные силы и любовь ко всему прекрасному.

Видение красоты начинается с потребности в красоте, которую необходимо терпеливо формировать, воспитывать. Если ученик на уроке биологии не почувствовал красоты и неповторимости жизни, а только заучил сухие научные формулы, значит урок прошел напрасно. Именно поэтому искусство представляется чрезвычайно важным с точки зрения формирования мотивации не только в отношении культуры, но и непосредственно учебного процесса, обучения в целом.

Современная педагогическая парадигма рассматривает образование как процесс создания условий для расширения творческих возможностей личности, совершенствования всех способностей, в том числе и способности эстетического восприятия окружающего мира. Особенность духовно-эстетического воспитания заключается в том, что только при условии личностной активности самого воспитанника в процессе формирования духовных ценностей, достигается желаемый педагогический эффект.

Необходимо развивать ценностно-эстетические ориентиры современной молодежи, эстетическое мировосприятие, эстетическое сознание. Среди положительных особенностей эмоционально-образной сферы современной молодежи мы подчеркиваем эмпатическое отношение к людям, способность к самоанализу, терпимость относительно доброжелательной критики, готовность делиться эстетическими идеями и результатами своей деятельности, независимость в мышлении и решении творческих задач, дружелюбие, чувство юмора и самоиронии, уверенность в собственных силах и способностях.

Как показывает опыт, стихийное, неуправляемое формирование духовно-эстетических ценностей приводит к неполноценным, односторонним жизненным представлениям и ограничивает возможности их духовно-эстетического обновления. Особую актуальность приобретает проблема разработки и создания образовательных моделей, которые бы создавали условия для полной реализации способностей, таланта, всестороннего развития каждого человека в соответствии с духовно-эстетическими ценностями.

Психолого-педагогическую модель формирования духовно-эстетической культуры личности можно основывать на точке зрения С. Рубинштейна о том, что «человек как субъект практической и теоретической деятельности, познает и изменяет мир, не может быть бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни бесстрастным автоматом, который осуществляет те или иные действия как хорошо отлаженная машина. Он переживает, что с ним происходит, он относится определенным образом к тому, что его окружает» [1, с. 160]. Если развивать мысль ученого, можно добавить, что в процессе формирования духовно-эстетической культуры человек создает личностную систему ценностей.

По нашему мнению, среди ценностей, которые формируются в процессе развития духовно-эстетической культуры, следует выделить:

- самоценность жизни как феномена глобального масштаба;

- основные общечеловеческие гуманистические ценности: Истина, Добро, Красота, Любовь, Справедливость;

- ценности искусства как чуда, источника вдохновения человека;

- ценности красоты и неповторимости природы.

Только на основе сформированного общекультурного уровня современной молодежи создаются условия для развития эстетического сознания, направленности на восприятие и оценку прекрасного и выразительного в природе и искусстве.

Таким образом, среди главных факторов, влияющих на определение ценностно-эстетических ориентиров современной молодежи в процессе развития духовно-эстетической культуры, следует выделить:

1. Формирование эстетического сознания, гуманистически ориентированной научной картины мира, что послужит существенным шагом на пути понимания художественной ценности природы, а также для развития культуры, науки и искусства, для всей жизнедеятельности и творчества личности;

2. Социальную позицию личности, активно формирующуюся в юношеском возрасте и во многом определяющую систему духовных ценностей, возможности реализации творческого потенциала;

3. Воспитание осознанных духовно-эстетических потребностей, что стимулирует у молодежи необходимость определения собственных стремлений, интересов, желаний, идеалов, которые впоследствии превращаются в систему духовных ценностей;

4. Уровень развития общей культуры, который достигается в результате усвоения общечеловеческих ценностей и определяет уровень интеллектуального, эстетического и духовного развития личности.

 

Литература

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

2. Фоменко А.В. О некоторых аспектах эстетизации в художественном образовании [Электронный ресурс] // Педагогика искусства: сетевой электрон. научн. журн. 2015. № 2. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/o-nekotoryh-aspektah-estetizacii-v-hudozhestvennom-obrazovanii (дата обращения: 08.11.2015).

 

УДК 316.628 – 057.87

Кравченко С. М.,

ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко»

 

(г. Луганск, Луганская Народная Республика)

Кравченко А. Г.,

Колледж

ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко»

 

(г. Луганск, Луганская Народная Республика)

 

ФЕНОМЕН КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы конфликтов и важности умения приходить к конструктивному разрешению данных конфликтов, особенности обучения студентов конфликтологической грамотности, что является одной из фундаментальных основ продуктивной работы в дальнейшем.

Annotation. This article discusses the issues of conflict and the importance of the ability to come to the constructive resolution of these conflicts, peculiarities of teaching students conflictological literacy, which would become one of the fundamental basis of productive work in their future.

Ключевые слова. Конфликт, конфликтологическая грамотность.

Key words. Conflict, conflictological literacy.

 

Для каждого образованного человека является абсолютно понятным – общество не может существовать без духовности и культуры взаимоотношений. Проблемы культурного развития личности, формирования его духовности и толерантности сейчас одни из самых актуальных. Ведь толерантность – это определенный уровень развития общества, характеризующий формы человеческих взаимоотношений и самого человека как общественный субъект деятельности. В ее основе - духовное начало, поэтому терпимость и является источником нравственного становления воспитания поколений.

Конфликты присущи любой сфере деятельности человека: бытовой, профессиональной, социальной, политической, культурной. Культура отдельного человека измеряется степенью его толерантного отношения к окружающим и всего социума в целом, т.е. его умением предупреждать и предотвращать конфликтные ситуации, что и характеризует его как человека конфликтологически грамотного. Студенческий возраст (юношеский) является наиболее благоприятной почвой для понимания собственных психических качеств и черт, социально – нравственной самооценки, самовоспитания, самовыражения, самоутверждения. Старшие подростки делают первые попытки планировать будущее, определять цели жизни, идеал, которому стоит следовать. Поэтому привитие моральных ценностей и усвоения признаков гуманистического идеала, формирования уровня терпимости в этом возрасте является потребностью развития и предпосылкой становления личности. Характерен рост потребности в общении, выраженные эмоций в кругу сверстников, усиливает влияния друзей на личность студентов. Недостаточная конфликтологическая грамотность студентов, отсутствие знаний норм и правил поведения в конфликтах могут усугубить сложившуюся ситуацию.

Поэтому современное высшее образование должно быть ориентировано не только на освоение студентами знаний, умений, навыков и соответствующих эффективных компетенций для осуществления профессиональной деятельности, но и прежде всего на воспитание и развитие личности, способной жить в мире, согласии, терпимости и гармонии в обществе, т.е. на развитие конфликтологической грамотности.

Проблеме развития конфликтологической грамотности в образовательном процессе в настоящее время уделяется значительное внимание. Различные подходы к пониманию сущности конфликтологической грамотности, ее структуры нашли свое отражение в работах отечественных и зарубежных ученых (Н.В. Самсонова, Т.Н. Черняева, Н.В. Пидбуцкая, Н.В. Куклева, О. И. Щербакова, И. С. Почекаева, П.А. Бакланов, Н.У. Ярычев, N. Davenport, P. Heigl, M. Rosenberg, M. Kurray).

Таким образом, актуальность проблемы развития конфликтологической грамотности личности студента обусловлена противоречиями между: социальной потребностью общества в личности, обладающей конфликтологической грамотностью и возможностью вуза удовлетворить эту потребность; необходимостью развития конфликтологической грамотности личности студента вуза и недостаточной разработанностью как теоретических, так и практических вопросов данной проблемы.

Конфликт неразрывно связан с жизнью человеческого общества. В переводе с латинского понятие «конфликт» означает столкновение, противоборство. Противоборство характерно для всего существующего. Многообразные различия между людьми приводят к борьбе за свои интересы, ценности и потребности, что часто принимает форму конфликта. Поэтому проблемы конфликтного противоборства нашли свое отражение в многочисленных философских и религиозных учениях, народном творчестве и различных научных исследованиях.

Таким образом, конфликт – «наиболее острый способ развития и завершения противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями» (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов) [1,c. 75], (М.М. Кашапов), «противоборство между субъектами, вызванное трудноразрешимыми и субъективно значимыми противоречиями, сопровождающееся острыми эмоциональными переживаниями» (Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин) [4, с. 15], «активные взаимно направленные действия каждой из конфликтующих сторон для реализации своих целей (достижение власти, ресурсов и др.), окрашенные сильными эмоциональными переживаниями» (О.Н. Громова) [6, с. 15], «взаимодействие субъектов общения, для которого характерно наличие противоречия, противодействий (противоборства/противостояния) и негативных эмоций у конфликтующих, возникающих в связи с проблемами удовлетворения ими значимых потребностей» (О.И. Щербакова) [13, с. 80], «конфликты становятся конфликтами лишь в том случае, если объективно существующая проблема в межличностном общении сопровождается сильными эмоциями» (A. Becker, H. Becker) [15, с. 113], «конфликт – воспринимаемая несовместимость действий или целей, которые почти всегда сопровождаются острым эмоциональным состоянием» (В.И. Белов) [3]. Анализ содержания категории «конфликт» показал, что конфликт – это сложное и комплексное явление, поэтому для его описания необходимо выделить круг понятий, наиболее полно характеризующих данный феномен. При всем многообразии трактовок конфликта объединяет их представление о структуре конфликта. М.С. Мириманова определяет структуру конфликта как «совокупность характеристик, обеспечивающих целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни. Без наличия этих компонентов связей конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная система и процесс». Н.В. Гришина, Л.А. Петровская, Г.В. Ложкин, Н.И. Повякель выделяют следующие компоненты в структуре конфликта: стороны (участники) конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий. А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, С.В. Баклановский, О.В. Галустова, О.З. Муштук, А.Ю. Деев, О.С. Которова предполагают наличие следующих компонентов в структуре конфликта: предмет конфликта, объект конфликта, участники конфликта, микро- и макросреда. Наряду с объективными компонентами авторы выделяют также психологические компоненты конфликта: потребности, мотивы, цели, интересы, ценности и стратегии поведения в конфликте. Большинство конфликтов развивается в результате неудовлетворения потребностей сторон. Потребность – это такое состояние, которое возникает от нужды в определенных объектах, испытываемой субъектом. [5, c.77]. Любое желание и стремление индивида отражает ту или иную потребность. Сознательно или неосознанно индивиды стремятся добиться своей цели для удовлетворения определенной потребности, и в случае невозможности достижения или реализации потребности возникают конфликты. Цель в данном случае выступает конкретизацией потребностей. [9]. Исследователи убеждены, что основными побудителями к вступлению участника в конфликт являются мотивы. А.А. Реан трактует мотив как «внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности» [11,с. 49]. Мотивы, побуждающие к конфликтным отношениям, не возникают спонтанно, а определяются ситуацией, условиями, в которых находятся стороны. Очень часто истинные мотивы не выявляются в процессе конфликта. Конфликтное поведение сторон часто обусловлено стремлением удовлетворить свои интересы. Интерес представляет собой осознанную потребность, которая формирует направленность субъекта на объект конфликта и обеспечивает реализацию конфликтного поведения [1] Д.П. Зеркин склонен считать, что интерес – это камертон общественных отношений. Согласно его взглядам «только тогда, когда ущемляются интересы одних, за счет чего удовлетворяются интересы других, это и становится достоянием общественного сознания первых, формируется конфликт» [7,с. 45]. Близки к интересам оппонентов и ценности, которые они могут отстаивать. Это могут быть личностные ценности, общечеловеческие, культурные, духовные и т.д. Отношение оппонента к элементам конфликта выражается в его позиции. Позиция проявляется в соответствующем конфликтном поведении, которое выражается в противоположно направленных действиях участников конфликта. Действия оппонентов взаимообусловлены, т.к. они влияют друг на друга, вытекают из предыдущих действий другого, то есть приобретают характер взаимодействия [2]. А.А. Урбанович отмечает, что конфликтное поведение направлено на блокирование действий противоположной стороны, ее намерений, стремлений, целей и может протекать в следующей последовательности: постепенное усиление позиций участников за счет введения все более активных сил и за счет накопления опыта противоборства; увеличение количества проблемных ситуаций и усугубление первичной проблемной ситуации; повышение конфликтной активности участников конфликта, ужесточение характера конфликта, а также привлечение к конфликту новых сил; нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия, которая может оказать как дезорганизующее, так и мобилизующее влияние на участников конфликта; изменение отношения к проблемной ситуации, оппонентам и конфликту в целом [10].

Анализ литературы позволил установить, что в основе любого конфликтного поведения лежит определенная стратегия поведения в конфликте. Под стратегией поведения понимается общая ориентация и линия поведения личности или группы в конфликте [9]. В. Зигер и Л. Ланг рассматривают следующие конфликтные стратегии поведения: 1) атака, агрессивное поведение; 2) проявление гибкости, поиск укрытия; 3) уклонение от столкновения, отступление; 4) образование союзов, объединение с другими; 4) приспособление вплоть до сдачи; 5) смена задачи при разрешении конфликта [8].

Конфликтная деятельность обусловлена личностными особенностями участников конфликта, их восприятием и отношением к конфликту, а также применяемыми стратегиями. На основании этого, можно сделать вывод, что исход конфликта зависит от действий и психологических характеристик участников конфликта, то есть конфликт будет иметь позитивные или негативные последствия. Изучая педагогические конфликты, ученые пришли к заключению, что в педагогическом процессе они рассматриваются как нежелательное явление, которое в большинстве случаев имеет деструктивные последствия. Это свидетельствует о недостаточной конфликтологической грамотности некоторых субъектов образовательного процесса, то есть недостаточном уровне развития конфликтологической грамотности.

Различают понятия «конфликтологическая грамотность личности» и «конфликтологическая грамотность специалиста». «Конфликтологическая грамотность личности» выражается в стремлении и умении человека предупреждать и разрешать социальные конфликты: межличностные, межэтнические и межнациональные. Под «конфликтологической грамотностью специалиста» понимается качественная характеристика способа жизнедеятельности специалиста в профессиональной конфликтогенной среде. По мнению автора, конфликтологической грамотности специалиста свойственно усвоение и использование профессионально ориентированных конфликтологических знаний, необходимых для восприятия профессиональной конфликтогенной среды и последующей реализации профессиональных функций в условиях профессионального конфликта[14].

Функционально конфликтологическая грамотность специалиста проявляется в регулировании процессов профессионального взаимодействия (общения, взаимной деятельности, взаимоотношений) и преобразовании конфликтогенных параметров профессиональной среды, в связи с чем, Н.В. Самсонова и А.Б. Белинская выделяют регулятивную и преобразующую функции, которые заключаются в:

- гармонизации взаимоотношений субъектов профессиональной деятельности;

- согласовании совместных действий;

- обеспечении эффективной профессиональной деятельности и профессионального становления в условиях профессионального конфликта;

- преобразовании конфликтогенной профессиональной среды с целью предупреждения возможных конфликтов [12, 12].

Исходя из вышеизложенных представлений, следует, что конфликтологическая грамотность как вид профессиональной культуры носит деятельностный характер и отражает знания, умения и способности специалиста прогнозировать, регулировать и разрешать конфликты в профессиональной деятельности специалиста.

По определению О.И. Щербаковой, конфликтологическая грамотность личности представляет собой интегративное качество, основывающееся на экзистенциально-гуманистических ценностях, включающее культуру мышления, культуру чувств, коммуникативную культуру и поведенческую культуру и проявляющееся в оптимальных, соответствующих контексту, стратегиях взаимодействия в конфликтах, обеспечивающих конструктивное решение проблем. Описанные выше структурные компоненты конфликтологической грамотности характеризуются следующими особенностями:

  1. Культура мышления представляет собой способность рационально анализировать конфликтную ситуацию на основе определенных теоретических знаний, формулировать суть проблемы, выделять главное и второстепенное, делать выводы, использовать их в своем поведении.
  2. Культура чувств выражает способность воспринимать конструктивный и деструктивный характер своих переживаний и управлять ими, в частности, преодолевать деструктивные переживания – гнев, агрессию, страх, депрессию; способность проявлять оптимизм, сохранять спокойствие, уравновешенность, эмоциональную устойчивость в проблемных ситуациях, проявлять эмпатию, толерантность.
  3. Коммуникативная культура проявляется в готовности и способности к диалогу, способности адекватно вербализировать свои и чужие переживания, владении «я-сообщением», техниками «активного слушания», «ассертивного общения» и др.
  4. Поведенческая культура отражает способность действовать и решать проблемы таким образом, чтобы не допускать конфликта и его эскалации, управлять конфликтом на всех его этапах [14].

В структуре конфликтологической грамотности личности студента можно выделить следующие компоненты: содержательный, эмоциональный, мотивационный, личностно-деятельностный.

Содержательный компонент:

  1. Знания в области культурного межличностного общения.
  2. Знания об особенностях конфликта: его структуре, причинах возникновения, закономерностях его развития и протекания.
  3. Знания об особенностях поведения, общения и деятельности оппонентов в конфликтном противоборстве, их психического состояния.
  4. Знания основных видов конфликтов и способов психологической защиты.
  5. Знания основных стратегий и норм поведения в конфликтах.
  6. Знания о способах управления конфликтами.
  7. Умения предвидеть возникновение конфликта и прогнозировать ход его развития.
  8. Умения осуществлять эффективное общение с участниками конфликта с учетом их личностных особенностей и эмоциональных состояний.
  9. Осознание своих мотивов, целей, потребностей.

Мотивационный компонент:

  1. Потребность в овладении знаниями о типах конфликтов, механизмах их возникновения и способах их конструктивного разрешения.
  2. Интерес в овладении инструментарием с целью продуктивного разрешения конфликтов.
  3. Потребность к самосовершенствованию и саморазвитию.
  4. Стремление к бесконфликтному разрешению противоречий.
  5. Потребность в продуктивном взаимодействии с людьми и умении ее реализовывать.

Эмоциональный компонент:

  1. Эмоциональный интеллект.
  2. Толерантность, представляющая собой уважение и признание равенства мнений партнеров, отказ от насилия и доминирования.
  3. Эмпатия.

Личностно-деятельностный компонент:

  1. Способность личности эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений;
  2. Способность бесконфликтно разрешать сложившееся противоречие;
  3. Способность противостоять деструктивному влиянию конфликтов;
  4. Способность видеть разные варианты и стратегии поведения в конфликте;
  5. Способность к творческому разрешению конфликтов;
  6. Способность эффективно управлять конфликтами.

В результате анализа научно-методической литературы, посвященной проблеме конфликтологической грамотности, можно отметить, что современные отечественные и зарубежные исследователи активно занимаются изучением конфликтологической грамотности. Анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на многочисленные исследования, психологические аспекты конфликтологической грамотности развиты довольно слабо. Большинство авторов ограничиваются описанием дефиниций конфликтологической грамотности и ее компонентов. Отметим, что ряд авторов описывают конфликтологическую грамотность как инвариант профессиональной грамотности специалиста, упуская из виду личностные особенности данного феномена. Однако конфликтологическая грамотность личности студента с учетом индивидуальных, возрастных и профессиональных особенностей до сих пор остается недостаточно изученной. Что и позволяет нам определить направление дальнейших исследований в этой области.

 

Литература

1. Анцупов, А. Я. Конфликтология: учеб. для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 3-е изд. – Спб.: Питер, 2008. – 496 с.

2. Анцупов, А. Я. Конфликтология в схемах и таблицах / А. Я. Анцупов, С. В. Баклановский. – 2 -е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.

3. Белов, В. И. Конфликты и культура их разрешения [Электронный ресурс] / В. И. Белов. – Режим доступа: http://www.sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/belov_conflicts.html.

4. Богданов, Е. Н. Психология личности в конфликте: учеб. пособие / Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин. – 2-е изд. – Спб.: Питер, 2004. – 224 с.

5. Галустова, О. В. Конфликтология в вопросах и ответах: учеб. пособие / О. В. Галустова. – М.: Проспект, 2008. – 216 с.

6. Громова, О. Н. Конфликтология: курс лекций / О. Н. Громова. – М.: Экмос, 2000. – 151 с.

7. Зеркин, Д. П. Основы конфликтологии: курс лекций / Д. П. Зеркин. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 480 с.

8. Зигер, В. Руководить без конфликтов / В. Зигер, Л. Ланг.- М.: Экономика, 1990. – 335 с.

9. Ложкин, Г. В. Практическая психология конфликта: учеб. пособие для студентов вузов / Г. В. Ложкин, Н. И. Повякель. – 2-е изд. – Киев: МАУП, 2002. - 296 с.

10. Психология деловых конфликтов: хрестоматия: учеб. пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента / под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2007. – 768 с.

11. Реан, А. А. Психология и педагогика / Н. В. Бордовская, С. И. Розум; под общ. ред. А. А. Реана. – СПб.: Питер, 2002. – 432 с.

12. Самсонова, Н. В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования: монография / Н. В. Самсонова. – Калининград: Изд-во КГУ, 2002. – 308 с.

13. Щербакова, О. И. Формирование и развитие понятия «конфликтологическая культура личности» в теории и практике современной конфликтологии / О. И. Щербакова // Проблемы современного образования. Новые исследования в образовании. – 2010. – № 2. – С. 78-83.

14. Щербакова, О.И. Психология конфликтологической культуры личности специалиста: формирование в контекстной образовательной среде: автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.07 / О. И. Щербакова. – М., 2011. – 41 с.

15. Becker, A. Psychologisches Konfliktmanagement / A. Becker, H. Becker. – 4 Aufl. – München: Deutscher Taschenbuch Verlag GmbH, 2004. – 407 S.

 

 

УДК 37.034

Космачева Н. В.,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры начального и дошкольного образования

ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», член-корр. МАНПО (Москва),

член-корр. АМСКП (Винница)

 

(г. Коломна, Московская область, Россия)

СРЕДСТВА ПРИОБЩЕНИЯ







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.