|
ИЛИ О БЕСКОНФЛИКТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Аннотация. В статье раскрывается содержательный аспект преподавания курса основы православной культуры в ряду других учебных дисциплин. Проблема в статье поднимается не для создания конфликта между носителями различной информации в рамках школьной программы. Указывается, что мы сами должны быть проводниками идеалов красоты, добра и истины Православия. Abstract. The article reveals substantial aspect of teaching the basics of Orthodox culture in a number of other academic disciplines. The problem the article raises is not to create a conflict between holders of different information in the school curriculum. States that we have to promote the ideals of beauty, goodness, and truth of Orthodoxy. Ключевые слова: содержательный аспект, основы православной культуры,учебные дисциплины. Keywords: substantive aspect, of the basics of Orthodox culture, of the discipline.
2015 год – Год духовности – ведет за собой 2016 год – Год духовно-нравственного воспитания. Это по-настоящему востребовано всей нашей непростой жизнью и почти до основания разрушенными общественным и семейным устоями. В восстановлении и исцелении нуждаются нравственность и система школьного воспитания, созидающее чувство патриотизма и ценностная парадигма каждой конкретной личности… Логично продолжить ряд «восстановительных работ» - ре монт, ре ставрация, ре абилитация – словом ре лигия. Когда человечество уже ничто не могло спасти, на землю пришел Спаситель. Когда распад общества почти дошел до «точки невозврата» (гражданская война), последней надеждой для него стала православная духовность. Та, которая всегда (пусть даже гонимая и униженная) была главной национальной идеей нашей Святой Руси. И никакие попытки подменить ее идеологическими суррогатами не выдерживали исторических потрясений и испытаний. В непростое время мы живем. В непростое, но такое благодатное. Возвращение на нашу землю красоты, добра и истины, возвращение Православия можно назвать настоящим чудом. А чудеса часто давались первым христианам для подкрепления перед большими испытаниями. Мы об этом читаем в Новом Завете (Ин. 11, 1-44 – чудо воскрешения Лазаря) [1], (Мф. 21,1-11; Мк. 11,1-11; Лк. 19,29-44; Ин. 12,12-19 – триумфальный вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страданий) [2]. Мы лично тоже должны быть готовы к испытаниям, в том числе и на ниве просвещения, начиная преподавать в школе курс «Основы православной культуры» (ОПК). А еще мы сами должны быть проводниками идеалов красоты, добра и истины Православия. Говоря попросту, не врать и попытаться уберечь от вранья наших учеников, которые целиком, со своим пытливым умом и неокрепшим духом, доверены нашему воспитанию. Прежде, чем обозначить проблему, необходимо определиться с некоторыми болезненными моментами. 1. Поднимаемая в данной статье проблема не оставит равнодушными ни рядового учителя ОПК, ни представителя более высоких этажей системы образования, ни православных священников, взявших на себя еще одно неудобоносимое бремя – участие в школьном учебно-воспитательном процессе. С искренней симпатией и уважением относясь к вышеназванным моим коллегам, хочу озвучить то, что может стать камнем преткновения для детского несформировавшегося миропонимания. 2. Целью данной статьи не является глобальный «переучет» содержания всех учебных предметов во всех классах (хотя в этой сфере всегда есть над чем работать). Программы написаны, учебники розданы, учителя подготовлены. Учить детей надо здесь и сейчас. Этих детей, по этим программам и с этими учебниками. Основная ответственность, как всегда, ложится на учителя. 3. Проблема поднимается не для создания конфликта между носителями различной информации в рамках школьной программы. Этот конфликт и так будет всегда (из-за некорректных формулировок, из-за недобросовестно цитируемых или пересказанных первоисточников и т.д.). Беда будет, если, закрывая глаза на данную проблему, мы перенесем этот конфликт на линии учитель-ученик, ученик-ученик или в глубины души самого школьника. Итак, преподавание различных школьных дисциплин идет параллельными или редко пересекающимися путями. Содержание учебных предметов зачастую вообще не касается жизненных реалий учащихся. Это не относится только к одному учебному предмету – Основам православной культуры. Курс ОПК, прежде всего, нацелен на поиски и определение смыслов в зависимости от возрастного и духовного опыта, т.е. спроса самого школьника. Раскрытие тем, связанных с национальными культурными феноменами, историческими фактами, ценностной парадигмой личности в современном мире, опирается на тысячелетние традиции нашего народа. Культуру, корни которой уходят в православную сакральность [3], а плодами являются христианские добродетели: вера, надежда, любовь, а также милосердие и сострадание, справедливость, терпение, целомудрие и т.д., а еще те, о которых говорят десять заповедей. Культурологический и аксиологический (ценностный) подходы в преподавании курса ОПК частично снимают возможную опасность конфликта. Вопросы катехизации (оглашения) [4], вероучения решаются за пределами школьных стен. Для этого есть семья и церковь. Но конфликтная ситуация продолжает существовать в скрытой форме. При определенных условиях она неизбежно разрешится конфликтом, даже если мы продолжим ее игнорировать (об этом скажем ниже). В какой-то момент перед учениками 5 класса встанет вопрос: что делать с несовпадениями изложения фактов, а, порой, и явным антагонизмом некоторых тем курса ОПК и таких школьных предметов, как история, природоведение и даже изобразительное искусство (см. Приложение 1). Авторы и составители программ и учебников, отбирая и формулируя учебный материал, следовали определенной оправданной логике и не вступали в спор с самим собою. Но в сознании, а еще страшнее – подсознании ребенка все учебные предметы встретятся и пересекутся. И тут вполне возможно разрешение конфликтной ситуации в таких направлениях: а) потеря доверия, падение авторитета учителя, школы, учебного процесса и т.д. (у детей может возникнуть вопрос: кто же из учителей лжет?); б) воспитание у школьников лицемерия (отбор и интерпретация информации в угоду учителю, ради оценки или внешнего эффекта и др.) Попробуем спрогнозировать ситуацию, когда в одной конкретной детской голове встретятся две формулировки, относящиеся к феномену религии: 1. Из курса ОПК – «это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир» [5]; 2. Из курса Истории – «зависимость религиозных идей от конкретно-исторических условий» [6]. А как вписать во вторую формулировку то, что христианство не только в момент рождения христианской Церкви, но и последующие 300 лет было абсолютно нелогично для политической ситуации, более того, было гонимо и жестоко преследуемо? Если учителя ОПК и Природоведения заранее не проговорят варианты, конфликтную ситуацию могут спровоцировать следующие темы курса Природоведения: 1. Развитие жизни на Земле в древнем мире; 2. Научные представления о происхождении человека; 3. Древнейшие предки человека. Перечислять можно достаточно долго, но цель данной статьи – озвучить проблему и попытаться найти пути разрешения конфликтной ситуации. И в заключение несколько простых математических формул. Современная конфликтология иллюстрирует возникновение конфликта следующим образом: конфликт = конфликтная ситуация + инцидент (К=КС+И). Наша цель – разрешить конфликтную ситуацию, не дожидаясь благоприятных условий для возникновения настоящего конфликта. P.S. А еще есть такая интересная мотивирующая формула: КС1 + КС2 + … + КСn (клубок неразрешенных конфликтных ситуаций) + инцидент = конфликтный взрыв. Praemonitus praemunitus (лат.) - кто предупрежден, тот вооружен [7]. Приложение 1
Темы*, изучаемые в 5 классе, на которые следует обратить внимание учителям Основ православной культуры: (*темы представлены для решения следующих задач: - ознакомления для интеграции учебных предметов, - обсуждения с учителем-предметником, - подготовки корректных комментариев на возможные вопросы учеников по данной теме и т.д.). Литература Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Х. К. Андерсен. «Снежная королева».
История Возникновение искусства и религии. Религия, духи, душа, молитвы. Первые христиане и их учения. Познакомить учащихся с процессом зарождения и развития новой религии, проследить зависимость религиозных идей от конкретно-исторических условий. Римская империя при Константине. Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в правление императора Константина в Римской империи.
Природоведение Развитие жизни на Земле в древнем мире. Научные представления о происхождении человека. Древнейшие предки человека.
Музыка Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский». «Небесное и земное» в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь...». Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве. Изобразительное искусство Декор русской избы. Знать как украшал свой дом человек. Уметь изобразить различные символы, использующиеся в украшении и обереге жилища. О чем рассказывают гербы и эмблемы. Выполнить композицию герба. Летература
УДК [ 378.011.31: 17.022.1 ]: 379.8
Никулина А. Д., кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко»
(г. Луганск, Луганская Народная Республика) ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ НА НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|