|
ГАРМОНИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ В МИРОВОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИАннотация. В данной статье затронуты эволюция понятия гармонии в немецкой классической философии как важнейшая характеристика этического и эстетического учения. Annotation. This article touched the evolution of the concept of harmony in the german classical philosophy as the most important characteristic of the ethical and aesthetic teachings. Ключевые слова: гармония, философ, этика, эстетика, идеализм. Кeywords: harmony, philosophy, ethics, aesthetics, idealism.
Актуальность избранной темы состоит в анализе гармонии немецкой классической философии как важной характеристике этики и эстетики которая позволяет вырабатывать идеал в данных категориях и рассматривать современные проблемы нравственности. Цель исследования – рассмотрение понятия гармонии как этической и эстетической характеристики в немецкой классической философии. Немецкая классическая философия – это период философии который датируется ХVIII-XIX веками. Этот период характерен идеализмом, а также переходом к философии романтизма. Для понимания понятия гармонии необходимо обратиться к научным учениям Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля. Иммануил Кант – немецкий философ, родоначальник классической немецкой философии. Для понимания понятия гармонии Канту, обратимся к его учению о целесообразности. «В таком случае предмет называется целесообразным только потому, что представление о нем непосредственно связано с чувством удовлетворения; и именно это представление является эстетическое представление о целесообразности» [2, с. 60]. Кант рассматривает целесообразность, как эстетическую категорию. Кант подчиняет гармонию эстетике. Так же происходит рассмотрение предмета у человека по Канту «предмет следует рассматривать как целесообразный для рефлекторной способности суждения» [2, с. 61]. Кант вводит понятие рефлексии, а именно то, что предмет рассматривается с точки зрения его целесообразности, что выводит понятие удовлетворения отталкиваясь от этого предмета. Это понятие, в свою очередь, подчиняется рефлексии и его суждению. На основе предыдущих суждений, Кант работает над созданием понятие вкуса, который зависит от рефлексии и целесообразности предмета. Однако Кант говорит также и в отношении другого понимания понятия вкуса «эстетическое суждение должно быть отнесено как суждение вкуса не только к прекрасному, но и в качестве того возникшее из духовного чувства к возвышенному» [2, с. 63]. Стремление к возвышенному является стремление человека относительно целесообразности самого человека. Существенного внимания заслуживает учение Канта о красоте природы где рассмотрение как изображения понятие формальной (чисто субъективной) целесообразности, а цели природы – как изображение понятия реальной (объективной) целесообразности; о первом мы судим на основе вкуса (эстетически, с помощью чувства удовольствия), о втором – на основании размышления и разума (логично, согласно понятиям»[2, с. 63]. Так Кант, выводит красоту природы из целесообразности, что имеет двойной характер. Красота природы рассматривается с человеческой способностью восприятия ее. Первый способ это чувственное восприятие, основанное на вкусе и удовлетворении полученном от ее эстетической характеристики. Второй способ рассмотрения целесообразности природы исходит от способности человека мыслить, а именно с помощью его ума. Кант разделяет восприятие целесообразности природы и ее гармонии на две категории одна эмоциональная, а вторая логическая. Философ говорит о целесообразности существования гармонии в природе как эстетической и логической категории. Кант выводит понятие гения. «Гений – это врожденная способность души (ingenium), с помощью которой природа дает искусству правила» [2, с.180]. Так как искусство должно быть прекрасно, то оно не должно отходить от природы. Природа в свою очередь является прекрасна в силу своей целесообразности которая влияет на человека создавая гения, который способен увидеть эту гармонию и запечатлеть ее в искусстве с помощью правил. Именно правило – это гармония природы, характеризующий прекрасное влияющим на искусство, которое дает ему гармонию за помощью человека. Гармония по Канту – это целесообразность природы и вещей, которые в свою очередь воспринимаются человеком в двойной характеристике его логической и эмоционально-узнаваемой целесообразности. Это в свою очередь познается человеком и запечатлевается в искусстве. Иоганн Фихте – немецкий философ, представитель классической философии, основатель группы субъективного идеализма, за основу своих учений принимал философские учения Канта. Субъективный идеализм отрицает реальность существующей вне субъекта его ощущений. «Впервые за Я входят порядок и гармония в мертвую и бесформенную массу» [3, с. 437]. Гармония и порядок в И. Фихте выходит через понимание собственного Я, а именно во время рассмотрения философии с точки зрения собственного Я. В каком Я способствует всему что есть, учит нас субъективного идеализма основанном на том, что сам человек является понятие красоты и гармонии. Сам человек создает порядок и гармонию в мире. «В Я лежите верная порука, от него будут распространяться в бесконечность порядок и гармония там, где их еще нет, одновременно двигает вперед культурой человека будет двигаться и культура вселенной» [3, с. 437-438]. Я создает культуру основываясь на том, что культура человека движет культуру вселенной. Человек есть гармония и порядок в мире в котором через нее культура придает форму вещам во вселенной. Также следует обратиться к учению И. Фихте о душе. «Человеческие души стремятся и усиливаются объединяться и образовать один дух во многих телах» [4, с. 439]. Как мы видим на основе учения И. Фихте, человеческие души стремятся друг другу, а именно они стремятся объединиться для создания одного ума и одной воли для упорядочивания всего мира. Единство душ основывается на том, что только совместными усилиями всех людей можно поднять человечество на более высокую ступень его существования. Только если люди будут объединять, они смогут изменить мир и внести к нему гармонию и порядок. Человек есть порядок и гармония в мире. И. Фихте в своих философских исследованиях говорит об объединении людей «Такой каждый, кто может самому себе сказать: Я – человек» [4, с. 440]. На основе гуманизма И. Фихте выводит понятие гармонии мира. Гармония – это недостижимый идеал объединения людей в одну единую мировую душу. Хотя только человек с помощью культуры может вносить в мир порядок и гармонию, что говорит о наличии гармонии. Это гуманистическое понятие мира, в котором человек способен объединиться с другими людьми для создания форм во вселенной, а именно создании гармонии и порядка. Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг – философ, представитель классической немецкой философии. Основой его философии было диалектическое единство природы как живого организма. «Обе эти силы, борющиеся, представленные одновременно в единстве и в борьбе, ведут к идее организованного начала, формирует мир в систему» [5, с. 93]. Мир, природа по Шеллингу есть единственный механизм, и единый организм. А именно в природе существуют две разных силы борющихся одним за одним, но именно эти силы ведут к тому, что природа едина и способна к движению и жизни как один живой организм. «Подобный дуализм необходимо принять, поскольку без противоположных друг другу сил невозможно живое движение» [5, с. 100-101]. Без противоположных сил в природе невозможен живой дух. Без них невозможна природа, как единый живой организм, потому что без них она просто не сможет существовать как единая живая система мира. Эти две силы находятся во враждебных состояниях, приводят к тому, что природа находится в движении и создает благодаря этому единство своей системы. Поэтому во всей природе не бывает одной силы без другой» [5, с.105]. Как уже отмечалось выше, природа состоит из двух диалектических сил, которые в свою очередь не могут существовать друг без друга. В таком случае природа не может существовать без враждующих сил, так как эти силы не могут существовать друг без друга. Ф. Шеллинг на основе таких философских размышлений вводит в обиход две силы, такие как: растения и животные, которые отдельные друг от друга «растения под действием света выделяют жизненное воздуха, а животные, наоборот, в процессе дыхания этот воздух раскладывают и выдыхают» [5, с. 121]. На примере двух различных сил животных и растений Ф. Шеллинг выделяет то, что друг без друга они не смогли существовать. В растениях происходит такой процесс как фотосинтез, в мире существует кислород которым дышат животные. Если природа – живой единый организм, то она и есть гармонией мира создаваясь посредством борьбы двух враждебных сил. Георг Гегель – немецкий философ, представитель классической немецкой философии и философии романтизма. В понимании гармонии Гегель выводит свою интерпретацию этого понятия, а именно: «Гармония является именно соотношение качественных различий и притом совокупности таких различий, как она находит свое основание в сущности самой вещи» [1, с. 143]. Гармония по Гегелю – это качественные различия существующие в единой вещи. Гармония у Гегеля выступает как совокупность различных абстрактных форм в предмете. Философ говорит о зримых различиях, отмеченных в различных абстрактных предметах. «Качественно различные проявляются не только как различия и их противоположность и противоречие, а как согласовывается единство» [1, с.144]. Эти качественно различные абстрактные формы предмета, которые не борются между собой абстрактными формами, но они способствуют объединению в единую характеристику предмета. Эти разные, диалектические абстрактные формы в предмете, образовывают единство, предоставляет согласованность и гармонию, которая перетекает в красоту. Развитие понятий красота и гармония сводятся к тому, что эти разные по структуре абстрактные формы и их различия будут ярко выражены. Так Гегель, например, рассматривает эту гармонию в цветах, не говорит о затмении друг друга, а наоборот, обладает способностью переливаться. Таким образом, различные цвета способствуют тому, что цвет предмета становится более красочным и единственным. Также понятие гармонии Гегель выводит и в музыке «В области музыкальных звуков, например, тоника, медианта и доминанта представляют собой такие же существенные звуковые различия, которые, объединенные в одно целое, согласуются в их различия» [1, с. 144]. Гегель выводит гармонию, как идеализированную, которая говорит о различии абстрактной формы, негативно рассматривается. В таком случае, отличие должно способствовать одному – идеальной единства. Таким образом, в музыке они не должны между собой отличаться, а наоборот должны иметь согласие одной характеристики, придает композиции красоту. Гармония по Гегелю – это существование в единой различной абстрактной форме, которая в свою очередь создает друг с другом единство и дополняет друг друга. Исходя из вышесказанного, необходимо почеркнуть то, что классическая немецкая философия дала много для развития философии, а также для развития понятия гармонии. За основу классическая немецкая философия принимала такое понятие, как идеализм, что повлияло на представление гармонии у представителей данного периода. Так основатель классической немецкой философии Иммануил Кант, рассматривает гармонию с точки зрения эстетики. Это можно назвать первым этапом в процессе перехода гармонии в эстетике. Гармония по Канту отображалась как целесообразность предмета, человек рассматривает двояко. Исходя из этого, первым аспектом это эмоциональная сторона мышления человека, а вторым является рационально-логическое мышление человека. Иоганн Фихте в свою очередь отошел от понятия гармонии, которое было присуще всем школам. Иоганн Фихте говорит, что гармонией в мире является сам человек, потому что человек способен творить. С помощью культуры она привносит во Вселенную целесообразность форм и гармонию. Фридрих Шеллинг рассматривает гармонию в природе. Природа за Шелленгом – это диалектический механизм, и в то же время единый организм. Так существование двух разных сил в природе приводят к ее гармонии. Гегель рассматривает гармонию как существование в едином двух различных абстрактных форм, которые существуют вместе и дополняют друг друга, создавая при этом гармонию и красоту предмета.
Литература 1. Гегель. Сочинение в XIV томах. Том XII. Лекции по эстетике. Книга первая. Пер. Б. Г. Столпнера./ Гегель. – Академия наук СССР институт философии. М. 1938. – 472с. 2. Кант Иммануил. Критика способности суждения./ Кант. И. – Пер. с нем. Искусство М. 1994 – 367с. 3. Фихте И. Г. Сочинения в двух томах. Т. 1. / Сост. и примечания Владимира Волжского/ Фихте И.Г. — СПб.: Мифрил, 1993. — 687 с. 4. Фихте И. Г. Сочинения в двух томах. Т. II. / Сост. и примечания Владимира Волжского. / Фихте И.Г. — СПб.: Мифрил, 1993. — 798 с. 5. Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения в 2 Т. Том 2: Пер. с нем. Cост. ред. А.В. Гулыга; Прим. М.И. Левиной и А.В. Михайлова. Шеллинг Ф. В. -М.: Мысль, 1989.-636с. УДК 271.2: 37. 017 Пантелеев И. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры теологии Тульского государственного университета (г. Щёкино, Тульская область, Россия)
ПРАВОСЛАВНЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|