|
КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ КЛУБА «МОЛОДАЯ СЕМЬЯ»Аннотация. Духовно-нравственное воспитание студентов на народных традициях как составная часть работы клуба «Молодая семья» осуществляется в процессе их ознакомления с устным народным творчеством, идейная направленность которого – на обучение добру, правилам жизненного поведения человека. Это связано с анализом семейных праздничных обрядов, сопровождающие важные семейные события. Abstract. The moral upbringing of students as an indispensable part of the club's “Young Family” working is based on folk traditions. It is delivered through students’ work with folklore which has the moral orientation on teaching the ideals of kindness, moral behaviour of a human being to students. It is based on the analysis of festive customs and traditions tightly connected with important family events. Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, устное народное творчество, семейно-бытовые обряды, студенческий клуб Key words: moral upbringing, folklore, creativity, family customs and traditions.
Студенческий клуб «Молодая семья» создан при кафедре дошкольного и начального образования Института педагогики и психологии ЛГУ имени Тараса Шевченко. Целью работы клуба «Молодая семья» является подготовка молодых людей к созданию семьи на духовно-нравственной основе. В вузе изучаются психолого-педагогические науки, читается курс «Психология семейной жизни». Как показывает жизненная практика, на занятиях студенты стараются получить знания для зачета, экзамена, но не все студенты эмоционально открыты для восприятия содержательных основ семейной жизни. Посещая клуб, студент может лучше понять, что в жизни человек выполняет различные функции, в том числе и семьянина. Определенные социальные обязанности семьянина требуют от него проявлений нравственных качеств: уважения к окружающим, ответственности, готовности оказать помощь. Молодому человеку, готовящемуся стать семьянином, важно понять необходимость осваивания нравственных ценностей в процессе самовоспитания, развивать в себе нравственные потребности к добросовестному выполнению семейных обязанностей, развитию положительной мотивации в поведении с близкими людьми. Усвоение нравственных норм поведения в семье обогащается эмоциональными отношениями к этим нормам. Нравственные переживания имеют глубокую личностную окраску, так как каждому члену семьи необходимо обогащать близких духовными интересами и потребностями. Психолог М. Джеймс в книге «Брак и любовь» подчёркивает значимость корней брака: «Наши традиции, стиль жизни, представления о роли и значении семьи, системы воспитания детей; наши интимные отношения – всё имеет свои исторические корни» [4, с. 35]. Готовясь к созданию семьи, молодой человек должен осознать, что необходимость организации семьи на духовно-нравственной основе пришла в современную жизнь из глубины веков, проверена народом и имеет традиционные корни. Необходимо убеждение в том, что существует духовная связь личности с исторической памятью, опытом народа. Вот почему задачей нашей статьи является раскрытие одного из направлений работы студенческого клуба «Молодая семья» – ознакомление участников с устным народным творчеством, его социально-духовным аспектом, традиционными нравственными понятиями – «долг» и «любовь». Важно донести до студентов мысль, что народные традиции передаются через устное народное творчество, которое является словесным искусством, созданным народом, открытым для изменений, и пришло оно к нам из древности, постоянно совершенствуясь и дополняясь. Это массовое творчество, идейная направленность которого учить добру, гуманному поведению человека. Устное народное творчество: песни, пословицы, загадки, сказки, и мн.др., является исторической памятью, в которой запечатлены обычаи, образы, нравственные устои народа. До крещения Руси народной религией было язычество. Вот почему в русском устном народном творчестве сохранились следы языческого обожествления разных растений (берёза, дуб, сосна, хмель и др.), а также животных (медведь, лось, волк, лиса, заяц и др.).Особенно был почитаем дух предков, считалось, что умершие могли вмешиваться в жизнь живых людей, поэтому люди боялись их разгневать. В наше время в поминальные дни (Радуница, Троица, Дмитриев день) традиционно принято ходить на кладбище. На занятиях студенческого клуба «Молодая семья» предполагается ознакомление с праздничными обрядами, которые сопровождали важные семейные события: рождение ребенка, женитьба, смерть человека. Семейно-бытовые обряды отражают труд, быт и интересы земледельца. Рождение ребенка – это радостное событие для семьи, так как в семью пришел будущий помощник, работник. Считалось, что заговор при купании ребенка обеспечит ему хорошее здоровье. Приведем пример заговора при купании ребенка: «Ручки, растите, толстейте, ядренейте; ножки, ходите, свое тело носите; язык, говори, свою голову корми». Обряд крещения младенца совершается священником церкви. «Святая Православная Церковь содержит семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство, елеосвящение. Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа или спасительная сила Божия. Крещение является как бы дверью в Церковь Христову. Только принявший крещение может пользоваться другими таинствами» [ 1, с. 548 ]. Далее совершались такие обряды: первого подпоясывания, первого пострижения. Такие действия имели две направленности: оберегание ребенка и его матери, обеспечение ему благополучия и долгой жизни. Любовь к детям передавалась через песню.
Она на стуле сидючи, Ты расти сын, возлюбленный. На коленях держучи, Будь ты счастлив, таланистый, Тремя мылами моючи, Будь ты вежлевый, очестивый, Приговор говорючи: На догадках догадливый». «Ты расти, расти, чадо моё Свадебные традиции издавна занимают особое место. Свадьба – это юридически-бытовой акт в жизни человека. Свадьба закрепляла в общественном мнении те новые отношения, в которые вступали молодые люди. Свадьба юридически закрепляла хозяйственные и экономические взаимодействия двух семей, завязывавших родственные отношения. Свадьба относится к сложной драматической игре, которая соответствует важности события. Бытует выражение «Сыграть свадьбу». Участники свадьбы имеют роли: жених, невеста, сваты, дружки и др. Композиция свадебного обряда состоит из трех циклов – предсвадебный, день свадьбы, послесвадебный. Предсвадебный цикл – это сватовство. О важности этого события молвится пословица: «С кем венчаться, с тем и кончаться». Обрядовых песен для свадьбы сочинено много. Приведем пример песни перед сватовством.
Уж я батюшку говорила, За старого жениха замуж, Уж я свету родному доносила: Не задерься на высокие хоромы, «Не отдай меня батюшка; Не с хоромами жить – человеком».
В свадебных обрядах отражено многообразие эмоционального состояния невесты. Прощание с родительским домом (печальные мотивы). Невесте жаль прощаться с семьей, где она выросла. Её пугала неуверенность относительно будущей жизни. В песнях невеста обращалась к Богу, святым за помощью. Свадьба воспринималась не как практическая сделка между родителями жениха и невесты, а как большой и яркий праздник. Поэтому праздничность данного обряда была ориентирована на зрелищность. Так называемые величальные песни пелись для жениха и невесты.
Опросинья хороша: Без белилицек бела, Без подставы высока, Без мазилец румяна. Без подвивочки толста, Приведем причитание невесты перед тем, как они с женихом сядут за стол (в доме жениха).
Ты садись-ко, добрый молодец, Поплотнее со мной рядышком, Чтобы век-то нам не разлучатися.
Второй день свадьбы, как и первый, тоже веселый. Действие переносится на гостей, которые веселятся, одеваясь ряженными, мужчины переодеваются в женскую одежду и наоборот. О семейной жизни сложено много пословиц. Например, «Совет да любовь – на этом свет стоит», «Любишь жену, люби и детей кормить», «Вся семья вместе, так и душа на месте». Формы ознакомления молодежи студенческого клуба «Молодая семья» с устным народным творчеством могут быть самыми разными: чтение рефератов, показ фильмов, презентации, мастер-классы, в том числе и кулинарные. На занятиях клуба важно заинтересовать молодежь в изучении народных традиций, что поможет им создать семью на духовно-нравственной основе. Работа студенческого клуба «Молодая семья» привлекает студентов интересной и актуальной для создания семьи информацией, встречами с творческими людьми. Литература 1. Закон Божий: для семьи и школы/ Составитель Протоирей Серафим Слобоцкой. – Санкт-Петербург, 2000. – 723с. 2. Зуева Т.В., Русский фольклор: учебник.для высших учебных заведений/ Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – 4-е изд. – М.:Флинта, 2002. – 400с. 3. Кравцов Н.И. Русское устное народное творчество: Учебник для фил. спец. ун-тов/Н.И. Кравцов, С.Г. Лазутин. – 2-е изд. испр.и доп.– М.: Высш.шк.,1983. – 448с. 4. Психология семьи: Хрестоматия: Учеб. пособие/ ред. – сост. Райгородский Д. – Самара: Издат. Дом «БАХРАХ-М»., 2002. – 752 с. УДК 1 (430 «17/18»: [111. 852+17] Новак Н. И., Институт культуры и искусств, ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко»
(г. Луганск, Луганская Народная Республика)
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|