Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Всвязи с вышеизложенным, следует выразить опасение, что свободно самоопределяющаяся молодежь может так и остаться на растительном уровне, не поднявшись до того, что делает человека человеком.





Г.П. Щедровицкий справедливо утверждает, что антропоническая практика оказывается востребованной в обществе, когда ответы на вопрос об образце (образе) человеческого поведения усомнены в результате социокультурных изменений, при сдвижках в мировоззрении, либо за счет "бунта" самого человека. С другой стороны, пример реально живших маугли, которые так никогда и не смогли стать людьми, показывает, что человеком человека может сделать только человек. Поэтому представляется сомнительным, что красота человеческой личности может появиться в результате бунта и отвержения лучших образов человеческой духовности.

Воспитание красоты личности ребенка должно вестись с колыбели. Классики русской педагогики подчеркивали важность именно семейного воспитания. Н.И. Пирогов и В.В. Розанов довольно определенно выступали против системы раннего воспитания Фрёбеля (изобретенных им детских садов, широко распространившихся по всей Европе и миру, теперь уже ставших неотъемлемой частью детского воспитания и образования), которые отрывали дитя от семьи, расписывали жизнь детей по нотам, заставляли их осмысливать каждое свое действие или игру. «Я по крайней мере не жалею, что жил ребенком в то время, когда еще неизвестны были Фрёбелевы сады. Но, конечно, общества, приготовляющие себя к социальному перерождению, не могут не увлекаться воспитанием, обещающим сделать из людей манекенов свободы», - писал Пирогов [4].

В приведенной цитате затрагивается вопрос воспитания одного из прекраснейших качеств человеческой личности – свободы. По мнению русских классиков с помощью специального воспитания можно достигнуть только внешней свободы, свободы поведения. Внутренняя свобода – это нечто другое, мало связанное с приемами воспитания. В «Дневнике старого врача» Н.И. Пирогов писал: «Я не отвергаю, что Песталоцци, Фрёбель и другие передовые педагоги и фанатики своего дела дали хорошее воспитание своим питомцам; но не верю, чтобы искусственные способы и систематическое их применение, предложенное этими педагогами произвели благотворное действие на массы людей и на все общество. Главная сила искусственного, строго систематического воспитания есть больше отрицательная; как бы рано оно не начиналось, действуя однообразно и односторонне на различнейшие индивидуальности, оно может многое, конечно, и худое уничтожить; но развить что-либо в нравственном отношении может оно только извне» [5]. То есть, речь идет о внешней благопристойности, что тоже, разумеется, не мало.

Касаясь содержания работы детских садов за границей, Ушинский критикует применяемый там метод Фребеля за формальный характер игр и занятий. «...Мне часто, – пишет он, – приходилось жалеть малюток, когда они, нехотя притоптывая ножками, с зевками и не всегда без слез, пели веселенькие песни Фребеля». «Песенки, по большей части, скучны, натянуты, написаны очень дурными стихами... а главное, проникнуты несносным для детей дидактизмом. Странно даже, как Фребель, знавший так хорошо детскую природу, выпустил из виду то, что мораль в песнях ничему не может выучить пятилетних детей». Фребелевским занятиям, по мнению К.Д. Ушинского, недоставало творческого элемента, живого развития детской самодеятельности.

В приведенной цитате ученый подобно Н.И. Пирогову и В.В. Розанову затрагивает, хотя и в косвенной форме, вопрос воспитания личностной свободы ребенка. К.Д. Ушинский связывал свободу личности с деятельностью. «Самостоятельная излюбленная деятельность есть именно то соединение сознания и воли, в котором стремление к свободе является корнем человеческого благоденствия», - писал он. На первый взгляд может показаться, что педагог мыслил аналогично реформаторам современной школы, которые также хотят научить ребенка свободно действовать. Однако это не так. К.Д. Ушинский связывал труд с жизнью, причем рассматривал жизнь в перспективе вечности. Он предлагал искать «прежде всего труда, который мог бы дать вам жизнь» [6], проводя аналогию с высказыванием Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» Матф.6:33. Это принципиально отличается от ориентации ребенка на свободный выбор в любом направлении.

Другим аспектом, связанным с воспитанием, является труд по принуждению, то есть такой труд, который ребенок должен выполнить, даже если он этого не хочет. Присутствие свободы в таком труде К.Д. Ушинский связывал с отношением любви: «Любовь есть единственное средство подчинить себе душу человека, не стеснив ее воли, столь же необходимой для здоровья души, как чистый воздух для здорового состояния тела. Кто пови­нуется из любви, тот повинуется уже своим собственным желаниям».

Безусловно отношения любви в дошкольном детстве складываются, в первую очередь, в семье. Всвязи с этим, роль матери в становлении личности ребенка необыкновенно высока.

Работа Н.И. Пирогова «Вопросы жизни» заканчивается гимном женщине: «Итак, пусть женщины поймут свое высокое предназначение в вертограде человеческой жизни. Пусть поймут, что они, ухаживая за колыбелью человека, учреждая игры его детства, научая его уста лепетать и первые слова и первую молитву, делаются главными зодчими общества. Краеугольный камень кладется их руками» [7].

Однако, в наше время воспитание отчуждается от семьи и школы и воспитывающими становятся информационно - коммуникационные технологии и обыденный, «повседневный», непроблематизированный в научном плане контекст жизнедеятельности человека.

Перечисленные проблемы связаны с проникновением в сферу образования и воспитания постмодернистских идей. В настоящее время получил развитие после-постмодернизм (after-postmodernism) - современная версия развития постмодернистской философии, в которой содержательно разворачиваются программы преодоления указанных выше проблем. Теоретиками указанного направления выделены два возможных пути трансформации парадигмальных установок постмодернизма на современном этапе его развития для восстановления утерянной субъектности и идентификации: 1) возврат к культурному классицизму в постмодернистском пространстве (М. Готдингер); 2) акцентирование понятия Другого (Е. Левинас).

Следуя вышеизложенному, мы полагаем, что одной из главных целей образования должно быть воспитание нравственной красоты личности, ориентированной на служение Другому. «А звучать для общей гармонии, согласитесь, есть высокое призвание» [8]. Именно такое целеполагание образовательного процесса может помочь решить проблемы, стоящие перед обществом. Разумеется, так как школа готовит к жизни на земле, она не может быть оторвана от жизни. Но эти сегодняшние задачи должны быть подчинены вечным и главным.

Распространенная сегодня профессионализация образования этому скорее мешает, поскольку все стремления учеников направлены на получение практических знаний для последующей карьеры, то есть на чисто материальные цели. Можно утверждать, что за профессионализацией, за призраком удачной карьеры забывается истинная цель всякого образования.

Таким образом, русская классическая педагогика, будучи другодоминантной, помогала раскрытию красоты образа Божия в личности человека, и, осуществляя нововведения в сфере образования и воспитания, необходимо соотноситься с этим выверенным временем опытом.

Литература

1. Свт. Кирилл Александрийский. Диалог о Св. Троице, 4.

2. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 11 т. / К.Д. Ушинский. — М.—Л.: Акад. Пед. наук, 1950. Т. 10 — С. 382

3. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования / П.Г. Щедровицкий. – М., 1993 — 156 с.

  1. Пирогов Н.И.. Соч. в 2 тт. / Н.И. Пирогов. Т. 2. – Киев, 1911. – ст. 134.

5. Там же. Ст. 134-135.

6. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 11 т. / К.Д. Ушинский. — М.—Л.: Акад. Пед. наук, 1950. Т. 10 — С. 382

7. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. / Н.И. Пирогов. – М., 1985. – с. 51.

8. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. /Н.И. Пирогов. – М., 1985 – с. 43.


Министерство образования и науки

Луганской Народной Республики

 

Луганская Епархия УПЦ МП

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Луганский государственный

университет имени Тараса Шевченко»

Луганский Богословский Университет в честь Архистратига Михаила







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.