|
Школа Саммерхилл — система свободного воспитанияШкола Саммерхилл была основана в 1921 г. в Лейстоне (графство Суффолк), примерно в ста милях от Лондона (с 1921 по 1924 г. она находилась в Германии). Создатель этой школы — английский педагог Александр Нейлл (1883-1973). Как писала о Саммерхилле комиссия британского Министерства образования, «эта школа известна во всем мире как место, где педагогический эксперимент осуществляется революционным путем и где опубликованные, широко известные и дискутируемые взгляды ее директора воплощаются в жизнь». Саммерхилл — интернатная школа, которая располагалась в четырех зданиях, окруженных зеленой территорией, предназначенной для игр на свежем воздухе. Дети жили по возрастным группам вместе с воспитательницей (а Иоизе-тоЛег). В главном здании находились столовая, зал, мастерская по лепке, маленькая комната для рукоделия и спальня для девочек. У самых маленьких детей был отдельный домик с жилыми помещениями и классной комнатой. Спальня для мальчиков, остальные классы, комнаты некоторых членов персонала также располагались в домиках. Как мальчики, так и девочки жили в двух-четырехместных комнатах. Только несколько старших детей жили отдельно. Классы были небольшими, но достаточными для обучения в группах. Жилищные условия в целом были не самыми лучшими, однако в отчете инспекторов министерства подчеркивалось, что дети чувствовали себя хорошо и не болели. Финансовое положение школы было весьма затруднительным, поскольку она оказалась фактически за пределами общегосударственной системы образования и получала от министерства мизерные дотации. В школу принимали в основном детей из средних слоев общества. Нейлл старался не брать детей из богатых семей, поскольку он считал, что трудно добраться до сущности ребенка, если она скрыта за большим количеством денег и дорогой одеждой <...>. Вначале к Нейллу чаще всего попадали дети, у которых были проблемы в семье и школе. Родители отдавали их в Саммерхилл для перевоспитания и ресоциализации, после чего они возвращались в обычную школу. Тем самым Саммерхилл выполнял по отношению к таким детям реабилитационную функцию. Со временем ситуация изменилась, и в школу начали принимать детей, родители которых верили в идею Саммерхилла. В первые годы здесь было мало девочек, обычно приводили сюда только тех, кому было трудно в тогдашней женской школе. Позднее девочек стало больше, хотя и отсев их из школы по сравнению с мальчиками был более высоким. Нейлл это объяснял финансовыми трудностями родителей, которые по давней традиции предпочитали вкладывать средства в обучение сыновей. В школу принимали детей от 5 до 15-16 лет (Нейлл отмечал, что он предпочел бы набирать семилетних). Общая численность в разное время колебалась от 45 до 75 человек. Детей делили на три возрастные группы: 5-7 лет, 8-10 лет, 11-15-16 лет. Персонала в Саммерхилле было достаточно, чтобы не привлекать детей к труду по самообслуживанию. Так, в 1964 г. на 75 детей приходилось 25 человек персонала, из которых двое были учителя. Нейлл тщательно подбирал учителей, обращая особое внимание на то, чтобы они кроме профессиональной квалификации имели чувство юмора, развитое чувство сообщества, черты характера, позволяющие приспособиться к системе Саммерхилла. Нейлл был убежден, что Саммерхилл — самая счастливая во всем мире школа. Доказательство этого — отсутствие сильно тоскующих по дому, детского плача, редко возникающие драки. Причину этого он видел прежде всего в том, что свободные дети не питают ненависти к своему окружению, как это часто бывает в авторитарных школах. Ведь ненависть порождает ненависть, а любовь — любовь. Для Нейлла любовь к ребенку — это полное принятие его. Нельзя быть на стороне ребенка, если наказываешь его и не доверяешь ему. И в Саммерхилле дети знали, что их принимают такими, какие они есть. Дети могли свободно выражать свои эмоции в танце, музыке, рисунке, живописи, театре, в движении на свежем воздухе, что, естественно, помогало им найти ту форму проявления себя, которая устраивала их больше. Находясь в системе демократичных межличностных отношений, окруженные сердечной, но не мелочной опекой, дети быстро избавлялись от страха перед взрослыми, созревали духовно, обретая радость и интерес к жизни. Как взрослые, так и дети обращались друг к другу по имени (исключение составляла лишь миссис Нейлл, к которой дети обращались по фамилии). Людям со стороны трудно было различить, где здесь кухарки, садоводы и воспитатели. Отношение персонала к детям было искренним и дружеским. Дети не чувствовали страха или отчуждения по отношению к взрослым и шли к ним со всеми своими проблемами. Даже если кто-то был виноват, то не боялся сам признаться в этом. Другой важный принцип педагогической системы Нейлла — принцип саморегуляции. Нейлл считал, что жизнь ребенка вполне может строиться на саморегуляции. Поэтому нельзя стремиться к формированию умений ребенка или к управлению его выбором. Саморегуляция означает право ребенка на свободную жизнь, отсутствие внешней власти, регулирующей его психику или соматическую сторону его жизни, так как механизм регуляции в некоторый степени «вмонтирован» в организм человека. Ребенок имеет право есть тогда, когда он голоден, а не тогда, когда он должен по режиму. Нельзя заставлять ребенка есть какую-то определенную еду в определенном количестве. Если у ребенка будет выбор, то он без чьей-либо помощи выберет столько еды, сколько ему нужно. Нельзя навязывать ребенку тот или иной вид одежды; он сам прекрасно приспособится к изменениям погоды: если почувствует холод, оденется потеплее; когда ему станет жарко, снимет свитер. Нейлл разрешал детям в Саммерхилле идти спать тогда, когда они хотели (кроме тех случаев, когда время отбоя было определено самими детьми общим голосованием). Он считал, что дети руководствуются здравым смыслом и в их собственных интересах хорошо выспаться. Детский театр Нейлл считал важным средством нравственного воспитания. Каждый маленький актер должен уметь поставить себя на место другого человека, а это учит его понимать других, их чувства и переживания, что весьма немаловажно в установлении добрых межличностных отношений. Театр также решал задачу укрепления веры в себя, а те дети, которые отказывались играть, находили себя в какой-либо другой деятельности. Большой популярностью среди жителей Саммерхилла пользовались своеобразные мини-представления, упражнения в театральной технике, которые назывались спонтанной игрой. Например, надо было выполнить задания типа «Возьми в руки букет цветов и найти среди цветов чертополох», «Ты обедаешь в ресторане на железнодорожном вокзале и сидишь, как на иголках, так как боишься, что поезд уйдет без тебя» и др. <...> Танцу в Саммерхилле посвящался особый день — среда. Дети с удовольствием и хорошо танцевали. Нейлл считал, что танец — великолепное средство самовыражения, и человек, который так и не осмелился выйти в круг и сделать свои собственные па в танце, никогда не сможет найти себя ни в учении, ни в политике, ни в религии. Поэтому любая программа в Саммерхилле включала танцы, которые неплохо ставила одна из девушек. Чаще всего это были танцы не классического характера, а под джазовую музыку. Например, Нейлл написал либретто на музыку Гершвина «Американец в Париже», и девушки дали его интерпретацию в танце. Почти ежедневно дети приходили в квартиру Нейлла слушать пластинки Дюка Эллингтона, Э. Пресли, Равеля и Стравинского. Творческому самовыражению детей в Саммерхилле в немалой степени содействовали мастерские искусств, где дети рисовали, лепили из глины, вырезали, шили, делали различные поделки. Главным было то, что ничего никому не навязывали, каждый искал, пробовал и делал то, что ему было по душе (Валеева Р. А. Школа Саммерхилл — система свободного воспитания // Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня. — М.: Педобщество, 1998. - С. 40-61). Проанализируйте сходство и различия воспитательных систем Саммерхилла и колонии им. А. М. Горького под руководством А. С. Макаренко. Самостоятельная работа Примечание. Самостоятельная работа по данному модулю включает задание, обязательное для всех студентов. № 1. Пользуясь приведенным в модуле списком литературы, разработайте модель воспитательной системы школы, в которой вы хотели бы работать. Форма отчета: текст в свободной форме. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы Чтобы выполнить задание, прочитайте приведенный в модуле список литературы. Заранее постройте схему блоков ВСШ и по ходу чтения делайте выписки - заносите самые интересные идеи, опыт их осуществления, положительные и отрицательные моменты жизни ВСШ и т. д. Обратите внимание на то, что в вашей модели должны быть представлены все основные блоки, входящие в структуру воспитательной системы школы, а также предполагаемые показатели эффективности вашей воспитательной системы. Ваши мысли вы можете оформить в виде письма другу, заметки в газете, презентации, рекламного проспекта, выступления перед учителями и т. д. - ограничений нет. Будем считать, что у вас есть все необходимые материально-технические ресурсы. Итак, остается только переложить ваши мысли на бумагу. Отчет о выполнении самостоятельной работы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Проверьте себя Владеете ли вы «языком тела»? Профессия учителя связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов и просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. А в этом искусстве важно все: ваш внешний вид, мимика, жесты и т. д. Поэтому весьма полезно будет познакомиться со следующими советами. Внешность. «С лица не воду пить...» С неказистой внешностью оратору приходится только мириться. Да и вовсе не нужно быть красивым, чтобы в своем деле оказаться на должной высоте. Но неопрятность может дорого обойтись. Прическа должна быть в порядке, руки и ногти — чистыми, обувь — начищенной, платье или костюм — тщательно отглаженными и аккуратно застегнутыми. Не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Мужчины должны быть чисто выбритыми, им следует освободиться от ненужных вещей, оттопыривающих карманы, и убрать торчащие из бокового кармана карандаши и ручки. Женщинам рекомендуется по крайней мере оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти — это помешает слушать, что вы говорите. Манеры. Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем его внешность. В самом деле, если он «развернется», то заставит забыть о своей внешности. Группа слушателей — нечто большее, чем простое скопление людей. Она подчинена законам психологии внимания. В ней каждый склонен к такой же реакции, как и все: благоприятной или неблагоприятной. Это прекрасно учитывают опытные ораторы. Они знают, что раз удалось возбудить интерес аудитории, то естественная заразительность настроений поможет его поддержать. Они понимают, что, если не захватить внимание всей группы в целом, невозможно будет удержать над кем-либо свое влияние. Если оратор будет держать себя нерешительно, безразлично и как бы извиняясь за свою миссию, чувство ожидания у слушателя немедленно сменится разочарованием и досадой. Подумайте, какие возможности поднять настроение упускаются оратором, когда он стоит в застывшей позе, устремив взор в потолок или зарывшись по уши в кипу заметок, один вид которых вызывает у слушателя содрогание. Не суетитесь. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее. С другой стороны, не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. Примите нужную позу сразу, сделав последний шаг. Не смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотрите сразу в записи. Выражение лица. Случалось ли вам когда-нибудь заглянуть через застекленную дверь в аудиторию и понаблюдать за лицом оратора во время речи? Вы его не слышите, но разве нельзя правильно оценить силу его выражений? Если слушатели действительно заинтересованны, они будут смотреть на лицо оратора. Лицо его должно быть серьезно. Но следите за собой: может случиться, что благодаря умственному напряжению вы начнете хмуриться или, мысленно витая где-то в пространстве, примете отчужденный вид. Практиковаться перед зеркалом крайне необходимо, чтобы иметь представление о мимике во время речи. Изучайте свое лицо. Что происходит с бровями, со лбом? Разглаживайте набегающие складки, расправляйте нахмуренные брови. А может быть, что еще хуже, ваше лицо во время речи совершенно ничего не выражает? Если на нем «застывшее» выражение, упражняйтесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры. Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями — печалью, радостью и т. д., наблюдая за тем, чтобы в мимике это все тоже отражалось. Поза. Не все хорошие ораторы держатся одинаково. Действительно, они могут говорить хорошо, невзирая на бросающуюся в глаза оригинальность позы. Вы тоже должны уметь это делать. Но если усвоена привычка к правильной и удобной манере стоять, затраченный вами труд даст многое и для позы, и для чувства уверенности. Упражняйтесь в описанной ниже манере правильно стоять, пока не появится привычное ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности всей позы. Ноги расставлены на пять-шесть дюймов в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги и (по крайней мере в наиболее выразительных местах речи) делается более на носок, чем на пятку; колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; плечи расправлены, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания. Следите за тем, чтобы более выразительные места речи подчеркивались движением на шаг вперед или выносом ноги вперед; паузы и передышки — подходящие моменты, чтобы отступить на короткий шаг. Жесты. Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами. • Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения вверх, то получится что-то вроде жеста, которым распугивают кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно обычна у новичков. • Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом. • Управляйте жестами. Не старайтесь походить на ветряную мельницу, придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция — элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова. • Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность. • Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию (Сопер П. Л. Основы искусства речи. — М.: Агентство «Яхтсмен», 1995). Кстати, специалисты также считают, что... Форма лица. • Продолговатое лицо часто встречается у политиков и людей, обладающих большой властью. Бывает также признаком аристократического происхождения. • Несимметричную форму лица можно встретить прежде всего у интеллектуалов с высоким лбом и у людей искусства со слабой волей. Этот тип лица характерен для женщин, не обладающих большими амбициями. • Овальное лицо обычно свидетельствует о явной нехватке амбиций. Однако при высоких щеках и проницательных глазах речь идет о сильной, а в критических ситуациях и опасной личности. Квадратное лицо принадлежит человеку, который умеет бороться, однако думает медленно; упрям и непреклонен. Такая же форма лица у женщин говорит о ее склонности к диктаторству и доминирующему положению в семье; свидетельствует также часто о том, что она ведет себя, как мужчина. • Треугольная форма лица типична для беспокойных интеллектуалов, погруженных в себя и свои внутренние проблемы; в то же время под таким лицом может скрываться хитрый и беспощадный человек, изгой общества. Форма носа. • Длинный нос говорит о консервативности и задумчивости владельца (а иногда и о заносчивости), обладающего большими интеллектуальными и художественными способностями. Зато человеку с длинным носом не хватает предпринимательской жилки. • Короткий нос бывает у открытых и оптимистичных людей. • Человек с костистым носом вдумчив и скрытен, с ним трудно сойтись поближе. На посту начальника обычно имеет плохие отношения с подчиненными. • Нос «картошкой» обещает большие успехи в жизни. • Если конец носа сильно прогнут, это может служить предостережением, что у его владельца слабое здоровье и его жизнь будет короткой. • Орлиный нос — свидетельство непостоянства и фальши. Владелец такого носа постоянно чувствует себя обиженным и жаждет мести. • Широкий нос принадлежит хитрому человеку, который будет богатым. • Узкий нос, наоборот, предсказывает жизнь, полную тяжелого труда. • Нос, расширенный посредине, свидетельствует о жизни, проведенной в труде без малейшей награды. • Если конец носа вздернут вверх, насторожитесь: у его владельца или владелицы низкие инстинкты, они живут сиюминутно, не заботясь о завтрашнем дне. • Если конец носа прорезан вертикальной линией, перед вами смелый человек, полный оригинальных идей, который умеет выйти из любой жизненной ситуации. Форма ушей. • Высокая посадка уха сигнализирует, что его владельца ждет замечательная карьера. • Средняя (между бровью и глазом) посадка уха говорит о том, что его владельца тоже ждет карьера. • Низкая посадка уха (ниже уровня глаза) предостерегает: у этого человека нет никаких шансов на успех! • Торчащие уши — признак неприятного характера, Его может компенсировать только крупный подбородок. • Уши, прилегающие к голове, являются признаком доброго характера. Зато если они вообще не видны, то их хозяин — человек коварный и вульгарный. ответы к разделу «подготовка к САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ» №1.3. Остальные ответы неполны или некорректны. №3.1,3,5,6,7,8,9,10. №4.2,3,1. Литература Конвенция о правах ребенка // Сов. педагогика. — 1991. — № 10. Воспитательная система школы: Сб. ст. / Л. И. Новикова. — М.: Педобщество, 1991. Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня // Н. Л. Селиванова. — М.: Педобщество, 1998. Джуринский А. Н. Зарубежная школа: история и современность. — М., 1992. Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. — М., 1991. Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. — М.: Ноосфера, 1999. Новикова Л. И. Воспитательная система: исходные позиции // Сов. педагогика. - 1991. -№ И. Орлов А. А. Инновации в региональной системе образования // Тульская школа. - 1994. - № 2. Соловейчик С. Л. Воспитание по Иванову. — М.: Педагогика, 1989. Теория и практика воспитательных систем: Кн. 1 и 2. — М., 1993. Ямбург Е. А. Школа на пути к свободе. Культурологическая педагогика. - М., 2000. Модуль 6 Педагогические проблемы ![]() ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|