Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Коллектив — среда обитания школьников





Коллектив оптимальных размеров (в практике А. С. Макаренко он насчи­тывал 500 человек) можно считать материальным носителем оптималь­ной системы внутриколлективных отношений. Очевидно, отношения между членами коллектива, включая, разумеется, и педагогический пер­сонал, могут быть дружескими, уважительными, открытыми, беспристра­стными.

Сначала Антон Семенович создал отряды по самому простому принципу: «...кто с кем учится, кто с кем работает, тех я объединяю в один отряд». Потом он принял решение: младших лучше отделить от старших, но скоро заметил, что это вредно. Получилось явное противопоставление старших и младших, произошла их изоляция друг от друга. И лишь после этого Антона Семеновича осенила идея: семья — вот самая лучшая, созданная самой природой, форма объединения воспитанников! Здесь ведь и забота о младших, и уважение к старшим, «самые нежные нюансы товарищеских отношений». Малыши не замыкаются в отдельную группу с бедными со­циальными отношениями, старшие заботятся о малышах, защищают их, передают как эстафету опыт настоящей коллективной жизни, насыщен­ной добротой, справедливой требовательностью, терпимостью к критике. Почему же в роли первичного коллектива А. С. Макаренко не устраивал класс? Вопрос важный, потому что многие теоретики, а за ними и практи­ки не особо задумываются над главной социальной функцией первичного коллектива — связывать личность с целым коллективом, чтобы научить­ся жить интересами общества, считаться с ними, участвовать в их совер­шенствовании. А. С. Макаренко — первый из тех, кто провел тончайший социально-психологический анализ класса. Он установил, что в нем глав­ную скрипку играют групповые интересы, которые объективно не могут не заслонять интересы всего коллектива школы (свой класс знаю, «глав­ный гражданский долг», т. е. учиться, исполняю, а больше мне и не надо). Вспомним, сколько «инициатив» гремело на всю страну: «Всем классом на ферму!», «Всем классом на целину!» А что из этого всякий раз получа­лось? В лучшем случае на год хватало такого, с позволения сказать, кол­лективизма. А коллектив Макаренко без всяких пышных речей полностью содержал себя, педагогов, оплачивал помещения да еще отдавал государ­ству 5 млн рублей чистой прибыли.

А. С. Макаренко первым в мире применил первичные коллективы в фор­ме разновозрастных отрядов. В коммуне им. Ф. Э. Дзержинского первич­ные коллективы-отряды были организованы по принципу объединения воспитанников разных возрастов. Это дало большой воспитательный эф­фект: было обеспечено их взаимодействие. А это важное условие постоян­ного накопления и передачи опыта старших поколений, когда младшие получают разнообразные сведения, усваивают привычки поведения, при­учаются уважать старших и их авторитет.

Сколько слов сказано об авторитарной педагогике, но фигура «Марь Иванны», классной руководительницы с насупленными бровями, так и остает­ся символом порядка в классе. Почему? Все объясняется просто: в кругу 35-40 сверстников никогда не может быть реального самоуправления. Все одинаковы. Живут по принципу: «Ты мне приказываешь, а я посмеива­юсь». Остается одно: твердая рука классной начальницы. Первичный кол­лектив разновозрастного отряда, по мысли А. С. Макаренко, обеспечива­ет управляемость на основе единоначалия. Здесь собраны школьники из разных классов, и цели первичного и целого коллектива полностью совпа­дают, сама его структура гарантирует выдвижение в «парламент» целого коллектива наиболее дееспособных представителей, которые вместе с ди­ректором школы и другими педагогами осуществляют качественно новое руководство воспитательным процессом. Наличие в каждом классе пред­ставителей разных первичных коллективов существенно меняет характер отношений, предотвращает зарождение корпоративности и круговой по­руки. Разновозрастные отряды без специальных педагогических усилий аккумулируют традиции коллектива и делают обязательным исполнение со временем лидерских обязанностей каждым членом коллектива, поэто­му уже первоклассник загодя готовится к этой почетной миссии.

Особая роль принадлежит общему собранию всех членов коллектива. Они проводятся один-два раза в месяц и тщательно готовятся в органах самоупра­вления при непременном участии педагогов. Регламент выступлений на общих собраниях — одна минута, так что они занимают не более 15-20 ми­нут. На такие собрания выносятся только значительные вопросы, вся «те­кучка» решается в обычном административном порядке (Кумарин В. В. Коллектив — среда обитания школьников // Педагогика. — 1994. — № 4).

Разделяете ли вы взгляды автора на воспитательные возможности детского коллектива? Аргументируйте свой ответ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

О требовании в коллективе

Если бы я получил сейчас школу, я поставил бы себя в положение орга­низатора. Я всех собрал бы, сказал, чтобы больше этого я не видел. Ника­ких доказательств, никаких теорий! Потом я поднес бы им теорию, а тут теория могла бы повредить. Я бы приступил в решительной форме — что­бы я больше этого не видел! Чтобы я не видел ни одного кричащего учени­ка в школе.

Такое требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе. Я не представляю себе, чтобы можно было дисциплинировать разболтанный, изнервничавшийся коллектив без такого холодного тона требования отдельного организато­ра. А дальше это идет гораздо легче.

Вторая стадия этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется груп­па мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддержать дисцип­лину... Я старался скорее набрать такую группу активистов, которые под­держивали мои требования своими требованиями, высказываемыми на общих собраниях, в своей группе, своим мнением. Это вторая стадия раз­вития требования, когда около меня образовалось такое ядро. И наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует кол­лектив. Это — результат, который вознаграждает вас за нервный труд пер­вого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в извест­ном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной. Организованной работой.

В последние пять лет в коммуне им. Дзержинского я уже ничего не требо­вал. Напротив, я выступал уже как тормоз для требований коллектива, так как обычно коллектив разгоняется и требует часто очень многого от от­дельной личности.

Вот тут-то, когда уже требует коллектив, тут для вас и будет простор для развертывания теории морали. Тут каждый понимает, что требования морали, политической морали и нравственной, основные, и общий итог требований, когда каждый воспитанник требует от себя и больше всего интересуется своим поведением (Макаренко А. С. О воспитании. — М.: Политиздат, 1990. - С. 133-138).

Возможно ли достижение гармонии между интересами личности и коллектива? А надо ли добиваться этой гармонии? Можно ли ис­пользовать идеи А. С. Макаренко в современной школе? Почему?

Напишите тезисный конспект к последнему отрывку.

Тезисный конспект

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа

Из приведенного ниже списка заданий различного уровня, сложности вы можете выбрать одно. Сроки выполнения задания и форму от­четности согласуйте с преподавателем.

№ 1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.*

Форма отчета: соответствующая картотека.

№ 2. Подберите 3-4 отрывка из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем.*

• Коллектив как объект и субъект воспитания.

• Уровни развития коллектива, механизмы его становления.

• Самоуправление в детском коллективе.

•______________________________________________________________________

(Ваш вариант — по согласованию с преподавателем)

Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы и т. д.).

Форма отчета: фрагмент хрестоматии.

№ 3. Напишите рецензию на одну из перечисленных ниже книг и статей:**

• Воропаев М. В. Проблема индивидуальности коллектива // Педа­гогика. — 1991. — № 5.

• Газман О. С. Ответственность школы за воспитание детей // Педа­гогика. — 1997. — № 4.

• Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. — М., 2000.

Форма отчета: текст рецензии. № 4. Сравните эти высказывания.**

1....С американской точки зрения, человек — индивидуальность изначаль­но, с рождения. Однако у нас нередко стирается грань между морально­стью поведения и эмоциональным одобрением или неодобрением со сто­роны окружающих... И мы можем говорить, что несмотря на утверждение индивидуализма, подавляющая часть американцев является поведенчес­кими конформистами, так как им далеко не безразлично, что о них поду­мают окружающие. В Америке подчас понятие моральной свободы под­меняется понятием экономической свободы, смешивается с возможностью приобретать все больше престижных вещей. Экономически многие сво­бодны, морально — нет. Да и моральный коллективизм необходим нации, он выражен в национальном девизе «Мы верим в Бога». Можно так сказать, что американский индивидуализм носит конформный характер, в поведении американца индивидуальность и конформность вза­имодействуют, предполагают друг друга... (Ларраби Э. Что значит быть культурным в Америке? — М., 1991).

2. Если теперь с позиций современных теорий человеческой индивидуаль­ности обратиться к доктрине воспитания, которая длительное время ле­жала в основе политики, определявшей развитие советской школы, то не­трудно обнаружить, что в ней недооценивался именно аспект, представ­лявший человека в качестве индивидуума. Можно сказать, что недоучет этой стороны человеческого существования был одной из причин того, что центральный принцип советской педагогики — формирование коллектив­ного сознания и поведения — на деле вырождался в оправдание формиро­вания конформистского сознания и поведения. Поэтому задача заключа­ется в том, чтобы восстановить понятие всесторонне и гармонично разви­той личности как свободно развитой индивидуальности. Без этого необходимого дополнения само понятие личности деформиру­ется, и она превращается в стандартизованного носителя социальных норм, стереотипов, эталонов и моделей поведения (Гинецинский В. И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии // Сов. пе­дагогика. - 1991. - № 9. - С. 48-49).

Проанализируйте обозначенные подходы к воспитанию личности. Что вы думаете по этому поводу?

Форма отчета: мини-эссе на предложенную тему.

№ 5. Ознакомьтесь с предложенной ситуацией:***

6-й класс. Сильный по составу, с гуманитарным уклоном. Ваш предмет не воспринимают как жизненно необходимый, большинство ходит на заня­тия формально. На уроках нет атмосферы увлеченности. Лидеров в клас­се двое — Марина К. и Светлана В. Между ними идет острое соперниче­ство практически во всем, у каждой своя группа сторонниц. Мальчики и девочки живут своей жизнью, никаких общественных дел в классе не при­знают.

Определите, на каком этапе развития находится данный коллек­тив класса? Какую программу исследования этого коллектива вы мог­ли бы предложить, с тем чтобы помочь классному руководителю?

Форма отчета: текст и программа исследования (с приложением анкет, тестов и т. д.).

№ 6. Проведите самостоятельное исследование и выявите возмож­ности и пределы влияния коллектива на развитие личности.***

Форма отчета: текст с результатами исследования (с приложением таблиц, диаграмм и т. д.).

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Прежде всего выберите задание, которое вам по силам и является для вас интересным. Подумайте, какова цель этого задания. Подберите необходимую литературу, посоветуйтесь с преподавателем. Затем выберите форму отчета о выполнении самостоятельной работы.

Рекомендации по выполнению заданий № 1 и 2 остаются прежними (см. модуль 1).

Для выполнения задания № 3 вам необходимо познакомиться с одной из статей на изучаемую тему из приведенного списка (или пред­ложить преподавателю другую по своему выбору) и написать на нее рецензию.

Если вы выбрали задание № 4, рассмотрите сходство и различия в понимании направленности воспитания в России и за рубежом. Вам помогут книги Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, В. А. Сухомлинского, публицистические статьи Ш. Амонашвили, В. Астафьева, А. И. Солженицына и др. Свои размышления оформите в виде эссе.

Выполняя задание № 5, проанализируйте предложенную ситуа­цию. Что в ней может вызвать тревогу воспитателя? Как выявить при­чины тех или иных проблем? Что мешает классу в целом и Марине и Светлане в частности сдружиться? Какие методы исследования мо­гут помочь это выявить?

Задание № 6 — творческого характера. Чтобы выполнить его, вы­берите школу, где бы вы могли провести свое исследование. Составь­те необходимую анкету, попросите ответить на ее вопросы учителей, родителей, учащихся. Получив данные, прокомментируйте их.

Отчет о выполнении самостоятельной работы

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверьте себя

Готовы ли вы к работе с коллективом?







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.