|
Коллектив — среда обитания школьниковКоллектив оптимальных размеров (в практике А. С. Макаренко он насчитывал 500 человек) можно считать материальным носителем оптимальной системы внутриколлективных отношений. Очевидно, отношения между членами коллектива, включая, разумеется, и педагогический персонал, могут быть дружескими, уважительными, открытыми, беспристрастными. Сначала Антон Семенович создал отряды по самому простому принципу: «...кто с кем учится, кто с кем работает, тех я объединяю в один отряд». Потом он принял решение: младших лучше отделить от старших, но скоро заметил, что это вредно. Получилось явное противопоставление старших и младших, произошла их изоляция друг от друга. И лишь после этого Антона Семеновича осенила идея: семья — вот самая лучшая, созданная самой природой, форма объединения воспитанников! Здесь ведь и забота о младших, и уважение к старшим, «самые нежные нюансы товарищеских отношений». Малыши не замыкаются в отдельную группу с бедными социальными отношениями, старшие заботятся о малышах, защищают их, передают как эстафету опыт настоящей коллективной жизни, насыщенной добротой, справедливой требовательностью, терпимостью к критике. Почему же в роли первичного коллектива А. С. Макаренко не устраивал класс? Вопрос важный, потому что многие теоретики, а за ними и практики не особо задумываются над главной социальной функцией первичного коллектива — связывать личность с целым коллективом, чтобы научиться жить интересами общества, считаться с ними, участвовать в их совершенствовании. А. С. Макаренко — первый из тех, кто провел тончайший социально-психологический анализ класса. Он установил, что в нем главную скрипку играют групповые интересы, которые объективно не могут не заслонять интересы всего коллектива школы (свой класс знаю, «главный гражданский долг», т. е. учиться, исполняю, а больше мне и не надо). Вспомним, сколько «инициатив» гремело на всю страну: «Всем классом на ферму!», «Всем классом на целину!» А что из этого всякий раз получалось? В лучшем случае на год хватало такого, с позволения сказать, коллективизма. А коллектив Макаренко без всяких пышных речей полностью содержал себя, педагогов, оплачивал помещения да еще отдавал государству 5 млн рублей чистой прибыли. А. С. Макаренко первым в мире применил первичные коллективы в форме разновозрастных отрядов. В коммуне им. Ф. Э. Дзержинского первичные коллективы-отряды были организованы по принципу объединения воспитанников разных возрастов. Это дало большой воспитательный эффект: было обеспечено их взаимодействие. А это важное условие постоянного накопления и передачи опыта старших поколений, когда младшие получают разнообразные сведения, усваивают привычки поведения, приучаются уважать старших и их авторитет. Сколько слов сказано об авторитарной педагогике, но фигура «Марь Иванны», классной руководительницы с насупленными бровями, так и остается символом порядка в классе. Почему? Все объясняется просто: в кругу 35-40 сверстников никогда не может быть реального самоуправления. Все одинаковы. Живут по принципу: «Ты мне приказываешь, а я посмеиваюсь». Остается одно: твердая рука классной начальницы. Первичный коллектив разновозрастного отряда, по мысли А. С. Макаренко, обеспечивает управляемость на основе единоначалия. Здесь собраны школьники из разных классов, и цели первичного и целого коллектива полностью совпадают, сама его структура гарантирует выдвижение в «парламент» целого коллектива наиболее дееспособных представителей, которые вместе с директором школы и другими педагогами осуществляют качественно новое руководство воспитательным процессом. Наличие в каждом классе представителей разных первичных коллективов существенно меняет характер отношений, предотвращает зарождение корпоративности и круговой поруки. Разновозрастные отряды без специальных педагогических усилий аккумулируют традиции коллектива и делают обязательным исполнение со временем лидерских обязанностей каждым членом коллектива, поэтому уже первоклассник загодя готовится к этой почетной миссии. Особая роль принадлежит общему собранию всех членов коллектива. Они проводятся один-два раза в месяц и тщательно готовятся в органах самоуправления при непременном участии педагогов. Регламент выступлений на общих собраниях — одна минута, так что они занимают не более 15-20 минут. На такие собрания выносятся только значительные вопросы, вся «текучка» решается в обычном административном порядке (Кумарин В. В. Коллектив — среда обитания школьников // Педагогика. — 1994. — № 4). Разделяете ли вы взгляды автора на воспитательные возможности детского коллектива? Аргументируйте свой ответ. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ О требовании в коллективе Если бы я получил сейчас школу, я поставил бы себя в положение организатора. Я всех собрал бы, сказал, чтобы больше этого я не видел. Никаких доказательств, никаких теорий! Потом я поднес бы им теорию, а тут теория могла бы повредить. Я бы приступил в решительной форме — чтобы я больше этого не видел! Чтобы я не видел ни одного кричащего ученика в школе. Такое требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе. Я не представляю себе, чтобы можно было дисциплинировать разболтанный, изнервничавшийся коллектив без такого холодного тона требования отдельного организатора. А дальше это идет гораздо легче. Вторая стадия этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддержать дисциплину... Я старался скорее набрать такую группу активистов, которые поддерживали мои требования своими требованиями, высказываемыми на общих собраниях, в своей группе, своим мнением. Это вторая стадия развития требования, когда около меня образовалось такое ядро. И наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это — результат, который вознаграждает вас за нервный труд первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной. Организованной работой. В последние пять лет в коммуне им. Дзержинского я уже ничего не требовал. Напротив, я выступал уже как тормоз для требований коллектива, так как обычно коллектив разгоняется и требует часто очень многого от отдельной личности. Вот тут-то, когда уже требует коллектив, тут для вас и будет простор для развертывания теории морали. Тут каждый понимает, что требования морали, политической морали и нравственной, основные, и общий итог требований, когда каждый воспитанник требует от себя и больше всего интересуется своим поведением (Макаренко А. С. О воспитании. — М.: Политиздат, 1990. - С. 133-138). Возможно ли достижение гармонии между интересами личности и коллектива? А надо ли добиваться этой гармонии? Можно ли использовать идеи А. С. Макаренко в современной школе? Почему? Напишите тезисный конспект к последнему отрывку. Тезисный конспект ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Самостоятельная работа Из приведенного ниже списка заданий различного уровня, сложности вы можете выбрать одно. Сроки выполнения задания и форму отчетности согласуйте с преподавателем. № 1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.* Форма отчета: соответствующая картотека. № 2. Подберите 3-4 отрывка из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем.* • Коллектив как объект и субъект воспитания. • Уровни развития коллектива, механизмы его становления. • Самоуправление в детском коллективе. •______________________________________________________________________ (Ваш вариант — по согласованию с преподавателем) Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы и т. д.). Форма отчета: фрагмент хрестоматии. № 3. Напишите рецензию на одну из перечисленных ниже книг и статей:** • Воропаев М. В. Проблема индивидуальности коллектива // Педагогика. — 1991. — № 5. • Газман О. С. Ответственность школы за воспитание детей // Педагогика. — 1997. — № 4. • Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. — М., 2000. Форма отчета: текст рецензии. № 4. Сравните эти высказывания.** 1....С американской точки зрения, человек — индивидуальность изначально, с рождения. Однако у нас нередко стирается грань между моральностью поведения и эмоциональным одобрением или неодобрением со стороны окружающих... И мы можем говорить, что несмотря на утверждение индивидуализма, подавляющая часть американцев является поведенческими конформистами, так как им далеко не безразлично, что о них подумают окружающие. В Америке подчас понятие моральной свободы подменяется понятием экономической свободы, смешивается с возможностью приобретать все больше престижных вещей. Экономически многие свободны, морально — нет. Да и моральный коллективизм необходим нации, он выражен в национальном девизе «Мы верим в Бога». Можно так сказать, что американский индивидуализм носит конформный характер, в поведении американца индивидуальность и конформность взаимодействуют, предполагают друг друга... (Ларраби Э. Что значит быть культурным в Америке? — М., 1991). 2. Если теперь с позиций современных теорий человеческой индивидуальности обратиться к доктрине воспитания, которая длительное время лежала в основе политики, определявшей развитие советской школы, то нетрудно обнаружить, что в ней недооценивался именно аспект, представлявший человека в качестве индивидуума. Можно сказать, что недоучет этой стороны человеческого существования был одной из причин того, что центральный принцип советской педагогики — формирование коллективного сознания и поведения — на деле вырождался в оправдание формирования конформистского сознания и поведения. Поэтому задача заключается в том, чтобы восстановить понятие всесторонне и гармонично развитой личности как свободно развитой индивидуальности. Без этого необходимого дополнения само понятие личности деформируется, и она превращается в стандартизованного носителя социальных норм, стереотипов, эталонов и моделей поведения (Гинецинский В. И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии // Сов. педагогика. - 1991. - № 9. - С. 48-49). Проанализируйте обозначенные подходы к воспитанию личности. Что вы думаете по этому поводу? Форма отчета: мини-эссе на предложенную тему. № 5. Ознакомьтесь с предложенной ситуацией:*** 6-й класс. Сильный по составу, с гуманитарным уклоном. Ваш предмет не воспринимают как жизненно необходимый, большинство ходит на занятия формально. На уроках нет атмосферы увлеченности. Лидеров в классе двое — Марина К. и Светлана В. Между ними идет острое соперничество практически во всем, у каждой своя группа сторонниц. Мальчики и девочки живут своей жизнью, никаких общественных дел в классе не признают. Определите, на каком этапе развития находится данный коллектив класса? Какую программу исследования этого коллектива вы могли бы предложить, с тем чтобы помочь классному руководителю? Форма отчета: текст и программа исследования (с приложением анкет, тестов и т. д.). № 6. Проведите самостоятельное исследование и выявите возможности и пределы влияния коллектива на развитие личности.*** Форма отчета: текст с результатами исследования (с приложением таблиц, диаграмм и т. д.). Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы Прежде всего выберите задание, которое вам по силам и является для вас интересным. Подумайте, какова цель этого задания. Подберите необходимую литературу, посоветуйтесь с преподавателем. Затем выберите форму отчета о выполнении самостоятельной работы. Рекомендации по выполнению заданий № 1 и 2 остаются прежними (см. модуль 1). Для выполнения задания № 3 вам необходимо познакомиться с одной из статей на изучаемую тему из приведенного списка (или предложить преподавателю другую по своему выбору) и написать на нее рецензию. Если вы выбрали задание № 4, рассмотрите сходство и различия в понимании направленности воспитания в России и за рубежом. Вам помогут книги Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, В. А. Сухомлинского, публицистические статьи Ш. Амонашвили, В. Астафьева, А. И. Солженицына и др. Свои размышления оформите в виде эссе. Выполняя задание № 5, проанализируйте предложенную ситуацию. Что в ней может вызвать тревогу воспитателя? Как выявить причины тех или иных проблем? Что мешает классу в целом и Марине и Светлане в частности сдружиться? Какие методы исследования могут помочь это выявить? Задание № 6 — творческого характера. Чтобы выполнить его, выберите школу, где бы вы могли провести свое исследование. Составьте необходимую анкету, попросите ответить на ее вопросы учителей, родителей, учащихся. Получив данные, прокомментируйте их. Отчет о выполнении самостоятельной работы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Проверьте себя Готовы ли вы к работе с коллективом? Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|