|
Первый кадетский корпус как гуманистическая воспитательная системаТермин «гуманистическая воспитательная система» появился в педагогической теории в последние десятилетия, однако как феномен педагогической действительности гуманистическая воспитательная система существовала давно. Практически первой такой системой в России стала воспитательная система 1-го кадетского корпуса в Санкт-Петербурге. По указам Петра I от 1714 и 1723 гг. все молодые дворяне обязаны были обучаться в школах или дома. Существовавшие учебные заведения (типа Морской академии, реорганизованной затем в Морской шляхетский кадетский корпус) имели практическую и воинскую направленность. Условия обучения, дисциплина и телесные наказания настолько тяготили кадетов, что они сбегали, пытаясь избавиться от этого бремени. Принудительное обучение под страхом сурового телесного наказания, взгляд правительства на школу, как на повинность, авторитарный подход педагогов выработали среди кадетов «своеобразную форму противодействия — побег, примитивный способ борьбы школяров со своей школой. Школьные побеги вместе с рекрутскими наборами стали хроническими недугами русского народного просвещения и русской государственной обороны» (В. Ключевский). Беглецов ловили, сурово наказывали, били батогами, гоняли сквозь строй и не исключали, а водворяли на место. Говорить о существовании в то время гуманистических воспитательных систем не приходится. Организованный в 1732 году новый сухопутный кадетский корпус был сначала привилегированным учебным заведением, куда принимали исключительно детей дворян от 13 до 17 лет, которых надлежало «обучать арифметике, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочему искусству потребным наукам». А поскольку, как говорилось далее в указе Анны Иоанновны, «не каждый человек от природы имеет способности к воинскому делу и к тому же в государстве не меньше нужно политическое и гражданское обучение», то воспитанники корпуса должны были изучать еще иностранные языки, историю, географии, юриспруденцию, танцы, музыку и «прочие полезные науки, в зависимости от своей природной склонности». Занятия длились по шесть часов в день, а перевод на более высокую ступень обучения осуществлялся в течение всего года, по мере изучения того или иного предмета. Воспитанники могли учиться по разным дисциплинам в различных классах. Подходы к дисциплине и внутренние нравы в корпусе были значительно свободнее, чем в других учебных заведениях. В царствование Елизаветы Петровны в придворных кругах возрос интерес к литературе, театру, маскарадным и фестивальным действам. Эта мода проникла и в кадетский корпус. Его воспитанники организовали «Общество любителей русской словесности», где они выступали со своими литературными опусами. Руководил обществом бывший выпускник корпуса, известный писатель А. П. Сумароков. Кадеты зачитывались его произведениями и стремились ему подражать. От обсуждения произведений «Общество любителей русской словесности» перешло к постановке пьес, написанных его членами. Первой в 1749 году кадеты разыграли пьесу А. П. Сумарокова «Хорев». Вскоре она была исполнена в придворном театре. Это был первый спектакль на русском языке. Об уровне образования в корпусе свидетельствует такой факт: кадеты широко пользовались как иностранными учебниками и литературой, так и всеми новейшими отечественными изданиями. Очень популярной была «Арифметика» Л. Ф. Магницкого. Позднее в корпусной библиотеке появились сочинения М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского, А. Д. Кантемира, А. П. Сумарокова. Преподаватели корпуса разрабатывали и авторские учебники: Я. П. Козельский — «Руководство арифметики» (изд. 1764 г.), И. Назаров — «Практическую геометрию» (1760), И. А. Вельяшев-Волынцев — «Артиллерийские предложения» (1767). В конце 1750 - начале 1760-х гг., когда корпусом руководил И. И. Шувалов, в учебный процесс внедряются некоторые положения дидактической системы Я. А. Коменского. Все это подготовило почву для коренных изменений, произошедших при И. И. Бецком и превративших кадетский корпус в действительно гуманистическую воспитательную систему. Иван Иванович Бецкой был назначен на должность главного директора кадетского корпуса 17 марта 1765 года. Увлеченный идеями гуманизма европейских просветителей, он пытается воплотить свои взгляды на практике. Подходя к делу с концептуальных позиций гуманизма, Бецкой разрабатывает новый «Устав Императорского шляхетского сухопутного кадетского корпуса, учрежденного в Санкт-Петербурге для обучения благородного российского юношества». В десяти главах устава не только излагаются правила умственного, нравственного и физического развития воспитанников, но и формулируются требования, которыми следует руководствоваться при отборе воспитателей и преподавателей. По сути дела, это первые в отечественной педагогике зафиксированные с концептуальных позиций требования к педагогу. Один из воспитанников корпуса — С. Н. Глинка — вспоминает в своих записках, что в уставе Бецкого были положения из «Эмиля» Руссо. Влияние педагогических взглядов Бецкого стало на долгие годы определяющим в развитии воспитательной системы корпуса. Уставом предусматривалось деление воспитанников на пять возрастов (отделений) (с 5 до 20 лет), и каждому возрасту определялись дисциплины для изучения, общее количество которых, не включая искусства, доходило до 24. Документом закреплялось первоочередное право на определение в корпус детей дворян, пострадавших на войне или не имеющих материального достатка. Этот принцип приема в дальнейшем был еще более усилен. А тот же С. Н. Глинка отмечает стремление Бецкого к «сближению сословий в общем воспитании... мещан наряду с графами и князьями». Начальное отделение (малолетнее) находилось в отдельном помещении, и руководила им управительница. Все мальчики от 5-6 до 9 лет были разделены на группы по 12-15 человек, к которым прикреплялась воспитательница «для смотрения, хождения и для обучения» Она должна была проводить с детьми весь день, играть с ними, развлекать, водить гулять, обучать хорошим манерам и французскому языку. Кроме этого, специально изучался русский язык, проводилось обучение танцам и рисованию. В последний год начинали писать цифры. Закон Божий не преподавался вовсе. Учебный план второго возраста (9-12 лет) предусматривал изучение языков, географии, истории, мифологии, геометрии. В третьем возрасте (12-15 лет) появляются предметы по выбору: латинский язык и «бухгалтерство», «кто захочет». В четвертом возрасте «предоставлялось, по желанию или по склонности, право выбора — готовить себя или для военной, или для гражданской службы». Соответственно появлялись специальные предметы, которые делились на военные и гражданские. Курс общеобразовательных наук был значительно обширнее специальных и включал языки (русский, французский, немецкий, итальянский, латинский), арифметику, историю, географию, физику, химию, философию, рисование, музыку и танцы (Гаврилин А. В. Первый кадетский корпус как гуманистическая воспитательная система // Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня. — М.: Пед-общество, 1998. - С. 6-16). В чем вы видите сильные и слабые стороны этой воспитательной системы? ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|