Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Кто виноват в проблемах детей?





Когда случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться при­чин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всем должна поза­ботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании. А другие, напротив, считают, что школа в основном все-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те и другие не правы. Если говорить образно, семья и шко­ла — это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море зна­ний, и курс в это море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега, — ведь и моряки дальнего плавания всегда воз­вращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу. Семья дает ребенку как бы первичное оснащение, первичную подготов­ку к жизни, которую школа все-таки не может дать, потому что необхо­димо непосредственное соприкосновение с миром близких, окружающих ребенка, миром очень родным, очень привычным, очень нужным, миром, к которому ребенок с самых первых лет привыкает и с которым считается. А уже потом рождается известное чувство самостоятельности, которое школа должна не подавлять, а поддерживать.

Далее хотелось бы сказать вот о чем. Я часто вижу, как возникают — иногда по вине родителей, а иной раз по вине учителей — ненормальные отноше­ния между семьей и школой. Это приучает ребят к полной безответствен­ности. Дома школьник жалуется, что к нему плохо относится учительница, а в школе — что ему дома мешают заниматься. Все это происходит потому, что нет постоянного общения между учителем и семьей. С родителями своих ребят учитель должен встречаться не только по поводу какого-то ЧП, не только в школе на родительских собраниях. Очень хочется, чтобы учитель приходил в семью. Я понимаю, что если в классе 40 человек, то 40 до­мов и за целый день не обойдешь. Но за год это сделать можно, и не один раз. И ребята совсем в ином свете видят учителя, когда он приходит к ним домой. И возникает спокойный, дружеский разговор с родителями, и хо­рошо, если этот разговор начинается в присутствии ребят. Но конечно, если даже учитель очень хорошо узнает своих ребят, он не всегда должен вмешиваться в их личную жизнь и в их дела. Очень часто бывает, учитель выговаривает своему воспитаннику: «Почему ты перестал дружить вот с такими-то очень хорошими ребятами, а дружишь с эти­ми?» — «А что, они плохие?» — «Нет, они не плохие, но я считаю...» и т. д. Вот как под вывеской сплочения класса происходит насильственное и ис­кусственное сближение, которое прочным никогда не будет. Конечно, класс должен быть сплоченным. Но друзей выбирают по вкусу, по лично­му пристрастию, и, когда учитель вмешивается, добра не будет. Мы толь­ко приучим ребят лицемерить, врать и принизим в их глазах святое чув­ство дружбы, без которой коллектив не держится. Ведь коллектив состоит не из некоей однообразной массы, а из людей, связанных не только общим делом, но и дружбой. Поэтому мера вмешательства школы в личную жизнь ребенка должна быть разумно определена.



Хороший учитель сам понимает, где он должен остановиться или, по край­ней мере, обойтись без административного вмешательства. Здесь я цели­ком согласен с макаренковской формулой — «как можно больше требова­тельности, как можно больше доверия» (Кассиль Л. Навстречу друг другу // Л. Кассиль Увидеть будущее. - М., 1985 - С. 90-93).

Тезисный конспект

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Когда начинать воспитывать ребенка?

Мне хотелось бы дать вам следующий совет: пусть ваш ребенок трудится столько, сколько может, но при одном условии, что для вас не важен ре­зультат его работы.

Для ребенка важен не результат его деятельности, а сам процесс. Мы же, взрослые, хотим, чтобы каждая работа была доведена до конца. И в этом видим отличие работы от развлечений.

Как бы ни проста была работа, ребенку следует показать, как ее делать. Работа часто требует осторожности и концентрации внимания, которые не нужны в игре. Поэтому участие ребенка в простом труде по дому очень полезно для развития его интеллекта и двигательных способностей. Как ни странно, многие родители забывают, что ребенок может вместе со взрос­лыми пропалывать огород, поливать, мыть полы, убирать дом. Этому лег­ко научиться, и это имеет самое непосредственное отношение к повсе­дневной жизни. Конечно, легче всего предоставить малыша самому себе. Ребенка не надо учить играть, гораздо труднее научить его выполнять про­стые работы по дому. Но те родители, которые, чтобы облегчить себе жизнь, полагают, что «жестоко заставлять работать маленьких детей», об­деляют своего ребенка.

К сожалению, многие родители рассматривают раннее воспитание как подготовку к детскому саду или как воспитание талантов. Одна мать пишет: «Мне кажется, главная проблема в несовершенстве школьного образования, а не в раннем детстве. Я сомневаюсь, что совре­менная школа может продолжить то, что начато в раннем воспитании. Единственный критерий в школе — оценка на экзамене. Не убивает ли эта система все остальные задатки ребенка, которые удалось частично развить в раннем детстве?»

Я тоже сомневаюсь в разумности школьной системы в Японии, где все дети поступают в шесть лет в школу, учатся по одной и той же программе, что­бы потом поступить в высшее учебное заведение. Эта система равно не­удовлетворительна для талантливых детей, которым слишком легко, и для неспособных детей, которым слишком трудно. Стандартное образование не может воспитать людей, способных принять на себя ответственность за развитие общества в XXI в.

Именно из-за несовершенства образовательной системы я придаю такое значение раннему развитию. При правильном воспитании в раннем воз­расте ребенок и в школе учится лучше. Он легче переносит систему «до­бывания оценок» в школе. Если были посеяны хорошие семена в наибо­лее критический период раннего развития, ребенок вырастет достаточно крепким, чтобы противостоять любым трудностям. Более того, я не верю, что существующая система образования останется вечно.

Я уверен, что родители добьются необходимых изменений. Таким обра­зом, в их руках находится судьба общества и будущих поколений (Масару Ибука. После трех уже поздно: Пер. с англ. — М.: РУССЛИТ, 1991. — С. 96).

Что вы думаете по поводу тезиса, выдвинутого автором: существу­ющая система образования не отвечает запросам ни талантливых, ни неспособных детей.

Действительно ли воспитывать после трех лет уже поздно? Что вы могли бы возразить автору?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что такое авторитет?

Авторитет — нужная вещь, без него невозможно работать, а в семье это предмет самой первой необходимости. Каждый и старается, если уж нет природного дара, заменить его каким-нибудь суррогатом, поскольку сур­рогаты отнюдь не запрещены, даже в государственных магазинах продает­ся, например, кофе суррогат! Совершенно открыто! Ведь и с голосом так: нет хорошего тенора, есть какой-нибудь, при помощи его не только разго­варивают, но даже и поют. Нет хорошей фигуры, делается фигура при по­мощи костюма, и не только для общего приличия, но даже и для побед.

Так делают и с авторитетом. Каждый старается из чего-нибудь его приго­товить, и очень мало есть таких людей, которые в отчаянии махнули ру­кой на свою бесталанность и живут как попало.

Суррогатное творчество родительского авторитета очень распространено. Имеется несколько его типов, мы отметим самые яркие.

Тип первый.В этом типе авторитет делается по принципу потрясения. Родители, а больше всего отцы, держатся перед домашними, как боги. У нас отдельные углы, недоступные, как «святая святых» в иерусалим­ском храме. В семье все с трепетом произносят: папина кровать, папин шкаф, папины штаны. Папа, возвращаясь со службы, не проходит по ком­натам, а шествует. Обедает папа один, хмурый и «загазеченный», а дети это время где-нибудь пересиживают в семейном переулке. Когда папа дома, все передвигаются на носках и говорят шепотом. Папин авторитет поддерживается специальным ритуалом и множеством ритуальных пред­метов. Сюда относятся: папина машина, папин шофер, папин портфель и в особенности папин кабинет, но бывает, что ритуальный характер при­нимают и предметы менее значительные, в том числе и папина зубочист­ка. Папина служебная деятельность обыкновенно покрывается мраком не­известности, отчего она кажется более блестящей и важной. Папа такого сорта редко спускается со своей вышины для производства педагогического действия, но ни в коем случае нельзя утверждать, что папа педагогически нейтрален. Напротив, все, что совершается в семье, совер­шается от его имени или от имени его будущего недовольства. Именно недовольства, а не гнева, потому что недовольство папино — вещь ужас­ная, папин же гнев просто представить себе невозможно. Мама поэтому так и говорит:

— Папа будет недоволен.

— Папа узнает.

— Придется рассказать папе.

Папа редко входит в непосредственное соприкосновение с подчиненны­ми. Иногда он разделяет трапезу за общим столом, иногда даже бросит величественную шутку, на которую все обязаны ответить восторженны­ми улыбками. Иногда он ущипнет девочку за подбородок и скажет:

— Живешь?

Девочка обязана замереть от счастья и опустить голову. Но такая прогул­ка папы по семейным угодьям происходит редко. Большей частью папа передает свои впечатления-директивы через маму после ее доклада. Тогда мама говорит:

— Папа не согласен.

— Папа согласен.

— Папа узнал и очень сердился.

Польза такого авторитета в том, что он производит действительное потря­сение, и при этом надолго. Даже женатые сыновья боятся беспокоить папу и предпочитают иметь дело с секретарем, то бишь с мамой. Из детей такой семьи выходят люди, очень склонные к подхалимству <...>.

Тип второй.Авторитет создается по принципу «твердой воли». Родители не окружают себя недосягаемым ритуалом и не стараются потрясти и за­пугать детей. Здесь родители вообще более «умственные» и склонные к педагогическим рассуждениям. Основанием для родительской мудрости здесь служит известная формула:

— Раз сказал — так и будет.

Родители только и следят за тем, чтобы родительский авторитет имел ха­рактер тавровой балки: ни согнуть, ни разделить, ни сдвинуть. Несмотря на большую распространенность этого типа, каждый его представитель глубоко уверен, что он первый «это» придумал, поэтому каждый очень ревниво относится к своему детищу и никогда ему не изменяет.

Жизнь детей в такой семье не имеет самодовлеющей ценности, она прине­сена в жертву последовательности и субординации. Добросовестные ро­дители строго смотрят за тем, чтобы в семейной дисциплине не происхо­дило никаких колебаний. Без грубости и ритуала, тем не менее настойчи­во, родители рассыпают положения и приказания, наказания и замечания. Хорошо они сделаны или плохо, изменились обстоятельства или не изме­нились — «оставь надежду навсегда», они должны быть выполнены, кор­рективы и перемены невозможны. Часто родители и сами видят, что по­ступили плохо, что получается бесцельно, иногда опасно, иногда жестоко, все равно: авторитет — главное.

Такая система приносит большой вред не столько в своем действии на ре­бят, сколько в действии на родителей. Постепенно они становятся сухими формалистами, и уже не только в области приказания, но и вообще в сво­ем отношении к детям. Формализм укрепляется в самой родительской натуре, он мешает им видеть движение и рост детской личности, особен­ность и своеобразие отдельного случая, неожиданные повороты детской психики, собственные ошибки и собственную неповоротливость. Ребенок таким воспитателям кажется зеркалом авторитета, не больше того. Это тоже суррогат, не такой глупый, как первый, но гораздо глупее всяко­го другого. В нем ничего нет, кроме примитивной прямолинейности. Мо­жет быть, есть такие роды деятельности, где он может пригодиться, но на детей он может оказывать только безнравственное влияние. Живые, податливые, легко формирующиеся и изменяющиеся духовные движения ребенка вовсе не имеют вида прямой линии, а скорее напоми­нают сложный зигзаг, сопровождаемый частыми возращениями и пет­лями, явлениями ритма и повтора. Тавровая балка для такого сложного движения — наименее подходящий регулятор, способный только разру­шать нежные нити детского характера. Сегодня ребенка цукали за ложь, наложили наказание, видели какой-то поворот, но не разобрали, какой и в какую сторону, выдержали наказание до конца, создали этим новый поворот, тоже не разобрали какой, наломали, напортили, смяли и идею лжи и идею правды, все повороты и все впечатления. И довольны, пото­му что главное достигнуто — сохранен родительский авторитет. Завтра будут цукать за правду, которая показалась почему-то неудобной, будут так же слепы и так же ничего не увидят, а «дело до конца доведут». Все эти концы один с другим не сходятся, да и каждый в отдельности ничего не стоит.

В такой семье нет всеподавляющего страха, но зато нет и другой важной вещи: разумности и целесообразности родительского авторитета. Что по­лучится из детей, предсказать трудно, потому что слишком разнообразны и случайны комбинации детского движения и родительской тупости. Но беспринципность в такой семье рождается обязательно. Дети привыкают к неожиданным и неоправданным сопротивлениям, привыкают к бесси­лию всех разумных принципов, привыкают к глупости и формализму. Унеся эту привычку в жизнь, они и там готовы будут встретиться с лю­бым требованием и с любым капризом без сопротивления. Они выработа­ли в себе умение извернуться, чтобы в том и в другом случае не сильно пострадать, и этим умением они воспользуются даже и тогда, когда им бу­дет предъявлено разумное требование. Жизнь они встретят без любви и не­нависти — только одной ловкостью и острым глазом (Макаренко А. С. Книга для родителей // Пед соч. — М.: Педагогика, 1985. — Т. 5. — С. 241-245).

Проанализируйте классификацию авторитетов, выстроенную А. С. Макаренко. С какими типами авторитетов вы сталкивались? Приведите примеры.

К какому типу авторитета тяготеете вы как воспитатель?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа

Из приведенного ниже списка заданий различ­ного уровня сложности вы можете выбрать одно. Сроки выполнения задания и форму отчетности согласуйте с преподавателем.

№1. Напишите 7-10 библиографических кар­точек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.*

Форма отчета: соответствующая картотека.

№ 2. Подберите 3-4 отрывка из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем.*

• Функции семьи и ее воспитательные возможности.

• Родители как воспитатели.

• Народная педагогика.

• Учитель, родители, дети: отношения, взаимодействие, взаимо­понимание.

•____________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Ваш вариант — по согласованию с преподавателем)

Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы и т. д.).

Форма отчета, фрагмент хрестоматии.

№ 3. Напишите рецензию на одну из перечисленных ниже книг и статей.**

Лаптева И. Взаимоотношения родителей и педагогов в совре­менной школе // Педагогика. — 1996. — № 4.

Рутман Э. От соперничества к сотрудничеству'// Семья и шко­ла. - 1997. - № 5.

Прихожан А. Этот волнующий пубертат // Семья и школа. — 1997. - № 4.

• Словарь семейного воспитания // Воспитание школьников. — 1990. - № 2.

Форма отчета: текст рецензии.

№ 4. Сравните сущность семейного воспитания в различные исто­рические эпохи. Что в них общего? От чего это зависит? Есть ли ка­кие-нибудь внутренние связи у этих видов семейного воспитания? Попробуйте составить соответствующую схему.**

Форма отчета: схема с пояснениями.

№ 5. Проведите исследование и расположите в порядке значимо­сти следующие методы и приемы воспитания, применяемые в совре­менной семье:***

• совет;

• физическое наказание;

• разговор по душам;

• приказание;

• организация деятельности ребенка и руководство ею;

• поощрение и т. д.

Форма отчета: текст с результатами исследования (с приложени­ем таблиц, диаграмм и т. д.).

№ 6. Проведите самостоятельное исследование и выявите отноше­ние родителей к различным методам и формам школьного воспита­ния. Какие из них наиболее эффективны с их точки зрения?***

Форма отчета, текст с результатами исследования (с приложени­ем таблиц, диаграмм и т. д.).

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Прежде всего выберите задание, которое вам по силам и является для вас интересным. Подумайте, какова цель этого задания. Подберите необходимую литературу, посоветуйтесь с преподавателем. Затем выберите форму отчета о выполнении самостоятельной работы.

Рекомендации по выполнению заданий № 1 и 2остаются прежними (см. модуль 1).

Для выполнения задания № 3 вам необходимо познакомиться с одной из статей на изучаемую тему из приведенного списка (или пред­ложить преподавателю другую по своему выбору) и написать на нее рецензию.

Задание № 4 начните выполнять с подбора соответствующей ли­тературы. Вам поможет знакомство с такими источниками, как «До­мострой», «Юности честное зерцало» и т. д. Небезынтересно будет прочитать и книгу О. С. Муравьевой «Как воспитывали русского дво­рянина». Затем постарайтесь выделить самые существенные черты содержания и структуры сравниваемых систем семейного воспитания. Выявив внутренние наиболее существенные связи между ними, по­пробуйте выразить их графически, в виде схемы, которую можно было бы затем использовать при обучении студентов.

Выполняя задания № 5 и 6, выберите школу, где бы вы могли про­вести исследование. Составьте необходимую анкету, попросите отве­тить на ее вопросы учителей, родителей, учащихся. Получив данные, прокомментируйте их.

Отчет о выполнении самостоятельной работы

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверьте себя

Готовы ли вы к работе с семьями своих учеников?









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.