Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Воспитательная система В. А. Сухомлинского





Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: лю­бовь к детям.

В. А. Сухомлинский

В. А. Сухомлинский был против одностороннего понимания воспитания только как воздействия на формирующуюся личность. Воспитание законо­мерно включает в себя многообразные явления жизни, все то, что ребенок делает, видит и чувствует: весь уклад жизни, духовные и моральные цен­ности, нравственные отношения между людьми, которые его окружают, их духовную культуру. В. А. Сухомлинский признает два источника воспитания:

1) заранее продуманную воспитательную работу с детьми;

2) сложные явления жизни, взаимоотношения людей, их поступки. Важное положение Сухомлинского заключается в следующем: воспита­ние — не искоренение недостатков, а укрепление в ребенке всего лучшего. Тогда пороки искореняются сами по себе, их «вытесняет бурная поросль достоинств».

Воспитание осуществляется через отношения, в основе которых должны лежать не власть и подчинение — они не вызовут взаимного доверия, по­датливости, — а уважение и любовь.

В. А. Сухомлинский дал глубокий анализ содержанию воспитания. Наря­ду с трудовым, умственным, эстетическим и физическим он во всех педа­гогических трудах обращает особое внимание на нравственное воспита­ние. Главным в нравственном воспитании он считал формирование лич­ного отношения подростка к окружающей действительности, воспитание долга и ответственности перед обществом, перед родителями, перед кол­лективом, перед самим собой — перед совестью.

Эта задача осуществима лишь в том случае, когда ребенка приучают к пре­одолению трудностей, к борьбе, к сдержанности, к самообладанию.

Правильное воспитание пробуждает чувство ответственности и формиру­ет способность, изменяя обстоятельства, изменять и самих себя. В воспи­тании, по В. А. Сухомлинскому, важно возбудить желание самосовершен­ствования. Связующая воспитателя и воспитанника нить — это искреннее желание воспитанника стать лучше, а воспитателя — видеть воспитанни­ка лучшим, чем он есть сейчас. Такое отношение воспитателя рождает у воспитанника веру в себя, в возможность своего развития.



Идеалом воспитания Павлышской средней школы, которой руководил В. А. Сухомлинский, была всесторонне и гармонически развитая лич­ность, активный участник общественного процесса. Гармония способно­стей и потребностей дает человеку ту полноту духовной жизни, которая осознается и переживается им как счастье.

Проблема эстетического воспитания в школе Сухомлинского решалась следующим образом: здание Павлышской школы утопало в зелени; вдоль дороги, которая вела к школе, высаживались цветы; в кабинетах и классах на стенах висели репродукции картин, неотъемлемым атрибутом каждой классной комнаты были зеленые комнатные растения, а в некоторых — и аквариум.

Что касается трудового воспитания, то оно особенно важно, как отмечал В. А. Сухомлинский, в единстве с интеллектуальной жизнью. Каждой сту­пени интеллектуального развития личности должна соответствовать определенная ступень трудового мастерства, трудовой зрелости.

Так, ученик, решающий на уроке математики сложные задачи, стоит вы­соко по уровню трудового развития: владеет умениями и навыками элект­ромонтажного дела и радиотехники, управляет двигателем внутреннего сгорания, производит наладку металлообрабатывающих станков.

Задачу общеобразовательной школы Сухомлинский видел в том, чтобы воспитать у учеников любовь к знаниям, книге, науке, возможно полнее раскрыть способности каждого юноши и каждой девушки, вступающих в жизнь. Поэтому ученики в старших классах в школе Сухомлинского име­ли возможность выходить за рамки программы того предмета, который интересовал их в наибольшей мере. Сухомлинский говорил о целесооб­разности создания особой программы интеллектуального и трудового раз­вития и совершенствования.

Во многом проблему выявления способностей и задатков в Павлышской средней школе решали кружки, которых насчитывалось около 80 (химия, металлургия, металлообработка, радиотехника, электротехника, автоматика, литература, поэзия, музыка, сельскохозяйственное производство и т. д.). Надо сказать, что наряду с этим кружки решали проблему профессиональ­ной ориентации.

Критерий воспитанности, по В. А. Сухомлинскому, — совесть человека, его умение видеть себя глазами других людей и оценивать свое поведение со стороны. Это и рождает желание стать лучше самому и приносить ра­дость другим. Создавая радости для других, человек испытывает гордость за себя. Это очень важный стимул воспитания. Для того чтобы воспитать гуманного человека, отношение воспитателей к детям должно быть гуман­ным. Гуманизм Сухомлинский определял как справедливость, как соче­тание уважения с требовательностью. По-настоящему требовать — значит уметь понять и почувствовать, что ребенку по силам, а что — нет, и помочь ему в его усилиях.

Важный элемент школьного воспитания — самовоспитание. Оно заклю­чается в том, что, познавая окружающий мир — природу, труд, обществен­ную жизнь, — воспитанник познает и самого себя, оценивая свои убежде­ния, поступки, поведение с точки зрения самых высоких идеалов.

Таким образом, Сухомлинский видел суть воспитания в умении вызвать у ребенка оценку своих поступков, в которых отражается отношение к людям и к себе. Воспитание должно стимулировать внутреннюю работу ума и сердца, в процессе которой рождается убежденность человека.

Важной задачей воспитания Сухомлинский считал формирование созна­ния — мировоззренческих, моральных и эстетических понятий, взглядов, убеждений, многогранных побуждений к нравственно значимым поступ­кам. Одна из центральных задач школы — воспитание благородных чувств: любви к Родине, к людям, к труду, к культуре, уважение человеческих до­стоинств каждого, радость сознания и преобразования мира, бескорыст­ное наслаждение культурными богатствами.

Отсюда основным содержанием нравственного воспитания Сухомлин­ский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гума­низм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Какие же методы воспитания рекомендует В. А. Сухомлинский? Он при­дает большое значение воздействию словом. Слово должно быть содер­жательным, иметь глубокий смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставить след в мыслях и в душе воспи­танника. Сам В. А. Сухомлинский написал более тысячи сочинений-миниатюр, посвященных явлениям природы, чувствам, переживаниям. Очень часто эти сочинения-миниатюры он читал на своих уроках, при­зывая своих учеников думать, размышлять. Воспитание словом осуще­ствлялось и посредством книг. В кабинете литературы Павлышской шко­лы было такое объявление: «Юноши и девушки! Перед вами названия книг, которые вошли в художественную сокровищницу человека. Их надо прочитать несколько раз. Эти книги научат вас жить, откроют пе­ред вами красоту искусства».

Воспитательные задачи осуществляются успешнее, когда школа и семья выдвигают единые требования. Тогда нет раздвоенности, противоречий, которые мешают ребенку разобраться в нравственных понятиях и выбрать четкую линию поведения. Педагогический коллектив Павлышской шко­лы работал совместно с родительским коллективом. Была образована ро­дительская школа, слушатели которой были разделены на 5 групп (по воз­расту детей):

1) дошкольники (5-7 лет);

2) 1-II классы;

3) III-IV классы;

4) V-VII классы;

5) VIII-Х классы.

Занятия в родительской школе проводились два раза в месяц. Основной формой занятий были лекции и беседы директора, завуча и наиболее опыт­ных учителей. Особое внимание уделялось возрастной психологии, пси­хологии личности, теории физического, умственного, нравственного и физического воспитания.

Школа брала под свое покровительство ребенка с дошкольных лет, так как именно в этом возрасте воспитывается жажда знаний, любознательность и пытливость, закладываются основы морали. В своей Школе радости Су­хомлинский учил дошкольников обращать внимание на красоту окружаю­щей природы. Уроки часто проводились в лесу, роще, на лужайке. Большое значение также придавалось прослушиванию классической музыки. Семью В. А. Сухомлинский считал подлинной школой воспитания люб­ви, сердечности, отзывчивости. Особую роль в ней играет мать. Педагог стремится всеми средствами воспитать у детей глубокое уважение к мате­ри, желание помочь ей своим трудом, заботой. В школе Павлыша были установлены традиции, способствующие формированию чувств любви и уважения к матери: это выращивание цветов, яблонь, кустов роз для нее, проведение праздника Матери.

Среди других традиций, существовавших в Павлышской школе, можно отметить такие:

• встреча семилетних малышей — будущих первоклассников (начало июня); они получали в подарок книгу;

• праздник первого звонка для первоклассников: ученики выпускного класса поздравляют детей, ведут малышей на школьный участок и пе­редают под наблюдение новых школьников деревца, посаженные ког­да-то ими самими 10 лет назад, затем сажают вместе яблоньку;

• праздник последнего звонка для выпускников;

• вручение аттестатов;

• ежегодные встречи выпускников (30 января);

• праздник Матери;

• праздник девочек (первое воскресенье зимних каникул);

• весенние праздники — праздник песни, праздник цветов, праздник птиц;

• новогодняя елка для самых маленьких;

• зимний праздник снежного городка и т. д.

Павлышская школа Сухомлинского способствовала максимальному рас­крытию способностей и задатков учеников; учителя школы успешно справлялись с задачами воспитания, стоявшими перед ними.

Насколько воспитательная система В. А. Сухомлинского отвечает запросам и потребностям сегодняшнего дня? Может ли существовать школа без наказаний? Почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.