|
Воспитательная система В. А. СухомлинскогоЧто самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям. В. А. Сухомлинский В. А. Сухомлинский был против одностороннего понимания воспитания только как воздействия на формирующуюся личность. Воспитание закономерно включает в себя многообразные явления жизни, все то, что ребенок делает, видит и чувствует: весь уклад жизни, духовные и моральные ценности, нравственные отношения между людьми, которые его окружают, их духовную культуру. В. А. Сухомлинский признает два источника воспитания: 1) заранее продуманную воспитательную работу с детьми; 2) сложные явления жизни, взаимоотношения людей, их поступки. Важное положение Сухомлинского заключается в следующем: воспитание — не искоренение недостатков, а укрепление в ребенке всего лучшего. Тогда пороки искореняются сами по себе, их «вытесняет бурная поросль достоинств». Воспитание осуществляется через отношения, в основе которых должны лежать не власть и подчинение — они не вызовут взаимного доверия, податливости, — а уважение и любовь. В. А. Сухомлинский дал глубокий анализ содержанию воспитания. Наряду с трудовым, умственным, эстетическим и физическим он во всех педагогических трудах обращает особое внимание на нравственное воспитание. Главным в нравственном воспитании он считал формирование личного отношения подростка к окружающей действительности, воспитание долга и ответственности перед обществом, перед родителями, перед коллективом, перед самим собой — перед совестью. Эта задача осуществима лишь в том случае, когда ребенка приучают к преодолению трудностей, к борьбе, к сдержанности, к самообладанию. Правильное воспитание пробуждает чувство ответственности и формирует способность, изменяя обстоятельства, изменять и самих себя. В воспитании, по В. А. Сухомлинскому, важно возбудить желание самосовершенствования. Связующая воспитателя и воспитанника нить — это искреннее желание воспитанника стать лучше, а воспитателя — видеть воспитанника лучшим, чем он есть сейчас. Такое отношение воспитателя рождает у воспитанника веру в себя, в возможность своего развития. Идеалом воспитания Павлышской средней школы, которой руководил В. А. Сухомлинский, была всесторонне и гармонически развитая личность, активный участник общественного процесса. Гармония способностей и потребностей дает человеку ту полноту духовной жизни, которая осознается и переживается им как счастье. Проблема эстетического воспитания в школе Сухомлинского решалась следующим образом: здание Павлышской школы утопало в зелени; вдоль дороги, которая вела к школе, высаживались цветы; в кабинетах и классах на стенах висели репродукции картин, неотъемлемым атрибутом каждой классной комнаты были зеленые комнатные растения, а в некоторых — и аквариум. Что касается трудового воспитания, то оно особенно важно, как отмечал В. А. Сухомлинский, в единстве с интеллектуальной жизнью. Каждой ступени интеллектуального развития личности должна соответствовать определенная ступень трудового мастерства, трудовой зрелости. Так, ученик, решающий на уроке математики сложные задачи, стоит высоко по уровню трудового развития: владеет умениями и навыками электромонтажного дела и радиотехники, управляет двигателем внутреннего сгорания, производит наладку металлообрабатывающих станков. Задачу общеобразовательной школы Сухомлинский видел в том, чтобы воспитать у учеников любовь к знаниям, книге, науке, возможно полнее раскрыть способности каждого юноши и каждой девушки, вступающих в жизнь. Поэтому ученики в старших классах в школе Сухомлинского имели возможность выходить за рамки программы того предмета, который интересовал их в наибольшей мере. Сухомлинский говорил о целесообразности создания особой программы интеллектуального и трудового развития и совершенствования. Во многом проблему выявления способностей и задатков в Павлышской средней школе решали кружки, которых насчитывалось около 80 (химия, металлургия, металлообработка, радиотехника, электротехника, автоматика, литература, поэзия, музыка, сельскохозяйственное производство и т. д.). Надо сказать, что наряду с этим кружки решали проблему профессиональной ориентации. Критерий воспитанности, по В. А. Сухомлинскому, — совесть человека, его умение видеть себя глазами других людей и оценивать свое поведение со стороны. Это и рождает желание стать лучше самому и приносить радость другим. Создавая радости для других, человек испытывает гордость за себя. Это очень важный стимул воспитания. Для того чтобы воспитать гуманного человека, отношение воспитателей к детям должно быть гуманным. Гуманизм Сухомлинский определял как справедливость, как сочетание уважения с требовательностью. По-настоящему требовать — значит уметь понять и почувствовать, что ребенку по силам, а что — нет, и помочь ему в его усилиях. Важный элемент школьного воспитания — самовоспитание. Оно заключается в том, что, познавая окружающий мир — природу, труд, общественную жизнь, — воспитанник познает и самого себя, оценивая свои убеждения, поступки, поведение с точки зрения самых высоких идеалов. Таким образом, Сухомлинский видел суть воспитания в умении вызвать у ребенка оценку своих поступков, в которых отражается отношение к людям и к себе. Воспитание должно стимулировать внутреннюю работу ума и сердца, в процессе которой рождается убежденность человека. Важной задачей воспитания Сухомлинский считал формирование сознания — мировоззренческих, моральных и эстетических понятий, взглядов, убеждений, многогранных побуждений к нравственно значимым поступкам. Одна из центральных задач школы — воспитание благородных чувств: любви к Родине, к людям, к труду, к культуре, уважение человеческих достоинств каждого, радость сознания и преобразования мира, бескорыстное наслаждение культурными богатствами. Отсюда основным содержанием нравственного воспитания Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой. Какие же методы воспитания рекомендует В. А. Сухомлинский? Он придает большое значение воздействию словом. Слово должно быть содержательным, иметь глубокий смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставить след в мыслях и в душе воспитанника. Сам В. А. Сухомлинский написал более тысячи сочинений-миниатюр, посвященных явлениям природы, чувствам, переживаниям. Очень часто эти сочинения-миниатюры он читал на своих уроках, призывая своих учеников думать, размышлять. Воспитание словом осуществлялось и посредством книг. В кабинете литературы Павлышской школы было такое объявление: «Юноши и девушки! Перед вами названия книг, которые вошли в художественную сокровищницу человека. Их надо прочитать несколько раз. Эти книги научат вас жить, откроют перед вами красоту искусства». Воспитательные задачи осуществляются успешнее, когда школа и семья выдвигают единые требования. Тогда нет раздвоенности, противоречий, которые мешают ребенку разобраться в нравственных понятиях и выбрать четкую линию поведения. Педагогический коллектив Павлышской школы работал совместно с родительским коллективом. Была образована родительская школа, слушатели которой были разделены на 5 групп (по возрасту детей): 1) дошкольники (5-7 лет); 2) 1-II классы; 3) III-IV классы; 4) V-VII классы; 5) VIII-Х классы. Занятия в родительской школе проводились два раза в месяц. Основной формой занятий были лекции и беседы директора, завуча и наиболее опытных учителей. Особое внимание уделялось возрастной психологии, психологии личности, теории физического, умственного, нравственного и физического воспитания. Школа брала под свое покровительство ребенка с дошкольных лет, так как именно в этом возрасте воспитывается жажда знаний, любознательность и пытливость, закладываются основы морали. В своей Школе радости Сухомлинский учил дошкольников обращать внимание на красоту окружающей природы. Уроки часто проводились в лесу, роще, на лужайке. Большое значение также придавалось прослушиванию классической музыки. Семью В. А. Сухомлинский считал подлинной школой воспитания любви, сердечности, отзывчивости. Особую роль в ней играет мать. Педагог стремится всеми средствами воспитать у детей глубокое уважение к матери, желание помочь ей своим трудом, заботой. В школе Павлыша были установлены традиции, способствующие формированию чувств любви и уважения к матери: это выращивание цветов, яблонь, кустов роз для нее, проведение праздника Матери. Среди других традиций, существовавших в Павлышской школе, можно отметить такие: • встреча семилетних малышей — будущих первоклассников (начало июня); они получали в подарок книгу; • праздник первого звонка для первоклассников: ученики выпускного класса поздравляют детей, ведут малышей на школьный участок и передают под наблюдение новых школьников деревца, посаженные когда-то ими самими 10 лет назад, затем сажают вместе яблоньку; • праздник последнего звонка для выпускников; • вручение аттестатов; • ежегодные встречи выпускников (30 января); • праздник Матери; • праздник девочек (первое воскресенье зимних каникул); • весенние праздники — праздник песни, праздник цветов, праздник птиц; • новогодняя елка для самых маленьких; • зимний праздник снежного городка и т. д. Павлышская школа Сухомлинского способствовала максимальному раскрытию способностей и задатков учеников; учителя школы успешно справлялись с задачами воспитания, стоявшими перед ними. Насколько воспитательная система В. А. Сухомлинского отвечает запросам и потребностям сегодняшнего дня? Может ли существовать школа без наказаний? Почему? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|