|
Психотренинг для классного руководителяПрокомментируйте ситуации и сделайте прогноз, каким станет ребенок, родившийся в такой семье. Ситуация 1. Она его любит и очень хочет за него замуж. Он вроде бы тоже ее любит, но не настолько, чтобы жениться. Она боится его потерять и выбирает испытанный способ: в один прекрасный день сообщает, что ждет ребенка. Естественно, от него. И вот на свет появляется ребенок, рождается новая семья. Но уже через несколько месяцев жизнь в этой семье становится невыносимой: молодожены без конца ссорятся, изводят друг друга взаимными упреками и претензиями, едва выдержав год такого «счастливого» супружества. Ситуация 2. Они несколько лет женаты. Почти все их ровесники уже имеют детей. Родители и знакомые часто спрашивают: «А вы когда? Уже пора!» «И действительно, пора»,— понимают супруги. Что это за жизнь без детей! Они раньше об этом думали, но все не было условий — сначала учились, потом долго квартиры не имели, зарплата маленькая. И вот ребенок появляется. С первых дней жизни молодые родители решают воспитывать его «по науке», не жалея для этого сил и средств. Если они так долго ждали и готовились к его рождению, значит, их ребенок должен быть лучше всех — самым умным, спортивным, музыкальным. Пока ребенок лежит в кроватке и возится с погремушками, его развитие идет по намеченному плану. Но уже после года вдруг возникают непредвиденные трудности: слишком много капризничает, отказывается от полезных занятий, предпочитает возиться с песком, а не с развивающим конструктором. Это вызывает у родителей раздражение. Чем дальше, тем хуже. Малыш продолжает обманывать ожидания родителей. Он совсем не выдающийся, хотя и не хуже других детей. Он — сам по себе. В сферу его интересов и склонностей не входят традиционно престижные: он не музыкален, не сочиняет стишки, отказался даже заниматься фигурным катанием. Правда, остается еще надежда устроить его в английскую спецшколу, но даже любящим родственникам ясно, что «выдающейся личности» из их чада не получится... А теперь сравните свои рассуждения с мнением психологов. Ситуация 1. Типичная иллюзия: ребенок сплачивает семью, и стоит ему появиться, как родители сразу станут серьезными, ответственными, научатся понимать и любить друг друга. Увы, в жизни все наоборот. Появление ребенка в такой семье разжигает едва наметившиеся конфликты между супругами, рождает у них взаимное раздражение. И все потому, что ребенок оказывается ненужным ни ей, ни ему. Для него этот ребенок — расплата за грехи молодости. Он страдает, что его раньше времени «связали по рукам и ногам» (а он еще хоть куда, ему бы еще погулять да поискать другую!). Она оказывается привязанной к дому и к «корыту». Одним словом, ребенок мешает обоим родителям. Вернее, он нужен им не сам по себе, а для того, чтобы эффективнее «давить» друг на друга: — Я целый день с ребенком, а ты шляешься где попало! На ребенка тебе наплевать! Эгоист ты, а не отец. — Молчала бы, какая из тебя мать. Кашу сварить не можешь! Все справляются, а ты вечно ворчишь. Что, я его грудью кормить буду? Разумеется, поводом для подобных диалогов является отнюдь не забота о ребенке, а желание побольше задеть и обидеть другого. ...И среди всех этих ссор, угроз, обид и разочарований растет и развивается маленький человек. Прогноз. Кто из него вырастет? Как будет он относиться к своим родителям и к другим людям? Трудно сказать наверняка. Но можно с большой долей вероятности предположить, что ребенок, выросший без любви и внимания, ненужный своим родителям, вряд ли сам научится любить и заботиться о ком-то, кроме себя. Эгоцентризм и эмоциональная черствость родителей, как правило, не только воспроизводятся, но и приумножаются в детях. От такого «ненужного» в детстве ребенка можно ли ждать заботы о родителях в старости? Ситуация 2. Родители слишком ясно представляли, что должно получиться из их ребенка. Образ идеального ребенка заслонил для них реальную личность, живущую рядом с ними, а формальные правила и советы ученых заменили их собственную чуткость и внимание к ребенку. Их родительской заботе не хватало личного, творческого участия в воспитании. Прогноз. Если с малых лет ребенок чувствует, что он какой-то «неправильный» и все делает не так, то он, скорее всего, вырастет неуверенным в себе. Такой человек не сможет проявить собственную активность, принимать творческие решения, он будет постоянно озабочен тем, что о нем скажут другие, как он выглядит со стороны. Сосредоточенность на себе и робость способны сделать его несчастным. Окружающим он будет неинтересен. «Давайте поговорим» В суете повседневной жизни родители нередко не успевают поговорить друг с другом о воспитании своих детей. Даже когда выпадает свободная минута — не всегда можно начать разговор без предлога, без особого повода. Предложите родителям этот тест; может быть, он поможет им устранить препятствия на пути к разговору. Напротив позиций, с которыми вы не согласны, поставьте знак в соответствующей графе и, наоборот, места напротив принимаемого мнения оставьте пустыми.
Вы теперь видите, в чем ваши взгляды сходны, а в чем — нет. Остается только выяснить — почему. Если хотите узнать, какие методы воспитания предпочитают дети, то предложите им заполнить таблицу. Получите интересную тему для разговора. «Где себя нарисовать?» Предлагаем вам шутливый тест. Вокруг стола в два раза больше стульев, чем членов семьи. Предложите ребенку пометить крестиком или нарисовать себя на выбранном им месте. Не мешайте ему советами, пусть подумает. Готово? Самые лучшие отношения у ребенка с тем из членов семьи, рядом с которыми он себя нарисовал. Этот человек оказывает на него наибольшее влияние. Если ребенок выбрал место между бабушкой и дедушкой, то их можно поздравить. Если ребенок нарисовал себя отдельно, то... Так ли уж ему хорошо в семье? ответы к разделу «подготовка к практическому ЗАНЯТИЮ» №1.4. Остальные определения неполны или некорректны. №2.3,5,6. № 5. Варианты ответов: хорошее знание ученика, его родителей, внутрисемейных отношений, нравственные ценности, культивируемые в семье; знание домашних условий, быта ученика, приемов и методов домашнего воспитания; взаимопонимание между родителями и учителями, владение методикой воздействия на родителей и их детей и т. д. № 6. «...а самим переселиться в его духовный мир...» Литература Конвенция о правах ребенка // Педагогика. — 1991..- № 10. Азаров Ю. П. Педагогика семейных отношений. - М, 1977. Диалоги о воспитании. Ваш ребенок: Педагогика семейных отношений / Под ред. В. Н. Столетова. - М.: Педагогика, 1999. Ковалев А. Г. Психология семейного воспитания. — М., 1980. Коротов В. М. Принципы и методы гуманистического воспитания // Школа и производство. — 1998. — № 3. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. — М., 1990. Макаренко А. С. Дисциплина, режим, наказание и поощрение. Соч.: В 5 т.-1976.-Т. 5. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого - М., 1998. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем // Сб. ст. - М.: Молодая гвардия, 1986. Фромм А. Азбука для родителей. — М., 1994. Шацкий С. Т. Работа для будущего. - М., 1989.
Модуль 7 ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|