|
Крах фашистского режима и образование республики⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Конституция 1947 г. Послевоенное развитие страны. После окончания второй мировой войны политическая обстановка в стране была крайне сложной. Монополистическая буржуазия и крупные аграрии, сумевшие при поддержке США сохранить свое господствующее положение, были вынуждены считаться с требованиями демократического движения и стремились не допустить его дальнейшего развития. В этих целях они переориентировались с либеральной на христианско-демократическую партию, что давало возможность использовать влияние на верующих католиков Ватикана, поддерживающих эту партию. В мае 1946 г. были проведены референдум по вопросу о форме правления в Италии и выборы в Учредительное собрание. На референдуме большинство голосов было подано за республику. В Учредительное собрание большинство мест получили три партии — христианские демократы, социалисты и коммунисты. После длительных дебатов в Учредительном собрании была промульгирована 22 декабря 1947 г. новая конституция Италии, а 1 января 1948 г. она вступила в силу. Конституция провозгласила Италию парламентской республикой, ^сковывающейся на труде (ст. 1). Сохранив в незыблемости частную собственность, новый Основной закон государства провозгласил широкие буржуазно-демократические свободы: равенство всех граждан перед законом, равноправие граждан независимо от социальных, политических, национальных и иных различий, свобода личности и ее неприкосновенность, свобода собраний, союзов, политических партий, слова, печати и др. В числе социально-экономических прав были провозглашены право на труд, право на справедливое вознаграждение за него. «Республика признает право трудящихся принимать участие... в управлении предприятиями» (ст. 46) и право на организацию стачек (ст. 40). Отменялась цензура, отвергалась война «как орудие посягательства на свободу других народов и как способ разрешения международных конфликтов» (ст. 11). Запрещалось физическое и моральное принуждение. Никто не может быть лишен по политическим мотивам гражданства, право и дееспособности (ст. 22). В мирное время отменялась смертная казнь. Провозглашалась презумпция невиновности, отмена мучительных наказаний, право обвиняемого на защиту, выборность и несменяемость судей и подчинение их закону, отказ от чрезвычайных судов и т.д. Система органов власти выглядит следующим образом. Высшая законодательная власть принадлежит парламенту, который состоит из двух палат - Палаты депутатов и Сената. Палата депутатов, в состав которой входят 630 депутатов, избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права (475 мест распределяется на основе выборов в одномандатных округах по мажоритарной системе относительного большинства, 155 мест - по пропорциональной системе). Срок полномочий палаты - 5 лет. Полномочия могут быть продлены «только в законодательном порядке и лишь в случае войны» (ст. 60). Палата избирает из своих членов постоянные и временные комиссии, в которых ведется разработка законопроектов, причем в отличие от парламентских комиссий других стран комиссии итальянского парламента наделены правом не только рассматривать, но и принимать законопроекты. Исключение составляют законопроекты по конституционным и избирательным вопросам, делегирующие законодательную власть, устанавливающие бюджет, и некоторые другие. Возраст для члена палаты депутатов - не ниже 25 лет. Сенат республики верхняя палата парламента, 315 членов которой избирается населением сроком на 5 лет: % по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам и '/4 по пропорциональной системе (до референдума 1993 г. по этому вопросу система выборов в сенат была чисто пропорциональной). Сенат является палатой областей. Для избрания в него установлен возрастной ценз, равный 40 годам. Согласно конституции, тот кто был президентом страны, становится автоматически сенатором, «если не откажется от этого» (ст. 59). Кроме того, президент может назначать в сенат пожизненно пять человек из числа почетных граждан, прославивших родину достижениями в области науки, литературы, искусства. Обе палаты работают в сессионном порядке, начиная свою деятельность в первый будний день февраля и октября. Каждая палата устанавливает свой регламент работы. Заседания палат открытые, однако, каждая из них может принять решение о закрытом заседании (ст. 64). Они обладают одинаковыми правомочиями в сфере законодательства, на равных началах утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении (ст. 81). В компетенцию той и другой палаты входит объявление о состоянии войны и наделение правительства необходимыми полномочиями. Палаты ратифицируют международные договоры. Основное правомочие парламента — принятие законов. Законопроект проходит несколько чтений. После принятия закон поступает на утверждение президента. Закон публикуется в месячный срок со дня утверждения и вступает в силу на 15-й день после опубликования, если в самом законе не установлено иное. Еще одно важное правомочие парламента — контроль за деятельностью правительства. Главой государства является президент. Он избирается на совместном заседании палат абсолютным большинством голосов. Срок президентских полномочий - 7 лет. В соответствии с конституцией (ст. 84) президентом может быть избран любой гражданин, достигший 50 лет и пользующийся гражданскими и политическими правами. Правомочия главы государства установлены конституцией. Он определяет день всеобщих выборов в парламент, может распустить палаты, назначает и увольняет высших должностных лиц государства, имеет право помиловать и смягчить приговоры, является верховным главнокомандующим, принимает дипломатических представителей иностранных государств. Президент также обладает серьезными правами в области законодательства. Он промульгирует законы, принятые парламентом и сам издает декреты, имеющие силу закона. Президент имеет право отлагательного вето в отношении парламентских законов, которое может быть преодолено только вторичным принятием закона абсолютным большинством голосов обеих палат. Президент не отвечает за действия, совершаемые им во время исполнения своих обязанностей, если это не измена или посягательство на конституцию. Акты президента должны быть скреплены подписью соответствующего министра, который несет за них ответственность. Высшую исполнительную власть в стране осуществляет правительство - Совет министров. Президент назначает председателя (один из лидеров парламентского большинства) и по его совету остальных членов правительства. Парламент должен вынести правительству вотум доверия в течение 10 дней после его образования. В конституции не содержится полного перечня полномочий правительства, хотя его компетенция весьма обширна — практически оно руководит государством. Особенно широки полномочия правительства в области управления государственным аппаратом: все административные учреждения и ведомства страны находятся под его контролем. Совет министров играет большую роль в законодательном процессе. Пользуясь правом законодательной инициативы он вносит свои законопроекты на обсуждение парламента и благодаря поддержке парламентского большинства добивается их принятия. Правительство само издает различные акты подзаконного характера - регламенты. Кроме того, в порядке делегированного законодательства оно осуществляет непосредственно законодательные функции, издавая акты, имеющие силу закона. Глава правительства «направляет общую политику правительства и несет за нее ответственность». По конституции премьер-министр и министры ответственны перед парламентом: премьер-министр - за общую политику правительства, министры несут коллегиальную ответственность за действия правительства и индивидуальную - за действия своих ведомств. Правительство должно уйти в отставку, если одна из палат вынесет ему резолюцию недоверия, которая должна быть подписана не менее V10 членов палаты и поставлена на обсуждение не ранее чем через три дня после ее вынесения. За преступления, совершенные при исполнении своих обязанностей, председатель Совета министров и министры могут быть преданы суду. Решение о судебном преследовании выносится парламентом на совместном заседании палат. Для решения сложных споров между различными ведомствами, определения конституционности законов и других актов государства был учрежден Конституционный суд. Италия согласно конституции делится на области, провинции и общины. Во всех этих территориальных единицах на основе всеобщих выборов создаются представительные органы — областные и провинциальные собрания и муниципалитеты, которые избирают либо коллегиальные, либо единоличные исполнительные органы. Конституция предусмотрела автономию областей с довольно широкой компетенцией местных органов. Однако их деятельность во многом контролируется правительственными комиссарами, а провинциальные и общинные органы в еще большей степени зависят от назначаемых правительством префектов. Конституция Италии 1947 г. является одной из самых демократических в странах Западной Европы. Она была создана под сильным влиянием левых сил. Но демократическая конституция и демократическое правление далеко не одно и то же. Сразу же после принятия конституции Италия стала объектом нападок реакционных сил страны. Первые выборы в парламент, состоявшиеся в 1948 г. привели к власти христианско-демократическую партию, тесно связанную с Ватиканом. Христианские демократы приложили немало усилий, чтобы затруднить реализацию положений конституции по областной автономии, аграрной реформе, участии трудящихся в управлении производством, национализации монополистических объединений. В течение долгих лет не создавался Конституционный суд. С середины 50-х годов доминирующее положение христианских демократов было поколеблено и они были вынуждены начиная с 1962 г. создавать коалиционные правительства «левого центра». Эти правительства провели прогрессивные преобразования (национализация энергетической промышленности, частичная аграрная реформа и др.). 3. Правовая система Италии Основы правовой системы современной Италии сложились в 60-х годах XIX в., когда в результате мощного объединительного движения вместо отдельных королевств, герцогств, самоуправляющихся областей и городов было создано единое независимое итальянское государство. На формирование общенациональной системы законодательства существенно повлияли законы, ранее действовавшие в отдельных итальянских государствах, которые в свою очередь нередко воспроизводили кодексы некогда захватившей их наполеоновской Франции. Вместе с тем на новом общенациональном законодательстве, в особенности гражданском, сказалось и то, что в Италии на протяжении многих веков сохраняли свою силу и авторитет положения римского права, кодифицированные в VI веке в своде законов Юстиниана и развитые в трудах многочисленных школ итальянских юристов, известных во всей Европе. В 1865 г. в Италии были приняты Гражданский, Торговый, Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы. Первый общеитальянский Уголовный кодекс был принят в 1889 г После установления в Италии фашистской диктатуры первоначально серьезным преобразованиям подверглась лишь система уголовного законодательства и судопроизводства: в 1930 г. был принят новый Уголовный кодекс, названный по имени тогдашнего министра юстиции «кодексом Рокко», и подготовленный одновременно с ним Уголовно-процессуальный кодекс. Уголовный кодекс 1930 г. стал одним из наиболее заметных явлений в истории буржуазного уголовного законодательства первой половины XX в. В нем нашли отражение как традиционные принципы и институты буржуазного уголовного права, разработанные классической школой, так и некоторые концепции антрополого-социологического направления. Наряду с наказаниями за преступления, назначаемыми в соответствии с виной правонарушителя, Кодекс предусматривает применекие мер безопасности, нередко связанных с лишением свободы, к лицам, признанным «социально опасными». Уголовно-процессуальный кодекс 1930 г. предоставлял широкие полномочия исполнительной власти, органам полиции, прокурору и судьям в ущерб интересам обвиняемого, процессуальные гарантии для которого (в частности, право на защиту) резко ограничены. После окончания второй мировой войны уголовное и уголовно-процессуальное законодательство неоднократно подвергалось достаточно существенным изменениям. Важное место среди них принадлежит, в частности Закону от 18 июля 1955 г., которым были расширены права защиты на предварительном следствии и возможности обжалования действий суда. В связи с волокитой, присущей итальянской системе судопроизводства, много раз вносились изменения в законодательство, определяющее сроки предварительного заключения (последние изменения 1984, 1986гг. др.). В некоторых законах, принятых за последние десятилетия, нашла отражение тенденция к либерализации уголовного законодательства. В 1974 г. (Закон №220) расширены права судьи на смягчение наказания, в 1981 г. (Закон №689) уголовная ответственность за все перечисленные в УК преступные деяния, которые наказываются только штрафом, заменена административной. Этим же Законом предписано в замен краткосрочного тюремного заключения применять меры, не связанные с лишением свободы. В то же время издан ряд актов, предусматривающих усиление репрессии и ограничение некоторых процессуальных прав (их издание мотивировалось интересами борьбы с мафией и участниками террористических группировок): Законы о контроле над лицами, подозреваемыми в принадлежности к мафии 1965 г., о мерах по охране общественного порядка 1975 г., расширяющий права полиции; о срочных мерах по охране демократического порядка и общественной безопасности 1980 г., позволяющий получать у прокурора разрешение на арест или обыски по телефону. Сюда же относится Закон о мерах в защиту конституционного строя 1982 г., предусматривающий возможность смягчения наказания «раскаявшимся» террористам, если они назовут своих сообщников в ходе следствия, суда либо во время отбывания наказания. Смертная казнь в Италии в мирное время отменена согласно Конституции 1947 г. В 1988 г. был издан новый Уголовно-процессуальный кодекс. Принятие его потребовало внести изменения в законодательство по вопросам судоустройства. В УПК 1988 г. подчеркивается необходимость соблюдения конституционных принципов правосудия и защиты прав личности, хотя одновременно с этим в нем было упрощено решение некоторых процедурных вопросов. В новом УПК подробно регламентируется правовой статус участников судебного процесса, проблема собирания и оценки доказательств, вопросы предварительного расследования и судебного разбирательства, обжалования приговора и иных судебных постановлений, а также процессуальная регламентация исполнения наказаний и мер безопасности. В 1942 г. был издан новый Гражданский кодекс. Он регулировал широкий крут правовых проблем, в том числе и вопросы торгового права. В этом же году были изданы также Гражданский процессуальный и самостоятельный Навигационный кодексы, которые продолжают действовать и поныне. Крушение режима Муссолини привело к исключению из них лишь сравнительно небольшого числа норм, непосредственно отражающих фашистскую идеологию, в частности в сфере уголовной репрессии и трудовых отношений. Гражданский кодекс 1942 г., в первоначальном тексте которого насчитывалось 2969 статей, состоит из шести книг: о лицах и семье (I), о наследовании (II), о собственности (III), об обязательствах (IV), о труде (V) и о защите прав (VI). При подготовке кодекса, продолжавшейся несколько десятилетий, был учтен опыт не только французского гражданского и торгового законодательства, в значительной степени воспринятого в прежних итальянских кодексах, но и германского Гражданского уложения 1900 г. В нем были выражены концепции и самих итальянских цивилистов, стремившихся найти правовую форму, адекватную, на их взгляд, сложившимся в стране конкретным условиям экономики. Это проявилось, в частности, в отказе от традиционного разделения гражданского и торгового права, которого продолжали придерживаться французские и германские юристы. Многие нормы бывшего Торгового кодекса (о кредите, компаниях, изобретательском праве и др.) были включены по частям в разделе нового Гражданского кодекса. С точки зрения юридической техники наиболее современной считается книга IV, где детально изложена современная буржуазная концепция регулирования обязательств, вытекающих из договоров различных видов, из причинения вреда и т. д. Важным дополнением к Гражданскому стал Навигационный кодекс 1942 г., в котором регулируются правовые вопросы морских, речных и воздушных перевозок, в том числе и трудовые отношения в этих видах транспорта. В нем содержатся также нормы об уголовной и дисциплинарной ответственности за нарушение соответствующих правил. В сфере частного права действует целый ряд законодательных актов, восполняющих пробелы Гражданского кодекса либо развивающих и конкретизирующих его положения, - законы о страховых компаниях, банках, авторском праве и др. За последние десятилетия получило большое развитие законодательство, направленное на охрану окружающей среды. В 1977 г. издан Закон об основных принятых мерах, касающихся защиты дикой природы и правил охоты. В 1989 г. законодательно оформлена трехгодичная программа охраны окружающей среды. В ряде декретов-законов 1989 г. предписываются срочные меры против загрязнения почвы и по улучшению качества природных источников снабжения питьевой водой. Гражданский процессуальный кодекс, вступивший в силу в 1942 г., подвергался впоследствии сравнительно небольшим изменениям (1950 г. и др.). Основным источником права в Италии являются законодательные и другие нормативные правовые акты. В системе действующего законодательства значительную роль играет Конституция 1947 г. Особое место также занимают Общие положения о законе, которые предпосланы тексту ГК 1942 г., но по сфере применения выходят за рамки одного этого кодекса. В них дана характеристика и установлена иерархия различных источников права (законов, подзаконных актов и обычаев), а также изложены правила толкования любых законов, в том числе в области международного частного права. Общую судебную систему возглавляет Высший Кассационный суд. Согласно Закону о судоустройстве 1941 г. он обеспечивает «точное соблюдение и единообразное толкование закона, единство национального права», рассматривая в качестве последней инстанции жалобы по вопросам права на постановление судов по гражданским и уголовным делам, а также споры о компетенции судов. Дела о наиболее серьезных уголовных преступлениях входят в компетенцию судов присяжных (их 94). В их составе два профессиональных судьи (один из них - председательствующий) и шесть заседателей, называемых «народными судьями». Все они составляют единую коллегию и приговоры выносятся ими на совместном совещании. Дела о менее тяжких уголовных преступлениях, за которые может быть назначено до трех лет лишения свободы, рассматриваются в преториях (их в стране около тысячи) единоличным судьей-претором. Дела по которым выносится наказание, не связанное с лишением свободы, рассматриваются претором в упрошенном порядке и без участия сторон. Имеется и такая категория судей - единоличные мировые судьи (их около 10 тысяч). Они обладают весьма ограниченной компетенцией: в праве рассматривать лишь гражданские дела с небольшой суммой иска. Они не профессионалы и не получают жалование за свою деятельность.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|