Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 6. Основы теории производства (поведение фирмы на рынке)





 

1. Предпринимательство, его содержание и функции.

2. Фирма как субъект хозяйствования. Основные сферы деятельности фирмы.

3. Основные виды предпринимательства и организационно-правовые формы предприятий..

4. Капитал фирмы, его состав и движение.

 

1. Сущность предпринимательства состоит в рациональном соединении экономических ресурсов с целью извлечения выгоды. Предпринимательство, как атрибут рыночного хозяйства возникло в 15-16 вв. В 20 в. фигура предпринимателя приобретает огромное значение в организации экономической деятельности. Предпринимательство представляет собой экономический ресурс (талант отдельных людей), который призван найти эффективные способы соединения всех экономических ресурсов в рамках фирмы. Предпринимательство выполняет ряд функций или основывается на определенных условиях. Основными условиями возникновения предпринимательства являются экономическая свобода и организационно - хозяйское новаторство.

Первое условие предполагает наделение хозяйствующего субъекта совокупностью прав принятия самостоятельных решений по выбору сферы, вида и форм хозяйствования, использованию части продукта или полученного дохода в интересах развития дела. Но этого условия недостаточно.

Второе условие заключается в умении мыслить по новому и рационально организовать ресурсы с целью прибыльного производства благ.

Содержание предпринимательства раскрывается в следующих функциях:

- соединение ресурсов земли, труда и капитала в единый процесс производства ради извлечения прибыли;

- принятия решений, определяющих деятельность предприятия в долгосрочном периоде;

- умение вводить новшества, заключающиеся в производстве новых товаров, применение эффективных технологий, в организации труда на основе новых методов. Словом эта функция может быть названа новаторством;

- способность к хозяйственному риску.

Современное предпринимательство предполагает умение сочетать эффективное развитие фирмы с интересами потребителей.

Виды предпринимательской деятельности в зависимости от ее характера и ее осуществления подразделяется следующим образом:

1. рискованное; 2. внутрифирменное; 3. общественное;

Рискованным является предпринимательство, осуществляемое на уровне фирмы, независимо от отраслевой принадлежности. Внутрифирменное предпринимательство представляет собой управленческую деятельность, осуществляемую внутри фирм по определенным направлениям работы предприятия. Менеджеры младшего или среднего уровня принимают решения в зависимости от своих обязанностей внутри данной фирмы. За конечные результаты деятельности фирмы они ответственности не несут, это удел высшего состава менеджеров. Общественное предпринимательство представляет собой организаторскую деятельность, которая осуществляется в некоммерческих структурах, т.е. общественных организациях, фондах, партиях и т.д. Руководители в этих организациях должны обладать обязательными атрибутами предпринимателя, но их деятельность не связана с извлечением прибыли.

2. Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма. Фирма — это экономический субъект, который занимается производственной и коммерческой деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.

Существуют две основные формы организации экономической деятельности: стихийный порядок и планомерный порядок, предполагающий создание иерархических структур. Оба обусловливают разделение функций и координацию деятельности между экономическими агентами. Однако в первом случае такая координация осуществляется через рынок, а во втором — путем объединения (кооперации) индивидуальных действий на основе инструкций и распоряжений предпринимателя.

Рынок предполагает обособление средств производства, фирма — их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме — прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления.

Существование фирм в рыночной экономике требует научного объяснения. Если рыночный механизм является достаточно совершенным, то почему возникают фирмы?

Согласно Р. Коузу и его последователям, основу фирмы составляет пучок контрактов между владельцами определенных факторов производства. В теории экономических организаций выделяются три основных типа контрактов: а) классический, б) неоклассический, в) отношенческий или имплицитный.

Классический контракт — это двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий. Неоклассический контракт — это долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки. Отношенческий, или имплицитный, контракт — это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными.

В современной неоинституциональной теории под фирмой понимается коалиция владельцев производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек. Система контрактов заключается между владельцами определенных ресурсов.

Общие ресурсы — это ресурсы, ценность которых не зависит от нахождения в данной фирме: и внутри, и вне её они оцениваются одинаково. Специфические ресурсы — это ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне её. Интерспецифические ресурсы — взаимодополняемые ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме и посредством нее. Если фирма распадается, то каждый из интерспецифических ресурсов не сможет найти адекватной замены на рынке или в рамках другой организации.

Сердцевину фирмы составляет долговременный отношенческий контракт, заключенный между собственниками интерспецифических ресурсов. Наличие интерспецифических ресурсов в фирме позволяет экономить трансакционные издержки, а их владельцам — получать экономическую прибыль.

Такая трактовка природы фирмы позволяет объяснять многообразие форм современных фирм, обусловленное уникальностью вступающих в коалицию интерспецифических ресурсов и многообразием трансакционных издержек.

Понятие «фирма» не идентично понятию «предприятие». Предприятие — обособленная единица по производству товаров и услуг. Фирма — организация хозяйственной, предпринимательской деятельности. Границы фирмы и предприятия редко совпадают, так как современные фирмы, как правило, состоят не из одного предприятия, а объединяют их группу.

 

3. Основными формами предприятий (организационными формами предпринимательства) являются частнопредпринимательские фирмы и корпорации, регулируемые и государственные фирмы, потребительские кооперативы и неприбыльные организации, партнерства и самоуправляющиеся фирмы. Основными формами деловых предприятий являются частнопредпринимательские фирмы, партнерства и корпорации.

Частнопредпринимательская фирма — это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам, т. е. является субъектом неограниченной ответственности.

Собственник классической фирмы является центральной фигурой, с которой владельцы всех остальных ресурсов заключают контракты. Он обладает правом найма и увольнения, т. е. контролирует поведение всех остальных работников фирмы. Поэтому он получает весь остаточный доход — всю прибыль за вычетом издержек по ведению дела. Наконец, он вправе продать все, чем он обладает, передать все свои права другому лицу.

Обычно собственником классической фирмы является владелец наиболее важного (интерспецифического) ресурса. Таким интерспецифическим ресурсом может быть как физический, так и человеческий капитал. Например, в проектно-конструкторской организации или в рекламном бюро, где роль человеческого капитала чрезвычайно высока, владельцами фирмы являются талантливые работники.

Несомненными преимуществами частнопредпринимательской фирмы являются: а) простота организации (учреждения, управления и т. д.); б) свобода действий (несвязанная с необходимостью согласования в принятии решений и т. д.); в) сильный экономический стимул (получение всей прибыли одним лицом).

Среди недостатков частнопредпринимательской фирмы следует назвать в первую очередь: а) ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная как с недостатком средств собственников фирмы, так и с трудностью получения кредитов); б) отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций; в) существование неограниченной ответственности (когда собственник в случае банкротства рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и всей своей личной собственностью).

Партнерство — это фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием. Основные права здесь принадлежат всем партнерам. Они осуществляют эффективный контроль за деятельностью друг друга. Партнерства типичны для различных сфер интеллектуальной деятельности, таких, как искусство, юриспруденция, медицина и т. д. Они, как правило, жизнеспособны при ограниченном числе участников.

В ряде случаев возникают партнерства с ограниченной ответственностью. Это означает, что наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничиваются суммой, вложенной в дело (партнеры с ограниченной ответственностью).

Партнерства разделяют большинство достоинств частнопредприни-мательской фирмы (их легко организовать и ими несложно управлять). В то же время они обладают рядом преимуществ по сравнению с частнопредпринимательской фирмой. Здесь уже в большей мере можно использовать разделение труда и специализацию в производстве и управлении, легче преодолеть финансовые барьеры для начала и продолжения деятельности.

Как и частнопредпринимательская фирма, партнерства обладают рядом недостатков: а) скудность финансовых ресурсов; б) неограниченная ответственность; в) разделение функций, в результате которого может возникнуть несогласованность действий и даже несовместимость интересов; г) угроза потенциального распада партнерства (в результате возникающих противоречий или выхода из дела одного из партнеров).

Иногда по типу партнерства организуются большие трудовые коллективы. Так возникли самоуправляющиеся фирмы югославского типа. В этом случае владельцами предприятия являются все — владельцы как интерспецифических, так и общих ресурсов. Все они имеют одинаковые права.

Поскольку все стратегические вопросы решаются совместно, нередким является распределение прибыли в пользу текущих интересов (повышения зарплаты) и в ущерб будущим (инвестициями в производство). «Проедание» средств создает инвестиционный голод, и, как следствие, медленные темпы научно-технического прогресса и развития производства.

Корпорация — это фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие. Покупая ценные бумаги (акции и облигации), индивиды (домохозяйства) становятся собственниками корпорации. Через рынок ценных бумаг возможно быстрое привлечение финансовых средств огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода (дивиденд) и рискуют только той суммой, которую они заплатили при покупке акций (облигаций). Кредиторы предъявляют иск к корпорации в целом, но не к акционерам как частным лицам (право ограниченной ответственности).

Более глубокая специализация, широкое привлечение высококвалифицированных кадров способствует росту эффективности корпорации. Благодаря корпорациям стало возможным внедрение достижений научно-технического прогресса, постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции, освоение технологий массового производства.

Корпорация — это специфический тип деловых предприятий, который имеет форму существования, отличную от физических лиц (форма юридического лица). Корпорация существует независимо от ее владельцев — акционеров. Если им не нравится проводимая корпорацией политика, они вправе продать свой пай, но, как правило, не в состоянии ликвидировать компанию как таковую. Поэтому современные корпорации характеризуются известной стабильностью. Они сохраняют свои специфические ресурсы независимо от воли и желания отдельных акционеров.

Наряду с несомненным достоинством корпорации обладают вполне ощутимыми недостатками. Корпорации открывают широкий простор для всевозможных злоупотреблений. Возникает разрыв между функцией собственности и функцией управления. Мелкие и средние держатели обычно не обладают необходимой и достаточной информацией для осуществления действенного контроля. В корпорации происходит размывание прав собственности, поскольку возможности контроля за деятельностью команды ослабляются. Держатели контрольного пакета акций могут осуществлять контроль лишь за высшими управляющими. Стремясь к личному обогащению, высшие менеджеры участвуют в рискованных операциях, а иногда идут и на прямые злоупотребления властью (махинации с ценными бумагами, перелив капитала в дочерние компании, сомнительная производственная деятельность и т. д.). Однако, как правило, такие злоупотребления возможны лишь в некоторых пределах. Сдерживающим фактором выступает сам рынок. Если корпорация начинает работать плохо, опасность вмешательства акционеров в повседневные дела компании возрастает, возникает угроза «поглощения» данной фирмы другой и полной смены команды. К тому же падает престиж менеджера компании на рынке менеджерского труда, что может в перспективе привести к резкому сокращению доходов.

Весьма существенным недостатком деятельности современной корпорации является двойное налогообложение. Дело в том, что часть дохода корпорации, которая выплачивается акционерам в виде дивидендов, сначала облагается налогом как прибыль корпорации, а потом как часть дохода держателя акций. В результате большая часть прибыли превращается в налоги, уплачиваемые государству.

Деятельность ряда фирм регулируется государством. В этом случае государство вводит ограничения на размеры прибыли, т. е. регулирует остаточный доход. Такая политика государства приводит к тому, что часть прибыли либо превращается в издержки (путем повышения заработной платы, дополнительного премирования и т. д.), либо дарится потребителям путем снижения цены выпускаемой продукции.

Государство не только регулирует деятельность частных фирм. Ряд фирм находится в собственности государства. Государственная собственность означает отсутствие права на свободную продажу имеющихся правомочий. Таким образом, деятельность менеджеров не получает прямой рыночной оценки. Менеджеры государственных предприятий контролируются собственниками в меньшей степени, чем менеджеры частных компаний. Ослабление контроля открывает широкие возможности для различных злоупотреблений. Срок службы управляющих, как правило, дольше, чем в частном секторе. Они меньше рискуют, меньше заботятся о прибыли. Государство нередко занижает цены на продукцию своих предприятий, ведь убытки могут быть покрыты за счет налогоплательщиков.

Неприбыльные (некоммерческие) организации — широко распространенная форма в условиях современной рыночной экономики. К ним относятся профсоюзы, клубы, церкви, благотворительные фонды и другие организации, которые не стремятся к получению прибыли. Некоторые их них полностью зависят от пожертвований, другие получают доходы от своей деятельности — продажи товаров и услуг. Многие из этих организаций имеют статус корпораций. Однако это специфический вид корпорации — без акционеров. Обычно они управляются советом попечителей, выбранных или сформированных в соответствии с уставом данной организации. Если в результате деятельности такой организации появляется прибыль, то она обычно вкладывается в дело.

Кооперативы образуются путем объединения его участниками ряда своих ресурсов с целью извлечения взаимной выгоды. Членство в кооперативе основывается на личном трудовом или ином участии. Число членов кооператива не может быть меньше пяти. Решение принимаются по принципу «один член — один голос» независимо от величины индивидуального пая. Члены кооператива несут субсидиарную коллективную ответственность по его обязательствам.

Кооперативы могут быть потребительскими или сбытовыми. В первом случае покупатели приобретают возможность получать товары по оптовым ценам, во втором — контролировать продажу произведенной ими продукции. Прибыль обычно не является самоцелью деятельности таких организаций, хотя появление ее не исключено.

 

4. Не менее важным фактором производства, чем предпринимательство выступает капитал, без которого предприниматель не может реализовать свой талант.

Капитал – это инвестиционные ресурсы, используемые в производстве товаров и услуг и их доставке потребителю. Физический капитал делится на основной и оборотный. Основной капитал (здания, сооружения, оборудование) функционирует в течение нескольких лет, тогда как оборотный (сырье, материалы и т.д.) расходуется полностью за один производственный цикл, воплощаясь в новой продукции. Деньги, затраченные на оборотный капитал, полностью возвращаются к предпринимателю после реализации продукции.

В процессе производства основной капитал подвергается износу, который бывает двух видов. Физический износ – это процесс, в результате которого элементы основного капитала становятся непригодными для использования в производстве. Моральный износ – это обесценение основного капитала вследствие появления более дешевого или более совершенного оборудования, что главным образом связано с высокими темпами НТП.

Различают два вида морального износа:

- появляется аналогичное, но более дешевое оборудование;

- появляется более производительное оборудование.

В обоих случаях на морально устаревшем оборудовании выпускается неконкурентоспособная продукция, т.е. продукция с более высокими средними издержками.

Возмещение физического и морально устаревшего оборудования происходит за счет амортизационных отчислений, т.е. части стоимости основного капитала, ежегодно включаемой в стоимость производимой продукции.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.