|
Местоположение и участие в жизни сообщества
В отличие от техно-футуристов, уверенных, что эпоха проводной и беспроводной информации лишила географическое положение и сообщество прежней роли, креативные специалисты, с которыми мне приходилось говорить на данную тему, считают эти факторы чрезвычайно существенными. По их словам, место должно обеспечивать стимулирующую, креативную обстановку. Многие не могут даже думать о том, чтобы работать в определенных городах и регионах — что составляет разительный контраст с организационной эпохой, когда люди готовы были следовать куда угодно ради хорошей работы и нисколько не возражали против перевода из одного захолустья в другое, если это гарантировало продвижение вверх по корпоративной лестнице. Мне также встречаются представители креативного класса, которые используют место жительства как главный критерий в "упреждающем" смысле: они выбирают место, которое им нравится, а затем начинают искать там работу. Следует помнить, что около 20% участников обзора Information Week в числе важных факторов указали географическое положение их компании (18,7%) и время, которое уходит' на регулярные поездки на работу и с работы. Оба фактора опережают перспективы карьерного роста, льготы и премии, финансовую стабильность, престиж компании, доли в акциях, комнаты по уходу за детьми при офисах, телекоммьютинг и возможность работать дома. Другие обзоры, охватывающие различные типы служащих, также подчеркивают важность местоположения. В опросе работающего населения США, проведенном социологической службой Zogby International в 2001 году, девять из десяти респондентов назвали качество жизни (в окружающем сообществе) важным фактором при выборе текущего места работы. В июле 2001 года в газете Wall Street Journal были помещены результаты опроса, в котором участвовали 960 человек, желающих поменять работу. Местоположение оказалось вторым по важности стимулом для перехода на новую работу, уступая только размеру заработной платы (25% против 32%)14. Существует много причин, делающих местоположение такой важной характеристикой, как будет показано в Части 4 этой книги. Пока что позвольте мне только указать на высокий уровень мобильности и ослабленные географические связи представителей креативного класса. Мои фокус-группы и интервью содержат немало примеров того, как люди поступали на работу "из-за денег", а затем переходили на другое место, поскольку оно было "лучше расположено". А мне каждый год звонят бывшие студенты, готовые отказаться от своих высокооплачиваемых консультационных должностей ради улучшения качества жизни и работы. Участие в жизни сообщества также имеет большое значение. Многие члены креативного класса из числа моих собеседников нуждались в свободе использовать рабочее время и ресурсы для общественных проектов. До определенной степени это вполне привычная практика. Администраторы и квалифицированные специалисты издавна привлекались к руководству благотворительными компаниями или к участию в попечительских советах некоммерческих организаций. Однако у современною креативного класса появились новые идеи относительно общественной деятельности и развития сообщества. Для них важно непосредственное участие, причем на своих собственных условиях, что в некоторой мере объясняется их креативной идентичностью (я еще вернусь к этой теме несколько позже). Сейчас достаточно определить ключевой момент: подобные занятия позволяют людям культивировать их интересы, ценности и индивидуальные особенности как на работе, гак и в более широком социальном контексте. На мой взгляд, в этом находит отражение процесс самореализации и попытка использовать работу в качестве платформы для дальнейшего развития общей креативной идентичности.
Финансовый аспект
Безусловно, заработная плата сохраняет свое значение, и сюда относится не только оклад. В течение последнего десятилетия резко возросло использование альтернативных форм — таких как доли в акциях и премии. Многие аналитики приветствуют эти новые формы, утверждая, что они являются связующим звеном между интересами организации и ее сотрудников и служат побудительным стимулом для работы. Кроме того, уже давно существует мнение, что люди часто отказываются от финансовых выгод в пользу гарантий занятости. Например, штатные профессора жертвуют высоким временным доходом в пользу гарантированного пожизненного поста. Другие предпочитают гарантиям занятости определенный риск и высокие доходы в настоящем. Как бы то ни было, можно сказать, что гарантии и стабильность сами по себе представляют форму оплаты труда. Это поддающаяся оценке возможность пользоваться преимуществами регулярных доходов на протяжении долгого периода времени; се можно планировать, рассчитывать и сравнивать с другими формами. Так как же работники оценивают разнообразные формы вознаграждения своего труда? На этот вопрос помогут ответить данные, содержащиеся в обзоре Information Week. ■Стабильная работа ценится выше, чем любая финансовая форма оплаты. Более 40% респондентов признали ее главным фактором. ■Заработная плата несколько отстает — ее считают наиболее важным фактором 38,5% опрошенных. ■Третье место занимают отпуск, выходные и отгулы (немногим более трети опрошенных). ■Льготы (такие как медицинская страховка и пенсионные планы) значат почти столько же, сколько и продолжительность отпуска. ■Бонусы и премии не играют особого значения. Согласно Американской ассоциации по оплате труда, 83% компаний выплачивают бонусы менеджерам высшего звена, 80% — менеджерам среднего звена и 74% — техническому персоналу. Несмотря на свое широкое распространение, бонусы занимают в обзоре Information Week двадцатое место из тридцати восьми; лишь 18% работников считают их существенным фактором. Более высокую позицию занимают местоположение, расстояние от дома до работы, неформальная одежда и рабочая атмосфера. ■Одним из наименее существенных факторов, определяющих отношение к работе, оказались доли в акциях. Долгое время их получали только руководители и менеджеры высшего звена, но во время расцвета новой экономики их стали давать и рядовым сотрудникам, поскольку считалось, что акции позволяют персоналу пользоваться плодами развития компании и тем самым объединяют индивидуальные интересы и благо организации. Специалисты по вопросам оплаты труда и финансовые экономисты уже давно предсказывали, что подобная оплата в акциях в будущем вытеснит другие формы компенсации труда для руководства компаний, ведущих технических специалистов и других сотрудников, играющих в своей организации важную роль. О долях в акциях говорят, что они выполняют три взаимосвязанные функции: привлекают в компанию первоклассных специалистов, обеспечивают дополнительный стимул лучшим сотрудникам и служат "золотыми наручниками", которые удерживают ценных работников. Однако при всей шумихе вокруг акций, в обзорах Information Week им уделяется скромное тридцатое место — на их важность указывают менее 10% респондентов. Остается вопрос: каким образом оплата труда должна взаимодействовать с другими факторами, чтобы работа считалась удовлетворительной? Согласно опросам, более половины ИТ-специалистов оказались довольны оплатой, а около двух третей довольны своей работой в целом. Среди тех, кто
доволен оплатой, приблизительно девять из десяти довольны работой в целом. Однако это еще не все. Как показано на рис. 5.3, удовлетворенность работой повышается параллельно оплате. Довольнее всех те сотрудники, которые получают самые крупные суммы. Вероятно, им кажется, что они уже могут "позволить себе" сосредоточиться на других аспектах своей работы, поскольку им хорошо платят. Возможно также, что эти специалисты в течение долгого времени работали более успешно, чем их коллеги, и заслужили неоднократное повышение зарплаты, одобрение начальства и значительную степень контроля над своей профессиональной деятельностью. Какой бы ни была причина, недовольные работой сотрудники называют зарплату одним из основных факторов своей неудовлетворенности, как демонстрирует рис. 5.4. Кроме того, люди, занятые поиском нового места, часто рассчитывают на более высокую зарплату. Три четверти с лишним ИТ-специалистов, искавших работу в 2000 и 200I годах, указали на "более высокую оплату" как на главную причину; затем следовали недовольство начальством (42,4%), "более интересная работа" (39,5%) и "повышенная ответственность" (31,1%). Стабильность располагалась ближе к концу списка (18,5%), а доли в акциях (13,4%) и перспектива поступить в компанию-стартап (2,9%) оказались среди наименее популярных ответов. Таким образом, оплата имеет куда большее значение как повод для неудовлетворенности рабочим местом, чем как положительный фактор. Потому можно утверждать, что деньги важны, но только как часть общей картины. Креативным специалистам необходимы интересные, стимулирующие задачи и гибкие условия работы; при этом велика вероятность, что с низкими зарплатами у них, как и у всех, может быть связано недовольство. По словам Эрика Рэймонда, оплата — это, в сущности, только инструмент
для измерения успеха. Однако Питер Друкер выразил это еще лучше: бессмысленно пытаться подкупить креативных людей.
Как пасти белок
В отличие от традиционного рабочего класса, представители креативного класса ожидают к себе индивидуального подхода. Поэтому направить их способности и умения в русло производительного труда порой бывает очень сложно, и нет недостатка в теориях относительно того, как победить разброд и добиться от несхожих творческих индивидуумов выполнения задач, поставленных организацией (см. гл. X). Завершая обзор нашей темы, давайте рассмотрим некоторые попытки упростить проблему, классифицировав креативных специалистов по группам в зависимости от их общей установки. В I998 голу в ежеквартальном журнале McKinzie Quarterly был опубликован обзор под названием "Война за лучшие кадры", авторы которого на основании опроса более чем 6 ООО ведущих специалистов из 77 крупных американских компаний сделали вывод, что хотя для всех респондентов равно важны "культура, ценности и независимость", их можно разбить на четыре отдельные группы. ■"Следуй за победителем": для этой группы важны карьерный рост и продвижение в иерархии успешной компании, при этом миссия компании и местоположение не играют особой роли. ■"Чем больше риск, тем больше награда": представители второй группы предпочитают различные формы вознаграждения и карьерный рост успеху компании или активной роли компании в усовершенствовании их профессиональных навыков. ■"Спасайте мир": третьей группе необходима вдохновляющая цель или особые задачи, а оплата труда и повышение квалификации не имеют большого значения. ■"Образ жизни": члены этой группы больше ценят гибкость, совместимость с начальством и местоположение компании, чем развитие организации или удовольствие от работы15. "Обзор высококвалифицированных кадров Тауэрса-Перрина" (2001), составленный на материале анкетирования большого количества профессионалов различных областей, распределяет последних на следующие категории: ■Самая многочисленная группа (42%) указала в качестве приоритета "баланс между работой и личной жизнью". ■28% сказали, что в первую очередь хотели бы развить и усовершенствовать профессиональные навыки и добиться продвижения в своей компании (или компаниях). ■Около 12% обозначили себя как "спринтеров", для которых важны быстрый карьерный рост и хорошая оплата. ■Еще 12% назвали себя "экспериментаторами", заинтересованными в том, чтобы входе карьеры получить самый разнообразный опыт. ■Лишь 6% считают себя "свободными агентами", которые предпочитают постоянно менять компании в погоне за финансовой выгодой"16. Используя данные обзоров заработных плат Information Week, мы с Кевином Столариком объединили ИТ-специалистов в шесть общих групп в зависимости от предпочтений. В сумме они дают больше 100%, поскольку многие попадают сразу в несколько категорий, и для представителей каждой группы в работе важен интеллектуальный вызов. ■Согласно выборке около трети ИТ-специалистов (34,5%) больше всех остальных факторов ценят "гибкость". Существенные факторы занятости включают для них гибкий рабочий график и возможность при желании работать дома. ■Другая треть (34%) предпочитает "материальные стимулы", куда относятся оклад, льготы и премии, а также отпуск. ■Приблизительно 20% относятся к "технарям", которых в первую очередь мотивирует возможность работы с самой передовой технологией и талантливыми коллегами. ■Около 15% — это "профессионалы", ценящие развитие профессиональных знаний и навыков, эффективное управление и признание результатов своего труда. ■"Люди фирмы" (14%) склонны связывать собственные интересы с успехами компании. ■"Предприниматели" (11%) составляют наименьшую группу. Помимо прочего, они считают важным доли в акциях и предпочитают компании-стартапы. Работодатели, пытающиеся соотнести потребности представителей всех вышеперечисленных групп с интересами организации, должны обратить внимание еще на два дополнительных момента. Во-первых, несмотря на неизбежную разницу в мотивациях, сейчас этими различиями уже нельзя пренебрегать, как это делалось в прошлом. Изменилась сама сущность работы, а вместе с ней и характеристики работников. Во-вторых, их предпочтения часто имеют смешанную природу и меняются с течением времени. Нашего специалиста по технологиям из Сиэтла, бросившего кафедру в Гарварде, академическая карьера, по всей видимости, устраивала достаточно долго. Однако затем ему, возможно, показалось, что в этой области он уже сделал все, что мог — и решил попробовать себя в чем-то другом. Креативные специалисты не просто движутся вверх по ступенькам классической иерархии потребностей Абрахама Маслоу. Большинство из них не слишком озабочены удовлетворением базовых потребностей; как правило, они уже занимают высокие позиции в данной иерархии, где больше значат внутренние стимулы, такие как хорошая репутация и самореализация. Находясь на этом уровне, они могут позволить себе переходить от одной формы самореализации к другой. В своей книге "Четвертое великое прозрение" Роберт Фогель замечает, что в развитых индустриальных странах растущая доля населения работает, чтобы испытать свои силы, получить удовольствие, сделать что-то хорошее, внести свой вклад или получить новые знания и умения17. Он высказывает предположение, что в сфере мотивации труда подобные мотивы со временем вытеснят материальные. На мой взгляд, результаты опросов подтверждают, что это уже стало реальностью для представителей быстро увеличивающегося креативного класса, профессиональная деятельность которых обязательно включает творческий компонент. Это происходит сейчас даже на промышленных предприятиях, где от рядовых рабочих ожидается, что они будут не просто следовать указаниям, выполняя однообразные механические операции, а проявят себя более активно, постоянно совершенствуя методы работы. Если эта тенденция получит развитие, мы даже можем рассчитывать на то, что молодежь вернется в машинный цех. Однако это произойдет только в том случае, если машинный цех адаптируется к новым ценностям и структурным принципам креативной эпохи и даст людям возможность использовать их креативный потенциал в соответствии с внутренними стимулами — иначе говоря, если у него будет больше общего с парикмахерским салоном. Глава 6 Горизонтальный рынок труда
Хэйс Клемент никогда не производил впечатления человека, который в один прекрасный день будет зарабатывать на жизнь упаковкой и доставкой подарочных корзин. Он родился в привилегированной семье в пригороде Атланты и со временем приобрел внешность модели с рекламы Brooks Brothers — высокий рост, атлетическая фигура — и острый, как бритва, интеллект. Клемент закончил университет Дьюка и получил степень магистра бизнес-администрирования (МВА) в высшей школе бизнеса Дардена при Виргинском университете. Он получил массу предложений по трудоустройству и принял лучшее из них — от консультационно-аудиторской компании Price Waterhouse Coopers. Работа требовала переезда в Нью-Йорк; его партнер, закончивший, как и Клемент, школу Дардена, также нашел работу в этом городе, в фармацевтической корпорации Pfizer, так что они смогли переехать вместе. Лет десять жизнь в основных своих проявлениях казалась им прекрасной. Располагая двумя солидными зарплатами, пара позволила себе покинуть уютную, но тесную квартирку в Гринвич-Виллидж и поселиться в просторных, элегантных апартаментах на модной улице. Клемент имел дело с более шикарной стороной PWC, занимаясь консалтингом, а не бухгалтерским учетом, причем в самой шикарной области — средства массовой информации и индустрия развлечений. Работу отличали разнообразие и обилие стимулирующих задач, с которыми он великолепно справлялся. Однако со временем он стал воспринимать свою деятельность консультанта как мартышкин труд: все время новые задания, бесконечные командировки, необходимость перескакивать с проекта на проект и отсутствие возможности наблюдать конечный результат своих усилий. Ему захотелось создать что-то настоящее. Удачный шанс не заставил себя долго ждать. Среди его клиентов была высокотехнологичная компания-стартап MediaSite, которая разрабатывала технологию поиска визуальных образов по примеру текстовых поисковых систем. В исследовании, проведенном Массачусетским технологическим институтом, ее назвали одной из десяти наиболее перспективных новых технологий, способных изменить мир. MediaSite не просто представляла собой проект в сфере НИОКР, замаскированный под компанию; у нее был свой реальный рынок, реальные заказчики и талантливые, энергичные сотрудники. В начале 2000 года, в разгар бума новой экономики, Клемент уволился из PWC, чтобы стать вице-президентом по развитию в MediaSite. Фирма размещалась в Питтсбурге — но это же всего 400 миль от Нью-Йорка! Он мог бы ездить туда-сюда, деля время между работой и своим кругом общения. Зарплата была намного ниже, чем в PWC, однако ее дополняли доли в акциях; при этом главным плюсом он считал потенциальную причастность к продолжительной истории успеха. Медовый месяц не затянулся надолго. Из Силиконовой долины приехал новый директор, чтобы подготовить компанию к первичному публичному размещению акций. Однако индекс NASDAQ пошел вниз, начался сумасшедший дом и руководство, по мнению Клемента, полностью потеряло контроль над ситуацией. Генеральная линия менялась так часто, что он перестал спрашивать себя: "Есть ли у нас осуществимая стратегия?", сомневаясь, что у компании вообще есть какая-либо стратегия. Не проработав на новом месте и шести месяцев, Клемент пришел однажды в кабинет директора и объявил: "Мне здесь больше нечего делать. Вам тоже будет лучше, если я уйду. Так что давайте не будем усложнять друг другу жизнь и разойдемся по-дружески". Вернувшись в Нью-Йорк, Клемент вскоре уже принимал регулярные телефонные звонки от охотников за головами. Но к чему торопиться? Приближаясь к сорока годам, он вдруг понял, что никогда не имел больше недели отпуска подряд. Его партнер — единственный из их старой компании по школе Дардена, кто по-прежнему работал в той же организации, куда он поступил по окончании университета — теперь занимал в Pfizer высокий административный пост. Так что Клемент решил просто побездельничать некоторое время, почитать книги и пообщаться с друзьями. Один из этих друзей имел небольшую фирму по доставке подарочных корзин. Шли недели, начались праздники, и у фирмы появилось много заказов; тогда ее владелец спросил Клемента, нет ли у него желания немного развлечься на этой скромной работе. Он мог бы принимать заказы и развозить корзины. Клемент ответил: "Почему бы и нет?" Он обнаружил, что новая работа доставляет ему удовольствие. Сотрудники оказались людьми милыми и приветливыми; у места была своя энергия; здесь он почувствовал себя своим. Вскоре Клемент носился с новыми идеями по развитию бизнеса: можно культивировать элитную корпоративную клиентуру; для упаковки деликатесов и цифровой техники наряду с традиционными корзинками можно использовать более изящную тару — скажем, обтянутые кожей коробки; можно выйти на новые рынки, за пределами Нью-Йорка. У него сохранились старые контакты, у него были знания и опыт, а главное, впервые за долгие годы, все это вызывало у него неподдельный интерес. Клемент вложил в предприятие часть своих денег, погрузился с головой в работу, и понемногу дела у фирмы пошли неплохо1. История с хорошим концом? Нет, скорее хорошая история с продолжением (Хэйс Клемент после этого сменил еще несколько проектов). Однако она дает представление о некоторых существенных моментах развития карьеры в креативной экономике. Карьерный стереотип последних лет выглядит приблизительно так: специалисты бросают скучную, заурядную работу в крупной компании ради высокотехнологичного стартапа, потому что работа здесь интересная, модная, неформальная и к тому же дает шанс немедленно разбогатеть. Фирма закрывается, и люди, присмирев, ищут более надежное место. Однако Клемент начинал как раз в интересной, современной области. В чем он действительно нуждался — в чем, по моим наблюдениям, нуждается большинство людей, — так это в креативном применении своих способностей для создания чего-то реального, в возможности пройти все стадии творческого цикла — от идей и попыток их воплощения до конечных результатов. Фирме MediaSite отнюдь не угрожало закрытие, когда Клемент ушел оттуда; в конце 2001 года ее приобрела процветающая открытая акционерная компания. Его раздражали путаница и хаос. Вероятность того, что в ближайшем будущем эта фирма позволит ему испытать все преимущества полного творческого цикла, была минимальной. Как только Клемент это понял, он не стал ждать. Он не говорил: "Дадим проекту еще года два" — или даже один. После чего ему удалось найти комфортную атмосферу, позволявшую оставаться самим собой. Важно, что здесь он мог также заниматься тем, что ему нравилось. Тем не менее, стоило увлечению немного остыть, возникли новые возможности, и он был готов двигаться дальше.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|