|
Форма и функция в ближайшем рассмотрении
Независимо от местоположения, городское и пригородное рабочее пространство делят ряд общих признаков. Во-первых, корпоративная недвижимость во все времена служила фирме средством заявить о своих амбициях и инструментом маркетинга, и новое помещение посылает недвусмысленный сигнал: "Наша компания не отстает от моды". Возможно, современный дизайн и атмосфера — это еще не все, но это существенно. Клиентам важно знать, что компания занимает лидирующее положение; потенциальные сотрудники всегда ищут свидетельств тому, что здесь "все на высоте". Во-вторых, новое рабочее пространство имеет эстетический компонент. Креативным профессионалам необходима визуальная стимуляция; неформальная среда создает расслабленное и творческое настроение. В-третьих, рабочее помещение нового типа повышает производительность — в том смысле, что оно специально приспособлено для современной творческой деятельности. Проектирование и оборудование помещения всегда играли для производительности решающую роль. При разработке планов промышленных предприятий уже давно применяется научный подход, однако вплоть до последнего времени это не распространялось с той же последовательностью на офисные помещения. Томас Аллен из Массачусетского технологического считается одним из основоположников современного офисного проектирования. Наблюдая в течение десяти лет за работой инженеров в исследовательских лабораториях, Аллен обнаружил, что большое значение имеет близость: люди активнее всего взаимодействуют с теми, кто работает по соседству; люди, сидящие друг от друга на расстоянии, превышающем 75 футов, практически никогда не общаются11*. Другие исследования установили, что специалисты по разработке программного обеспечения, подобно прочим креативным профессионалам, нуждаются одновременно в общении и напряженной концентрации. Когда креативный "процесс" прерывают, человеку требуется в среднем 20—30 минут на то, чтобы снова сосредоточиться. Эти и подобные наблюдения не остались незамеченными. В 1990-е я занимался консультированием компании Steelcase, бывшей когда-то лидером среди производителей столь ненавистных всем кабинок корпоративной эпохи. Принимая во внимание выводы Аллена и других исследователей, компания хотела создать новые модели, которые позволили бы ее клиентам использовать преимущества близкого расположения без ущерба для сотрудников. Результатом стала новая серия рабочих отсеков под названием Personal Harbours ("персональное убежище"), представляющих собой отдельное рабочее место на колесах, а также недавняя концепция технологически усовершенствованного Blue Space, "голубого пространства", разработанная совместно с IBM19. "Харборсы" можно перемещать по пространству офиса и объединять в группы для коллективной работы, а затем отводить в сторону, чтобы люди могли без помех заниматься каждый своим делом. Такие компании, как Knoll и Herman Miller, также предложили линии мебели гибкой конфигурации. В сентябре 2001 года газета New York Times писала: Отказавшись от картотечных шкафов и кабинок эпохи "Человека в сером фланелевом костюме", фирма Knoll сделала ставку на новую систему под кодовым именем A3... Создатели системы взяли за образец интерьер самолета и кемпинговое снаряжение и произвели коконоподобную конструкцию из трубчатой стали, обтянутой эластичной сетчатой тканью. Офисный работник теряется в ее изгибах, как в лоне матери. Прозрачный чехол A3 обеспечивает приватность и одновременно непрерывность зрительного восприятия. A3 можно использовать отдельно в открытом пространстве бывшего промышленного помещения или группами, как часть обстановки более конвенционального офиса. Новая линия офисной мебели Herman Miller [включает]... Red Grashopper ("красный кузнечик") — пластичную, легко адаптируемую систему, напоминающую космическое оборудование НАСА. Столы и полки покрыты толстым слоем мягкого защитного материала. В "кузнечике" используется принцип, который компания называет "мягкой стыковкой": компоненты совмещаются свободно, без точной конфигурации. Различные части можно убрать и перегруппировать20.
Меняется также планировка офисов. Малколм Глэдуэлл, автор содержательного эссе в журнале New Yorker, возводит новые правила планировки рабочего пространства к высказанным Джейн Джейкобс теориям жизнеспособности городов. В 1960-е Джейкобе яростно выступала против проектов городской модернизации, которые вели к разрушению естественной среды некоторых районов, где на смену кипучей уличной жизни и разнообразию городской толпы пришел организованный порядок, ослабивший интенсивность творческого взаимодействия21. Несмотря на отсутствие в прошлом у проектировщиков городской застройки особого интереса к протестам Джейкобе, Глэдуэлл утверждает, что ее идеи лежат в основе современных подходов к проектированию офисных помещений. "Кто, в конце концов, напрямую заинтересован в создании разнообразных и полных жизни мест, которые бы стимулировали креативность и взаимопонимание? Разумеется, работодатели. Офисам необходима социальная среда вроде той, которую Джейн Джейкобе обнаружила на тротуарах Вест-Вилидж". Новое офисное пространство, подобно Вест-Вилидж в книге Джейкобе, способствует творческому взаимодействию, благоприятствуя "случайному общению в дружеском духе". Глэдуэлл продолжает:
Когда сотрудники сидят как прикованные за своими столами, молча и старательно выполняя каждый свою работу, офис функционирует не в полную силу. Причина в том... что инновации... имеют общественную природу. Идеи с тем же успехом могут возникнуть в ходе случайного разговора, как и в результате деловой встречи. Точнее, как свидетельствует одно исследование за другим, самые удачные идеи в любых областях возникают благодаря неформальным контактам между различными группами одной компании22.
Идеальное взаимодействие, по Глэдуэллу, происходит в тех случаях, когда его участники достаточно отличаются ролями, чтобы по-разному подходить к предмету, но в то же время имеют довольно общих знаний и интересов, чтобы видеть взаимную пользу от общения. Это весьма напоминает излюбленные районы Джейн Джейкобе, где лидеры местного сообщества, бакалейщики, владельцы кондитерских, родители, дети и многие-многие другие постоянно обменивались информацией и делились мнениями по важным для всех вопросам. Офисы старого образца не годятся для подобного рода практики. Они похожи на пригороды — функции и люди обособлены, начальство изолирует себя в особых зонах, как жители закрытых охраняемых поселков; кроме того, эти офисы часто занимают многоэтажные здания, где, как замечает Глэдуэлл, центральная часть каждого этажа отведена под внутренние службы и инфраструктуру: лифты, уборные, системы электроснабжения и канализацию. Вокруг этого центра располагаются второстепенные офисы и кабинки для технического штата и администраторов низшего звена. И, наконец, по краям этажа, напротив окон, находятся ряды кабинетов ведущих специалистов и управленцев... Анализ коммуникаций между офисными работниками показывает, что худшей планировки и придумать невозможно. Администратору из одного крыла помещения фирмы редко приходится сталкиваться с себе подобными... Чтобы максимально увеличить частоту контактов среди персонала, следует разместить наиболее ценных сотрудников в центре комнаты, где в их орбиту попадает наибольшее число людей. Еще лучше разместить в центре те места, где люди обычно собираются вместе — зоны общего пользования... Стоит ли удивляться предпочтению, которое креативные фирмы отдают бывшим промышленным и складским помещениям с их удобным для использования центром?23
Новое рабочее пространство отражает представление Джейкобс о людях как источниках креативности и позволяет эффективно использовать преимущества концентрации и компактного расположения. "Сорок лет назад, — подводит итог Глэдуэлл, — люди жили в городских районах наподобие Вест-Вилидж, а работали на окраинах. Сейчас, в результате одной из тех странных инверсий, которые характеризуют современную экономику, люди все чаще живут в пригородах и ездят на работу в тог или иной эквивалент Вест-Вилидж"24. Традиционная вертикальная корпорация с ее иерархией была основана на заводской модели информационных потоков и трудовых процессов. Начальники изолировали себя в отдельных кабинетах, тогда как рядовые сотрудники, выполнявшие рутинные обязанности, работали в стандартных помещениях и подчинялись строгим правилам. Ко всем, независимо от положения, относилось требование мыслить строго в соответствии с заданным стандартом. Необходимым условием существования креативной экономики является ускоренное производство и передача идей в рамках организации. В этом мире поджимающих крайних сроков, неуверенности и постоянных открытий — в мире порождения повою знания, коллективной работы и продуктивною обмена идеями — нельзя обойтись без интерактивного пространства, прежде присущего только архитектурной студии или научно- исследовательской лаборатории. Конечно, новое рабочее пространство далеко от совершенства. Сотрудники быстро растущих компаний, которым приходится работать в переполненных офисах, часто жалуются на шум. Согласно статье под заголовком "Помолчите, нам надо работать!", опубликованной в августе 2001 года в Wall Street Journal, "звукоизоляция" становится большой проблемой23. В статье говорится о том, как компании идут на любые меры, чтобы снизить уровень шума, свойственный офисам открытой планировки: добавляют в кабинки лишний слой изоляции, обивают потолок звукопоглощающим материалом и устанавливают пробковые щиты в коридорах и конференц-залах. Некоторые люди рассматривают новые условия как оскорбление для своих принципов и угрозу для своего положения. Один из моих друзей, уходя с вечеринки, которую давала новая консалтинговая фирма, чтобы продемонстрировать свой элегантный офис, услышал обрывок разговора двух консервативно одетых профессионалов: "Я бы никогда не сменил свой офис на работу в таком месте!"26 Новые льготы
В последние годы широкое распространение получили многочисленные новые виды льгот. Среди льгот, принятых в высокотехнологичных фирмах в 2000 году, Общество управления человеческими ресурсами выделяет следующие: ■ Бесплатная еда или оплачиваемое питание в столовой (50% опрошенных фирм) ■ Свободные билеты на спортивные мероприятия или спектакли (50%) ■ Услуги химчистки (31%) ■ Оплаченный декретный отпуск (19%) ■ Бесплатный массаж (15%) ■ Услуги консьержа (15%) Предоставление подобных льгот не ограничено новой экономикой. К 2000 году более 3500 компаний по всей стране, включая 100 из списка крупнейших американских корпораций Fortune-500 и все три компании, составляющие "большую тройку" автомобилестроителей США, обеспечивали медицинскую страховку и другие льготы партнерам сотрудников-геев. Несмотря на широкий резонанс, новые льготы не стали предметом серьезного анализа. До сих пор никто не проводил всестороннего исследования того, как сами сотрудники к ним относятся; впрочем, обзор заработных плат Information Week показывает, что даже самые существенные из новых льгот оцениваются не слишком высоко. Всего 1% ИТ-специалистов назвали среди важных факторов пособия, предоставляемые партнерам, и менее 0,5% включили в их число "детский сад при офисе". Тем не менее, многие из льгот имеют скорее символическую ценность, чем реальную. Пособия для партнеров одного иола указывают на атмосфе-ру открытости и терпимости, в которой есть место различиям. Кроме того, очевидно, что сравнительная ценность льгот зависит от сотрудника: оплаченный декретный отпуск должен иметь для женщин репродуктивного возраста куда большее значение, чем кабинет массажа. Многие работодатели понимают, что такие льготы, как питание и услуги консьержа в конечном счете окупаются, так как они позволяют ценным сотрудникам сосредоточиться на работе, не думая о еде и необходимости отвезти машину в ремонт. В одном мы можем быть уверены. Льготы, не отвечающие реальным потребностям, недолговечны — в этом можно было убедиться, когда стремительное падение индекса NASDAQ в 2000—2001 годах уничтожило массу сомнительных поблажек. Остаются только те виды льгот, которые выгодны и компании, и сотрудникам, поскольку помогают стимулировать и поддерживать креативность. Глава 8 Управление креативностью
Обнаженная кирпичная кладка и майка Helmut Lang, при всех своих достоинствах, не могут равняться с организационной структурой, создание и управление которой направлено на мобилизацию креативности. Тем самым мы подошли к более глубокому аспекту офисной культуры. Нет единого мнения относительно способов мотивации и управления креативностью. Некоторые фирмы, даже в так называемых креативных отраслях, верят в старые испытанные средства. Они пытаются учредить порядок и бюрократию, измеряя доходы простым подсчетом рабочего времени сотрудников. Другие используют предсказуемые процедуры стимуляции креативности и достижения максимального эффекта от ее применения. Некоторые из таких компаний — например, Motorola — берут за образец японский стиль контроля качества и применяют к креативности методы активного управления. Система под названием "Модель зрелости процессов" [Capability Maturity Model] (СММ), созданная Институтом разработки программного обеспечения при университете Карнеги-Меллон, предлагает исчерпывающие стандарты и правила управления программистами, которые образуют отдельный вид креативных профессионалов. Компании, применяющие СММ, проходят через несколько последовательных этапов, а особая система количественных показателей позволяет определить уровень их производительности и эффективности по мере продвижения к более развитым креативным возможностям. Другие фирмы считают, что творчеством нельзя управлять сверху. В недавнем интервью менеджеры Sun Microsystems выступили решительно против попыток руководить креативностью1. Согласно их радикальному подходу, компания может только нанять специалистов — технических виртуозов, скажем так — дать им самое общее представление о характере задачи, а затем оставить в покое. Большинство организаций выбирают нечто среднее. Microsoft предпочитает смесь структуры, самомотивации и давления со стороны коллег (см. ниже). Все же немало компаний, особенно из числа инновационных, стараются стимулировать сотрудников, держа их постоянно в состоянии аврала: от кризиса к кризису, от одного проекта к другому. Какое-то время подобная "фронтовая" психология может приносить определенные результаты, однако на постоянной основе она не годится. Она неизбежно ведет к порочному кругу, когда неудачи вызывают негативную реакцию и чувство горечи. Меньше половины специалистов, участвовавших в обзоре 2001 года Тауэрса-Перрина, выбрали ответ "моя компания помогает мне работать в полную силу". Это означает, что нам еще многому предстоит научиться, как в плане знаний, так и в плане практики управления представителями креативных профессий. Джеффри Пфеффер из Стэнфорда оценивает, насколько может окупиться хорошо организованный менеджмент: "все, чем вы отличаетесь от конкурентов — это навыки, знания, отношение к делу и способности людей, работающих на вас. Существует неотразимый практический довод в пользу этой идеи: правильный подход к управлению персоналом помогает повысить показатели компаний на 30-40%"2.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|