|
Пример открытого программного обеспеченияРазработка открытого программного обеспечения демонстрирует интересную модель того, как внутренние стимулы, горизонтальная структура и принцип добровольного участия можно применять для мотивации креативных профессионалов и достижения практических результатов13. Разработчики открытого софта не образуют тесного сообщества — это обширная сеть отдельных специалистов, коллективно создающих многочисленные продукты высокого качества наподобие операционной системы Linux и сервера Apache, который сейчас используется в компьютерных сетях многих крупных компаний. Для мобилизации креативности тысяч независимых специалистов в этих кругах принята своя тонкая дисциплина и скрытая структура. Эрик Рэймонд, гуру разработчиков открытого софта, утверждает, что хотя само программирование остается занятием одиночек, действительно серьезные прорывы требуют интеллектуальной энергии большого числа людей. По его мнению, разработка открытого программного обеспечения напоминает не столько организованное строительство собора, сколько хаотическое взаимодействие базара. На первый взгляд производство открытого софта кажется абсолютно бессистемным. В его основе лежит добровольное сотрудничество специалистов из разных стран и разных организаций. Несмотря на наличие особой "хакерской культуры" у членов этого рассеянного сообщества, здесь отсутствуют традиционные формальные атрибуты, которые мы привыкли связывать с производительным трудом — отношения подотчетности, конкретные задания и четкие обязанности. Однако на более глубоком уровне можно различить и определенную структуру, и дисциплину. Вместо бюрократической иерархии традиционных организаций в данной структуре на первый план выходят эффективность, способности и оценка со стороны коллег. При этом само программное обеспечение отражает разделение труда. Оно имеет "модульную" природу, т. е. состоит из множества отдельных конкретных задач, выполнением которых занимаются многие группы и независимые специалисты. Это позволяет людям с различными способностями и квалификацией работать над разными элементами системы. Проекты по созданию открытого софта строятся вокруг постоянной группы ведущих специалистов, которые выполняют основные задачи и осуществляют руководство, объединяя разрозненные усилия большой группы временных добровольцев. Джош Лернер из Гарвардской школы бизнеса, чье исследование охватывает 13000 разработчиков открытого программного обеспечения, выяснил, что менее 0,1% от этого числа в сумме отвечают почти за три четверти всех программ. Около трех четвертых ограничились единственным вкладом"'. К постоянному ядру обычно принадлежат люди с солидной профессиональной репутацией — опытные программисты и авторы исходного кода, которые по мере развития проекта могут сами все меньше заниматься собственно программированием. Эта группа определяет общую концепцию проекта и выполняет контрольные функции. Ее члены оценивают поступившие предложения и решают, какие из них следует включить в программный продукт, а также регулируют состав своей группы, время от времени принимая кого-либо из добровольцев. Все же в отличие от традиционной иерархии, где начальство могло запросто отказать талантливому креативному специалисту от места или не допускать проявления инициативы, члены ведущей группы имеют сильный стимул привлекать лучших программистов, так как они сохраняют контроль лишь до тех пор, пока сообщество их поддерживает. Если им случается поступать нерационально или повести группу в неправильном направлении, может произойти "ответвление", когда недовольные берут исходный код (который, разумеется, не защищен никаким авторским правом или патентом) и начинают новый проект, в другом ключе — как и бывало неоднократно. Проект по разработке открытого программного обеспечения принимает форму организации с добровольным членством, но с четкими правилами поведения участников. Существует ряд строгих, хотя и неписаных принципов относительно того, как стать и быть частью этого сообщества. Количество и состав членов все время меняются, но только до некоторого предела; принадлежность к группе зависит от практических результатов работы и соблюдения должных правил поведения и честной игры. Сложная, но неявная система контроля и санкций обеспечивает следование правилам и помогает добиться от каждого той или иной степени участия. Члены сообщества жестко реагируют на нежелание подчиняться: они могут "задать жару" нарушителю (т.е. послать ему сердитое или враждебное письмо), "заспамить" его электронный адрес массой нежелательных писем или игнорировать все его попытки контакта. Столкнувшись с подобными мерами, люди часто покидают сообщество по собственной инициативе, так что их не приходится исключать. В разработке открытого софта, таким образом, важную роль играет внутренняя мотивация добровольных работников. Эта деятельность имеет отчасти горизонтальную структуру, однако в центре ее располагается ядро, несущее ответственность за руководство и контроль. Сама работа, с ее комплексными и трудными задачами, вознаграждается, в основном, высокой оценкой со стороны коллег и специалистов, и не несет финансовой выгоды. Возможность заслужить уважение коллег — это достаточно мощный стимул для участия в проекте по разработке открытых исходников, но главным механизмом успеха является стремление сохранить и упрочить свою репутацию. Результаты всегда налицо: любой член сообщества в состоянии судить, чего достиг его коллега. Отзывы на программные продукты напоминают научную экспертную оценку, за тем исключением, что здесь процесс происходит открыто: имена рецензентов не принято скрывать. Несмотря на это, их комментарии порой бывают совершенно разгромными. Неудачная программа может вызвать резко негативную реакцию, способную испортить карьеру разработчику. Авторы программ идут на этот риск, чтобы взамен получить интеллектуальный вызов и признание, связанное с принадлежностью к элитному креативному сообществу. В этом смысле модель открытого софта отражает два центральных принципа креативной экономики: открытость новым идеям и меритократию.
Где все начиналось
На самом деле, условия труда "профессионалов без галстука" не так уж новы: скорее, они представляют собой очередной этап в непрерывном поиске наиболее эффективных способов мобилизации идей и креативности. Они помогают достичь того, что Джон Сиди Браун, бывший директор исследовательского центра Xerox PARC, назвал "умением реализовать потенциал сообщества" путем создания материального и социального контекста, необходимого для творчества17. "Здесь все как в технической лаборатории, где я работал студентом!" — заявил мой коллега по Карнеги-Меллон при виде офисов одной из дочерних компаний нашего университета. В этом комментарии схвачена предыстория условий работы "профессионалов без галстука": они сложились на базе традиционных систем организации креативного труда — художественной студии и университетской лаборатории. Художники всегда работали в открытой атмосфере студии, но, как правило, в одиночку. "Фабрика" Энди Уорхола преобразовала изолированную студию в многопрофильную творческую лабораторию искусства. Первоначально пространство "Фабрики" имело открытый, анархический характер. Оно было полностью — включая внешние трубы — покрыто металлической фольгой, придававшей месту "космический" вид, повсюду стояла киноаппаратура, оборудование для шелкографии и других видов искусства, а толпы друзей и сотрудников в любое время суток курсировали туда-сюда нескончаемым парадом. В гуще этой неразберихи двигался сам Уорхол, архетипический представитель современного "мягкого менеджмента": уговаривал, льстил, провоцировал, просто наблюдал или записывал происходящее на пленку, находя время и для собственных проектов. Архитекторы и дизайнеры сумели распространить атмосферу студии на коллективную креативную работу, причем совместное творчество, взаимная оценка и обратная связь обеспечиваются открытой планировкой. Университетские лаборатории также функционировали по модели открытой планировки: профессора работали в свободном режиме, взаимодействуя с коллегами и студентами, проекты выполнялись на коллективной основе, и ничто не мешало потоку идей. Даже крупные мега-корпорации середины XX века выделили ученым и инженерам, считавшимся источником инноваций, особое место — исследовательскую лабораторию и опытный цех, часто расположенные на территории специального комплекса, созданного по образцу университетского городка. Лаборатория обычно строилась отдельно от производственного предприятия и штаб-квартиры корпорации, что одновременно гарантировало открытость и гибкость и изолировало ученых и инженеров с их эксцентричными манерами от администраторов и менеджеров (которые могли заразиться дурным примером), а пуще всего — от заказчиков. В подобных лабораториях был разрешен свободный протокол в одежде. Тем не менее, даже сюда проникали бюрократия и микроменеджмент. В "Организационном человеке" Уайт отмечает, что лишь немногие из научно-исследовательских лабораторий можно назвать по-настоящему креативными: «Исследовательские лаборатории корпораций давно превратились в гигантскую трясину посредственности — с двумя очевидными исключениями. Какими? Это научно-исследовательский отдел компании General Electric, а также Bell Labs — именно те лаборатории, где, как известно, наиболее активно поощряется индивидуализм, где наиболее толерантно относятся к индивидуальному своеобразию, где приветствуются безумные идеи, где менее всего привержены текущим коллективным проектам и строгому контролю. По общим отзывам, ученые там предоставлены самим себе, но их это не тревожит, равно как и руководителей лабораторий. Последним до лампочки, что ученые слушают гимн компании без слез умиления — главное, чтобы они блестяще справлялись со своим делом, поскольку при всей второстепенности мысли о возможных прибылях для самого ученого, со временем эта возможность становится реальностью, и пока групповые и индивидуальные интересы соприкасаются в этом насущном вопросе, такие проблемы, как причастность Организации, остаются второстепенными»18.
Что подтолкнуло корпоративное начальство к открытию такого рода лабораторий? Попросту говоря, они были необходимы корпорациям, чтобы переманить к себе самых талантливых ученых из ведущих научных центров. Для этого требовалось создать благоприятную среду и скопировать порядки, принятые в академическом мире — позволить ученым заниматься исследованиями в соответствии с их собственными интересами, принимать в лаборатории посетителей и беспрепятственно публиковать сообщения о своих результатах в научных журналах14. Подобные лаборатории были — а многие и остаются — невероятно эффективными. Им принадлежат многие революционные изобретения, такие как нейлон (Dupont), транзистор (Bell Labs), дисплей с плоским экраном (RCA и Westinghouse) и большинство элементов современных персональных компьютеров (Xerox PARC). Как раз эту культуру научно-исследовательских отделов, сформированную в лабораториях General Electric, Bell и многих других, позднее стремились имитировать и использовать новые компании — Fairchild Semiconductor, Digital Equipment, Hewlett-Packard и даже Apple и Microsoft2". Постепенно эти нормы и практики начали распространяться в технических отделах больших компаний, среди ИТ-специалистов и инженеров. Вскоре их восприняли во многих сферах экономики. Эти принципы дали фирмам одно великое преимущество и оказали неоценимую услугу капитализму, чем в конечном счете обеспечили себе еще более прочные позиции. Они позволили фирмам и экономике в целом привлечь креативные таланты и способности людей, которых в период расцвета организационной эпохи сочли бы эксцентриками и оригиналами — или того хуже. Ричард Ллойд приводит слова основателя одной из чикагских высокотехнологичных фирм: "Многие люди из тех, кого в прошлом общество отказывалось принять, [сейчас] повсюду нарасхват, и компании угождают им, как могут, приспосабливаясь к их образу жизни и жизненному циклу"21.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|