|
Архитектура, дзэн и здравый смыслИз всех стратегий мобилизации креативности на рабочем месте особую популярность приобрели две — "обогащение труда" и "расширение рабочих функций", пропагандой которых занимались такие издания, как Harvard Business Review и Fast Company. В последнее время много говорят о концепции "архитектуры рабочих мест". Согласно статье в журнале Harvard Business Review (1999), "многие талантливые специалисты уходят из организаций, поскольку старшие менеджеры не понимают психологию удовлетворения от груда; они полагают, что люди, демонстрирующие отличные результаты, непременно должны быть довольны своим местом. Звучит вполне логично. Однако в реальности превосходные навыки не обязательно гарантируют удовольствие от работы"7. Потому компании стремятся создавать рабочие места с "индивидуальной архитектурой", отвечающей глубинным интересам сотрудников — как если бы наконец был открыт дзэнский принцип моделирования рабочего задания. Это похвальное начинание, и попытка приспособить функции работника к его талантам и предпочтениям, безусловно, имеет смысл. Однако архитектура рабочих мест может иметь практический эффект только там, где достаточное внимание уделяется фундаментальным вещам. Как мы видели, люди в большинстве своем не ждут от рабочего места никаких дзэнских откровений: для них важна интересная работа, хорошая зарплата и более или менее компетентное руководство, дающее подчиненным свободу действий. Вопросу эффективной организационной культуры посвящено гигантское количество литературы. Невзирая на весь научный жаргон, из нее явственно следует, что люди креативных профессий и работники интеллектуальною труда одобряют организации с твердыми принципами, четкими правилами, свободой коммуникации, хорошими условиями работы и беспристрастным руководством. Люди не любят полной самостоятельности, но и микроменеджмент им тоже не по вкусу. Они не желают выслушивать приказы, однако нуждаются в управлении. Учесть все это составляет немалую проблему. Не приходится сомневаться в одном — по ряду причин креативный труд нельзя регламентировать по принципу тэйлоризма, как механическую однообразную работу на заводе или в офисе прошлых лет. Во-первых, творческая деятельность не носит повторяющегося характера. Во-вторых, поскольку она происходит в уме, ее невозможно наблюдать — а следовательно, и подвергнуть тэйлоризации. Наконец, креативные люди склонны сопротивляться попыткам систематическою контроля. Мы не раз бывали свидетелями этого в университетах, где многим деканам и администраторам пришлось убедиться на горьком опыте, чего стоит желание управлять крайне независимыми профессорами и исследователями. Питер Друкер выразил это как нельзя лучше, когда сказал, что работники интеллектуального труда не реагируют на финансовые стимулы, распоряжения и негативные санкции в той степени, которая ожидается от производственных рабочих. Мне особенно нравится замечание Друкера о том, что для мотивации творческих людей нет лучше средства, чем относиться к ним как к "де-факто добровольцам", которые связаны с фирмой приверженностью ее целям и нередко сами рассчитывают принять участие в руководстве и управлении. "Работников интеллектуального труда, — пишет Друкер, — мотивируют те же соображения, что и добровольцев. Как известно, добровольцы должны получать от работы больше удовольствия, чем штатные специалисты, именно потому, что им ничего не платят"8. "Приверженность" в случае креативных специалистов — это понятие очень условное, так что ими руководят, в основном, внутренние стимулы.
Мягкий контроль
Современный офисный стиль не свалился на нас неведомо откуда — мы сами в ответе за сто формирование. Джек Битти из журнала Atlantic Monthly вовсе не считает легионы "профессионалов без галстука", тянущих лямку в современных офисах, жертвами корпоративного угнетения. Он придумал для обозначения нового положения вещей термин "каннибалистический капитализм"4, цитируя слова дизайнера из книги Фрэйзер "Потогонный цех для белых воротничков": "Все мы сами себя пожираем... Вес мы владельцы акций, и в качестве таковых не думаем пи о чем, кроме прибылей. Так что нам некого винить, кроме себя, за тот кошмар, в который превратились наши условия работы". Как пишет в Fast Company один сотрудник высокотехнологичной компании: "Никто не бегает за нами с пистолетом... Похоже, что рабочая этика американской новой экономики... делает нас такими продажными, что купить сейчас можно что угодно — предложите только хорошую цену!"10 Если верить опросу Гэллапа за 1999 год, четверо из десяти американских работников считают себя трудоголиками11. Однако современные условия труда имеют более глубокие корни. В отличие от этих двоих, большинство специалистов даже не имеют в виду деньги. Представители креативного класса работают ради возможности показать, на что они способны, ради признания и уважения, связанного с большой ответственностью. Они работают, потому что хотят участвовать в интересных проектах вместе с интересными людьми. Они работают, потому что для креативного человека этим определяются его идентичность и желания. На современном рабочем месте приняты неявные и изощренные модели контроля, опирающиеся на внутреннюю мотивацию. Когда компании стараются подтолкнуть нас к работе различными стимулами и убеждением, а не принуждением и подкупом, они на самом деле склоняют нас трудиться более усердно — и мы готовы поддаться на этот соблазн. Business Week выражает это без обиняков: "Для самых проницательных компаний это не секрет. Вместо того, чтобы заманивать специалистов бонусами при подписании контракта и огромными зарплатами, они пытаются увлечь их эмоционально"12. Я называю это "мягкий контроль". Очень эффективной формой "мягкого контроля" является постановка сложных проблем. Вспомним, что более двух третей опрошенных в рамках обзора Information Week отдали предпочтение интересной и ответственной работе. Поэтому компании играют на этой мотивации, позволяя "профессионалам без галстука" самим определять задачи, брать на себя больше ответственности и постоянно повышать уровень проблем, подлежащих решению: запуск новой усовершенствованной продукции, крайние сроки, новые конкуренты. Другая действенная форма "мягкого контроля" — это признание со стороны коллег и давление, ему сопутствующее. Почти одна пятая участников обзора Information Week называют "сотрудничество с талантливыми коллегами" среди важнейших характеристик своей работы. В новых рабочих условиях действует сложная динамика признания со стороны коллег и конкурентного давления, которая помогает способностям креативных специалистов проявиться на полную мощность.
Новое трудовое соглашение Под влиянием всех этих причин в характере трудового соглашения между фирмами и сотрудниками происходят радикальные перемены. Контракт старого образца был более типовым и особое внимание уделял гарантиям занятости, тогда как в новом учитываются индивидуальные потребности и пожелания работника. Прежняя система организационной эпохи подразумевала действительно комплексное соглашение, полный "общественный договор", означавший, что люди целиком посвящали себя компании в обмен на деньги, гарантии и чувство тождественности, которое обеспечивалось принадлежностью к фирме. Они занимали определенное место в иерархии, следовали бюрократическим правилам и работали на повышение. По словам Уильяма Уайта, между классом управленцев и крупными компаниями, где они служили, существовала "совершенная гармония", побуждавшая представителей этого класса без остатка отдавать себя организации13. Новое трудовое соглашение не имеет со старым ничего общего. Креативные специалисты обменивают свои идеи и творческую энергию на деньги. Однако они нуждаются также в гибкости, позволяющей им заниматься интересными для себя вещами, причем на своих условиях. Таким образом, они отказываются от стабильности в пользу независимости и от конформизма в пользу свободы переходить от одной работы к другой, участвуя в увлекательных проектах и пробуя различные виды деятельности. Сдвиг в сторону самомотивации и личной независимости на рабочем месте связан с тем, что мы перестали заимствовать свою идентичность у компании, а находим ее в работе, которую мы выполняем, в своей профессии, образе жизни и в том месте, где мы живем. В новых обстоятельствах "совершенная гармония" Уайта летит кувырком. Сегодня главной характеристикой трудовых отношений является уже не общественный договор, а ориентация сотрудников на форму соглашения, которую Дениз Руссо, моя коллега по университету Карнеги-Меллон, называет "идиосинкратическим договором". Такого рода договоры могут включать не только "индивидуальный дизайн" должностного задания, но и индивидуальные условия занятости. Это обеспечивает сразу в комплексе все, в чем может нуждаться ценный работник: гарантии, гибкость, уровень ответственности и т.д.14 Обзор 2001 года Тауэрса-Перрина, в котором участвовали более 5500 специалистов, настоятельно рекомендует компаниям заключать подобные договоры, чтобы удержать ведущих сотрудников и одновременно стимулировать "свободу творчества, которая ведет к наилучшим результатам". Распространение трудового соглашения нового типа зависит, согласно Руссо, от двух взаимосвязанных факторов. Один из них — это предпочтение, которое работники отдают конкретным временным договорам. Прежняя долгосрочная система найма давала сотрудникам основания полагать, что их усилия будут со временем вознаграждены повышением оклада. Современные сотрудники, отнюдь не уверенные в своих намерениях надолго оставаться в компании, хотят получить все немедленно. Вторая причина состоит в том, что типичный креативный специалист считает себя уникальной личностью с уникальными навыками и ожидает соответственного вознаграждения.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|