|
Фактическое наследие новой экономики
Возможно, креативные практики и структуры в любом случае постепенно проникли бы в корпоративную среду, но молниеносный взлет и столь же молниеносное падение новой экономики ускорили их распространение. Новая экономика высвободила дополнительные общественные и культурные силы, давшие толчок развитию этих практик. Согласно комментарию журнала Business Week (апрель 2001), многие реформы на рабочем месте, направленные на то, чтобы всячески обхаживать сотрудников и удерживать их на работе как можно дольше, нельзя отнести к мимолетным капризам рынка, о которых уже завтра никто не вспомнит. Весьма вероятно, что за последующие пятнадцать лет они только наберут силу. Отчасти это продиктовано экономическими причинами. Даже в период спада компании по-прежнему должны конкурировать из-за высококлассных специалистов. Пока глобализованная экономика с ее бешеной гонкой вынуждает сотрудников работать день и ночь, компаниям придется сделать все, чтобы офис стал им вторым домом22. Подобно ранней эпохе Силиконовой долины, подъем новой экономики привел к появлению мощных культурных стимулов для изменения условий бизнеса, причем на этот раз в более агрессивном виде. Головокружительное развитие новой экономики уничтожило вековое различие между нормами деловой жизни и альтернативной культурой. Как отметил Эндрю Росс, новая экономика переключила непреодолимое стремление к переменам с политических и социальных проблем на мир бизнеса. В это сумасшедшее время выбор сотрудником той или иной компании стал формой самовыражения и самореализации. Многие компании поспешили воспользоваться этим, объединяя коммерческое рвение с миссией преобразования деловой культуры21. Между устаревшими, косными и ограничительными порядками "старой" экономики и открытыми, прогрессивными и свободными практиками новой возникло четкое различие. Миф о новой экономике как о значительном социальном факторе послужил причиной того, что люди стали ожидать большего и от компании, и от своей работы. Как резюмирует Росс:
«Один из интереснейших поворотов связан с ролью младшего поколения: как страсть к переменам, вообще свойственная людям молодого возраста, вылилась в желание изменить корпоративные порядки. Это означает, что усилия и энергия, которые могли бы пойти на благо общества, были направлены на своего рода одержимость преобразованием образа корпоративной Америки. Безусловно, это могло произойти только благодаря богемному характеру — в духе контркультуры — тех компаний, которые брали в штат подобных сотрудников, к чему бы это ни привело»24. Мне кажется, однако, что в основном это не приводило ни к чему хорошему, и зачастую не шло дальше умело разыгранного фокуса. Многие фирмы ограничивались дешевой демонстрацией "альтернативного" фасада: стол для пинг-понга, эспрессо-машина. Изголодавшись по новизне, вполне разумные в других отношениях люди часто покупались на этот трюк. Деньги особой роли не играли. Большинство участников моих фокус-групп и интервью объясняли, что в такие компании их привлекала надежда стать частью другой, более либеральной, более прогрессивной культуры. Однако в основном их ожидало быстрое разочарование. Многие подобные компании были не в состоянии воспроизвести даже самые элементарные принципы хорошего управления. Людей там ели живьем: хронический стресс, постоянная неопределенность, бесконечная смена руководства, частая смена направления и общий хаос. К ним можно применить выражение Джеффри Пфеффера "токсичная компания". Согласно Пфефферу, токсичную компанию легко отличить по следующему признаку: «она требует от человека выбирать между жизнью и карьерой. Токсичная компания говорит сотруднику: "Ты должен стать нашей собственностью"... Токсичная компания говорит: "Мы собираемся создать такую ситуацию, что тебе придется работать так много и в таком темпе, что надолго твоих сил не хватит. Мы хотим, чтобы ты пришел к нам и выложился по полной — а потом можешь идти на все четыре стороны»25. В 1999 и 2000 годах и дня не проходило, чтобы я не получал от какого-либо сотрудника высокотехнологичной компании звонка или электронного письма с жалобой на организационные проблемы того или иного сорта: "У нас трое лучших специалистов ушли из фирмы, но никто и слова не сказал". "Главный администратор сам себе противоречит: на прошлой неделе одно, сегодня — другое". "Они уволили пятерых программистов, и теперь все боятся; мы понятия не имеем, что происходит". "Как мне поддерживать в людях интерес к работе в подобной обстановке? Я опасаюсь, что все могут просто взять и уйти". А вот один из моих любимых примеров: вчера я получил от "наших руководителей" расписание в формате Microsoft Project на три проекта, о которых я раньше ничего не слышал. Они должны быть сделаны за пару недель и запросто могут отнять 50—75% моего времени. Естественно, я взбесился... Но мы к таким фокусам уже привыкли. "Великое переселение" новой экономики превратилось в великий исход, о чем выразительно говорит фраза "я лучше буду разносить кофе в Starbucks"2''. Летом 2000 года руководство крупного регионального банка пригласило меня рассказать о том, как привлекать и удерживать креативных работников с высокой квалификацией. Мы выбрали для семинара продвинутую высокотехнологичную компанию и предложили двум ее топ-менеджерам принять участие в обсуждении. Я сделал несколько вводных замечаний относительно предмета встречи, и не прошло и получаса, как завязался серьезный разговор. Члены руководства банка хотели знать, что важно для креативных специалистов, особенно молодых. Их интересовали такие подробности, как протокол в одежде, интерьер офиса, льготы, оплата труда, местоположение компании и т.п. Сразу чувствовалось, что эти люди искренне озабочены тем, как обеспечить правильное управление и мотивировать своих сотрудников нормальным человеческим отношением. По мере углубления в эти вопросы, два менеджера также вступили в дискуссию, выражая взгляды, фактически представлявшие собой высокотехнологичную версию "стрессового управления": выжимай из людей все, на что они способны. Группе сразу стало ясно, что эти двое не имеют даже смутной идеи о том, как стимулировать креативных работников или хотя бы как обращаться с ними — не говоря уже о создании эффективной и надежной организационной культуры. Семинар близился к концу, часы показывали без нескольких минут шесть — но высокотехнологичная парочка, не заботясь о времени, пустилась в разглагольствования. Остальные участники сидели, ерзая, в своих креслах, пока, наконец, один из администраторов банка не прервал затянувшееся выступление словами: "В нашей компании принято уважать чужие интересы и право сотрудников свободно идти домой, к своим супругам, семьям и партнерам — так что, мне кажется, беседу пора заканчивать". Падение индекса NASDAQ и крах новой экономики послужили предостерегающим сигналом против увлечения сиюминутной модой, а 11 сентября 2001 года с его последствиями усилили это настроение. Люди быстро образумились, став куда разборчивее в своих требованиях к месту работы, и перестали верить в миф о грандиозном успехе. Те, кто помоложе, получили наглядное представление о тяжелой ситуации, в которой оказались старшие. "Работа в стартапе вызывает неприятные ассоциации", — говорит выпускник университета Карнеги-Меллон 2001 года. Другой добавляет: "В больших компаниях людей привлекают две вещи: они дают гарантию занятости и не заставляют работать круглые сутки". Подобно креативным профессионалам вообще, эти двое отдали предпочтение тем компаниям, которые объединяют гибкий подход и открытость офиса нового типа со стабильностью, нормальной продолжительностью рабочего дня, разумной организацией управления и компетентностью коллектива. "Не забывайте, что я учился в условиях самого сумасшедшего рынка труда за последнее время, Сейчас рынок труда снова вошел в норму", — так суммировал сущность перемен один из выпускников 2001 года27. Действительно, важный результат подъема и упадка новой экономики состоит в корректировке ожиданий, которые люди возлагают на свою работу в существенных для себя пунктах. Уже в одном этом факте заключается неоценимый коллективный опыт.
Здесь и сейчас
Так мы приблизились к специфике сегодняшнею дня. Бессмысленное различие между старой и новой экономикой практически стерлось. Необходимость привлекать талантливых специалистов и мобилизовать креативность приводит к тому, что различные типы организации рабочего места приобретают все больше сходства. Люди готовы работать на компанию, где их ценят, поддерживают стимулирующую и при этом стабильную рабочую атмосферу, благоприятную для творчества, и позволяют раскрыться их потенциалу. Им необходимы гибкие условия в таких вопросах, как продолжительность и часы работы, форма одежды и индивидуальные профессиональные привычки. Они стремятся подыскать такое место, в котором разом присутствовали бы свобода и гибкость мелкой фирмы-стартапа плюс стабильность и единство направления более крупной компании. Однако траектория развития не ведет назад, к скуке и рутине традиционной корпоративной бюрократии. Люди привыкли к характерным особенностям рабочих условий "профессионалов без галстука" и теперь могут попросту отказаться работать в организации, которая не обеспечивает эти условия. Это часть более общей тенденции. Как правило, улучшения на рабочем месте сохраняются надолго — раз осуществив, их уже трудно отменить, даже при слабом рынке труда. Компании всех видов перенимают новый стиль управления креативной деятельностью. Если он больше подходит нам, чем прежний — тем лучше для нас.
Глава 9 Искривление времени
Если от самого слова "время" у вас что-то сжимается в груди и начинает пульсировать висок — вы не одиноки. Многие исследования показывают, что все большее число американцев страдают от недостатка времени. Мы часто относим это за счет своего состояния "перерабатывающих американцев", как назвала нас Джульег Шор в своей влиятельной книге 1991 года, но не все так просто1. Хотя представители креативного класса действительно имеют тенденцию работать сверхурочно, это чувство прессинга складывается из множества факторов. Кроме того, со временем связано не только увеличение рабочего дня, но и другие серьезные перемены. Главная новость заключается в том, что мы стали пользоваться временем более интенсивно. Сегодня мы стараемся каждую минуту заполнить до отказа всевозможными занятиями и видами деятельности — на работе, дома и на отдыхе. В ходе этого процесса наши идеи о времени, равно как и принципы его использования, приобрели новые очертания. Это касается организации дня или недели, которые строятся теперь по более гибкому графику. Это касается также общего направления жизни: чем дальше, тем больше люди предпочитают "фронтальную загрузку" в личных делах и карьере, откладывают на потом брак и детей или решаются на важные перемены в среднем возрасте. Креативный класс здесь на переднем плане, что, в свою очередь, вызвало появление новых линий разрыва в обществе: люди, принадлежащие к этому классу, живут по одному типу времени, а остальное население — по другому. Интенсификация опыта времени началась в далеком прошлом. В сельскохозяйственных сообществах люди жили и работали по солнцу, в согласии с круговоротом сезонов. Часы, как пишет британский историк Э. П. Томпсон, преобразовали характер труда, а вместе с ним и прочих областей жизни2. Изобретение часов, разбивших день на часы и минуты, повлекло за собой изменения в идее времени и его распределении. Благодаря промышленной революции возникло жесткое разграничение времени на рабочее и свободное. Возникшая на рубеже XIX и XX веков теория "научного управления" Фредерика Тейлора основывалась на более производительном и эффективном использовании рабочего времени, а технические нововведения, наподобие электричества, обусловили увеличение продолжительности рабочего дня. Научное управление, которое постепенно стало включать хронометрирование и установку стандартов каждой операции, превратило разделение труда в разделение времени. Организационная эпоха привела к дальнейшему упорядочиванию и интенсификации времени, а кроме того помогла укорениться представлению о постепенном подъеме по корпоративной лестнице и повышении с возрастом общественного статуса человека как о норме жизни. Время представляет собой не просто физическую данность, но и социальную конструкцию, под постоянным воздействием которой формируется наша жизнь. Джоанна Чиулла пишет: «Различные культуры меняют и корректируют свою концепцию времени, подобно тому, как они модифицируют понятие труда. У каждого общества есть собственное социальное время. Социальное время определяет общий жизненный курс, все его сроки. Оно укажет, когда человеку есть, когда идти в школу, когда он стал достаточно взрослым, чтобы пить, водить машину, жениться или отправляться на пенсию»3. Сегодня наше восприятие времени вновь претерпевает изменения. У этого феномена больше аспектов, чем кажется на первый взгляд.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|