|
Материалы по социально-педагогической диагностике личности, семьи и социумаСтр 1 из 8Следующая ⇒ Материалы по социально-педагогической диагностике личности, семьи и социума
Используемые сокращения: КДНиЗП – Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав ПДН – Подразделения по делам несовершеннолетних КСЗН – Комитет социальной защиты населения СК РФ – Семейный кодекс Российской Федерации ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации
План: 1. Методика диагностики личности как направление деятельности социального педагога 2. Методика диагностики микросреды как направление деятельности социального педагога 3. Методика диагностики семьи как направление деятельности социального педагога
Тема 1: Методика диагностики личности как направление деятельности социального педагога
Диагностическая функция - одна из основных в деятельности социального педагога. Согласно методическому письму «О социально-педагогической работе с детьми» (1994) она предполагает постановку «социального» диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем. Одним из объектов диагностики в деятельности социального педагога выступает личность (ребенка, взрослого). Содержание занятия: закрепление и систематизация знаний о диагностическом аппарате социального педагога; ознакомление с вариантами оформления карты-характеристики личности; анализ примеров, моделирование индивидуальных вариантов. ЗАДАНИЕ СТУДЕНТАМ: 1. Дайте краткую характеристику диагностике как элементу педагогического процесса. Сформулируйте требования к организации и осуществлению диагностических процедур. 2. В чем, на Ваш взгляд, заключается цель социально-педагогической диагностики личности? 3. Используя известные Вам методики диагностики личности, заполните карту-характеристику личности на одного из неблагополучных детей. I. В числе обязательных документов, которые составляются социальным педагогом, - медико-психолого-педагогическая характеристика подопечных, которая относится к числу документов внутреннего пользования и не подлежит огласке. Социальный педагог может самостоятельно выполнять диагностические операции, а также прибегать к услугам специалистов. В этой связи и сама диагностика может иметь различную цель: · данные используются специалистами-смежниками для формулирования административного решения, постановки профильного или комплексного диагноза (медицина, судебная практика, медико-психолого-педагогическая экспертиза и т.п.); · данные используются социальным педагогом для постановки социально-педагогического диагноза, хотя наблюдает данного подопечного другой специалист (например, школьная неуспеваемость, которая рассматривается школьным психологом как следствие нарушения психического развития ребенка); · социальный педагог ставит диагноз для последующей работы с данным подопечным; · диагностические данные используются подопечным в целях саморазвития, коррекции поведения и т.п. В случае, когда результаты диагностической деятельности используются социальным педагогом в собственной социально-педагогической деятельности, они, как правило, оформляются в единую «Карту-характеристику личности», «Медико-психолого-педагогическую характеристику личности», «Социально-педагогический паспорт личности и т.п. Единого образца данного вида документов в настоящее время не существует. Возможные варианты, а также комбинирование или создание собственной схемы, которая бы отвечала практическим задачам деятельности в конкретных условиях. Вариант 1. Схема изучения социальной истории личности (из опыта работы социальных педагогов г. Буденовска Ставропольского края)
I. Общие данные 1.1 Ф.И.О., адрес, дата и место рождения, семейное положение, национальность 1.2 Родители: И.О., дата рождения или смерти, место проживания 1.3 Братья и сестры: И.О.. дата рождения или смерти, место проживания 1.4 Дети: И.О., дата рождения, место проживания 1.5 Образование 1.6 Где работает (учится) 1.7 Психическое и физическое здоровье 1.8 Место его в семье, соседские связи II. Потребности и проблемы 2.1 Причины, приведшие к работе с данной личностью 2.2 История проблемы и ее состояние на нынешнем этапе 2.3 Способность выполнять жизненные роли 2.4 Стадия психического и умственного развития 2.5 Выполнение личностного долга перед семьей, группой, общиной III. Позитивные и негативные факторы, оказывающие влияние на помощь клиенту 3.1 Внутренние ресурсы личности к изменению 3.2 Какие факторы могут повлиять на оказание помощи 3.3 Реалистичны ли ожидания к изменению личности Вариант 2 Карта личности 1. Состояние здоровья и развития учащегося (заполняется школьным врачом или с его слов): 1.1 Общая оценка здоровья учащегося (по данным медицинской карты) 1.2 Признаки повышенной нервозности: отсутствуют; повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, садизм, другие признаки 1.3 Патологические влечения: * курит (не курит, курит эпизодически, систематически); * употребляет спиртные напитки (не употребляет, употребляет эпизодически, систематически); * употребляет токсико-нарковещества (не употребляет, употреблял однократно, эпизодически, систематически). 1.4 Состоит на диспансерном учете, по поводу чего __________ 2. Психологическая атмосфера семьи 2.1 Данные о родителях (отец, мать, лица, их заменяющие): образование ________________________________________________ профессия, место работы ____________________________________ 2.2 Другие члены семьи _____________________________________ 2.3 Тип семьи: * благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительная); * неблагополучная, в том числе: - педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания; признаки: отсутствие единства требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, систематические физические наказания, низкая осведомленность об интересах, поведении ребенка вне школы); - нравственно-неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни, пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются); - конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышенно раздражительны, жестоки, нетерпимы); 2.4 Характер взаимоотношений родителей с ребенком: * семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка); * чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий); * попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономии ребенка); * сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя и т.п.). 2.5 Организация режима труда и отдыха: * какие обязанности выполняет в семье ______________________ * соблюдает ли режим дня ___________________________________ * кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания _____________________ * как организовано общение учащегося в семье во время досуга, летнего отдыха, отпуска родителей __________ 3. Особенности учебной деятельности: 3.1 Успеваемость учащегося _________________________________ 3.2 Отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное; 3.3 Интеллектуальные возможности учащегося: высокие, средние, низкие 3.4 Мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых, стремление избежать наказания, стремление к самоутверждению в группе сверстников. 4. Положение в классном коллективе, отношение к коллективу 4.1 Позиция учащегося в коллективе: лидер (звезда), предпочитаемый, принятый, отвергаемый (изолированный); 4.2 С кем из класса наиболее близок. Характер взаимного влияния. 4.3 Взаимоотношения с другими одноклассниками: деловые, ровные, дружеские, теплые, конфликтные, ни с кем не общается; 4.4 Манера, стиль общения с окружающими: * доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту); * недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре); * экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим); * интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен). 4.5 Отношение к общественному мнению: * активно-положительное (понимает критику, согласен с ней, недостатки стремится исправлять и т.п.); * пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет); * безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения); * негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет). 5. Отношение к общественной деятельности и общественно полезному труду: 5.1 Отношение к общественным поручениям: с готовностью, без видимого интереса, отказывается; 5.2 Выполнение общественных поручений: добросовестное, недобросовестное, по настроению, под нажимом, с инициативой; 5.3 Отношение к трудовым делам класса: принимает активное участие, безразличен, демонстративно отказывается; 5.4 Отношение к физическому труду: * положительное (трудолюбие, часто предпочитает физический труд умственному, имеет "золотые руки"); * равнодушное (не выделяет физический труд как интересную деятельность, от него не отказывается, но выполняет без инициативы); * отрицательное (ленив, трудится недобросовестно, под нажимом, к физическому труду относится свысока, пренебрежительно); 5.5 Отношение к общественному имуществу: относится бережливо, по-хозяйски, относится равнодушно, относится демонстративно пренебрежительно вплоть до умышленной порчи имущества. 6. Направленность интересов 6.1 Проявляет интерес к деятельности: физический труд, умственный труд, техническая деятельность, общественно-политическая деятельность, организаторская деятельность, художественная (артистическая, литературная, музыкальная, хореографическая и т.п.), спортивная деятельность; 6.2 В каких кружках (секциях) состоит (состоял) ____________ 6.3 Культурный кругозор: посещает ли и насколько часто театры, музеи, выставки________________________ 6.4 каковы читательские интересы, какую литературу предпочитает, регулярность чтения (книг не читает, читает эпизодически, читает систематически). 7. Особенности сферы свободного общения учащегося 7.1 Сколько времени уделяется "уличному" общению в течение недели, часы вечернего прихода домой; 7.2 С кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося; 7.3 Постоянное или предпочитаемое место "уличного" общения (клуб, двор, подъезд и т.п.); 7.4 Содержание общения в уличных играх: работа с техникой, авто-мото-техникой, посещение кино, игра на гитаре, прослушивание музыкальных записей, разговоры на разные темы, бесцельное времяпрепровождение, выпивка, курения, азартные игры и др. 8. Самооценка личности 8.1 Уровень самооценки * адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения); * завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения); * заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения); 9. Особенности поведения 9.1 Положительные поступки учащегося. Как часто они совершаются ____ Возможные мотивы их совершения ____________________________ 9.2 Отрицательные поступки (проступки), их появление (эпизодически, систематически), их характер: грубость, драки, прогулы, опоздания на уроки, нарушения дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, не работает в классе на уроках; 9.3 Правонарушения учащегося: воровство, вымогательство у младших и слабых, избиение младших и слабых, попытки к насилию, жестокое обращение с животными, проявление садистских наклонностей, грубые нарушения общественного порядка (хулиганство) и т.п.; 9.4 Отношение к своим проступкам: равнодушен, переживает, оправдывает, осуждает; 9.5 Как относится к педагогическим воздействиям: с ожесточением, равнодушно, понимает и старается выполнить требования; 9.6 Состоит на учете внутри школы _______________ в ПДН ___________________________ Вариант 3. Карта личности
Класс ______________________ Возможна Фамилия _____________________ фотография Имя _________________________ Отчество _____________________ Дата рождения ________________ Домашний адрес _______________ Телефон ______________________ 1.
2.
3.
4.
5.
6.
Подпись заполнявшего___________
Вариант 4.
Карточка индивидуального изучения и учета подростка (может использоваться в деятельности КДНиЗП, Вариант 5. Карта изучения особенностей ученика
Нравственная характеристика
Вариант 6. Вариант 7. Карта обследования дезадаптированного подростка [1] Фамилия, имя, отчество..................... Год рождения, класс........................ 1. Здоровье: хорошее (5), удовлетворительное (4), слабое (3), патология (2), хронические болезни (1). 2. Учеба: удовлетворительная (5), слабая (4), неудовлетворительная (3), оставил школу, ПТУ, работает (2), не работает, не учится (1). 3. Поведение в школе: примерно (5), хорошее (4), удовлетворительное (3), неудовлетворительное (2), состоит на учете в ОППН (1). 4. Общественная активность: организатор коллективных дел (5), активный участник коллективных дел (4), пассивный участник коллективных дел (3), не участвует в общественной жизни (2), бойкотирует, дезорганизует коллективные мероприятия (1). 5. Отношение к учебе: охотное (5), избирательное (4), равнодушное (3), неохотное (2), крайне неохотное (1). 6. Состав семьи: мать, отец, бабушка, дедушка (5), только мать и отец (4), мать и отчим, мачеха и отец (3), одна мать, один отец (2), нет родителей - бабушка, дедушка, другие родственники (1). 7. Количество детей в семье....................... 8. Образование родителей: высшее (5), незаконченное высшее (4), среднее специальное (3), общее среднее (2), неполное среднее (1). 9. Степень выраженности аморальных проявлений в семье: 5 - семья ведет здоровый образ жизни; 4 - один из родителей склонен к выпивкам, скандалам; 3 - у родителей эпизодические запои, семейные скандалы; 2 - частые запои, дебоши, аморальное поведение родителей; 1 - повседневные проявления аморальности, алкоголизм родителей, необходимость в лишении родительских прав и изъятии детей. 10. Степень выраженности асоциальных, стяжательских взглядов, убеждений в семье: 5 - семья характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей; 4 - духовные потребности недооцениваются; 3 - для семьи характерна духовная, идейная индифферентность; 2 - преобладают стяжательские настроения; 1 - в семье не осуждаются нетрудовые доходы, допускаются любые средства достижения корыстных целей. 11. Характер эмоциональных отношений в семье: 5 - атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки; 4 - отношения ровные, но без эмоциональной близости; 3 - эпизодически возникающие конфликты, отчуждение, холодность; 2 - эмоционально-холодные, отчужденные отношения; 1 - напряженно-конфликтные отношения. 12. Характеристика дружеского внешкольного общения со сверстниками: 5 - на основе общих полезных интересов, совместных занятий в кружках, секциях, увлечений спортом, коллекционированием и т.п. 4 - досуговые группы с совместными формами отдыха и общения; 3 - общение на основе пустого времяпрепровождения; 2 - асоциальные группы: выпивки, сквернословие, драки, мелкое хулиганство; 1 - криминогенные группы, состоящие на учете в ПДН за различные правонарушения: мелкие кражи, угоны, бродяжничество и др. Показатели социального развития подростка 13. Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений: 1 - профессиональные намерения и планы отсутствуют из-за негативизма и циничного отношения к труду; 2 - планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездушности; 3 - планы неопределенные, иногда нереальные; 4 - планы и профессиональные намерения в основном определились, но нет активной подготовки к будущей профессии; 5 - профессиональные планы и намерения выражены четко, осуществляются ознакомление с будущей профессией, подготовка к ней. 14. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности: 1 - отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия; 2 - к урокам готовится нерегулярно, под контролем взрослых; 3 - отношение добросовестное, но без увлечения, не ради знаний, а ради оценок; 4 - отношение сознательное, добросовестное, интерес проявляется избирательно, не ко всем предметам; 5 - отношение увлеченное, сознательное, добросовестное. 15. Уровень развития полезных интересов, знаний, навыков, умений (спортивные, трудовые, технические, художественные и т.д.): 1 - индифферентность интересов, преобладание пустого времяпрепровождения; 2 - интересы поверхностные, неустойчивые, развлекательного характера; 3 - интересы и полезные занятия не получили самостоятельного углубленного развития, формируются больше под влиянием других; 4 - интересы глубокие, разносторонние, но не закреплены в полезных знаниях, навыках, умениях; 5 - глубокие интересы, выражающиеся в самостоятельной работе по закреплению полезных знаний, навыков, умений. 16. Отношение к педагогическим воздействиям: 1 - резкая, грубая форма неприятия любых педагогических воздействий, замечаний, порицаний; 2 - неприятие педагогических воздействий в форме пассивного сопротивления, игнорирования, упрямства; 3 - избирательное отношение к педагогическим воздействиям в зависимости от характера взаимоотношений с учителями; 4 - к замечаниям учителей склонен прислушиваться, наказания и поощрения правильно воспринимает; 5 - чутко реагирует на замечания учителей, болезненно переживает порицания, старается не повторять осуждаемых действий, поступков. 17. Коллективистские проявления, способности считаться с коллективными интересами, нормами коллективной жизни: 1 - бравирует своим негативным отношением к нормам коллективной жизни, к общественному мнению в классе; 2 - к общественному осуждению относится равнодушно; 3 - внешне конформное поведение, но не живет интересами коллектива; 4 - с большей частью класса сохраняет товарищеские отношения, дорожит общественным мнением; 5 - развитое чувство справедливости, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи. 18. Способность критически, с позиций норма морали и права оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников: 1 - открытое неприятие норм морали, права, одобрительное отношение к циничным антиобщественным поступкам; 2 - в большей степени ориентируется на антиобщественные нормы и ценности, и в соответствии с ними оценивает поступки окружающих; 3 - равнодушное, безразличное отношение к нарушениям норма общественной морали, права, «нейтральность» ценностно-нормативных проявлений; 4 - способен различать «плохие» и «хорошие» поступки и поведение, осуждать и одобрять их; 5 - активное неприятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними. 19. Самокритичность, наличие навыков самоанализа: 1 - навыков самоанализа и самокритичности не имеет и не стремится их развивать; 2 - самоанализ может иногда возникнуть под влиянием осуждения окружающих; 3 - самоанализ отсутствует либо слабо выражено критическое отношение к себе; 4 - самоанализ и самокритичность проявляются, но не всегда выражаются в активных условиях по самовоспитанию; 5 - самоанализ и самокритичность являются основой программы самовоспитания и самосовершенствования. 20. Внимательное, чуткое отношение к окружающим: 1 - проявление жестокости по отношению к товарищам, младшим, слабым, животным; 2 - способность совершать жестокие поступки «за компанию», под влиянием других; 3 - равнодушие, невнимательность в отношении с одноклассниками, товарищами; 4 - сопереживание по отношению к близким, родным; 5 - высоко развитая действенная эмпатия, выражающаяся в способности сопереживать не только близким, но и окружающим в чужой боли, радости, стремление помочь. 21. Волевые качества. Невосприимчивость к дурному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении: 1 - использование сильных волевых качеств в антиобщественных целях; 2 - слепое подчинение чужому негативному влиянию, импульсивность, слабая волевая регуляция поведения; 3 - стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начала, преодоления трудностей принятия решений, сопротивления среде и т.д.; 4 - хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию, преодолевать трудности внешнего и внутреннего характера; 5 - сильные волевые начала, проявляющиеся не только на уровне саморегуляции собственного поведения, но и в коллективе, в способности направлять коллективные общественно полезные действия. 22. Внешняя культура поведения: 1 - неряшливость, запущенность одежды, прически, отсутствие культурных навыков общественного поведения; 2 - безвкусица внешнего вида, бравирование псевдомодной одеждой, прической, вульгарность манер; 3 - безразличие к внешности, отсутствие эстетического начала в отношении к своему внешнему виду, к манере поведения; 4 - аккуратный, подтянутый внешний вид, высокая культура поведения; 5 - эстетическая воспитанность, развитое чувство вкуса, проявляющееся в одежде, поведении, манере держаться. 23. Отношение к алкоголю: 1 - злоупотребление алкоголем либо регулярное употребление наркотиков, токсических веществ; 2 - эпизодическое употребление алкоголя либо токсических веществ; 3 - нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда, который приносят алкоголь, токсические вещества; 4 - осознанный отказ от употребления спиртного, связанный с пониманием социальной опасности и вреда алкоголя; 5 - активная позиция в борьбе с алкоголизацией и наркоманией. 24. Отношение к курению: 1 - закрепившаяся привычка к курению; 2 - эпизодическое курение; 3 - воздержание от курения благодаря запретам родителей, учителей; 4 - осознанный, самостоятельный отказ от курения; 5 - активное неприятие курения в отношении себя и своих товарищей (выбор друзей). 25. Культура речи: 1 - сквернословие, употребление нецензурных выражений в общественных местах, в присутствии девушек, женщин, взрослых; 2 - эпизодическое сквернословие «по случаю»; 3 - избегание нецензурных выражений; 4 - активное стремление очистить речь от сквернословия; 5 - высокая культура речи, богатый лингвистический запас.
Карта заполняется социальным педагогом на основе наблюдения, изучения учебной, общественной, трудовой деятельности несовершеннолетнего, характера его взаимоотношений с одноклассниками, учителями, родителями, друзьями, а также в результате бесед, сбора независимых характеристик, которые несовершеннолетнему, условиям его семейного и школьного воспитания и внешкольной среды дают окружающие.
II. В практике работы КДНиЗП и ПДН также используются личные карточки. Приведем примеры:
Учетная карточка Карточка III. Диагностика отдельных проявлений личности. Тест-анкета «Кругозор» 1. Назови в порядке предпочтения школьные предметы, которые кажутся тебе самыми интересными: 1) ________________ 2) ________________ 3) ________________ Школьные предметы самые полезные ___________________________, самые трудные для тебя _____________________________________ 2. Назови самые трудные школьные уроки, если такие у тебя есть: 1) ________________ 2) ________________ 3) ________________ 3. Допиши незаконченные предложения: - Охотнее всего я встречаюсь в школе... - Меньше всего в школе мне хотелось бы встречаться с... - После школьных уроков я охотнее всего занимаюсь... - В свободное время я больше всего интересуюсь... - Мое любимое занятие дома... - Со сверстниками мне интереснее всего... - Мне нравятся такие люди... - Мне нравятся телепередачи... - Главным событием моей жизни в этом году было... - Свое свободное время я предпочитаю тратить... - В моей жизни меня огорчает... - В будущем я хотел бы...
Вопросы к схеме-характеристике учащихся класса [2] 1. Охотно ли, с интересом ребенок учится? 2. Достаточно ли ответственно относится к учению? 3. Переживает ли свои учебные удачи и неудачи? 4. Стремится ли к улучшению своих результатов? 5. Активен ли на уроках? Часто ли выражает желание высказаться, ответить на вопросы? 6. Вполне ли дисциплинирован ученик? 7. Умеет ли организовать себя в работе? 8. Достаточно ли при этом внимателен, целеустремлен и настойчив? 9. Отвечает ли работоспособность ребенка предъявляемым школой требованиям? 10. Достаточно ли контактен, доверчив ученик, легко ли откликается на воспитательные воздействия? 11. Хорошо ли складываются его отношения с другими детьми в классе? 12. Можете ли Вы опереться в работе с ребенком на помощь его родителей? 13. Нуждается ли ребенок в дополнительной индивидуальной помощи: а) на уроках? б) при выполнении домашних заданий? 14. Легко ли откликается на помощь? 15. Успешно ли проходил процесс адаптации в школе? 16. Вполне ли удовлетворительно усваивает ребенок программные знания, умения и навыки? * Для работы со схемой можно ввести систему условных обозначений: «1» - безусловно да; «2» - скорее да, чем нет; «3» - скорее нет, чем да; «4» - безусловно нет. При такой системе подсчета можно ориентироваться на то, что дети, набравшие средний балл от 3,1 до 4, испытывают трудности адаптации к школе. Тест-цветограмма «Моя жизнь» Испытуемому предлагается заштриховать цветными карандашами стандартный бланк из 13 прямоугольников (7 - больших и 6 - малых), каждый из которых условно обозначает определенную жизненную ценность, отношения, увлечения, его достижения и неудачи, если они у него есть. Для каждого прямоугольника выбирается тот цвет, который хочется, помня при этом, что этим цветом он обозначает свое отношение к тому, о чем идет речь:
По тому, какой именно цвет выбирается, можно косвенно судить о внутреннем отношении к той или иной жизненной ценности. Выбор ярких, сочных тонов (красный, желтый, зеленый, голубой, синий) - свидетельствует чаще всего о высокой эмоциональной удовлетворенности. Выбор цветов мрачных, темных (коричневый, фиолетовый, черный и т.п.) как правило говорит об эмоциональной неудовлетворенности, либо повышенной тревожности, снижении жизненного тонуса и внутренней эмоциональной напряженности личности. Результаты цветотеста необходимо рассматривать в совокупности с другими методами исследования.
Карта наблюдения Стотта [3] Целью создания карты наблюдений Стотта было выявление характера дезадаптации ребёнка в школе. В её основе лежит фиксация форм дезадаптивною поведения ребёнка по результатам длительного наблюдения за ним педагогами. Карта наблюдений включает в себя 165 фрагментов поведения (симптомов), о наличии или отсутствии которых у ребенка должен судить педагог, заполняющий карту. Эти симптомы сгруппированы в одиннадцать важнейших синдромов дезадаптации. Карта наблюдений заполняется несколькими экспертами (учителями, родителями, психологом). Карта наблюдений состоит из регистрационного бланка в виде таблицы и регистрационной карты. В регистрационном бланке делаются отметки разными цветами (у каждого воспитателя свой цвет) в тех клетках, цифры которых соответствуют формам поведения, наиболее характерным для этого ребёнка. Центральная линия отделяет более тяжёлые нарушения (справа) от менее тяжёлых (слева). При подсчете симптомов, находящихся слева от вертикальной черты, оцениваются одним баллом, а справа — двумя. Коэффициент дезадаптированности подсчитывается по сумме баллов по всем синдромам. Содержательная интерпретация результатов карты наблюдений должна проводиться только совместно с психологом. Карта наблюдений Стотта позволяет работать социальному педагогу (педагогам) и психологу в тесном содружестве для определения характера дезадаптации и выработки совместной программы реабилитации. Совместная работа педагогов и психологов по карте наблюдений Стотта помогает понять природу проявлений дезадаптации воспитанника и наметить пути коррекции (на консилиуме). Наглядность метода позволяет воспитателям проанализировать своё отношение к подростку (в сравнении с другими педагогами) и как-то корректировать свою позицию (отношение) к нему. Неоднократное заполнение карты Карта первичн Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|