Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ребенком в процессе обучения, отношений со взрослыми и сверстниками, самоотношения, трудовой деятельности





Особенности ф.и. ф.и. ф.и.
Процесс обучения Внимание а) концентрированное, устойчивое, продолжительное б) неустойчивое, непродолжительное в) не способен фиксировать внимание г) запоминает легко и осознанно      
Память а) запоминает легко, но механически б) запоминает плохо      
Работоспособность а) способен к длительным усилиям, преодолению трудностей, прилежен б) усилия нерегулярны, малопродолжительны в) работоспособность низкая, ленив      
Дисциплина а) дисциплинирован, способен к самодисциплине б) дисциплинирован под влиянием внешних воздействий (под страхом наказания) в) недисциплинирован, безалаберен      
Отношение к учебной деятельности а) проявляет устойчивое желание учиться б) эпизодически проявляет интерес в) занимается неохотно, интереса нет      
Отношение к взрослым Изоляция а) избегает контактов, вступает в контакт лишь в случае крайней необходимости б) ведет себя очень насторожено в) совершенно изолируется от взрослых (к нему невозможно подойти)      
Оппозиция а) часто бывает в плохом настроении «ему (ей) все не нравится» б) негативно относится к замечаниям, грубит в) демонстрирует, что ему предъявляют несправедливые требования, несправедливо наказывают      
Сопротивление а) на обращение взрослого реагирует зло или подозрительно б) демонстрирует неприятие требований, предложений, просьб, даже весьма доброжелательных      
Тревожность а) чрезмерно разговорчив, докучает взрослому б) старается завладеть вниманием взрослого (показывает разные вещицы, обращается с мелкими делами, жалобами) в) «подлизывается», старается понравиться взрослым г) пытается «монополизировать» воспитателя, не допустить к нему других детей      
Позитивные проявления (дополнить перечень на основе своих наблюдений) а) спокойное, ровное отношение к взрослым б) искренняя привязанность к взрослому в) с пониманием относится к строгости и требовательности взрослого г) сочувствует, если у взрослого что-то не ладится, какие-то неприятности д) е)      
Отношение к сверстникам Изоляция а) вступает в контакт только с близкими товарищами б) избегает контактов с детьми, уходит в себя      
Агрессия а) насмехается над детьми, проявляет злорадство б) грубит детям в) часто ссорится с детьми г) обижает детей, дерется д) провоцирует ссоры е) пристает к более слабым детям ж) прячет, портит или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям з) проявляет мстительность и) рассерженный, «впадает в бешенство»      
Тревожность а) часто хвастается перед детьми б) постоянно «работает на зрителя» в) строит из себя шута, поясничает г) дурацкие выходки в группе сверстников д) подражает хулиганским выходкам других е) сам допускает хулиганские выходки      
Позитивные проявления (дополнить перечень на основе своих наблюдений) а) жалеет пострадавшего от детей, наказанного б) старается «притушить» ссору среди детей в) считается с интересом других детей г) берет под защиту слабых д) сам помощи не предлагает, но если к нему обращаются, не отказывает е) стремится помочь ж) выступает за справедливость з)      
Отношение подростка к самому себе Самооценка завышена а) неадекватно реагирует на замечания, считает себя невинно пострадавшим б) берется за любое дело, даже если объективно не готов с ним справиться в) склонен везде видеть козни по отношению к себе г) считает, что к нему несправедливы и этим оправдывает свою несправедливость по отношению к другим д) некритичность к себе, критиканство по отношению к другим        
Самооценка занижена а) сильно огорчается, получая замечания б) не берется за дело, даже если оно интересно («у меня не получится») в) не входит в игру, если не позовут г) с недоверием воспринимает похвалу д) заискивает перед ребятами      
Самооценка адекватна      
Сформированность готовности к труду Уровень сформированности а) элементарные навыки самообслуживания и их использование в повседневной жизни б) общетрудовые умения и навыки в) умение рационально организовать свой труд, контролировать себя в труде, пользоваться наиболее эффективными приемами г) трудолюбие, готовность выполнить любую нужную работу д) производительность труда е) качество выполнения трудового задания ж) наблюдательность и внимательность в процессе обучения труду и в трудовой деятельности      

 

 

Инструкция:

а) проставьте фамилии и имена детей, пометьте дату заполнения карты (рекомендуется неоднократное ее использование, в случае работы с одним и тем же бланком, каждый раз используйте иной цвет);

б) из предложенных характеристик поведения ребенка выберите те, которые в наибольшей мере соответствуют поведению того или иного подростка, и поставьте в соответствующей графе против его фамилии знак «+»; карта требует дальнейшей аналитической обработки.

Для составления этих и подобных карт-характеристик личности социальный педагог может использовать широкий спектр существующих диагностических методик: социально-психологических, психологических, социологических, педагогических, медицинских.

Динамическая карта-схема наблюдений за отношением школьника к учебному труду

* карта-схема заполняется дважды в год на основе собственных наблюдений, бесед с учителями, родителями, самими школьниками. На основании сравнительного анализа полученных данных вместе со школьниками вырабатывается индивидуальная программа изменения отношения к учебе. Дополнением могут служить результаты других методов исследования.

 

Успеваемость Отмечается знаком «+» по каждой строке в соответствующей графе Показатель в баллах Устойчивость постоянно время от времени
       
           

В начальных классах

5 класс

6 класс

7 класс и т.п.

2. Поведение во время уроков По своей инициативе По требованию учителя Постоянно Время от времени

- быстро включается в работу

- легко выполняет минимум заданий

- с трудом выполняет минимум заданий

- внимательно слушает учителя

- охотно дополняет ответы

- задает вопросы

3. Выполнение домашних заданий Самостоятельно Под контролем Постоянно Время от времени

- в полном заданном объеме по всем предметам

- в полном объеме по отдельным предметам (описать)

- читает дополнительную учебную литературу

- по общественно-гуманитарным предметам

- по естественным наукам

- по физико-математическим наукам

- систематически выполняет творческие задания

- рационально чередует в работе труд и отдых

- задания выполняет в одно и тоже время, после отдыха

- выполняет задания сразу после уроков

- если работа не получается, возвращается к ней, переделывает

 

Тест-анкета «Кругозор»

1. Назови в порядке предпочтения школьные предметы, которые кажутся тебе самыми интересными:

1) ________________

2) ________________

3) ________________

Школьные предметы самые полезные ___________________________,

самые трудные для тебя _____________________________________

2. Назови самые трудные школьные уроки, если такие у тебя есть:

1) ________________

2) ________________

3) ________________

3. Допиши незаконченные предложения:

- Охотнее всего я встречаюсь в школе...

- Меньше всего в школе мне хотелось бы встречаться с...

- После школьных уроков я охотнее всего занимаюсь...

- В свободное время я больше всего интересуюсь...

- Мое любимое занятие дома...

- Со сверстниками мне интереснее всего...

- Мне нравятся такие люди...

- Мне нравятся телепередачи...

- Главным событием моей жизни в этом году было...

- Свое свободное время я предпочитаю тратить...

- В моей жизни меня огорчает...

- В будущем я хотел бы...

 

Вопросы к схеме-характеристике учащихся класса [2]

1. Охотно ли, с интересом ребенок учится?

2. Достаточно ли ответственно относится к учению?

3. Переживает ли свои учебные удачи и неудачи?

4. Стремится ли к улучшению своих результатов?

5. Активен ли на уроках? Часто ли выражает желание высказаться, ответить на вопросы?

6. Вполне ли дисциплинирован ученик?

7. Умеет ли организовать себя в работе?

8. Достаточно ли при этом внимателен, целеустремлен и настойчив?

9. Отвечает ли работоспособность ребенка предъявляемым школой требованиям?

10. Достаточно ли контактен, доверчив ученик, легко ли откликается на воспитательные воздействия?

11. Хорошо ли складываются его отношения с другими детьми в классе?

12. Можете ли Вы опереться в работе с ребенком на помощь его родителей?

13. Нуждается ли ребенок в дополнительной индивидуальной помощи:

а) на уроках?

б) при выполнении домашних заданий?

14. Легко ли откликается на помощь?

15. Успешно ли проходил процесс адаптации в школе?

16. Вполне ли удовлетворительно усваивает ребенок программные знания, умения и навыки?

* Для работы со схемой можно ввести систему условных обозначений:

«1» - безусловно да;

«2» - скорее да, чем нет;

«3» - скорее нет, чем да;

«4» - безусловно нет.

При такой системе подсчета можно ориентироваться на то, что дети, набравшие средний балл от 3,1 до 4, испытывают трудности адаптации к школе.

Тест-цветограмма «Моя жизнь»

Испытуемому предлагается заштриховать цветными карандашами стандартный бланк из 13 прямоугольников (7 - больших и 6 - малых), каждый из которых условно обозначает определенную жизненную ценность, отношения, увлечения, его достижения и неудачи, если они у него есть. Для каждого прямоугольника выбирается тот цвет, который хочется, помня при этом, что этим цветом он обозначает свое отношение к тому, о чем идет речь:

 

Учебные дела Домашние дела Близкие люди Друзья Труд Увлечения Достижения Неудачи Дни недели
                понедельник
                вторник
                среда
                четверг
                пятница
                суббота
                воскресенье

 

По тому, какой именно цвет выбирается, можно косвенно судить о внутреннем отношении к той или иной жизненной ценности. Выбор ярких, сочных тонов (красный, желтый, зеленый, голубой, синий) - свидетельствует чаще всего о высокой эмоциональной удовлетворенности. Выбор цветов мрачных, темных (коричневый, фиолетовый, черный и т.п.) как правило говорит об эмоциональной неудовлетворенности, либо повышенной тревожности, снижении жизненного тонуса и внутренней эмоциональной напряженности личности.

Результаты цветотеста необходимо рассматривать в совокупности с другими методами исследования.

 

Карта наблюдения Стотта [3]

Целью создания карты наблюдений Стотта было выявление характера дезадаптации ребёнка в школе. В её основе лежит фиксация форм дезадаптивною поведения ребёнка по результатам длительного наблюдения за ним педагогами. Карта наблюдений включает в себя 165 фрагментов поведения (симптомов), о наличии или отсутствии которых у ребенка должен судить педагог, заполняющий карту. Эти симптомы сгруппированы в одиннадцать важнейших синдромов дезадаптации.

Карта наблюдений заполняется несколькими экспертами (учителями, родителями, психологом). Карта наблюдений состоит из регистрационного бланка в виде таблицы и регистрационной карты. В регистрационном бланке делаются отметки разными цветами (у каждого воспитателя свой цвет) в тех клетках, цифры которых соответствуют формам поведения, наиболее характерным для этого ребёнка. Центральная линия отделяет более тяжёлые нарушения (справа) от менее тяжёлых (слева). При подс­чете симптомов, находящихся слева от вертикальной черты, оцениваются одним баллом, а справа — двумя. Коэффициент дезадаптированности под­считывается по сумме баллов по всем синдромам. Содержательная интер­претация результатов карты наблюдений должна проводиться только совместно с пси­хологом.

Карта наблюдений Стотта позволяет работать социальному педагогу (педагогам) и психологу в тесном содружестве для определения характера дезадаптации и выра­ботки совместной программы реабилитации. Совместная работа педагогов и психологов по карте наблюдений Стотта помогает понять природу проявлений дезадаптации воспитанника и наметить пути коррекции (на консилиуме).

Наглядность метода позволяет воспитателям проанализировать своё отношение к подростку (в сравнении с другими педагогами) и как-то корректировать свою позицию (отношение) к нему. Неоднократное запо­лнение карты


Карта первичных и промежуточных наблюдений Стотта

 

Нарушения Неприспособленность

ИД                                                  
Д                                                  
У                                                  
ТЕ                                                  
ЕЕ                                                  
ТД                                                  
А                                                  
Н                                                  
ЕД                                                  
ЭН                                                  
НС                                                  

наблюдений, фиксирующее разные этапы работы с тем или иным ребёнком, может дать объективные показатели эффективности про­водимой воспитательной и психо-коррекционной работы.

Очень важно, что карта наблюдений направлена на тонкую диагностику тех психических нарушений, которые характерны для конкретного ре­бёнка. Таким образом, карта наблюдений — важный инструмент для ре­ализации индивидуального подхода к воспитаннику.

Одним из интересных аспектов применения карты наблюдений яв­ляется её обучающий эффект, так как программированное наблюдение, которое можно проводить, опираясь в качестве ориентиров на систему выделенных в карте наблюдений симптомов или фрагментов поведения, формируют эту способность у самого наблюдателя.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.