|
Карта обследования жизненного пространства ребенка(разработка Орловского педагогического института) 1. Ф.И.О. ребенка. 2. Дата рождения ребенка (число, месяц, год). 3. Место рождения (город, село, область) и его экологическая характеристика (природные условия и их сохранность, наличие разрушающих природу источников, наличие экологически грязных и вредных производств, общественный транспорт, удаленность дома от большого скопления техники и людей). 4. Географический характер места постоянного проживания. 5. Жилищно-бытовые условия (отдельный дом, квартира, наличие детской комнаты, двора, где ребенок может быть без присмотра взрослых). 6. Физическое развитие ребенка (полностью здоров, хронически болен (чем именно), часто болеет, часто пропускает занятия). 7. Культурно-бытовые условия домашней жизни: наличие специального учебного уголка, комнаты-мастерской для занятий по интересам; наличие книг, спортивного инвентаря, музыкальных инструментов; наличие бытовой техники, с которой ребенок постоянно имеет дело дома; наличие собственного уголка природы, животных, птиц, растений, за которыми он постоянно ухаживает. 8. Культурно-гигиенические условия дома и двора (наличие детской площадки, специальных предметов и инвентаря, предназначенного для физического развития ребенка). 9. Отношение взрослых к внеучебным занятиям ребенка дома (поощрительное, заинтересованное, поддерживающее участием, контролирующее, равнодушное, отрицательное). 10. Отношение семьи к учебным делам сына (дочери) (постоянно заинтересованное, жестко контролирующее, поддерживающее, непоследовательное, постоянно конфликтное из-за отметок). 11. Наказывают ли дома за школьные успехи и неудачи (практически нет, довольно часто; нет, никогда). 12. Обычное домашнее проведение времени ребенком (самостоятельное, под контролем взрослых, при участии взрослых в его делах, при его участии в делах взрослых, бесконтрольное, ребенок сам контролирует свое время; контролирует и свое время, и занятия младших членов семьи). 13. Часто ли ребенок конфликтует с членами семьи (родителями, старшими, младшими). 14. Основное содержание любимых досуговых занятий (труд, общение, чтение, телевизор, музыка, игры, техника, занятия искусством, животными, растениями, спорт, поделки и т.п.). 15. Отношение взрослых к общению и друзьям ребенка (заинтересованное, равнодушное, негативное). 16. Основные внеучебные занятия ребенка в школе после уроков (игры со сверстниками, самоподготовка к занятиям, физический труд, спортивные занятия, занятия в кружках, занятия по спецпрограмме, компьютерные игры, иное). 17. Участие в работе учреждений дополнительного образования (посещает библиотеку (еженедельно, время от времени, никогда, поблизости библиотеки нет); ходит на занятия клубных кружков, объединений, секций, ходи в клуб на познавательно-развлекательные программы, не ходит в клуб, клуб нет; занимается по индивидуальной программе в учреждениях дополнительного образования). 18. Участвует ли в полезном труде по благоустройству своего дома (да, изредка, нет), двора (да, нет), школы (да, нет). 19. Трудится ли вместе с родителями на приусадебном участке, даче (постоянно и охотно, только по просьбе взрослых, участвует периодически (весной, летом, осенью), не участвует, приусадебного участка нет). 20. Поощряется ли самостоятельное зарабатывание денег (да, еще мал, нет). 21. Принимает ли участие в обсуждении денежного бюджета семьи, ее основных затрат (постоянно, иногда, пока не принимает). 22. Участвует ли сам в заработке для семьи (периодически, иногда, нет). 23. Считаются ли в семье с его мнением при принятии ответственных домашних решений (постоянно, изредка, пока нет). 24. Выделить типичные варианты его отношений со сверстниками в школе (доброжелательные, взаимозаинтересованные, попечительские, нейтральные, часто конфликтные, преимущественно негативные). 25. Выделить типичные варианты отношений с педагогами (взаимозаинтересованные, ответственные, взаимоуважительные, формально-деловые, исполнительские, равнодушные, конфликтно-напряженные, агрессивно-взрывные, непоследовательно положительные, непоследовательно отрицательные, полного неприятия друг друга (выделить типичные варианты общения школьника с отдельными педагогами конкретных учебных предметов.
Литература: Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. – Орел, 1994. – Ч. 1. Моделирование воспитательных систем: теория – практике. – М., 1995. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. – М., 2000. Соколов Р.В. Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства. – М., 1993. Менеджмент социальной работы. – М., 2001. Методика и технологии работы социального педагога /Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М., 2002. Технологии социальной работы с детьми и подростками: Сб. статей /Под ред. В.Н. Киласьева. – СПб., 2001. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.
Тема 3: Методика диагностики семьи как направление деятельности социального педагога Содержание занятия:закрепление и систематизация знаний о методах диагностики семьи и внутрисемейных отношений; ознакомление с вариантами карт-характеристик семьи; анализ рабочих материалов; проектирование диагностических пакетов ЗАДАНИЕ СТУДЕНТАМ: 1. В чем, на Ваш взгляд, состоит специфика диагностики семьи? Какие методики изучения семьи Вам известны? 2. Сформулируйте цель диагностического обследования семьи социальным педагогом? Будет ли меняться целевая установка в зависимости от типа семьи, с которой начинает работать социальный педагог, проиллюстрируйте примерами. 3. Разработайте собственную схему изучения семьи (тип семьи по выбору Вашему выбору). Какие из известных Вам методик исследования семьи необходимы для работы с данной схемой?
I. Семья - малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Семью отличает единое экономическое основание, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших и младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты. В практической работе перед социальным педагогом встают многочисленные вопросы: с чего начинать работу, чтобы не утонуть в количестве и разнообразии семейных проблем? Как добиться эффективности оказываемой помощи? Решить многие проблемы поможет изучение конкретной семьи и ее потребностей. Прежде всего надо иметь в виду, что семья - непостоянный субъект из-за ряда причин: меняется число ее членов по причине рождения, смерти, развода, ухода взрослых детей; состояние индивидов, составляющих семью (болезни, инвалидность, старость); из-за перемен ее ресурсов, обязанностей ее членов. Поскольку семья - это сложная система, многоличностное образование, социальный педагог принимает во внимание не только людей, ее составляющих, но и подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами. В ходе изучения отдельной семьи социальному педагогу следует составить своеобразную «карту семьи», в которую может войти: * список членов семьи (в том числе расширенной) с указанием их имен, дат рождения (смерти); * наиболее важные для каждого события; * краткие характеристики членов семьи; * анализ того, чем «держится» семья: сплоченность и разделенность ее членов, внутрисемейные правила и нормы, эмоциональный климат; * описание и анализ внешней среды, что включает жилищные условия, описание соседства, местной демографической, экономической, экологической, коммуникативной ситуации; * социальный статус семьи (ее членов), национальная и религиозная принадлежность, образовательный и социокультурный уровень; * проблемы и потребности семьи, оценка и заключение, почему семья нуждается в социальной помощи и в какой именно. Надо знать, на что претендует семья, ее способность к преодолению трудностей, внутренние ресурсы для достижения желаемых перемен или препятствия. Дается диагноз: реалистичны ли ожидания перемен, возможности и ограничения в удовлетворении потребностей и решении проблем.
Вариант 1. Схема изучения социальной истории семьи (из опыта работы социальных педагогов г. Буденовска Ставропольского края) 1. Основная информация 1.1 Имена и дни рождения членов семьи 1.2 Дата бракосочетания (если брак не первый, то даты предыдущих) 1.3 Национальность и язык, на котором говорят в семье 1.4 Вероисповедание, если оно есть 1.5 Дата первого контакта социального педагога и семьи 2. Семья как система 2.1 Структура семьи: - члены малой и большой семьи (включая тех, кто не является родственником, но функционально присутствует в структуре семьи) Описание всех членов семьи по схеме «Социальная история личности» - взаимоотношения между родителями, детьми, родителями и детьми (нормальные или конфликтные), другими членами семьи - связи в семье (близость и отдаленность между членами семьи, эмоциональный климат в семье) 2.2 Окружающее семьи - район проживания - социоэкономический статус - взаимоотношения семьи с соседями, с социумом - дедушки, бабушки и другие члены большой семьи, их влияние - референтные группы, система связей, влияние на членов семьи 2.3 Функционирование семьи - образцы коммуникаций - образцы принятия решений 2.4 Ролевая деятельность членов семьи - кто ведет хозяйство - кто заботится о детях - кто выполняет функцию психологической поддержки членов семьи 2.5 История развития семьи - генеалогической дерево семьи - стадии развития семейной жизни - важные события в жизни семьи 3. Потребности и проблемы семьи 3.1 Индивидуальные потребности членов семьи 3.2 Потребности подсистем внутри семьи 3.3 Потребности и проблемы семьи как системы 4. Позитивные и негативные факторы, влияющие на удовлетворение потребностей семьи 4.1 Чего хочет и ждет семья от социального педагога 4.2 Каковы планы семьи 4.3 Каковы возможности семьи в плане изменения (внутри семьи, средовые) 4.4 Реалистичны ли ожидания в плане изменения семьи
Вариант 2. Паспорт семьи Учени _______________класса______________школы_________________ района________________________области__________________________ ________________________________________________________________(Ф.И.О.) 1. Общие сведения о родителях и других членах семьи
Жилищные условия______________________________________________ Материальное положение, источники доходов _______________________ Характеристика культурного уровня семьи __________________________ 2. Общие сведения о детях
Интересы детей ______________________________________________ Рабочее место ученика ____________________________________________ 3. Воспитательные возможности семьи Уровень воспитанности ученика ____________________________________ (высокий, средний, низкий) Уровень педагогической культуры родителей отца _________________________________________________________ (высокий, средний, низкий) матери _________________________________________________________ (высокий, средний, низкий) Микроклимат в семье _____________________________________________ (здоровый, устойчивый, недостаточно здоровый, не устойчивый, нездоровый) Направленность семьи ____________________________________________ (общественно-направленная, индивидуалистическая, ассоциально направленная) Ситуация семейного воспитания _________________________________ (благоприятная, осложненная, неблагоприятная) Тип семьи ___________________________________________________ Примечание__________________________________________________
II. В практике работы ПДН, КДНиЗП, Комитетов по образованию, Комитетов социальной защиты населения используется следующие рабочие материалы:
Форма № 4 Учетная карточка ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|