|
Право, мораль и образование в мировой политикеАнархичный характер международных отношений регулируется (в теории) международным правом. Р. Фалк отмечает, что большинство правовых норм, которые используются в международных отношениях, основаны на нравственных принципах. Тем не менее, право и мораль не тождественны. П. Цыганков указывает на два отличия: · правовые нормы зафиксированы в соответствующих документах, в то время как моральные принципы — нет; · мораль и право различаются по формам, средствам, методам воздействия, но если право предусматривает использование средств принуждения (санкции, исключение из членов международной организации и т.п.), то мораль — нет. Общепризнанно, что источники современного международного права перечислены в пункте 1 статьи 38 Статута Международного суда ООН, который гласит: Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет: а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. Международное право имеет важное значение в современном мире. Оно позволяет уменьшить неопределенность в международной среде, стабилизировать международные отношения. Различают международное публичное право и международное частное право. Публичное право регулирует отношения между государствами, а частное – отношения отдельных лиц, корпораций, негос. организаций, международную торговлю, обмен информацией и т.д. Центральный принцип международного права – идея государственного суверенитета, означающая, что государство обладает властными полномочиями на принадлежащей ему территории и самостоятельно в международных делах. Согласно этому, другие государства или иные акторы не имеют права вмешиваться во внутренние дела государства. Важнейшим, вытекающим из идеи суверенитета принципом международного права является принцип суверенного равенства государств. Он означает, что государства юридически равны независимо от территории, населения, военной, экономической мощи и т.д. Кроме названных, к принципам международного права относятся также принцип мирного разрешения международных споров, принцип неприменения силы или угрозы силы, принцип сотрудничества и др. Разрешение споров на мировой арене может происходить либо путем переговоров и посреднических процедур с участием или без участия третьей стороны, либо путем судебных процедур. Примерами надгосударственных судебных организаций могут послужить Международный суд и Европейский суд по правам человека. В качестве основных проблем международного права следует выделить отсутствие центральной власти, отсутствие законотворческих институтов, противоречия между национальным правом и государственным и возрастание роли неправительственных организаций. Мораль в мировой политике подразумевает оценку тех или иных действий на мировой арене с точки зрения того, насколько это хорошо или плохо, правильно или неправильно, нравственно или безнравственно. В вопросе об универсальности морали для мирового сообщества ученые делятся на два лагеря. Первый подход к этому вопросу – релятивистский. Согласно нему, невозможно сформулировать общие для всего человечества моральные принципы. Как пишут П. Виотти и М. В. Кауппи, моральные оценки тех или иных действий могут быть даны только в контексте определенной культуры. Сторонники либерального подхода, наоборот, считают, что существуют некие универсальные общечеловеческие нормы, ссылаясь, например, на категорический императив И. Канта. М. Р. Амстуц выделяет три основные моральные традиции в международных отношениях и мировой политике: · скептицизм в отношении морали; · космополитизм; · коммунитаризм. Он пишет, что в основе скептицизма лежит этика ответственности, космополитизма — этика убеждений, коммунитаризма. Скептицизм в отношении морали связан с политическим реализмом. Эта традиция, в отличие от цинизма, не отрицает наличия на мировой арене моральных принципов. Ее представители настаивают на том, что в мире не существует единых стандартов в отношении морали. Государства должны руководствоваться своими национальными интересами, действуя при этом из соображений прагматизма и благоразумности.. Этой традиции придерживались, в частности, бывший государственный секретарь США Д. Ачисон известный американский дипломат и исследователь Дж. Кеннан и др. Космополитизм наиболее тесно связан с кантовской традицией. Он основывается на убеждении о существовании в мире единой универсальной морали. Причем роли морали в мировой политике придается большое значение. Одним из наиболее ярких представителей космополитической традиции был президент США Вудро Вильсон. Сторонником этих взглядов был также президент США Дж. Картер. Для представителей этой традиции важнейшей моральной проблемой являются права человека. В рамках этой традиции считается аморально защищать национальные интересы в ущерб правам человека. Поэтому поддерживаются акты, связанные с гуманитарной интервенцией ради защиты прав человека. Коммунитаризм, как и космополитизм, исходит из представлений о существовании таких единых моральных норм и традиций, как равенство, экономическое процветание и т.п. Пол. деятели должны руководствоваться и национальными интересами, и соображениями морали. Представители этой традиции подчеркивают сложность любой ситуации, складывающейся на мировой арене, поэтому считают, что не существует простых и однозначных решений. Знание всегда было движущей силой социального прогресса. Постиндустриальная эпоха — с новыми технологиями и связанными с ними информационными, коммуникационными отраслями, а также биотехнологиями — предъявляет качественно новые требования к человеку. Ориентация на «интеллектуальное производство» потребовала изменения образовательной сферы. Существенные сдвиги в этой области произошли во второй половине XX столетия вследствие процессов глобализации и связанных с ними измененных, повышенных требований к человеку. Главным ресурсом становятся знания, а также умения применять их и создавать новые. По оценкам Всемирного банка, в настоящее время на традиционный, «физический» капитал приходится лишь 16% общего объема мирового богатства, 20% — на природный, а остальные 64% составляет человеческий капитал, который включает в себя прежде всего уровень квалификации, а значит — и образование. В целом, в современном мире мы наблюдаем переход от производства товаров к оказанию услуг, организации системы образования, проведению исследований и т.п. Это ведет к резкому спросу на высококвалифицированных специалистов и снижению потребности в неквалифицированных кадрах. Изменения в требованиях к знаниям и умениям влекут за собой серьезные социальные последствия. Ф. Фукуяма подчеркивает, например, что в настоящее время развивается резкая поляризация общества в зависимости от полученного образования на тех, кто знает и умеет, и всех остальных. При этом получить знания, несмотря на то, что они представляют собой наиболее «демократичный» ресурс, оказывается далеко не просто. Действительно, теоретически они могут быть приобретены всеми. Более того, право на образование закреплено в законодательстве многих стран, а также во Всеобщей декларации прав человека, 26-я статья которой гласит, что «каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования». Однако существует проблема доступа к получению образования, что во многом определяется наличием хорошей школы, вуза, возможностью пользоваться библиотеками, Интернетом и т.п. В целях получения качественного образования, а также в поисках более квалифицированной и хорошо оплачиваемой работы после защиты диплома в Европу и Северную Америку устремляются потоки из регионов Восточной Европы, Азии и т.д. В итоге образование напрямую оказывается связанным с другими проблемами мирового развития: миграцией населения и поляризацией по линии «богатый Север — бедный Юг». Складывающаяся диспропорция в уровне образования между развитыми и развивающимися странами вызывает тревогу и усиливает экономическое и социальное неравенство населения различных государств.
ТАНЯ ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|