Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







VI. Учет операций, связанных с предоставлением (получением) права использования НМА





Отражение в БУ таких операций осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других аналогичных договоров.

НМА, предоставленные правообладателем (лицензиаром) в пользование (при сохранении искл. прав), не списываются и подлежат обособленному отражению в БУ у правообладателя (лицензиара).

Пользователем (лицензиатом) такие НМА (полученные в пользование) учитываются на забалансовом счете в оценке, опр. исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре.

При этом платежи за предоставленное право использования, производимые в виде периодических платежей, включаются пользователем (лицензиатом) в расходы отчетного периода. А в виде фиксированного разового платежа, отражаются в БУ пользователя (лицензиата) как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора.

VIII. Деловая репутация (ДР) (ГУДВИЛЛ)

ДР = покупная цена предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части) - сумма всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения).

«+ДР» ‒ надбавка к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих эк. выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами. Учет в кач-ве отдельного инвентар.объекта. Д04

«-ДР» ‒ скидка с цены, предоставляемая покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п. К91.1

Приобретенная ДР (+!) амортизируется в течение 20 лет (но не более срока деят-ти орг-ции).

Амортизационные отчисления по +ДР репутации определяются линейным способом.



-ДР в полной сумме относится на ФР организации в качестве прочих доходов.

 

14. Учет денежных средств на расчетом и кассовых счетах

 

Денежные средства предприятий - совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных, валютных, специальных и депозитных счетах, в аккредитивах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах. В широком смысле к денежным активам относят также вложения в легко реализуемые ценные бумаги и требования на получение денежных средств.

Денежные средства характеризуют начальную и конечную стадии кругооборота хозяйственных средств, скорость движения которых определяет эффективность всей деятельности предприятия. Объем имеющихся у предприятия денег определяет платежеспособность предприятия (одну из важнейших характеристик финансового положения предприятия).

Денежные средства - единственный вид оборотных средств, обладающий абсолютной ликвидностью, т.е. немедленной способностью выступать средством платежа по обязательствам предприятия. Платежеспособность предприятия определяется сопоставлением уровня денежных средств с размером текущих обязательств предприятия. Кроме погашения обязательств, необходимы определенные запасы денежных средств для оплаты возможных непредвиденных обязательств, а также для осуществления выгодных инвестиций. С другой стороны, излишние запасы приводят к замедлению оборота, снижению эффективности их использования, потерям вследствие инфляции. Таким образом, задача учета - сохранение повседневной платежеспособности предприятия и извлечение дополнительной прибыли за счет инвестиций.


Учет кассовых операций


Наличные денежные средства и денежные документы хранятся и учитываются в кассе предприятия. Общие правила хранения, использования и учета денежных средств в кассе устанавливаются Центральным Банком РФ (инструкции, положения и пр. нормативные документы). Поступление денег в кассу происходит при их получении с расчетного или других счетов в банках, приеме наличных денег за продукцию и услуги, различных взносов работников предприятия или возврате ранее выданных им авансов. Из кассы деньги расходуются на выплату зарплаты и другие платежи работникам, выдаются на хозяйственные или другие расходы или вносятся на счета в банках.

Основными документами по учету поступления денег и их выдачи являются приходные и расходные кассовые ордера. Расходные кассовые ордера подписываются руководителем предприятия и главным бухгалтером. Подпись руководителя не обязательна, если она есть на прилагаемых к ордеру документах. Приходные кассовые ордера подписываются главным бухгалтером. Лицу, которое внесло деньги, выдается квитанция к приходному кассовому ордеру, подтверждающая факт приходования.

К оформлению всех денежных документов предъявляются особые требования. В них не допускаются никакие исправления. Исполненные кассовые ордера гасятся специальными штампами с указанием даты.

Выдача зарплаты, пособий, пенсий, стипендий оформляется платежными ведомостями, подписанными руководителем и главным бухгалтером предприятия без оформления расходных кассовых ордеров на каждого получателя. По истечении срока выдачи зарплаты и других платежей (3 дня) по ведомости в отношении лиц, не получивших соответствующей выплаты, вместо подписи о получении делается отметка о депонировании, затем подсчитываются и записываются в конце ведомости суммы выплаченных и депонированных средств за подписью кассира. На эти суммы составляются расходные кассовые ордера, на невыданную зарплату - реестр депонированных сумм.

Все приходные и расходные кассовые ордера регистрируются в журнале регистрации кассовых ордеров.

Текущий учет движения денежных средств в кассе ведется кассиром в кассовой книге, в которой регистрируется остаток денег на начало дня, все операции по приходу и расходу за день (номер, номер корреспондентского счета, приход или расход), подводятся итоги поступления и выдачи денег, и выводится их остаток на конец дня. Записи в книге ведутся в двух экземплярах через копировальную бумагу. Второй экземпляр - отрывная часть листа служит ежедневным отчетом кассира, который вместе со всеми приходными и расходными документами в конце рабочего дня сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера. Кассовая должна быть пронумерована, прошнурована, опечатана сургучной печатью и заверена руководителем и главным бухгалтером предприятия.

Учет кассовых операций ведется на счете 50 "Касса". К нему могут быть открыты субсчета:

  • 50.1 - Касса организации;
  • 50.2 - Операционная касса (кассы товарных контор, остановочных пунктов, судов, билетных касс портов, вокзалов, кассах отделений связи);
  • 50.3 - Денежные документы (учитываются почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты по сумме фактических затрат на приобретение).

По дебету счета ведутся записи о поступлении денег, например, типовыми проводками по работе с кассой являются:

  • Переведены деньги с расчетного, валютного или других счетов (Д 50 - К 51, 52, 55);
  • Поступление выручки за продукцию от покупателей (Д 50 - К 62);
  • Взносы учредителей (Д 50 - К 75);
  • Получение кредитов (Д 50 - К 66, 67).

По кредиту отражаются расход денежных средств из кассы, например:

  • Выдача зарплаты (Д 70 - К 50);
  • Выдача под отчет (Д 71 - К 50);
  • Внесение на счета в банках (Д 51, 52, 55 - К 50).

Периодически в сроки, установленные руководителем, производится инвентаризация денежных средств (типовой пример таких случаев - при смене кассиров). Создаются специальные комиссии по инентаризации, результаты оформляются актом специальной формы. Выявленные при инвентаризации излишки денег приходуются зачислением их в доход организации (Д 50 - К 99). Обнаруженные при инвентаризации недостачи взыскиваются с кассиров с помощью следующих проводок:

  • Списание недостающих денег в кассе (Д 94 - К 50);
  • Предъявление иска кассиру (Д 73.2 - К 94);
  • По мере взносов кассира в возмещении недостачи(Д 50, 51, 70 - К 73.2).

За нарушение установленного порядка налагаются различные административные штрафы.


Учет операций по расчетному и другим счетам


Количество расчетных счетов, необходимых для осуществления расчетов, определяется самим предприятием. По своему усмотрению предприятие выбирает и банки для их открытия. С любого из них оно может производить все виды операций. Порядок открытия расчетных счетов, совершения и оформления операций определяется Центральным Банком РФ.

При открытии расчетного счета предприятие представляет в банк заявление об открытии счета и нотариально заверенные копии документов о создании предприятия (учредительный договор и устав), справки о регистрации предприятия, о его постановке на налоговый учет в налоговой инспекции и в социальных фондах, карточки с образцами подписей распорядителей кредитов (руководителя предприятия, его заместителя) и главного бухгалтера, которые заверяются нотариусом. Один экземпляр карточки с образцами подписей и печати (первое время без печати) хранится у контроллера банка для постоянного контроля подлинности представляемых денежных документов.

Каждому открытому счету присваивается номер, о чем делается пометка в уставе предприятия, заверенная гербовой печатью банка. Далее этот номер указывается во всех документах, связанных с движением денежных средств. При возникновении изменений в названии предприятия, характере его уставной деятельности, состава распорядителей расчетного счета в указанную документацию вносятся соответствующие изменения.

Банковское расчетно-кассовое обслуживание предприятия осуществляется по договору между предприятием и банком, в котором оговаривается стоимость банковских услуг, проценты за хранение денежных средств.

Операции по расчетному счету осуществляются на основании письменных распоряжений владельцев счета, оформляемых специальными банковскими документами:

  • внесение наличных денег - по объявлениям о взносе;
  • получение наличных - по денежным чекам;
  • перечисление денег - по платежным поручениям, расчетным чекам, платежным требованиям-поручениям.

Оплата платежных требований поставщиков может не оформляться распорядительными документами владельца счета, но производится с его согласия - акцепта. В безакцептном порядке банком списываются средства на оплату счетов предприятий энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, по решению судебных, налоговых, финансовых органов в установленных законом случаях (просроченные платежи).

Платежеспособное предприятие в состоянии оплатить все свои обязательства. В этом случае списание денежных средств с расчетного счета производится в календарной последовательности платежей (по мере поступления платежных поручений). При недостаточности денежных средств на расчетном счете списание денежных средств производится в порядке очередности, установленном законодательством. Неоплаченные документы хранятся в специальной картотеке банка.

Синтетический учет ведется по счету 51 "Расчетные счета". Типовыми операциями являются:

  • Взнос наличными из кассы (Д 51 - К 50);
  • Зачисление выручки от покупателей (Д 51 - К 62) (например, аванс за будущую поставку продукции);
  • Получение кредитов банков, займов (Д 51 - К 66, 67);
  • Получение наличных в кассу (Д 50 - К 51);
  • Перечислено поставщику за поставленные материалы(Д 60 - К 51) (например, выдан аванс поставщику за предстоящую поставку материалов);
  • Перечислено в бюджет, органам социального страхования(Д 68, 69 - К 51);
  • Погашение кредитов банков(Д 66,67 - К 51).

Основанием для записей служит документ под названием выписка из расчетного счета. Такие выписки по установленным по договору с банком срокам периодически представляются предприятию банком с приложением всех соответствующих первичных документов, на основе которых осуществлялись операции. Поступающие выписки контролируются бухгалтерией предприятия по первичным документам. Ошибки исправляются после согласования с банком в течение 10 дней с момента получения выписки.

 

15. Учет расчетов (поставщики, подрядчики, покупатели, заказчики).

 

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг и выполняющие различные работы.

Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и оказание услуг подрядчиками производятся на основании заключенных организацией договоров.

Основания для бухгалтерских записей по тому или иному договору - это документы, подтверждающие его выполнение. Например, это могут быть акты приемки товаров или работ, накладные.

Для учета взаимоотношений с поставщиками и подрядчиками предусмотрен счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Это активно-пассивный счет, по дебету которого отражаются суммы, выплаченные поставщикам, а по кредиту - товары и услуги, принятые от поставщиков.

1. отражена задолженность перед поставщиком за получение тмц.

10,41,08…/60 – делается, когда право собственности на эти ценности перешло к покупателю.

2. отражена задолженность перед подрядчиками по выполненным работам, оказанным услугам.

20,25,26,44/60

3. учтен НДС, подлежащий уплате поставщику 19/60

4. произведен взаимозачет задолженностей 60/62

5. по истечению срока исковой давности непогашенная кредиторская задолженность подлежит списанию 60/91 91/19 – списан невозмещенный НДС, 91/68 – восстановлен возмещенный НДС

6. если договор на поставку продукции заключался на условиях предоплаты, то к 60 открывается субсчет Расчеты по авансам выданным.

60.ав.выд./51,50,52 – выдан аванс; 68/76; 08,10,41,44,23/60 – оприходованы ТМЦ; 19/60; 76/68 - списан ранее зачтенный НДС; 60/60.ав.выд. – зачтен выданный аванс

*68/19 на суммовые разницы 19 счета (когда 68/76 < 19/60)*

Учет расчетов с покупателями и заказчиками.Учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», к которому могут открываться субсчета: 62-1 «Расчеты с покупателями, руб.»;62-2 «Авансы полученные, руб.»; 62-3 «Расчеты с покупателями и заказчиками, обеспеченные полученными векселями».

1) отражена задолженность покупателя за отгруженные товары, продукции 62/90

2) отражена задолженность за выполненные работу, услуги: 62/90

3) поступили ден.средства от покупателя или заказчика. 50,51,52/62

4) отражена задолженность за проданные ОС, финансовые вложения, НМА, материалы 62/91

По истечению срока исковой давности происходит списание дебиторской задолженности: 91/62

Списанная задолженность должна учитываться на забалансовом счете в течение 5 лет. Если финансовое состояние должника не изменилось через 5 лет, то делается проводка К 007 – списана задолженность

Если дебитор стал рассчитываться с долгами, то поступившие от него деньги отражаются одновременно в проводках: 50,51/91; К 007

Предприятие может создавать резервы по сомнительным долгам по итогам инвентаризации дебиторской задолженности. Порядок и сроки создания резерва определяются учетной политикой.

91/63 – создан резерв по сомнительным долгам на последнюю дату отчетного периода

63/62 – списаны ранее признанные сомнительными долги

63/91 – восстановлен резерв, если до конца отчетного периода, следующего за периодом создания резерва, он не будет использован полностью.

Если в счет представленной поставки покупатель перечислил аванс, то к счету 62 (либо 76) открывается субсчет: Расчеты по авансам полученным.

50,51,52/62.ав.получ.; 62.ав.получ./68 – начислен НДС с аванса

При передаче покупных ТМЦ, в счет которых был получен аванс, делается проводка

62/90; 90/68

68/62.ав.получ. – НДС ранее начисленный с полученного аванса, восстанавливается во избежание двойного налогообложения.

62.ав.получ./62

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.