Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Комплексный технико-экономический анализ





16. Понятие ТЭА, цели, задачи, виды экономического анализа

Экономический анализ - это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

Цель экономического анализа содействие выполнению планов предприятий и их подразделений, содействие дальнейшему развитию и улучшению экономической работы благодаря подготовке проектов управленческих решений.

Основные задачи экономического анализа:

· объективная оценка работы предприятия и его подразделений путем сравнения результатов с затратами;

· выявление влияния соответствующих факторов на анализируемые показатели и изучение причинных связей;

· поиск имеющихся резервов повышения эффективности производства;

· отработка конкретных мероприятий по использованию выявленных резервов и осуществление контроля за их выполнением;

· обобщение результатов анализа для принятия рациональных управленческих решений.

Предметом экономического анализа являются хозяйственные процессы предприятий и конечные результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов, получающие отражение через систему экономической информации.

Под методом экономического анализа понимают научно обоснованную систему теоретико-познавательных категорий, принципов, способов и специальных приемов исследования.

Метод экономического анализа имеет две характерные особенности.

Первая особенность состоит в системности подхода к хозяйственным проблемам. Системность обеспечивается использованием комплекса показателей при изучении экономических явлений и процессов.



Вторая особенность состоит в установлении существенных факторов, т.е. факторов, решающим образом влияющих на тот или иной показатель, и их дальнейшем изучении.

Классификация видов эк. анализа имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач. В эк. литературе анализ классифицируется по следующим признакам:

1. По отраслевому признаку различают:

§ Отраслевой(его методика учитывает специфику отдельных отраслей экономики);

§ Межотраслевой(является теоретической и методологической основой экономического анализа во всех отраслях экономики).

2. По пространственному признаку можно выделить:

Ø Внутрифирменный –изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений;

Ø Межфирменный –при нем сравниваются результаты деятельности двух и более предприятий, что позволяет выявить определенный передовой опыт и имеющиеся резервы.

3. По субъектам (пользователям) анализа различают:

Ø Внутренний –осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью;

Ø Внешний –проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

4. По степени охвата объектов анализ делится на:

Ø Сплошной –при нем выводы делаются после изучения всех без исключения объектов;

Ø Выборочный –выводы делаются по результатам обследования только части объектов.

5. По содержанию программы анализ может быть:

Ø Комплексный –предусматривает анализ различных сторон деятельности предприятия;

Ø Тематический –предусматривает анализ отдельной стороны деятельности предприятия.

6. По признаку времени:

Ø Перспективный (предварительный) -проводится до осуществления хозяйственных операций; он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий.

В зависимости от длины временного горизонта делится на:

краткосрочный (охватывает период до одного года),

долгосрочный (охватывает период свыше года);

Ø Ретроспективный (последующий) –проводится после совершения хозяйственных операций и используется для контроля за выполнением плана и выявлением неиспользованных резервов.

Делится на:

оперативный (проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени),

итоговый (изучает результаты работы за отчетный период времени);

Ø Экспресс – анализ –это способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений.

7. По объектам управления различают:

Ø Технико-экономический –это анализ взаимодействия технических и экономических процессов и их влияния на экономические результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Ø Финансово-экономическийэто анализ финансовых результатов деятельности предприятия: выполнение финансового плана, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия и другие.

Ø Социально-экономическийэто анализ взаимосвязи социальных и экономических процессов, их влияния друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности.

Ø Маркетинговый анализ - изучение внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

Ø Экономико-статистический анализприменяется статистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления.

Ø Экономико-экологический анализпроводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

8. По источникам информации выделяют:

Ø Финансовый анализ -изучение, диагностика и прогнозирование финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости;

Ø Управленческий анализ -экономический анализ, который проводится на основе данных управленческого учета работниками предприятия с целью информационно-аналитического обеспечения менеджмента и собственников предприятия;

Ø Инвестиционный анализ - используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности предприятия.

10. По степени механизации и автоматизации вычислительных работ различают:

Ø С ручной обработкой;

Ø С использованием средств малой механизации;

Ø С ЭВМ (компьютерный анализ).

11. По периодичности проведения различают:

Ø Годовой,

Ø Квартальный,

Ø Месячный,

Ø Ежедневный,

Ø Сменный, Разовый.

 

17. Информационная основа ТЭА, методы и этапы ТЭА

 

Экономический анализ базируетсяна системе экономической информации, которая лежит в основе оптимизации управленческих решений. К организации информационного обеспечения экономического анализа предъявляется ряд требований:

1) аналитичность(способность информации независимо от источников поступления соответствовать потребностям экономического анализа);

2) объективность(достоверное отражение исследуемых явлений и процессов);

3) оперативность(своевременное поступление информации);

4) единство(отсутствие дублирования источников информации);

5) рациональность(минимальные затраты на сбор, хранение и использование данных);

6) сопоставимостьпо предмету, объекту исследования, периоду времени, методологии исчисления показателей и другим признакам.

Источники данных для экономического анализа:

1) плановые –все типы планов, разработанные для организации (перспективные, текущие, оперативные, технологические карты), нормативные материалы, сметы;

2) учетные –данные, которые содержит документация бухгалтерского, статистического и оперативного учета, финансовой отчетности. Ведущую роль в информационном обеспечении анализа играет бухгалтерский учет и отчетность, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы и их результаты;

3) внеучетные – документы, регулирующие хозяйственную деятельность предприятия, а также данные, не перечисленные выше. В их число входят: официальные документы (законы РФ, указы президента, постановления правительства, акты ревизий и проверок, распоряжения руководителей организаций); хозяйственно-правовые документы (договоры, соглашения, решения судебных органов); материалы передового опыта (периодические издания, СМИ); техническая и технологическая документация; материалы специальных исследований состояния производства на отдельных рабочих участках (хронометраж, анкетный опрос); устная информация и пр. Информация делится:

1) по отношению к предмету исследования – основную, вспомогательную;

2) по периодичности поступления – регулярнуюи эпизодическую(формируется по мере надобности, например информация о новом конкуренте);

3) по отношению к процессу обработки информации – первичную(данные первичного учета, инвентаризаций, обследований) и вторичную(отчетность, конъюнктурные обзоры);

4) по отношению к объекту – внутреннюю(данные бухгалтерского учета, нормативные документы, разработанные для организации) и внешнюю(данные статистических сборников, конференций). Главный этап информационного обеспечения экономического анализа – подготовка информации, которая включает проверку данных, обеспечение их сопоставимости, упрощение информации. Информация, собранная для анализа, должна быть проверена. Проверка проводится с двух сторон:

1) полнота информации, правильность оформления, арифметических подсчетов, сопоставимость показателей. Данная проверка носит технический характер;

2) проверка данных по существу (насколько информация соответствует действительности). Средства проверки – логическое осмысление данных, проверка взаимосогласованности, обоснованности показателей.

Метод сравнения

Сравнение – научный метод познания, в процессе которого неизвестные (изучаемые) явления, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, в целях определения общих черт либо различий между ними. В технико-экономическом анализе сравнение выполняет роль основного или вспомогательного способа в следующих ситуациях:

- при сопоставлении плановых и фактических показателей для оценки степени выполнения плана;

- сопоставлении фактических показателей с нормативными для контроля за затратами и внедрением ресурсосберегающих технологий;

- сравнении отчетных показателей с показателями прошлых лет для определения тенденций развития экономических процессов;

- сопоставлении показателей анализируемого подразделения с достижениями науки и передового опыта других подразделений для поиска резервов;

- сопоставлении параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых показателей;

- сопоставлении различных вариантов управленческих решений в целях выбора наиболее оптимального;

- сопоставлениирезультатов деятельности до и после изменениякакого-либо фактора в процессе оценкивлияния факторов и резервов.

В технико-экономическом анализе различают следующие виды сравнительного анализа: горизонтальный, трендовый, одномерный и многомерный.

В процессе сравнения определяются:

а) абсолютный прирост показателя, характеризующий разность между отчетным и плановым (текущим и базовым) значениями показателя;

б) относительный прирост показателя, когда абсолютный прирост вычисляется отношением к базовой величине показателя;

в) индекс показателя, измеряемый отношением отчетного показателя к плановому;

г) абсолютное значение одного процента прироста показателя, выражаемое отношением абсолютного прироста показателя к относительному приросту в процентах.

Если взятый отдельно абсолютный или относительный показатель односторонне отражает изучаемый процесс, то используемые в единстве они повышают объективность оценки явления.

Методика многомерного сравнительного анализа основана на методе расстояний. Она позволяет учитывать не только абсолютные величины показателей, но и степень близости (удаленности) от показателей эталона.

Этап 1. Обосновывается система показателей, по которым будут оцениваться результаты деятельности. Отобранные показатели формируются в виде матрицы исходных данных. Эти данные могут быть представлены как в виде моментных показателей, отражающих состояние на какую-то дату, так и показателей динамики деятельности, представленных в виде коэффициентов роста. Возможен одновременный анализ моментных и темповых показателей.

Этап 2. В таблице исходных данных по каждой графе находится экстремальная (максимум или минимум) величина, которая считается эталоном и принимается за единицу. Все остальные величины каждой графы делятся на значение эталона. В результате формируется матрица стандартизированных коэффициентов.

Этап 3.

 
 

Все элементы матрицы координат возводятся в квадрат. Если решается задача с учетом разного веса показателей, то полученное значение квадратов умножается на величину весовых коэффициентов (К), установленных экспертным путем. После этого результаты складываются по строкам и из полученной суммы извлекается корень:

Этап 4. Полученные рейтинговые оценки Rij размещаются по ранжиру с определением места каждого объекта исследования. Первое место занимает объект с наибольшей суммой Rij, второе место - объект, имеющий следующий результат и т.д. Результаты сравнительной рейтинговой оценки также формируются в виде таблицы.

 

Методы факторного анализа

Факторный анализ – это методы комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя.

Типы факторного анализа:

1. а) детерминированный (функциональный);

б) стохастический (корреляционный);

2. а) прямой (дедуктивный);

б) обратный (индуктивный);

3. а) одноступенчатый;

б) многоступенчатый;

4. а) статический;

б) динамический;

5. а) ретроспективный;

б) перспективный.

Основные этапы проведения факторного анализа:

1) отбор факторов, определяющих результативный показатель;

2) классификация и систематизация факторов;

3) определение формы зависимости;

4) моделирование взаимосвязей;

5) оценка влияния факторов на результативный показатель;

6) работа с факторной моделью.

 

 

18. Виды факторных систем. Сущность факторного анализа (раскрыть на примерах)

 

Факторный анализ - это один из способов снижения размерности, то есть выделения во всей совокупности признаков тех, которые действительно влияют на изменение зависимой переменной. Или группировки сходно влияющих на изменение зависимой переменной признаков. Или группировки просто сходно изменяющихся признаков. Предполагается, что наблюдаемые переменные являются лишь линейной комбинацией неких ненаблюдаемых факторов. Некоторые из этих факторов являются общими для нескольких переменных, некоторые характерно проявляют себя только в одной. Те, что проявляют себя только в одной, очевидно, ортогональны друг другу и не вносят вклад в ковариацию переменных, а общие - как раз и вносят эту ковариацию. Задачей факторного анализа является как раз восстановление исходной факторной структуры исходя из наблюдаемой структуры ковариации переменных, несмотря на случайные ошибки ковариации, неизбежно возникающие в процессе снятия наблюдения.

Коэффициент взаимосвязи между некоторой переменной и общим фактором, выражающий меру влияния фактора на признак, называется факторной нагрузкой (Factor load) данной переменной по данному общему фактору. Значение (мера проявления) фактора у отдельного объекта называется факторным весом объекта по данному фактору.

Процесс факторного анализа состоит из трех больших этапов:

1. Подготовки ковариационной матрицы (Иногда вместо нее используется корреляционная матрица);
2. Выделения первоначальных ортогональных векторов (основной этап);
3. Вращение с целью получения окончательного решения.

 

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Факторы в результате анализа получают количественную и качественную оценку. Каждый показатель может в свою очередь выступать и в роли факторного, и результативного. Например, в модели П = ВП - С (прибыль равна выручке за минусом себестоимости) прибыль — результативный показатель, а в модели Rпр = П / РП (рентабельность продаж равна прибыли, деленной на выручку от реализации) прибыль является фактором по отношению к результативному показателю рентабельности продаж.

Методы факторного анализа:

1) индексный основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к уровню его в прошлое время или к уровню данного явления, принятому в качестве базы; индексный метод определения влияния факторов на обобщающий показатель. Основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к уровню его в прошлое время или к уровню аналогичного явления, принятому в качестве базы. Всякий индекс исчисляется сопоставлением соизмеряемой (отчетной) величины с базисной. Индексным методом можно выявить влияние на изучаемый совокупный показатель различных факторов. Различают несколько форм индексов: агрегатная, арифметическая, гармоническая и др.;

2) метод цепных подстановок используется для исчисления влияния отдельных факторов на соответствующий совокупный показатель; Используется для исчисления влияния отдельных факторов на соответствующий совокупный показатель. Используется, когда зависимость между изучаемыми явлениями имеет строго функциональный характер, когда она представляется в виде прямой или обратной пропорциональной зависимости. Метод состоит в последовательной замене плановой величины одного из слагаемых фактической его величиной, все остальные показатели при этом считаются неизменными;

3) метод абсолютных разниц;

4) метод относительных разниц;

5) метод долевого участия;

6) интегральный; Основан на суммировании приращений функции, определяемой как частная производная, умноженная на приращение аргумента на бесконечно малых промежутках.

7) метод логарифмирования

 

 

19. Индексный метод анализа. Метод цепных подстановок

 

Метод цепных подстановоксостоит в последовательной замене плановой величины одного из алгебраических слагаемых или одного из сомножителей его фактической величиной. Все остальные показатели остаются неизменными. Степень влияния того или иного показателя определяется вычитанием: из второго расчета вычитается первый, из третьего – второй и т.д. В первом расчете все величины плановые, а в последнем – все фактические. Правило: число расчетов на единицу больше, чем число показателей расчетной формулы.

Плановые величины можно получить из имеющихся планов производства и предприятия, а фактические – из месячного, квартального или годового отчета.

При использовании метода цепных подстановок очень важно обеспечить строгую последовательность подстановки. Произвольное изменение может привести к неправильным результатам. В практике анализа в первую очередь выявляется влияние количественных факторов (экстенсивных), а затем – качественных (интенсивных). Если показатель является функцией двух факторов, то качественный будет характеризовать единицу совокупности, а количественный – всю совокупность.

Пусть требуется определить степень влияния численности работников и производительности труда на объем выпуска продукции.

Прежде всего устанавливают влияние количественного показателя (численности), а затем – качественного (производительности труда). Если мы хотим проанализировать влияние факторов количества единиц и цен на чистую выручку, то сначала выясняем влияние количества, а потом влияние цен. Приступая к расчетам, необходимо:

1) выявить четкую взаимосвязь между изучаемыми показателями;

2) разграничить количественные и качественные показатели;

3) правильно определить последовательность подстановки при наличии нескольких количественных и качественных показателей.

Произвольное изменение последовательности подстановки меняет количественную весомость того или иного показателя. Чем значительнее отклонение факта от плана, тем больше различий при разной последовательности подстановки. Рассмотрим пример:

 

Показатель План Факт Отклонение
Количество сырья, кг - 5
Себестоимость 1 кг 5,00 4,50 - 0,50
Сумма затрат на сырье 112,5 - 37,5

На сумму израсходованного сырья повлияли 2 фактора:

а) фактор норм;

б) фактор цен.

Рассмотрим корректную последовательность, учитывая сначала влияние фактора норм, а затем фактора цен:

1-й расчет – с плановыми величинами

5 ´ 30 = 150 .

2-й расчет – промежуточный с заменой количественного фактора

25 ´ 5 = 125 .

Тогда влияние фактора норм

125 – 150 = – 25 .

3-й расчет – с фактическими величинами

4,5 ´ 25 = 112,5 .

Тогда влияние фактора цен

112,5 – 125 = – 12,5 .

Общее влияние факторов будет равно – 37,5.

Для случая с приоритетом качественного фактора изменится 2-й расчет:

4,5 ´ 30 = 135 .

Тогда влияние фактора норм

135 – 150 = – 15 ,

а фактора цен

112,5 – 135 = – 22,5

при общем влиянии – 37,5 .

В обоих случаях получается одно и то же общее отклонение, однако весомость первого и второго факторов существенно изменилась.

Метод цепных подстановок на практике применяется в виде способа абсолютных разниц. При этом для определения влияния количественного фактора необходимо плановое (базисное) значение качественного фактора умножить на изменение количественного фактора. Для оценки влияния качественного фактора необходимо его абсолютное изменение умножить на фактическое значение количественного фактора.

Метод цепных подстановок так же, как и методы абсолютных и относительных разниц, страдает существенным недостатком. Суть кроется в возникновении неразложимого остатка, который присоединяется к числовому значению влияния последнего фактора. Этот недостаток устраняется при использовании интегрального метода.

Индексный метод основан на относительных показателях динамики, пространственных сравнений, выполнения плана, выражающих отношение фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном (плановом) периоде.

С помощью агрегатных индексов можно выявить влияние различных факторов на изменение уровня результативного показателя в мультипликативных и кратных моделях. К примеру, представим индекс стоимости товарной продукции:

 

 

Iтп = Σ q1 p1 .
Σ q0 p0

 

 

Он отражает изменение физического объема товарной продукции Q и цен P и равен произведению этих индексов:

 

 

Iтп = Iq ´ Ip .

 

 

Чтобы определить, как изменилась стоимость товарной продукции за счет произведенного количества продукции и за счет цен, необходимо рассчитать индекс физического объема Iq и индекс цен Ip:

 

 

Iq = Σ q1 p0 ,
Σ q0 p0
Iр = Σ q1 p1 .
Σ q1 p0

 

Для оценки влияния абсолютного изменения факторов на изменение показателя индексный метод применяется как метод цепных подстановок.

 

20. Показатели рентабельности продукции, их значение в экономическом анализе. Факторы снижения себестоимости

 

Анализ основные коэффициентов рентабельности, характеризующих эффективность деятельности предприятия

Деловая активность предприятия оценивается также с помощью показателей экономической рентабельности (рентабельности активов).

Чем выше показатели экономической рентабельности, тем более эффективно используются активы предприятия. Следовательно, высокие показатели экономической рентабельности свидетельствует о высокой деловой активности предприятия.

Рентабельность продаж — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период.

Рентабельность продаж = Чистая прибыль / Выручка

Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний.

1. Рентабельность реализованной продукции (товаров, работ, услуг): Ррп = ПР / СП * 100% ,где Ррп – рентабельность реализованной продукции (товаров, работ, услуг);ПР – прибыль от продаж;СП – полная себестоимость реализованной продукции (себестоимость проданных товаров, работ, услуг + коммерческие расходы + управленческие расходы).

Рентабельность реализованной продукции характеризует эффективность затрат на производство и реализацию продукции и показывает, сколько рублей прибыли от продаж приходится на каждый рубль полной себестоимости реализованной продукции.

2. Рентабельность продаж:Рпр = ПР / ВР * 100% ,где Рпр – рентабельность продаж;

ВР –выручка;ПР – прибыль от продаж.

Рентабельность продаж характеризует не только эффективность затрат на производство и реализацию продукции, но и ценообразования и показывает удельный вес прибыли от продаж в нетто – выручке от продаж.

3. Норма прибыли: НП = ЧП / ВР * 100% или НП = Пдно / ВР * 100% , где НП – норма прибыли;ЧП – чистая прибыль;Пдно – прибыль до налогообложения;ВР – выручка от продаж.

Норма прибыли характеризует эффективность всей деятельности предприятия и показывает, сколько рублей чистой прибыли или прибыли до налогообложения получает предприятие с каждого рубля реализованной продукции.

Недостаток этих трех показателей заключается в том, что они не учитывают, при каких хозяйственных ресурсах был достигнут финансовый результат и как эффективно они используются. Табл: пок-лт, прош, отч, изм.

Анализ основных коэффициентов рентабельности, характеризующих эффективность использования ресурсов предприятия

Рентабельность активов — это финансовый коэффициент, характеризующий отдачу от использования всех активов организации. Коэффициент показывает способность организации генерировать прибыль без учета структуры его капитала (финансового левериджа), качество управления активами. В отличие от показателя "рентабельность собственного капитала", данный показатель учитывает все активы организации, а не только собственные средства. Поэтому он менее интересен для инвесторов. Показывает способность активов компании порождать прибыль. Рентабельность активов сильно зависит от отрасли, в которой работает предприятие. Для капиталоемких отраслей (таких, как например железнодорожный транспорт или электроэнергетика) этот показатель будет ниже. Для компаний сферы услуг, не требующих больших капитальных вложений и вложений в оборотные средства, рентабельность активов будет выше.

Рентабельность собственного капитала — это показатель чистой прибыли в сравнении с собственным капиталом организации. Это важнейший финансовый показатель отдачи для любого инвестора, собственника бизнеса, показывающий, насколько эффективно был использован вложенный в дело капитал. В отличие от схожего показателя "рентабельность активов", данный показатель характеризует эффективность использования не всего капитала (или активов) организации, а только той его части, которая принадлежит собственникам предприятия.

Рентабельность заемного капитала характеризует эффективность его использования и показывает, сколько копеек чистой прибыли зарабатывает предприятие с каждого рубля заемного капитала.

Рентабельность инвестированного капитала показывает, сколько копеек чистой прибыли зарабатывает предприятие с каждого рубля инвестированного капитала. Рентабельности оборотных и внеоборотных активов характеризуют эффективность использования данных видов активов.

1. Рентабельность активов: Ра = ЧП / Аср * 100% или Ра = Пдно / Аср * 100% , где Ра – рентабельность активов;ЧП – чистая прибыль;Пдно – прибыль до налогообложения;Аср – средняя сумма всех активов организации.

Рентабельность активов характеризует эффективность использования всех активов организации и показывает, сколько рублей чистой прибыли или прибыли до налогообложения зарабатывает предприятие с каждого рубля, вложенного в его активы.

2. Рентабельность собственного капитала: Рск = ЧП / СКср * 100% или Рск = Пдно / СКср * 100% , где Рск – рентабельность собственного капитала; СКср – средняя сумма собственного капитала.

Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования собственного капитала организации и показывает, сколько рублей чистой прибыли или прибыли до налогообложения зарабатывает предприятие с каждого рубля, вложенного в его собственный капитал.

3. Рентабельность заемного капитала:Рзк = ЧП / ЗКср * 100% или Рзк = Пдно / ЗКср * 100% , где Рзк – рентабельность заемного капитала; ЗКср – средняя сумма заемного капитала.

Рентабельность заемного капитала характеризует эффективность использования заемного капитала организации и показывает, сколько рублей чистой прибыли или прибыли до налогообложения зарабатывает предприятие с каждого рубля, вложенного в его заемный капитал.

4. Рентабельность инвестированного капитала: Рик = ЧП / ИКср * 100% или Рик = Пдно / ИКср * 100% , где Рик – рентабельность инвестированного капитала;ИКср – средняя сумма инвестированного капитала.

Рентабельность инвестированного капитала характеризует эффективность использования инвестированного капитала организации и показывает, сколько рублей чистой прибыли или прибыли до налогообложения зарабатывает предприятие с каждого рубля, вложенного в его инвестированный капитал.

5. Рентабельность оборотных активов:РОбА = Ппр / ОбАср * 100% , где РОбА – рентабельность оборотных активов;Ппр – прибыль от продаж;ОбАср – средняя сумма оборотных активов организации.

Рентабельность оборотных активов характеризует эффективность использования оборотных активов организации и показывает, сколько рублей прибыли от продаж зарабатывает предприятие с каждого рубля, вложенного в его оборотные активы.

6. Рентабельность внеоборотных активов: Рва = ЧП / ВАср * 100% или Рва = Пдно / ВАср * 100% , где Рва – рентабельность внеоборотных активов;ВАср – средняя сумма внеоборотных активов организации.

Рентабельность внеоборотных активов характеризует эффективность использования внеоборотных активов организации и показывает, сколько рублей прибыли от продаж зарабатывает предприятие с каждого рубля, вложенного в его внеоборотные активы.

Показатели рентабельности имеют отраслевую специфику, и поэтому отсутствуют универсальные рекомендуемые значения.

Анализ показателей рентабельности ведется в динамике, в сопоставлении с данными аналогичных предприятий и среднеотраслевыми значениями. Табл: все пок-ли для расчета, прош, отч, изм.

Расчет влияния факторов на отклонение рентабельности продаж

I. Расчет влияния изменения выручки от продаж на отклонение рентабельности продаж: Рпрусл = Ппр0 / ВПн1 DРпрВПн = Рпрусл – Рпр0 , где Рпр0 = Ппр0 / ВПн0

II. Расчет влияния изменения прибыли от продаж на отклонение рентабельности продаж: Рпр1 = Ппр1 / ВПн1 DРпрПпр = Рпр1 – Рпрусл

По окончании расчетов делается проверка: DРпр = Рпр1 – Рпр0 = DРпрВПн + DРпрПпр

Делается вывод о влиянии факторов на рентабельность продаж. Табл: Послед-ть подстановок: база1 и база2; определяющие факторы: выручка от продаж, прибыль от продаж; Рпр; величина влияния фактора на откл результативного пок-ля; наим.фактора: ВР и ПП.

Коэффициент рентабельности продаж отражает долю прибыли компании в каждом заработанном рубле. Он играет важную роль, когда нужно сравнить фирму с ее конкурентами. Сопоставляя свои и чужие коэффициенты рентабельности продаж, можно прогнозировать развитие рынка, а также разрабатывать стратегию продвижения своей продукции.

Чем выше показатель оборотных активов, тем быстрее «крутятся» деньги, материалы и прочее, а значит, чаще поступает выручка и проще получать краткосрочные займы и кредиты. Показатель внеоборотных активов демонстрирует, с какой отдачей организация использует свои основные средства, оправдывают ли себя капиталовложения. Величина этого коэффициента зависит от размеров компании и характера ее деятельности.

 

Основными источниками резервов снижения себестоимости промышленной продукции С) являются:

1) увеличение объема ее производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия (Р ВП);

2) сокращение затрат на ее производство З) а счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д.

Определение резервов осуществляется по каждому виду продукции и предполагает использование след.формулы:

Р↓С= Св-Сф=( (Зф-|Р↓З|+ДЗ)/(Vтп ф+ Р↑Vтп))-(Зф/Vтп ф)

Р↓С- резерв снижения Сбти изделия каждого вида

Св, Сф – возможные и фактические Сбти изделия. Св<Cф

Vтп ф-фактический объем производства в натуральном выражении

Зф- связанные с ним фактические затраты

Р↑Vтп-предполагаемое увеличение объема производства продукции в натуральном выражении. Резервы увеличения производства продукции выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы. При увеличении объема производства продукции возрастают только переменные затраты (прямая зарплата рабочих, прямые материальные расходы и др.), сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижается себестоимость изделий.

ДЗ- связанные с ним дополнительные затраты. Дополнительные затраты на о









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.