Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОШИБКИ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ. ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗА ДОСТОВЕРНОСТЬ ДАННЫХ





Одним из требований к первичным данным, получаемым в ходе статистического наблюдения, является достоверность и точность. Если отмеченное требование не выполняется, то в собранных данных имеют место ошибки статистического наблюдения.

Ошибки статистического наблюдения – расхождения данных, полученных при сборе информации, от реальных объективных значений по объекту наблюдения.

Приведенное определение можно проиллюстрировать на схеме (рис. 2.4).

 

Информация статистического наблюдения по объекту = Реальные данные по объекту Þ Информация достоверна
         
Информация статистического наблюдения по объекту Реальные данные по объекту Þ Ошибкистатистического наблюдения

 

Рисунок 2.4 - Варианты соответствия информации статистического наблюдения реальным данным по изучаемому объекту

 

Ошибки статистического наблюдения классифицируются по таким направлениям: по стадии возникновения; по причинам возникновения; характеру проявления.

Приведем детализированную классификацию (табл.2.6).

 

Т а б л и ц а 2. 6 - Классификация ошибок статистического наблюдения

 

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЛЕНИЯ ВИДЫ ОШИБОК
1. По стадии возникновения 1.1. Ошибки при сборе информации 1.2. Ошибки при подготовке данных к обработке 1.3. Ошибки на стадии обработки первичных данных
2. По причинам возникновения 2.1. Ошибки измерения (регистрации) 2.2. Ошибки, связанные с несовершенством теории 2.3. Ошибки репрезентативности 2.4. Преднамеренные 2.5. Непреднамеренные
3. По характеру проявления 3.1. Ошибки систематические 3.2. Ошибки собственно-случайные

 

Комментарии по первому направлению излишни: здесь речь идет о том, на какой стадии статистической работы могут возникать ошибки – при сборе, подготовке данных к обработке и при проведении самой обработки с использованием системы статистических показателей.

Дадим некоторые пояснения по второму направлению:

2.1 Ошибки измерения (регистрации). Возникают вследствие неправильного установления фактов в процессе наблюдения или неправильной их записи. За этим могут стоять субъективные факторы (невнимательность работников, низкая их профессиональность и пр.) и объективные (сбой в измерительной и вычислительной техники, который еще не установлен регистратором). Они легко устранимы при прекращении действий вышеотмеченных причин.

2.2 Ошибки, связанные с несовершенством теории. Это возможно для новых явлений, процессов, которые находятся на стадии зарождения и формирования, когда не изучены их существенные признаки, внутренний состав, отличительные свойства, влияние на другие процессы. Это в полной мере касалось рыночной экономики, проблемы безработицы, инфляции, свободных цен и пр. Прежде чем начать накапливать первичные данные по новым явлениям, потребовалось тщательное изучение теории данных проблем, знакомство с международной практикой, создание инструментария наблюдения, апробирование новых методик анализа и оценки новых показателей. Таким образом, недостаточная изученность теории по исследуемым объектам может порождать ошибки наблюдения в связи с этим.

2.3 Ошибки репрезентативности (или представительности). Они характерны для несплошного наблюдения, когда изучается часть единиц объекта. По своей природе объективны и объясняются несовпадением части и целого. Даже в условиях правильного отбора состав (структура) части недостаточно полно отражает состав всей изучаемой совокупности.

2.4 Преднамеренные ошибки. По-другому: умышленные, сознательные. Есть сознательное искажение первичных данных как в сторону уменьшения, так и увеличения в зависимости от экономической значимости и последствий такой информации. В школьной жизни – исправление плохой оценки на высокую учеником, чтобы исключить наказание родителей. В практике функционирования торговых предприятий это может быть скрытие доходов, уменьшение фонда оплаты труда и численности работников (от размера фонда происходят отчисления, например, в пенсионный фонд), увеличение статей издержек обращения и т. п. Обнаружение умышленных ошибок в отчетных данных имеет определенные последствия для отчитывающихся субъектов. Об этом говорилось в шестом вопросе.

Преднамеренные ошибки субъективны, так как связаны с действием определенного лица и, как правило, имеют одинаковую направленность: превышение или уменьшение исходных данных.

2.5 Непреднамеренные ошибки. Неумышленные, когда наблюдается искажение первичных данных без злого умысла. Они также субъективны и могут иметь различную направленность. Приводить к таким ошибкам могут следующие обстоятельства:

– низкая профессиональная квалификация работника;

– невнимательная работа;

– незнание инструкций и произошедших изменений по ним;

– необнаруженные неполадки в измерительных приборах и вычислительной техники и т. п.

Они устранимы, как только ликвидируются приведенные причины (повышение квалификации работников, их аккуратности и внимательности, изучение инструктивных материалов по составу экономических показателей и всех дополнений и изменений к ним, систематическое наблюдение за техническим состоянием измерительных приборов и вычислительной техники).

Прокомментируем виды ошибок по характеру проявления (третье направление классификации).

3.1 Систематические. Имеют место при длительном воздействии определенных причин, приводящих к искажению первичной информации. Сюда подходит список обстоятельств, указанных в пункте 2.5. По своей природе субъективны, могут иметь разную направленность. В силу субъективного характера не поддаются количественному измерению. Например, при выборочном наблюдении такого рода ошибки возникают, если отбор единиц генеральной совокупности происходит с пристрастием, т.е. не дается единицам одинаковая возможность попасть в выборку.

3.2 Собственно-случайные ошибки. Возникают вследствие действия случайных причин. В определенной мере можно объяснить самой природой явлений взаимосвязи случайного и необходимого. Они разно направлены и частично погашаются при массовых данных в силу действия закона больших чисел. По природе объективны, поэтому поддаются количественному измерению, используя методы математической статистики и теории вероятности. Такие ошибки имеют место при организации не сплошных наблюдений, включая выборочное.

Принципиальное различие между ошибками 3.1 и 3.2 отразим в табл.2.7.

Т а б л и ц а 2. 7 - Направления различий собственно случайных и систематических ошибок

 

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗЛИЧИЯ ОШИБКИ ПО ХАРАКТЕРУ
СОБСТВЕННО-СЛУЧАЙНЫЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ
1. Природа Объективны Субъективны
    2. Причина     Расхождение части и целого Невнимательность; Незнание теории; Поломка вычислительной техники и весоизмерительных приборов; Преднамеренность.
3. Направленность Разнонаправлены Одно направлены: либо завышение, либо занижение данных
4. Возможность измерения Да Нет
  5. Значение Познавательное (см. тему «Выборочное наблюдение» Искажение информации, ухудшение ее качества, невозможность адекватной оценки

 

Наличие ошибок статистического наблюдения искажает первичную информацию, следовательно, может значительно повлиять на качество конечных итогов обработки данных. Как предотвратить и снизить размер возможных искажений? Для этого применяют различные виды контроля за достоверностью данных. Они приведены на рис. 2.5.

 

Виды контроля за данными
В н е ш н и й А р и ф м е т и ч е с к и й Л о г и ч е с к и й
Содержание
Проверка наличия: – ответов в программах анкетного опроса; – реквизитов и заполнения программы статистической отчетности. Содержательная сторона не проверяется Дополнительный пересчет всех итогов и расчетных показателей: – средних величин; – относительных величин; – показателей вариации; Перепроверка всех арифметических действий при расчете показателей в виде суммы, разницы, деления, умножения   Осуществляется путем сопоставления: – вариантов ответов на разные вопросы; – значение размеров показателей между собой; – однотипной информации в динамике; – фактических и нормативных (прогнозных) значений; – информации по типическим объектам
Не требуется специальной профессиональной подготовки Нужна профессиональная подготовка и знание объекта исследования

 

Рисунок 2.5 - Виды контроля за достоверностью данных и их содержания

 

Из приведенных видов контроля особо остановимся на логическом. Указанные сопоставления на схеме должны проверяющего привести к мысли, что информация не достоверна и требует дополнительных уточнений. Рассмотрим следующие примеры:

1) в анкете на вопрос «возраст» стоит 10 лет, а на признак «образование» – высшее;

2) сопоставление размеров экономических показателей между собой. Значение продаж товаров не может быть меньше доходов. Заработная плата не может быть странно маленькой;

3) значение средней должно быть в рамках индивидуальной колеблемости: не ниже минимального значения и не выше максимального индивидуального параметра (например, средний балл оценки получился 1.5 или 5.7);

4) значение дисперсии не может быть отрицательным, так как при ее вычислении находят квадрат отклонений (индивидуальных показателей от среднего значения);

5) за небольшой отрезок времени в несколько раз увеличился (или уменьшился) размер экономического показателя. Такая информация должна насторожить и быть подвергнута детальной проверке и анализу;

6) аналогично мы наблюдаем превышение в разах (или сокращение в разах) фактического значения по сравнению с планируемым значением (или нормативным);

7) сравниваются два типических объекта (из одной сферы) примерно одинакового размера. Например, два магазина с одинаковой специализацией, размером продаж товаров. Перепроверяются случаи большого расхождения в доходах, затратах, рентабельности.

Логическая форма контроля в отличие от первых двух (внешнего и арифметического) требует специальной подготовки не только в области сбора и обработки данных (владение статистическими приемами), но и детальное знание отрасли исследования (системы специальных показателей, их экономического смысла, места показателей в комплексном анализе, их зависимости между собой). Практическое применение логической формы контроля свидетельствует об определенной ступени формирования экономического мышления.

В завершение изложения данного вопроса приведем перечень мероприятий, которые способствуют повышению точности и достоверности собираемых данных в процессе статистического наблюдения (СН):

- глубокое знание теории и практики изучаемого объекта;

- ясная постановка цели и задач СН;

- глубокая проработка программы СН: четкая формулировка вопросов программы и их логическое расположение;

- грамотное составление бланков СН;

- наличие детальных инструкций к бланкам СН;

- правильный выбор даты, роков и места проведения СН;

- тщательный подбор кадров, проведение их инструктажа, повышение их профессионализма;

- проведение пробных СН с целью корректировки ее программы;

- использование на всех стадиях статистической работы разных форм контроля за достоверностью данных.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Правильная последовательность этапов статистической работы:

Статистическая группировка (…….);

Статистическая сводка (…….);

Статистическое наблюдение (……..).

2. Статистическое наблюдение это процесс……………. первичных данных:

3. Информация, полученная в ходе статистического наблюдения, должна быть:

1). Плановой; 2). Массовой; 3). Регулярной; 4). Достоверной; 5). Сопоставимой; 6). Научной.

4. Сплошное наблюдение – это:

1). Обработка данных; 2). По крупным объектам; 3). Сбор данных; 4). Группировка данных; 5). По всем единицам объекта; 6). По основной части объекта.

5. Проведите группировку примеров статистического наблюдения по степени охвата на: сплошное (1); несплошное (2):

Анкетный опрос студентов (…….);

Перепись населения (…….);

5%-е обследование партии товара на качество (…….);

Представлена статистическая отчетность в органы статистики (…….);

Обследованы крупные торговые фирмы в г. Красноярске (…….);

Выборочное наблюдение использование торгового оборудования (……).

6. Достоинством сплошного наблюдения можно считать:

1). Большие затраты времени на сбор и обработку данных;

2). Значительное отвлечение кадров для проведения сбора информации;

3). Формируется большой массив разносторонней и детальной информации по объекту;

4). Большие затраты материальных и финансовых средств;

5). Возможность организации исследования объекта по разным направлениям.

7. Иметь представление по всему объекту можно на основе следующих видов несплошного наблюдения:

1). Выборочного; 2). Метода основного массива; 3). Монографического; 4). Анкетного; 5). Монографического и анкетного.

8. Проведите группировку статистического наблюдения по связи с фактором времени на: периодическое (1); единовременное (2):

- Анкетный опрос покупателей (…….);

- Сдача в органы статистики месячного отчета «Об основных итогах хозяйственной деятельности» (………);

- Перепись оборудования (………);

- Изучение передового опыта в торговой фирме «Кедр» по обслуживанию покупателей (………);

- Сдача сессии у студентов (……..);

- Перепись населения (……….).

9. Непрерывные наблюдения организуют для объектов:

1). Массовых по составу единиц; 2). Из области экономической сферы; 3). Активно изменчивым во времени; 4). Имеющих ценовой фактор; 5). Сложных по внутреннему составу.

10. Проведите группировку статистического наблюдения по источникам сведений на: непосредственный учет (1); документальный (2); опрос (3):

- Проверка товаров на качество (……..);

- Проведение инвентаризаций в торговых предприятиях (……..);

- Анкетный опрос пассажиров городского транспорта (………);

- Составление статистической отчетности по труду (………);

- Знакомство декана со студентами на основе карточек личного учета (……….);

- Опрос студентов на занятии (…….).

 

11. В условиях изменяющихся цен оценку динамики стоимостных показателей проводят в ……………………….. ценах.

12. Для организации наблюдения при помощи статистической отчетности характерны следующие принципы:

1). Добровольность; 2). Документальная обоснованность; 3). Анонимность ответов; 4). Обязательность; 5). Юридическая сила.

13. Ошибки статистического наблюдения это……………. данных по объекту, полученных в ходе статистического наблюдения, от реальных значений.

14. Преднамеренные ошибки наблюдение имеют место в случаях:

1). Арифметических неточностей; 2). Сознательного искажения данных в сторону завышения их значений; 3). В результате сбоя измерительных приборов; 4). Невнимательности работников; 5). Сознательного искажения данных в сторону занижения их значений.

15. Проведите группировку видов контроля за достоверностью данных на: внешний (1); арифметический (2); логический (3):

- Проверено наличия ответов в анкете (…….);

- Значение среднего признака выше максимального индивидуального значения (………);

- Обнаружено, что фактические данные в несколько раз превышают прогнозируемые значения (……..);

- По итогу колонки стоит цифра 1200, а дополнительная перепроверка показала значение 1210 (………);

- Проверено наличие реквизитных данных по организации, предоставляющей форму статистической отчетности (……..);

- Выполнено действие: 100:4=20 (……..).

16. Непреднамеренная ошибка наблюдения имеет место в случаях: 1). Сознательного искажения данных; 2). В результате неполадки вычислительной техники; 3). Работник руководствовался старой инструкцией по учету состава показателя (о наличии новой не знал); 4). Организация в отчете занизила данные о прибыли; 5). Фирма в отчетности завысила данные об издержках обращения.

17. Проведите группировку свойств, характерных для собственно-случайных ошибок (1) и систематических (2):

Субъективны (……);

Объективны (…….);

Можно количественно измерить (…….);

Не поддаются количественной оценке (…….);

Имеют познавательное значение (……..);

Воздействие факторов разнонаправлено (………);

Воздействие факторов однонаправлено (………).

18. Сбор данных о деятельности предприятий, организаций разных форм собственности получают при помощи…………………………………………..

19. Информацию о покупательском спросе получают на основе ……………...

20. Обязательными моментами для отчитывающихся субъектов по статистической отчетности являются:

1). Состав показателей; 2). Учет ценового фактора; 3). Сроки представления;

4). Способы преставления; 5). Только непосредственный способ передачи данных.

Тема 3. АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ






Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.