|
ОШИБКИ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ. ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗА ДОСТОВЕРНОСТЬ ДАННЫХОдним из требований к первичным данным, получаемым в ходе статистического наблюдения, является достоверность и точность. Если отмеченное требование не выполняется, то в собранных данных имеют место ошибки статистического наблюдения. Ошибки статистического наблюдения – расхождения данных, полученных при сборе информации, от реальных объективных значений по объекту наблюдения. Приведенное определение можно проиллюстрировать на схеме (рис. 2.4).
Рисунок 2.4 - Варианты соответствия информации статистического наблюдения реальным данным по изучаемому объекту
Ошибки статистического наблюдения классифицируются по таким направлениям: по стадии возникновения; по причинам возникновения; характеру проявления. Приведем детализированную классификацию (табл.2.6).
Комментарии по первому направлению излишни: здесь речь идет о том, на какой стадии статистической работы могут возникать ошибки – при сборе, подготовке данных к обработке и при проведении самой обработки с использованием системы статистических показателей. Дадим некоторые пояснения по второму направлению: 2.1 Ошибки измерения (регистрации). Возникают вследствие неправильного установления фактов в процессе наблюдения или неправильной их записи. За этим могут стоять субъективные факторы (невнимательность работников, низкая их профессиональность и пр.) и объективные (сбой в измерительной и вычислительной техники, который еще не установлен регистратором). Они легко устранимы при прекращении действий вышеотмеченных причин. 2.2 Ошибки, связанные с несовершенством теории. Это возможно для новых явлений, процессов, которые находятся на стадии зарождения и формирования, когда не изучены их существенные признаки, внутренний состав, отличительные свойства, влияние на другие процессы. Это в полной мере касалось рыночной экономики, проблемы безработицы, инфляции, свободных цен и пр. Прежде чем начать накапливать первичные данные по новым явлениям, потребовалось тщательное изучение теории данных проблем, знакомство с международной практикой, создание инструментария наблюдения, апробирование новых методик анализа и оценки новых показателей. Таким образом, недостаточная изученность теории по исследуемым объектам может порождать ошибки наблюдения в связи с этим. 2.3 Ошибки репрезентативности (или представительности). Они характерны для несплошного наблюдения, когда изучается часть единиц объекта. По своей природе объективны и объясняются несовпадением части и целого. Даже в условиях правильного отбора состав (структура) части недостаточно полно отражает состав всей изучаемой совокупности. 2.4 Преднамеренные ошибки. По-другому: умышленные, сознательные. Есть сознательное искажение первичных данных как в сторону уменьшения, так и увеличения в зависимости от экономической значимости и последствий такой информации. В школьной жизни – исправление плохой оценки на высокую учеником, чтобы исключить наказание родителей. В практике функционирования торговых предприятий это может быть скрытие доходов, уменьшение фонда оплаты труда и численности работников (от размера фонда происходят отчисления, например, в пенсионный фонд), увеличение статей издержек обращения и т. п. Обнаружение умышленных ошибок в отчетных данных имеет определенные последствия для отчитывающихся субъектов. Об этом говорилось в шестом вопросе. Преднамеренные ошибки субъективны, так как связаны с действием определенного лица и, как правило, имеют одинаковую направленность: превышение или уменьшение исходных данных. 2.5 Непреднамеренные ошибки. Неумышленные, когда наблюдается искажение первичных данных без злого умысла. Они также субъективны и могут иметь различную направленность. Приводить к таким ошибкам могут следующие обстоятельства: – низкая профессиональная квалификация работника; – невнимательная работа; – незнание инструкций и произошедших изменений по ним; – необнаруженные неполадки в измерительных приборах и вычислительной техники и т. п. Они устранимы, как только ликвидируются приведенные причины (повышение квалификации работников, их аккуратности и внимательности, изучение инструктивных материалов по составу экономических показателей и всех дополнений и изменений к ним, систематическое наблюдение за техническим состоянием измерительных приборов и вычислительной техники). Прокомментируем виды ошибок по характеру проявления (третье направление классификации). 3.1 Систематические. Имеют место при длительном воздействии определенных причин, приводящих к искажению первичной информации. Сюда подходит список обстоятельств, указанных в пункте 2.5. По своей природе субъективны, могут иметь разную направленность. В силу субъективного характера не поддаются количественному измерению. Например, при выборочном наблюдении такого рода ошибки возникают, если отбор единиц генеральной совокупности происходит с пристрастием, т.е. не дается единицам одинаковая возможность попасть в выборку. 3.2 Собственно-случайные ошибки. Возникают вследствие действия случайных причин. В определенной мере можно объяснить самой природой явлений взаимосвязи случайного и необходимого. Они разно направлены и частично погашаются при массовых данных в силу действия закона больших чисел. По природе объективны, поэтому поддаются количественному измерению, используя методы математической статистики и теории вероятности. Такие ошибки имеют место при организации не сплошных наблюдений, включая выборочное. Принципиальное различие между ошибками 3.1 и 3.2 отразим в табл.2.7.
Наличие ошибок статистического наблюдения искажает первичную информацию, следовательно, может значительно повлиять на качество конечных итогов обработки данных. Как предотвратить и снизить размер возможных искажений? Для этого применяют различные виды контроля за достоверностью данных. Они приведены на рис. 2.5.
Рисунок 2.5 - Виды контроля за достоверностью данных и их содержания
Из приведенных видов контроля особо остановимся на логическом. Указанные сопоставления на схеме должны проверяющего привести к мысли, что информация не достоверна и требует дополнительных уточнений. Рассмотрим следующие примеры: 1) в анкете на вопрос «возраст» стоит 10 лет, а на признак «образование» – высшее; 2) сопоставление размеров экономических показателей между собой. Значение продаж товаров не может быть меньше доходов. Заработная плата не может быть странно маленькой; 3) значение средней должно быть в рамках индивидуальной колеблемости: не ниже минимального значения и не выше максимального индивидуального параметра (например, средний балл оценки получился 1.5 или 5.7); 4) значение дисперсии не может быть отрицательным, так как при ее вычислении находят квадрат отклонений (индивидуальных показателей от среднего значения); 5) за небольшой отрезок времени в несколько раз увеличился (или уменьшился) размер экономического показателя. Такая информация должна насторожить и быть подвергнута детальной проверке и анализу; 6) аналогично мы наблюдаем превышение в разах (или сокращение в разах) фактического значения по сравнению с планируемым значением (или нормативным); 7) сравниваются два типических объекта (из одной сферы) примерно одинакового размера. Например, два магазина с одинаковой специализацией, размером продаж товаров. Перепроверяются случаи большого расхождения в доходах, затратах, рентабельности. Логическая форма контроля в отличие от первых двух (внешнего и арифметического) требует специальной подготовки не только в области сбора и обработки данных (владение статистическими приемами), но и детальное знание отрасли исследования (системы специальных показателей, их экономического смысла, места показателей в комплексном анализе, их зависимости между собой). Практическое применение логической формы контроля свидетельствует об определенной ступени формирования экономического мышления. В завершение изложения данного вопроса приведем перечень мероприятий, которые способствуют повышению точности и достоверности собираемых данных в процессе статистического наблюдения (СН): - глубокое знание теории и практики изучаемого объекта; - ясная постановка цели и задач СН; - глубокая проработка программы СН: четкая формулировка вопросов программы и их логическое расположение; - грамотное составление бланков СН; - наличие детальных инструкций к бланкам СН; - правильный выбор даты, роков и места проведения СН; - тщательный подбор кадров, проведение их инструктажа, повышение их профессионализма; - проведение пробных СН с целью корректировки ее программы; - использование на всех стадиях статистической работы разных форм контроля за достоверностью данных. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 1. Правильная последовательность этапов статистической работы: Статистическая группировка (…….); Статистическая сводка (…….); Статистическое наблюдение (……..). 2. Статистическое наблюдение это процесс……………. первичных данных: 3. Информация, полученная в ходе статистического наблюдения, должна быть: 1). Плановой; 2). Массовой; 3). Регулярной; 4). Достоверной; 5). Сопоставимой; 6). Научной. 4. Сплошное наблюдение – это: 1). Обработка данных; 2). По крупным объектам; 3). Сбор данных; 4). Группировка данных; 5). По всем единицам объекта; 6). По основной части объекта. 5. Проведите группировку примеров статистического наблюдения по степени охвата на: сплошное (1); несплошное (2): Анкетный опрос студентов (…….); Перепись населения (…….); 5%-е обследование партии товара на качество (…….); Представлена статистическая отчетность в органы статистики (…….); Обследованы крупные торговые фирмы в г. Красноярске (…….); Выборочное наблюдение использование торгового оборудования (……). 6. Достоинством сплошного наблюдения можно считать: 1). Большие затраты времени на сбор и обработку данных; 2). Значительное отвлечение кадров для проведения сбора информации; 3). Формируется большой массив разносторонней и детальной информации по объекту; 4). Большие затраты материальных и финансовых средств; 5). Возможность организации исследования объекта по разным направлениям. 7. Иметь представление по всему объекту можно на основе следующих видов несплошного наблюдения: 1). Выборочного; 2). Метода основного массива; 3). Монографического; 4). Анкетного; 5). Монографического и анкетного. 8. Проведите группировку статистического наблюдения по связи с фактором времени на: периодическое (1); единовременное (2): - Анкетный опрос покупателей (…….); - Сдача в органы статистики месячного отчета «Об основных итогах хозяйственной деятельности» (………); - Перепись оборудования (………); - Изучение передового опыта в торговой фирме «Кедр» по обслуживанию покупателей (………); - Сдача сессии у студентов (……..); - Перепись населения (……….). 9. Непрерывные наблюдения организуют для объектов: 1). Массовых по составу единиц; 2). Из области экономической сферы; 3). Активно изменчивым во времени; 4). Имеющих ценовой фактор; 5). Сложных по внутреннему составу. 10. Проведите группировку статистического наблюдения по источникам сведений на: непосредственный учет (1); документальный (2); опрос (3): - Проверка товаров на качество (……..); - Проведение инвентаризаций в торговых предприятиях (……..); - Анкетный опрос пассажиров городского транспорта (………); - Составление статистической отчетности по труду (………); - Знакомство декана со студентами на основе карточек личного учета (……….); - Опрос студентов на занятии (…….).
11. В условиях изменяющихся цен оценку динамики стоимостных показателей проводят в ……………………….. ценах. 12. Для организации наблюдения при помощи статистической отчетности характерны следующие принципы: 1). Добровольность; 2). Документальная обоснованность; 3). Анонимность ответов; 4). Обязательность; 5). Юридическая сила. 13. Ошибки статистического наблюдения это … ……………. данных по объекту, полученных в ходе статистического наблюдения, от реальных значений. 14. Преднамеренные ошибки наблюдение имеют место в случаях: 1). Арифметических неточностей; 2). Сознательного искажения данных в сторону завышения их значений; 3). В результате сбоя измерительных приборов; 4). Невнимательности работников; 5). Сознательного искажения данных в сторону занижения их значений. 15. Проведите группировку видов контроля за достоверностью данных на: внешний (1); арифметический (2); логический (3): - Проверено наличия ответов в анкете (…….); - Значение среднего признака выше максимального индивидуального значения (………); - Обнаружено, что фактические данные в несколько раз превышают прогнозируемые значения (……..); - По итогу колонки стоит цифра 1200, а дополнительная перепроверка показала значение 1210 (………); - Проверено наличие реквизитных данных по организации, предоставляющей форму статистической отчетности (……..); - Выполнено действие: 100:4=20 (……..). 16. Непреднамеренная ошибка наблюдения имеет место в случаях: 1). Сознательного искажения данных; 2). В результате неполадки вычислительной техники; 3). Работник руководствовался старой инструкцией по учету состава показателя (о наличии новой не знал); 4). Организация в отчете занизила данные о прибыли; 5). Фирма в отчетности завысила данные об издержках обращения. 17. Проведите группировку свойств, характерных для собственно-случайных ошибок (1) и систематических (2): Субъективны (……); Объективны (…….); Можно количественно измерить (…….); Не поддаются количественной оценке (…….); Имеют познавательное значение (……..); Воздействие факторов разнонаправлено (………); Воздействие факторов однонаправлено (………). 18. Сбор данных о деятельности предприятий, организаций разных форм собственности получают при помощи………………………………………….. 19. Информацию о покупательском спросе получают на основе ……………... 20. Обязательными моментами для отчитывающихся субъектов по статистической отчетности являются: 1). Состав показателей; 2). Учет ценового фактора; 3). Сроки представления; 4). Способы преставления; 5). Только непосредственный способ передачи данных.
![]() ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|