Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Теория экономии на масштабах производства





 

В теории Хекшера-Олина одним из предположений было то, что производство товаров в двух странах сопровождается постоянной отдачей от масштаба, то есть объемы производства растут пропорционально увеличению потребления ресурсов. Однако торговля между странами с одинаковой обеспеченностью факторами производства может быть взаимовыгодной, если развивается на основе специализации в отраслях, где имеет место возрастающий эффект от масштаба [13, с. 176-178; 38, с. 82-85; 47, с. 142-144].

Возрастающая отдача от масштаба – это такое условие производства, при котором темпы объема производства продукции опережают темпы потребления производственных ресурсов (факторов производства). Так, если издержки производства вырастут в два раза, то объем выпуска продукции вырастет значительно больше. Эффект масштаба характеризуется снижением затрат на единицу продукции по мере роста объема производства. Это объясняется возможностью углубить разделение труда, специализацией при расширении производства, осуществлением технологической экономии в условиях сохранения постоянных издержек на неизменном уровне.

В условиях торговли две страны начинают специализироваться на товарах своего сравнительного преимущества и чем глубже будет специализация в каждой из стран, тем больший экономический эффект она получит. В процессе международной торговли страны выйдут на полную специализацию производства.

Международную торговлю на основе возрастающей отдачи от масштаба характеризуют черты, отсутствующие в моделях Д. Рикардо и Хекшера-Олина. Эта теория объясняет торговлю подобными товарами, часть которых в общем товарообороте достаточно значительная и имеет тенденцию к росту, разъясняет торговлю между странами, которые имеют приблизительно одинаковые факторы производства, а также допускает возникновение монополии или олигополии.

Важным вопросом в этой теории является определение влияния эффекта от масштаба на рыночные структуры, то есть за счет каких структурных сдвигов осуществляется рост производства и снижение средних издержек (средние издержки рассчитываются делением общих расходов на количество единиц произведенной продукции). Это нашло отражение в трудах американского экономиста Пола Кругмана [17, с. 145-187]. Структурные сдвиги могут быть внешними по отношению к отдельной фирме-производителю и внутренними, если возникают внутри фирмы.

Внешняя экономия от масштаба производства возникает при снижении издержек на единицу продукции каждой фирмы, входящей в отрасль, в результате роста производства по отрасли в целом (то есть в результате внешних факторов по отношению к фирме).

Внутренняя экономия от масштаба производства возникает, когда издержки на единицу продукции снижаются в пределах фирмы в результате роста масштабов ее производства (то есть снижение расходов не зависит от размера отрасли в целом).

Эти два типа экономии на масштабах производства предусматривают разную структуру отраслей.

Отрасль, в которой эффект масштаба внешний, то есть в ней большие фирмы не имеют особых преимуществ, состоит из значительного количества небольших фирм и имеет совершенную конкуренцию. Производитель на совершенном конкурентном рынке может реализовать любое количество продукции по текущей цене, на которую он не может повлиять. Внешний эффект масштаба предполагает, что, увеличивается количество фирм, производящих один и тот же товар, но размер каждой из них остается неизменным.

При внутреннем эффекте масштаба большие фирмы имеют преимущество перед небольшими. Объем производства продукции остается прежним, но количество фирм, которые ее производят, снижается. Это приводит к созданию рыночной структуры с несовершенной конкуренцией, при которой производители-монополисты имеют возможность влиять на рыночную цену товара и обеспечивать рост объемов продажи за счет снижения издержек.

Ситуация с чистой монополией случается очень редко по сравнению с олигополией, в условиях которой развивается монополистическая конкуренция. Поэтому рассмотрим взаимосвязь между монополистической конкуренцией и международной торговлей.

Модель монополистической конкуренции строится на двух основных предпосылках:

· каждая фирма может обеспечить дифференциацию своего товара, то есть отличие своей продукции от продукции фирмы-конкурента. Современное производство, как правило, выпускает не однородную продукцию, а дифференцированную (например, производство “Шевроле”, “Вольво”, “Рено”). Покупатели не приобретут товар других фирм только потому, что он более дешевый. Дифференциация товара дает каждой фирме возможности получить монополию на конкретный товар данной отрасли, то есть фирма становится минимонополистом;

· каждая фирма сталкивается с конкуренцией других фирм, которые производят взаимозаменяемые товары, хотя цены на ее продукцию зависят от цен других фирм-производителей аналогичной продукции, однако она не рассматривает влияние своей ценовой политики на цены всего рынка и действует так, как будто является монополистом.

П. Кругман начинает построение модели монополистической конкуренции с описания спроса, с которым сталкивается фирма
[13, с. 179-180; 17, с. 154-158]. Уравнение, которое описывает спрос, имеет такой вид:

, (3.7)

 

где Q – объем продаж фирмы;

S – объем продаж отрасли;

n – количество фирм в отрасли;

b – переменная спроса, которая показывает зависимость рыночной доли фирмы от цены на ее товар;

Р – цена товара данной фирмы;

– средняя цена конкурирующих аналогичных товаров.

При этом предусматривается выполнение таких условий:

- фирма продает тем больше своих товаров, чем больший спрос на ее продукцию в отрасли и чем выше цены на продукцию ее конкурентов;

- продажи фирмы будут тем меньше, чем выше цены на ее продукцию и чем большее количество конкурентов в данной отрасли.

Чтобы выявить влияние монополистической конкуренции на международную торговлю, определяют три вида взаимосвязей между количеством фирм и ценой на их товары:

1) количество фирм и средние издержки типичной фирмы. В этой модели все фирмы симметричны и продажа осуществляется по одинаковым ценам. В этом случае Р= , то есть объем производства каждой фирмы (Q) составляет 1/n часть общего производства отрасли S. В то же время средние издержки обратно пропорциональны объему производства отдельной фирмы (уравнение 3.7). Поэтому средние издержки (АС) зависят от размера рынка и количества фирм, работающих в отрасли:

 

, (3.8)

 

где F – постоянные издержки, которые не зависят от размеров производства фирмы;

с – предельные издержки фирмы.

Это уравнение показывает, что с ростом объемов производства фирмы (Q) ее средние издержки уменьшаются, поскольку постоянные издержки (F) распределяются на большее количество производственных товаров. При Р= , (все фирмы получают одинаковую цену за свою продукцию) уравнение 3.7 имеет вид: .

 
 

Если подставить его в левую часть уравнения 3.8, то его правая часть будет свидетельствовать о том, что чем больше фирм работает в отрасли, тем выше будут средние издержки каждой из них. Это объясняется тем, что при большем количестве фирм каждая из них производит меньшее количество продукции. Зависимость между n и средними издержками показана на рис. 3.17 кривой СС, которая имеет восходящую форму;

 

2) количество фирм и цена. Цена, которая устанавливается типичной фирмой, также зависит от количества фирм, работающих в отрасли. Соотношение между количеством фирм и ценой, по которой они продают свою продукцию, основывается на уравнении 3.7 и имеет вид (если S умножить на выражение в скобках):

 

Q = (S/n + Sb× )-SbP (3.9)

Зависимость суммарного объема продаж продукции монополистом от цены имеет вид:

 

Q = A – B × P, (3.10)

 

где А и В – постоянные величины.

 

Уравнение 3.9 такое же, как и уравнение 3.10 с той разницей, что вместо А в нем используется выражение + S × b× , а вместо В – Sb.

Если в формуле предельного дохода фирмы (известной из общей теории экономики) MR=P-Q/В заменить В на Sb, то получим: .

Фирмы, желающие максимизировать свою прибыль, пытаются, чтобы их предельный доход равнялся предельным издержкам, то есть

 

MR = P – Q/Sb = c (3.11)

 

Из-за этого цену, которая устанавливается типичной фирмой, можно рассчитать по формуле:

Р=с+q/sb (3.12)

 

Однако, как уже отмечалось, если фирмы установят одинаковую цену, то они продадут товар в количестве Q=S/n. Теперь подставим это значение Q в уравнение 3.12 и получим:

 

(3.13)

 

Это уравнение зависимости между количеством фирм и ценой, по которой они будут продавать свой товар. Оно свидетельствует о том, что чем больше фирм действуют в отрасли, тем жестче конкуренция и тем более низкими будут цены. Такая взаимозависимость показана на рис. 3.17 кривой РР, которая имеет нисходящую форму;

3) равновесное количество фирм. Ситуация в отрасли была рассмотрена с помощью кривой РР, показывающей, что чем больше фирм в отрасли, тем ниже цена, поскольку увеличение количества фирм ужесточает между ними конкуренцию, а также с помощью кривой СС, показывающей, что чем больше фирм в отрасли, тем выше средние издержки, поскольку при увеличении количества фирм каждая из них продает меньше продукции, поэтому они не могут устанавливать цену более низкую, чем средних издержки.

Пересечение кривых СС и РР в точке Е соответствует количеству фирм n2, обеспечивающих ей нулевую прибыль (цена Р2 отвечает средним издержкам АС2). В долгосрочной перспективе количество фирм в отрасли стремится к значению n2. Так, если допустить, что n принимает значение n2 (n1<n2), то в этом случае Р=Р1, средние издержки сокращаются (АС1), и фирмы начинают получать монопольную прибыль. В случае n3>n2, фирмы устанавливают Р=Р3, средние издержки достигают АС3, в результате чего фирмы несут убытки.

Со временем в прибыльной отрасли появляются новые фирмы, а в убыточной – их количество уменьшается. Это означает, что n2 соответствует равновесному значению количества фирм в отрасли, а Р2 – равновесной цене. В долгосрочной перспективе количество фирм в отрасли стремится к n2, и точка Е соответствует долгосрочному равновесному состоянию отрасли. Таким образом, модель монополистической конкуренции позволяет определить равновесное количество фирм и равновесную цену, которую они устанавливают.

В отрасли с монополистической конкуренцией количество фирм и уровень цены зависят от размеров (емкости) рынка. Международная торговля дает возможность увеличивать размеры рынка. В условиях автаркии, в отраслях с эффектом масштаба производства ассортимент товаров и масштабы их производства ограничиваются размерами рынка. В условиях торговли страны формируют мировой рынок, который по своим размерам больше каждого из национальных рынков, что помогает избежать отмеченных ограничений. Страны также получают возможность специализироваться на выпуске более узкого ассортимента товаров и импортировать продукцию, которую не выпускают, что увеличивает многообразие товаров для потребителей. Торговля становится взаимовыгодной даже для стран с одинаковой обеспеченностью ресурсами и технологиями.

Увеличение размеров рынков приводит к росту количества фирм и увеличению объемов продаж. Потребителям на больших рынках по сравнению с небольшими предлагаются товары по более низким ценам и в более широком ассортименте.

Исходя из уравнения (3.8), которое отражает кривую СС (см. рис. 3.17), можно сказать, что увеличение общего объема продаж (Q) приводит к снижению средних издержек для данного количества фирм (n). Это объясняется тем, что когда рост рынка осуществляется при неизменном количестве фирм, то объем продаж, приходящийся на каждую фирму, будет возрастать при одновременном снижении средних издержек каждой фирмы. Итак, при сравнении двух рынков, один из которых по объему продаж больше, чем другой, видим, что кривая СС большего рынка будет находиться ниже кривой СС меньшего рынка. Однако размеры рынка не влияют на положение кривой РР, которая описывается уравнением 3.13, в котором отсутствует показатель размера рынка. Таким образом, рост размеров рынка не ведет к сдвигу кривой РР.

Последствия увеличения размеров рынка в условиях международной торговли показаны на рис. 3.18 [17, с. 161].

 
 

До торговли рынок находится в равновесии в точке Е1, в которой фирмы в количестве n1 продают товары по цене Р1. С началом торговли размеры рынка страны, которые измеряются общим объемом продажи отрасли (S), увеличиваются. Это проявляется в перемещении кривой СС (кривой средних издержек) вниз из положения СС1 в положение СС2. Поскольку кривая РР не меняет свое положение, то равновесие перемещается в точку Е2, в которой число фирм увеличивается до n2, а цена снижается с Р1 до Р2.

Итак, в условиях монополистической конкуренции выгодно развивать международную торговлю, поскольку потребители становятся частью более крупного рынка и имеют возможность получать больше разнообразных товаров по меньшей цене, а каждая из фирм начнет выпускать больше продукции. Для достижения эффекта масштаба производства, каждая фирма должна сконцентрировать производство у себя в стране, или в зарубежной стране, однако продажа продукции должна осуществлять потребителям обеих стран.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.